Файл: 1 Культурноисторическая теория психического развития человека Л. С. Выготского.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Возрастная психология и психология развития
Группа 20П151
Студент
Е.Е.Хоменко
МОСКВА 2023
Практическое занятие 1.
По теме 1: «Культурно-историческая теория психического
развития человека Л.С. Выготского».
Задание 1
1. Приведите в соответствие термины и описание их содержания (выберите 1 вариант ответа на каждый вопрос):
А. Стабильный период в развитии личности, характеризующийся плавным и незаметным накоплением изменений в психике и структуре личности. 3. Литический период в развитии.
Б. Зона развития, в которой ребенок способен освоить новый материал при помощи взрослого, однако еще неспособен сделать это самостоятельно. 5. Зона ближайшего развития.
В. Период в развитии личности, характеризующийся резкими скачкообразными изменениями в психике человека, когда быстро и качественно меняется вся структура личности или психическое развитие в целом. 4. Критический период в развитии.
Г. Период развития, максимально благоприятный для развития той или иной психической функции. 1. Сензитивный период.
Задание 2
Назовите примерные сензитивные периоды в развитии тех или иных психических функций и феноменов (по Л.С. Выготскому) и опишите возможные последствия недоразвития этих функций в данный период:
| Сензитивный период в развитии (возраст) | Последствия недоразвития в сензитивный период |
Речь | От рождения до 6 лет | Без появления речи, не будет формироваться образно-вербальное мышление. При анартрии, ринолалии путь к его формированию не закрывается, а вот при алалии (если не начать заниматься в раннем возрасте), образно-вербальное мышление не сформируется, и со временем, вторично, появится умственная отсталость. |
Наглядно - образное мышление | К 3 годам | С 5 лет важно поддерживать и развивать фантазию ребёнка, его творческий потенциал, его воображение, так как в более позднем возрасте это будет весьма проблематично. Без умения фантазировать, мышление будет ограниченным и не гибким. |
Ходьба | От 1,5 до 2 лет | Если ребенок старше 1,5 лет: не может спускаться по лестнице, спотыкается, часто падает, неуклюжий – это м. - б. дисфункция мозжечка – в будущем не сможет научиться кататься на велосипеде, трудности с процессами автоматизации звуков, навыков письма и чтения |
Движения | От 1 года до 4 лет | Ограничивая подвижность ребёнка, вы провоцируете его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но умственных и речевых в том числе. |
Теоретическое и абстрактное мышление | От 11 до 15 лет | Противоречие, возникающее между, с одной стороны, недостаточной сформированностью мышления дошкольников и, с другой стороны, значительной способностью детей к усвоению алгоритмов решения логических задач, в том числе в отношении оперирования с понятиями. |
Базовое доверие к миру и людям | От рождения до 1 года | На основе недоверия к миру, развивается, боязливость и подозрительность |
Игровая деятельность и воображение | С 3 до 7 лет | Чрезмерный контроль приведет к появлению чувства вины и низкой самооценки. |
Воля, произвольная саморегуляция психической деятельности | Подростковый период | Если ребенок не способен слушаться взрослых, делать то что ему говорят: то ли он не привык, то ли вообще к этому не способен, – то у него отсутствует база, чтобы позже слушаться себя, выполнять свои собственные себе команды. Он не будет способен подчиняться себе, если у него нет навыка подчиняться кому бы, то ни было |
Критика к себе, рефлексия | Период юнности | Л. С. Выготский называет негативизмом такие проявления в поведении ребенка, при которых он отказывается что-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т.е. это является реакцией не на определенное действие, а на саму просьбу взрослых. |
Задание 3
Назовите первичный (1) и вторичный (2) дефекты в развитии личности ребенка с ОВЗ, согласно Л.С. Выготскому:
А. Нарушения когнитивных функций (чтения, письма, счета) у детей с СДВГ, без сопутствующих мозговых нарушений. Первичный
Б. Нарушения речи у ребенка раннего возраста с госпитальным синдромом (в результате длительной больничной депривации). Первичный
В. Нарушения счета у детей с ДЦП, с сопутствующими нарушениями в функционировании лобных и теменных областей головного мозга. Вторичный
Г. Низкие умственные способности у детей с олигофренией. Вторичный
Практическое занятие 2.
По теме 4: «Проблема психического развития человека и его движущих сил в зарубежной психологии».
Задание 1
Назовите и опишите основные стадии морально- этического развития ребенка по Л. Колбергу и назовите факторы и движущие силы этого развития.
Уровни морального развития личности | Описание стадий и уровней морального развития личности | Что способствует и препятствует моральному развитию личности на данном уровне (социальные и возрастные факторы) |
Доконвенциональный (2 стадии) | 1. Ориентация на наказание и послушание (Как я могу избежать наказания?) Ребёнок стремится быть послушным, потому что полагает, что только так можно избежать наказания. 2. Наивная гедонистическая ориентация (Какая здесь польза для меня?) Поступки ребёнка ориентированы на получение вознаграждения. Он поступает правильно ради получения выгоды. | Основным двигателем его поведения является соблюдение баланса между наказанием и вознаграждением |
Конвенциональный (2 стадии) | 1. Ориентация на соответствие ближнему окружению/малой группе (социальные нормы, модель «хорошего ребёнка») Ребёнок в состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных принципов, принятых в его окружении. Он понимает, что такое стыд, и хочет быть «хорошим ребёнком» в глазах значимых взрослых. 2. Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (Мораль соответствует правилам и законам) Ребёнок осознает существование законов, принятых в обществе, и понимает, для чего они служат. Кроме того, он видит в соблюдении законов возможность отстоять и свои права, если это необходимо. | Установка на поддержание установленного порядка социальной справедливости и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам) |
Постконвециональный (2 стадии) | 1. Утилитаризм и представление о морали как продукте общественного договора (социальный контракт) Мир рассматривается как содержащий различные мнения, права и ценности. Эти мнения, права и ценности необходимо уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы рассматриваются как социальные контракты, а не жёсткие указания. Те, которые не способствуют общему благосостоянию, должны быть изменены, когда это необходимо для достижения «наивысшего блага для наибольшего числа людей». 2 . Универсальные этические принципы (собственные нравственные принципы и совесть как регулятор) Мораль основана на абстрактных рассуждениях с использованием универсальных этических принципов. Законы действуют лишь постольку, поскольку они основаны на справедливости; более того, приверженность справедливости несёт за собой обязательство не подчиняться несправедливым законам | Формируются устойчивые моральные принципы, соблюдение которых обеспечивается собственной совестью безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям. |
Задание 2
Опишите достоинства и недостатки концепции развития личности А. Маслоу. Согласны ли Вы, что только 1% людей в обществе достигает вершин самореализации? Обоснуйте свой ответ.
Достоинства:
-
Позволила разработать несколько теорий мотиваций, которые успешно применяются на практике. -
Смогла упорядочить потребности, объяснить, как человек переходит от удовлетворения одной потребности к другой. -
Широко используется в маркетинге, поскольку позволяет понять, потребности какого уровня в настоящее время должна обслуживать организация, исходя из сложившейся конъюнктуры рынков. -
Помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов. Компании, которые поймут, какие потребности будут актуальны для людей через несколько лет, могут стать лидерами отрасли, -
В той или иной степени, теория потребностей Маслоу повлияла на все сферы человеческой деятельности, затронула образование, бизнес-процессы, различные формы групповой терапевтической практики, которая используется для снятия стресса.
Недостатки:
-
Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории. -
Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди. -
Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий. -
Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении. -
Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. \ -
Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу-вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своими произведениями, не отвлекаясь даже на еду).
По статистике, только 4% людей могут достичь вершины пирамиды потребностей. Самореализация личности в обществе на 40% позволяет человеку ощутить себя счастливой и полноценной личностью.
Сомнению не подлежит утверждение о том, что важнейшая составляющая полноценной, гармоничной, счастливой жизни – является возможность использовать весь творческий и профессиональный потенциал.
Как правило, на пути самопознания и становления человек часто испытывает проблемы психологического характера – несоответствие между интеллектуальным и энергетическим потенциалом, уровнем навыков и степенью реализации опыта в реальном мире.
Самореализация личности в обществе, в отношениях может быть затруднена по определенным причинам:
-
проживание в неблагоприятной географической зоне; -
физические ограничения – плохое зрение или слух.
Задание 3
Приведите в соответствие 4 типа (статуса) идентичности, выделенных Дж. Марсиа, с описанием их содержания:
А. Человек нашел себя, хорошо знает свои достоинства и недостатки, и движется по избранному им пути, стараясь реализовать себя в социуме.
3. Достигнутая идентичность.
Б. Человек находится в поисках себя, пытается осознать свою индивидуальность, свои сильные и слабые стороны, однако не нашел еще себя и не реализовал в обществе. 2. Мораторий.
В. Человек плохо понимает себя, не ищет и не осознает своей индивидуальности и не проявляет никакой активности по поиску и реализации себя в социуме. 1. Диффузная идентичность
Г. Человек проявляет активность по поиску своего места в обществе, однако не осознает своих истинных потребностей и ищет себя, ориентируясь преимущественно на критерии окружающих (близких, знакомых, друзей, общественное мнение). 4. Предрешенная идентичность.
Практическое занятие 3.
По теме 10: Психическое развитие в раннем возрасте.
Задание 1
Мальчик двух лет и девяти месяцев резко изменил свое отношение к приходящим в дом гостям. В один из праздничных дней ребенок стал капризничать, затем плакать и кричать, чтобы гости уходили. Даже подходил к ним и толкал, показывая свое недовольство, хотя до этого он положительно и спокойно реагировал на взрослых. Он также не мог спокойно воспринимать то, что мама останавливается поговорить со знакомыми во время прогулки, прогонял их. На тот момент мальчик был единственным ребенком в семье и требовал внимания и исполнения всех своих капризов.
Вопросы:
1. Чем обосновано такое поведение мальчика?
Мальчик может проявлять упрямство. Как единственный ребенок в семье, он может требовать постоянного внимания и не желать его ни с кем делить. Подобного поведения есть признаки негативизма – родители пригласили гостей, это не было решением ребенка, и он не хочет принимать его.
2. Какова причина возникновения подобного явления?
Часто в резкой форме упрямство проявляется у детей в возрасте 2,5-3 лет. Это одно из проявлений кризиса трех лет, возникающего при переходе от раннего возраста к дошкольному. Личностные механизмы ребенка перестраиваются, устанавливаются новые черты сознания и личности человека, а взаимоотношения с окружающими переходят на новый тип.
3. Какие рекомендации можно дать маме в этой ситуации?
При кризисе трех лет проявление агрессии может быть следствием невыхода энергии. Кроме того, в этом возрастном периоде для ребенка важно принимать решения самому.
Психолог может рекомендовать маме мальчика пересмотреть распорядок дня ребенка, добавив в него больше активностей. Возможно, имеет смысл подобрать ребенку спортивную секцию, подходящую по возрасту, где ребенок сможет выплеснуть лишнюю энергию через физическую активность. Важно учесть, что секция не должна подразумевать строгой дисциплины, так как это может плохо отразиться в период негативизма. К примеру, подойдет плавание, но не подойдут единоборства.
Также можно рекомендовать дать мальчику возможность чаще принимать решения самому (в разумных пределах, не несущих угрозы здоровью). В частности, перед праздником можно предложить ребенку помочь украсить квартиру, приготовить («Давай вместе»), предложить выбрать, где будет стоять его столик на празднике. С учетом принятых самостоятельно решений и непосредственного участия, ситуация может перестать быть настолько раздражающей для ребенка.
Задание 2
Мальчик Коля с родителями пришел в гости к бабушке.
– Снимай ботинки, – говорит бабушка. Мальчик пыхтит, развязывая шнурки, но помощи не просит.
– Садись с нами пить чай!
Коля лезет пальцем в варенье и чай.
– Нельзя так делать! – говорит мама, но Коля продолжает свое «черное дело». После того как выпили чай, мама говорит: «Скажи спасибо бабушке».
– Не татю (Не хочу!), – говорит ребенок и уходит к своим игрушкам.