ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 302
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся
ПОЛОЖЕНИЕо комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
ТК РФ Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников
4. Обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
5. Обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке.
6. Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
7. Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, имеют право создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
8. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.09.2021 в ч. 9 ст. 34 вносятся изменения (ФЗ от 30.12.2020 N 517-ФЗ).
9. В случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности. В случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки учредитель и (или) уполномоченный им орган управления указанной организацией обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности. Порядок и условия осуществления такого перевода в зависимости от уровня образовательных программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости "отлично" по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом, образовательная организация одновременно с выдачей соответствующего документа об образовании вручает медаль "За особые успехи в учении", образец, описание и порядок выдачи которой устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
(часть 10 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 135-ФЗ; в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В каких формах может быть реализовано право обучающихся на участие в управлении образовательной организацией?
Закон говорит о том, что управление образованием носит демократический характер, а педагогические работники, обучающиеся, родители имеют право на участие в управлении образовательными организациями. Очевидно, что обучающиеся на ступени дошкольного образования участвуют в управлении опосредованно, через своих родителей (законных представителей), потому что в этом возрасте сами не способны выразить и сформулировать свои интересы в части работы образовательной организации. Для обучающихся закон делает специальное уточнение, они имеют право на участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Иными словами, право на участие в управлении теоретически есть, однако практически оно реализуется лишь в формах, предусмотренных уставом. В этом смысле где-то это может быть реальным участием, когда от голоса родителей зависит решение ключевых вопросов, а где-то – скорее декоративным моментом, когда максимум, на что могут рассчитывать родители, это на то, что их мнение рассмотрят (в ряду других обстоятельств, влияющих на принятие решения). При этом в новом законе появилась одна новая возможность: «В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся». Фактически, это означает, что родители сами, по своей инициативе, могут создать совет. Администрация образовательной организации никак на это не влияет – это исключительно инициатива родителей, право на нее дано законом. Если родители такую инициативу проявили, администрация обязана будет учитывать факт существования совета, подчеркнем еще раз, независимо от того, что написано в уставе. Мнение совета необходимо будет учесть при принятии локальных нормативных актов, которые затрагивают интересы обучающихся. Учет мнения не означает, что с мнением всегда должны согласиться. Однако его должны предварительно (!) запросить у совета, и не принимать решения до тех пор, пока не рассмотрят его позицию. Срок, в течение которого совет должен выразить свое мнение по вопросу, может быть установлен в уставе или иных локальных нормативных актах, и может быть разным для разных образовательных организаций.
3. Как вы думаете, почему не допускается привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой?
Трудовое обучение имеет не только учебно-воспитательное и оздоровительное значение, но и является важным средством компенсации и коррекции нарушенных функций.
Правильно поставленное трудовое воспитание, обучение и профессиональная ориентация, непосредственное участие школьников в общественно полезном производительном труде являются незаменимыми факторами нравственного и интеллектуального развития и формирования личности. Овладение трудовыми навыками, привитие любви к определенной профессии имеет большое психологическое значение для последующего трудоустройства детей после окончания школы.
Согласно ч. 4 ст. 50 Закона «Об образовании» от 10.06.1992 г. №3266-1 (и ч. 4 ст. 34 Закона «Об образовании» от 29.12.2013 г. №273-Ф3) привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
Таким образом, важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).
В случае если добровольное согласие от ребенка и его родителей (законных представителей) не получено, а ребенок, тем не менее, привлекается к труду, это является принудительным трудом, который согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации и ст. 4 Трудового кодекса Российской Федерации, запрещен.
Таким образом, если ребенок и его законные представители не давали согласия на использование труда ребенка, его не могут принудить привлекать к труду, в т.ч. дежурить по школе, классу или принимать участие в летней трудовой практике и др.
Если же добровольное согласие на труд у образовательного учреждения имеется, то важно следить за тем, чтобы этот труд осуществлялся с соблюдением санитарных норм, норм охраны труда, перечня разрешенных видов работ и нагрузок для несовершеннолетних. В частности, недопустимо в рамках дежурства привлекать детей к мытью окон, подъему тяжелых предметов (например, перетаскивание парт, досок и пр.), к работе в непосредственной близости от автомобильных и железных дорог и другим видам работ, опасных для здоровья и жизни детей.
Занятия по трудовому обучению необходимо проводить согласно учебной программе (плану), а учащиеся должны быть аттестованы в установленном законом порядке.
Если какие-то виды трудовой деятельности можно обосновать в рамках образовательной программы по труду, то все, что находится за пределами учебной программы, выполняется исключительно на добровольных началах, с соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда детей.
Не следует путать дежурство или летнюю трудовую практику, являющуюся, по сути, добровольным трудом на безвозмездной основе с работой несовершеннолетнего по трудовому договору.
Согласно ст. 63 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. №197-ФЗ с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, может быть заключен трудовой договор, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
С 16 лет трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним и без согласия родителей (законных представителей) (ст. 63 ТК РФ). Однако следует помнить, что работа учащихся по трудовому договору имеет свои особенности.
В частности, работа должна осуществляться в свободное от учебы время; труд должен быть легким; труд не должен быть противопоказан ребенку по состоянию здоровья и возрасту; работа не должна быть вредной или опасной; работа должна осуществляться с соблюдением норм нагрузок, СанПиН и правил охраны труда; работа не должна осуществляться сверхурочно, в ночное время, выходные, нерабочие праздничные дни.
Санитарными правилами допускается оборудование мест для обучения воспитанников социальным навыкам, в том числе приготовлению пищи и обслуживанию себя.
4. Дайте определение и охарактеризуйте основные формы контроля качества освоения образовательной программы со стороны образовательной организации.
Особыми средствами обучения, с помощью которых корректируется образовательный процесс и определяется достижение поставленных целей, являются диагностика, контроль и оценка.
Диагностика обучения — обязательный компонент образовательного процесса, с помощью которого определяется достижение поставленных целей. Она охватывает различные сферы — психологическую, педагогическую, дидактическую, управленческую и др.
^ Образовательная диагностика — это процесс определения результатов образовательной деятельности учащихся и педагога с целью выявления, анализа, оценивания и корректировки обучения.
Диагностика образовательной деятельности ученика включает в себя: контроль, проверку, учет, оценивание, накопление ста-
тистических данных, их анализ, рефлексию; выявление динамики образовательных изменений и личностного приращения в содержании образования, формируемого у школьника; переопределение целей, уточнение образовательных программ; корректировку хода обучения; прогнозирование дальнейшего развития событий.
В состав диагностики входят различные формы контроля, который предполагает выявление, измерение и оценивание знаний, умений и навыков учеников. Выявление и измерение называют проверкой. Цель проверки — определение уровня и качества обученное™ ученика, объема его учебного труда, внутренних приращений
Основой оценивания служат результаты проверки. Оценка имеет различные способы выражения: устные суждения педагога, пись менные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается отметкой — условным обозначением в виде числа, буквы, кодовых знаков.
К функциям оценки относятся:
мотивационная функция — оценка поощряет образовательную деятельность ученика и стимулирует ее продолжение;
диагностическая функция — оценка указывает на причины тех или иных образовательных результатов ученика;
воспитательная функция — оценка формирует самосознание и адекватную самооценку учебной деятельности школьника;
информационная функция — оценка свидетельствует о степени успешности ученика в достижении образовательных стандартов, овладении знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей и других личностных образовательных приращениях.
Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником образовательных стандартов. Для каждого учебного курса существуют требования к уровню подготовки выпускников основной школы, которые представляют собой краткую характеристику минимально необходимых результатов, которые должны быть достигнуты. Планируемые результаты обучения описываются, как правило, в содержательно-деятелыюстной форме и характеризуют виды деятельности ученика по отношению к содержанию учебного курса. Например: «Вести диалог-расспрос, попеременно переходя с позиции сообщающего на позицию спрашивающего» (иностранный язык, X класс) или «Использовать знание зарубежной литературы для сопоставления героев русской и зарубежной литератур» (литература, X класс).