Файл: 1 Культурноисторическая теория психического развития человека Л. С. Выготского.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Вопросы:

1. Какая особенность раннего возраста проявилась в поведении мальчика?

Особенность агрессивного поведения. Нередко это стремление к самостоятельности - знаменитое «я сам» - выливается в первые попытки маленького человека настоять на своем вопреки желанию родителей. Свое неудовольствие 2-3-летние дети выражают весьма непосредственно.

2. Какова причина возникновения подобного явления?

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями ребенка.

3. Какие рекомендации можно дать взрослым в этой ситуации?

На агрессивность ребенка родители реагировали лаской, отвлечением внимания, прибегать к угрозам, лишениям удовольствий. Ребенок задумывается, как же ему реагировать на усиливающиеся санкции со стороны родителей, как вести себя дальше, чтобы родительская контрагрессия была по возможности минимальной. В таком случае адекватным решением со стороны родителей будет умеренно строгое воспитание своего сына. Также можно принять на вооружение то, что мальчик будет брать с них пример и поэтому надо на своём примере показывать, что хорошо, а что плохо.

Практическое занятие 4

По теме 14: Психологические особенности юношеского возраста.

Задание 1

В беседе с учительницей один старшеклассник признался: «Понимаю, что химия – очень важная наука, поэтому и стараюсь, но не лежит к ней душа, неинтересно мне ею заниматься. Все формулы учи наизусть, реакции заучивай, элементов тьма. На подготовку к урокам затрачиваю много времени, все повторяю, а положительного результата все равно нет».

Вопросы:

1. Какие особенности личности юноши проявляются в том, что он так упорно учит химию, хотя она ему совсем не нравится?

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл. Знания, умения и навыки становятся в этом возрасте критерием ценности для подростка окружающих его людей, а также основанием для проявления интереса и подражания им.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценки этих людей и самооценку. Старшие подростки начинают интересоваться разными профессиями, у них возникают профессионально ориентированные мечты, т. e. начинается процесс профессионального самоопределения.


2. Какие действия со стороны педагога могли бы изменить отношение ученика к предмету?

С целью изменить отношение ученика к предмету педагог должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед, пусть даже учащийся это делает без желания. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при решении сложной задачи, - это вселит в него дух уверенности.

Задание 2

Ученики десятого класса говорят о своей учительнице математики как о слабой личности. Они считают, что у нее не хватает твердости, требовательности: «С нами надо говорить без поблажек, прямо, а она нянчится, уговаривает или грозит наказанием, даже вызовом родителей в школу, общается с нами как с маленькими детьми…»

Вопросы:

1. Какими психологическими особенностями старшеклассников объясняются их высказывания?

Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными, предъявляют более высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

2. Какие рекомендации можно предложить учителям при общении со старшеклассниками?

Учителям стоит относиться к старшеклассникам как к равным, оказывать поддержку, быть наставником, справедливо оценивая результаты.

Задание 3

Полина, ученица десятого класса, постоянно изводит себя диетами, старается похудеть, несмотря на то, что окружающие считают ее фигуру идеальной. Она обвиняет себя в том, что не умеет общаться с окружающими: не находит общих тем для разговоров, недостаточно внимательна к окружающим, эгоистична и т.п., – что не соответствует действительности.

Вопросы:

1. О какой особенности Полины идет речь?

Поведение девушки может быть обусловлено неадекватностью самооценки и несформированностью эмоционально-ценностного отношения к себе, которое базируется на неразвитых формах самопознания.



2. Может ли девушка справиться со своей проблемой самостоятельно?

Из-за широкой изменчивости процессов роста и стремления молодых людей сравнивать себя с ровесниками, у многих из них фиксируется значительное снижение самооценки и чувство собственной значимости. В связи с этим Полина не сможет справиться с своей проблемой без посторонней помощи, так как не принимает себя и не видит своих достижений со стороны.

3. Почему юношам и девушкам с данной особенностью необходима помощь взрослых?

Помощь взрослых необходима таким юношам и девушкам, так как взрослые могут оказать поддержку, указать на их успехи и достижения, хорошие стороны, помочь справиться с какими-то проблемами.

4. Чем взрослые могут помочь Полине в этой ситуации?

На формирование самооценки существенное влияние могут оказать реальные достижения Полины - всегда возможно выявить это в какой-либо ее деятельности и указать на данные факты, в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка. Так же Полине поможет тренинг. Тренинг вскроет «слабые» места, покажет, что именно надо проработать в дальнейшей работе над собой.