Файл: Отчет по учебной практике пм. 03Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 272

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

19 2 Нормативно-правовые и организационно-методические аспекты формирования отчётности организации
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации, а также об ее результатах хозяйственной деятельности, которая со- ставляется на основе бухгалтерского учета по установленной форме. Состав бухгалтерской отчетности представлен на рисунке 5.
Рисунок 5 – Состав бухгалтерской отчетности
Порядок составления бухгалтерской отчетности:
1) проверка составления информации на счетах бухгалтерского учета первичными до- кументами;
2) инвентаризация кассы и имущества организации;
3) корректировка данных бухгалтерского учета при выявлении отклонений;
4) закрытие счетов;
5) реформация баланса;
6) составление бухгалтерской отчетности.
Требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности:
- бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отрас- левыми стандартами;
- бухгалтерская отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении организации на отчетную дату, финансовом результате ее деятельности и движе- нии денежных средств за отчетный период;
- бухгалтерская отчетность составляется нарастающим итогом;

20
- при формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность содержащейся в ней информации, т.е. исключено одностороннее удовлетво- рение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими;
- бухгалтерская отчетность должна быть консолидированной – т.е. показатели дея- тельности всех подразделений организации, включая её филиалы и представительства неза- висимо их местонахождения;
- в бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям должны приводиться минимум за 2 года – отчетный и предшествующий отчетному;
- в бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пасси- вов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен правила- ми, установленными нормативными актами;
- бухгалтерская отчетность составляется на русском языке;
- бухгалтерская отчетность составляется в рублях;
- бухгалтерская отчетность составляется после подписания её экземпляров на бумаж- ном носителе руководителем организации;
- в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерче- ской тайны.
Главный бухгалтерский нормативный документ – федеральный закон от 06.12.2011
№402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учета подразделяются на:
- федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ);
- нормативные акты Центрального Банка Российской Федерации (план счетов и т.д.);
- рекомендации в области бухгалтерского учета
- стандарты экономического субъекта (учетная политика организации и т.д.)
Организации обязаны предоставлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончанию года (то есть, не позднее 31 марта после окончания отчетного периода), если иное не предусмотрено законом Российской Федерации.
Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июля года, следу- ющего за отчетным, если иное не предусмотрено законом.
Налоговая отчетность – это комплект документов, который организация периодически предоставляет в Федеральную налоговую службу по месту регистрации
Отчетные формы, которые обязаны сдавать в контролирующие органы организации, можно условно разделить на:
- налоговую отчетность в соответствии с выбранным режимом (налоговая декларация и налоговый расчет авансового платежа);


21
- отчетность за сотрудников;
- бухгалтерскую отчетность;
- налоговую отчетность по прочим налогам;
- статистическую отчетность (в Росстат).
Формы статистической отчетности:
- форма П-1
«
Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», предоставляется не позднее 4 числа следующего месяца;
- форма П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», предоставляется до
20 числа месяца, следующего за окончанием квартала;
- форма П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», предоставляется не позднее 28 числа следующего месяца;
- форма П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении сотрудников», предоставляется до 15 числа следующего месяца;
- форма П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», предоставляется не позднее 30 числа после завершения квартала;
- форма № 12-Ф «Сведения об использовании денежных средств», предоставляется до
1 апреля года, следующего за завершением отчетного периода;
- форма №1- предприятие «Основные сведения о деятельности организации»,
предо- ставляется до 1 апреля года, следующего за завершением отчетного периода [15].
Требования, предъявляемые к составлению налоговой отчетности представлены на рисунке:
- налоговая отчетность должна соответствовать установленной форме;
- листы представляемых деклараций, расчетов должны принадлежать к одной версии бланков налоговой отчетности;
- каждый документ (декларация, расчет) должен иметь титульный лист; в налоговой отчетности должны быть заполнены реквизиты, позволяющие в дальней- шем идентифицировать вид документа (первичный или корректирующий и номер корректи- ровки), налоговый (отчетный) период, отчетный год, полное наименование налогоплатель- щика (ф.и.о. физического лица, дата его рождения), идентификационный номер, код причи- ны постановки на учет, подписи лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и пол- ноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика, нали- чие печати организации в предусмотренном месте;
- в налоговой отчетности не должно быть штампов, печатей и других отметок на не предусмотренных для этого полях. на листах налоговой отчетности не должно быть исправ- лений;

22
- документы налоговой отчетности должны быть представлены на бланках, распеча- танных с помощью бухгалтерских программ. ксерокопии бланков не принимаются;
- листы налоговой отчетности должны сохранять свою целостность (не должны быть помятыми, надорванными, загрязненными, иметь отверстия от дырокола, скреплены скобами
(скрепками);
- все листы налоговой отчетности должны соответствовать формату а4. не допускает- ся двухстороннее заполнение бланков;
- документы должны быть составлены на русском языке.
Годовую налоговую декларацию необходимо предоставлять – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи для налогопла- тельщиков – не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Расчет по страховым взносам - не позднее 25-го числа месяца, следующего за рас- четным (отчетным) перио-дом. Расчет сумм НДФЛ — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчётным периодом (квартал). А годовой расчёт — не позднее 1 марта года, следующего за истёкшим годом.
Финансовый результат – это конечная цель в процессе финансово-хозяйственной дея- тельности любой организации. Для того чтобы определить финансовый результат организа- ции в отчетном году, необходимо провести реформацию баланса, которая подразумевает за- крытие бухгалтерских счетов.
Реформация баланса - это списание прибыли (убытка), полученной организацией за прошедший финансовый год. Такая операция необходима для того, чтобы определить фи- нансовый результат хозяйственной деятельности организации за отчетный год, рассчитать сумму чистой прибыли (убытка), полученную в течение года, и начать новый финансовый год с "нуля".
Прибыль (убыток) отчетного периода - определяется ежемесячно путем сопоставле- ния всех доходов и расходов, принятых к учету. Если полученные доходы превышают про- изведенные в отчетном периоде расходы - получена прибыль, иначе – формируется убыток отчетного года. При формировании конечного финансового результата учитываются:
- прибыль (убыток) от обычных видов деятельности;
- прибыль (убыток) от прочих операций;
- доходы и расходы, относимые на уменьшение прибыли (налог на прибыль, налого- вые санкции) [16].
Счет 90 «Продажи» предназначен для отражения операций, связанных с реализацией готовой продукции, товаров, услуг. К нему могут быть открыты следующие субсчета:
- 90-1 «Выручка»;


23
- 90-2 «Себестоимость продаж»;
- 90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
- 90-4 «Акцизы»;
- 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж».
В бухучете на счете 90 «Продажи» компании учитывают доходы и расходы от основ- ного вида деятельности. Этот счет активно - пассивный. Дебет счета показывает затраты, а кредит – доходы.
Структура 90 счета «Продажи» представлена в таблице 14.
Таблица 14 – Структура счета 90 «Продажи»
Счет 90 «Продажи»
Дебет
Кредит
Субсчет 1
Выручка
Субсчет 2
Себестоимость
Субсчет 3
НДС
Субсчет 9
Прибыль
Убытки
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3
«Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам
90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (при- быль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (за- ключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль / убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет. Закрытие субсчетов 90 счета «Продажи» и является частью прово- димой реформацией баланса в конце года [17]. Бухгалтерские записи по закрытию счета 90 отражены в таблице 15.
Таблица 15 – Бухгалтерские записи по закрытию 90 счета «Продажи»
Содержание операции
Корреспонденция счетов
Дебет
Кредит
Закрытие субсчета 90-1 «Выручка»
90-1 90-9
Закрытие субсчета 90 -2 «Себестоимость продаж»
90-9 90-2
Закрытие субсчета 90-3 «Налог на добавленную стоимость»
90-3
Закрытие субсчета 90-4 «Акцизы»
90-4
Счет 91 «Прочие доходы и расходы» используется для отражения информации о про- изведенных прочих расходах и полученных доходах прочей деятельности. К данному счету могут быть открыты следующие субсчета (рисунок 6)

24
Рисунок 6 – Субсчета к 91 счету «Прочие доходы и расходы»
В конце каждого месячного периода по всем субсчетам подсчитываются сальдо для переноса их в следующий месяц текущего года. Дальнейшие действия – сопоставление итога между кредитом 91.1 и дебетом 91.2 и выявление промежуточного финансового результата.
При получении кредитового остатка можно говорить о прибыли, дебетовый свидетельствует об убыточности деятельности в отчетном периоде.
Закрытие 91 счета осуществляется проводками:
С дебета 91.1 переносится в кредит 91.9 – закрывается доходный счет.
В дебет 91.9 переносится кредитовый остаток 91.2 – обнуляется расходная часть сче- та.
В итоге сальдо формируется только на счете 91.9, другие субсчета закрываются. Что- бы реализовать закрытие счета 91 в конце года проводки составляются с участием счета 99:
Д91.9 – К99 – так отражается прибыль по итогам года;
Д99 – К91.9 при образовании убытка от прочих видов деятельности [18].
Таким образом, дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 91 будут равны.
К началу следующего отчетного периода, то есть на 1 января следующего года сальдо по счету 91 и по всем открытым к нему субсчетам будет равно нулю.
Ежемесячно синтетические счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» за- крываются («обнуляются»). Это происходит благодаря тому, что превышение дебетового или кредитового оборота данных счетов относится на счет 99 «Прибыли и убытки»
Счет 99 "Прибыли и убытки" предназначен для обобщения информации о формиро- вании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году.
Для отражения прибыли, то есть когда дебетовый оборот счета 90 оказался меньше кредитового, необходимо сделать следующую бухгалтерскую запись: Дебет 90 а – Кредит 99.


25
Если по итогам месяца дебетовый оборот счета 90 оказался больше кредитового, то возникает убыток, который отражается обратной записью: Дебет 99 – Кредит 90.
Аналогично выявляется прибыль и убыток по прочим видам деятельности, доходы и расходы от которых учитываются на счете 91:
Дебет 91 – Кредит 99 означает, что по прочей деятельности на конец месяца сформи- рована прибыль.
Дебет 99 – Кредит 91 означает, что по прочим доходам и расходам за месяц образо- вался убыток.
В конце года счет 99 обнуляется с отнесением разницы на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»: происходит так называемая «реформация баланса». В конце года проводка Дебет 99 – Кредит 84 означает, что выявленная итоговая прибыль по резуль- татам года по всем видам деятельности отнесена в состав прибылей (убытков) прошлых лет.
А убыток по результатам года отражается: Дебет 84 – Кредит 99 [19].
В таблице 16 представлены все бухгалтерские записи, отражающие реформацию ба- ланса.
Таблица 16 – Бухгалтерские записи отражающие реформацию баланса
Таким образом, реформация бухгалтерского баланса подразумевает под собой, закры- тие счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» в конце отчетного периода (в конце года). Итоговый финансовый результат по счету 99 «Прибыли и убытки» списывается на 84 счет «Нераспределенная прибыль».

26 3
Экспресс-анализ бухгалтерской отчётности организации
Целью анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности является, получение ключе- вых характеристик финансового состояния и финансовых результатов компании, для приня- тия оптимальных управленческих решений разными пользователями информации.
Задачи анализа финансовой отчетности
- количественная оценка имущественного состояния организации;
- качественная оценка выявленных изменений;
- определение факторов обусловивших изменения;
- определение причинно-следственных связей;
- оценка использования активов;
- разработка рекомендаций для улучшения финансового состояния организации;
- составление прогноза.
На рисунке 7 представлены методы анализа финансовой отчетности.
Рисунок 7 – Методы анализа финансовой отчетности
Экспресс-анализ финансовой отчетности состоит из нескольких этапов: вертикальный и горизонтальный анализ бухгалтерской отчетности, анализ и оценка показателей рентабель- ности, анализ и оценка ликвидности и платежеспособности, анализ и оценка финансовой устойчивости. [20]
Далее проведем экспресс-анализ бухгалтерского баланса ООО «Приморский конди- тер» для этого необходимо составить агрегированный баланс за период с 2019 по 2021 год,


27 который представлен в таблице 17. С полным бухгалтерским балансом организации можно ознакомиться в приложении Ж.
Таблица 17 – Агрегированный баланс за 2019-2021 год
Наименование показателя
Код
2019 2020 2021
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
1110 71 101 128
Основные средства
1150 100901 103969 89322
Отложенные налоговые активы
1180 709 656 96
Прочие внеоборотные активы
1190 0
143 2133
Итого по разделу I
1100 101681 104869 91679
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
1210 161781 177371 212703
Дебиторская задолженность
1230 782982 982832 1029954
Денежные средства и денежные эквиваленты
1250 134992 33900 49893
Прочие оборотные активы
1260 642 310 74
Итого по разделу II
1200 1080397 1194413 1292624
БАЛАНС
1600 1182078 1299282 1384303
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
1310 311802 311802 311802
Нераспределенная прибыль
1370 654937 705489 780206
Итого по разделу III
1300 966793 1017291 1092008
IV ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства
1410 307 307 307
Отложенные налоговые обяза- тельства
1420 7433 6464 5289
Итого по разделу IV
1400 7740 6771 5596
V КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства
1510 674 224 224
Кредиторская задолженность
1520 179573 252860 256803
Оценочные обязательства
1540 27352 22136 29672
Итого по разделу V
1500 207599 275220 286699
БАЛАНС
1700 1182078 1299282 1384303
По данным таблицы 17, видно, что валюта баланса стабильно возрастает на протяже- нии исследуемого периода, что свидетельствует о развитии компании.
Далее проведем горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса общества с ограниченной ответственностью «Приморский кондитер».
Чтобы оценить динамику отдельных статей баланса, проведем горизонтальный анализ представленный в таблице 18.

28
Таблица 18 – Горизонтальный анализ бухгалтерского баланса за 2019-2021 гг.
Показатель
Горизонтальный анализ
Абсолютное изменение
2020/2019 гг.
Относительное изменение, %
Абсолютное изменение
2021/2020 гг.
Относительное изменение,%
АКТИВ
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Нематериальные активы
30 142,25 27 126,73
Основные средства
3068 103,04
-14647 85,91
Отложенные налоговые активы
-53 92,52
-560 14,63
Прочие внеоборотные ак- тивы
143 0,00 1990 1491,61
Итого по разделу I
3188 103,14
-13190 87,42
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
Запасы
15590 109,64 35332 119,92
Дебиторская задолжен- ность
199850 125,52 47122 104,79
Денежные средства и де- нежные эквиваленты
-101092 25,11 15993 147,118
Прочие оборотные активы
-332 48,29
-236 23,87
Итого по разделу II
114016 110,55 98211 108,22
БАЛАНС
117204 109,92 85021 106,54
ПАССИВ
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
Уставный капитал
0 100,00 0
100,00
Нераспределенная при- быль
50552 107,72 74717 110,59
Итого по разделу III
50498 105,22 74717 107,34
IV ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемные средства
0 100,00 0
100,00
Отложенные налоговые обязательства
-969 86,96
-1175 81,82
Итого по разделу IV
-969 87,48
-1175 82,65
V КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Заемный средства
-450 33,23 0
100,00
Кредиторская задолжен- ность
73287 140,81 3943 101,56
Оценочные обязательства
-5216 80,93 7536 134,04
Итого по разделу V
67621 132,57 11479 104,17
БАЛАНС
117204 109,92 85021 106,54
Согласно таблице 18, наибольший рост актива баланса был обеспечен за счет оборот- ных активов. Они увеличились в первую очередь, за счет роста дебиторской задолженности на 199850 тыс. руб. в 2020 и на 47122 тыс. руб. в 2021 г. и запасов. При этом наблюдается