ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 820
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
оформилась как уже не только внепсихологический, но и как внетерапевтический человекоцен-трированный подход. Психозой как психопрактическая эра весьма вероятен в начавшемся столетии в связи с массовым проникновением психотерапии и психологического консультирования (этих промежуточных между психологией и психопрактикой про-
254
топсихопрактических форм) в социальную и личную жизнь людей.
Смысл затянувшегося психологического кризиса видится нам в характерном для западного технократического менталитета соотношении теории (логоса, знания, рефлексии, мифа) и практики. Это соотношение проникло в психологию с «молоком» философии и «физиологическим раствором» методологии позитивистской науки. Имеется в виду такое соотношение логоса и практики, при котором логос господствует, а практика подчиняется, логос всеобщ, а практика частична, логос самоценен, а практика утилитарна. В данном методологическом контексте практика (например, в форме экспериментирования) нужна только для того, чтобы строить и питать теорию. При этом такая практика-донор утилизуется теорией только в изначально усеченной форме.
В XXI в. психологи начнут постепенно осознавать всю тупико-вость и пагубность методологии классической науки и предпримут попытки ее радикального преобразования. Интеллект — лишь частная форма жизни. Практика жизни — вот Демиург наук о человеке (в том числе и психологии).
Становление подлинной психопрактики как науки целостного и полноценного бытия в психике человека во всей его интеграль-ности, спонтанности, красоте и творческой мощи неразрывно связано с пересмотром функции и роли теории (мифа) в деятельности самого ученого. Всякая теория имеет смысл ровно настолько, насколько она способна фасилитировать позитивную практику жизни. Никакая теория не должна быть знанием о человеке и его жизни, не должна понимать, объяснять, предсказывать и определять человека и его жизнь. Единственная осмысленная функция теории — помогать жизни конкретного человека. Сама профессиональная роль человека «ученого» (знатока, эксперта, референта, авторитета) неизбежно трансформируется в личностную позицию человека «опытного» (фасилитатора, лидера и мастера жизни). В сравнении с психопрактиком ученый-психолог как человек, психологизирующий жизнь, станет со временем смешон и жалок.
В логике разрабатываемого нами триалогического подхода в психотерапии и психологическом консультировании магистральную линию развития науки о человеческой психике можно представить как состоящую из трех основных этапов (в зависимости от того, какая из трех основных личностных инстанций — внутренний наблюдатель, внутренний клиент или внутренний терапевт — доминирует в «исследователе» и «исследуемом»): первый этап — психология — наука, субъектом и объектом познания в которой являются взаимодействующие на рациональном (эмло-гическом) уровне внутренние наблюдатели; второй этап — пси-
хотерапия — отрасль практической психологии, основанная на
255
взаимовлияниях находящихся в эмоциональном (эмпатическом) контакте внутренних клиентов; третий этап — психопрактика — наука, где «исследователь» и «исследуемый» практикуют семантический альянс на символическом (эмфилическом) уровне внутренних терапевтов.
Исторический смысл психологического кризиса заключается в самом существовании психологии. Этот кризис разрешится только в том случае, если завершится ее история, если современная психология, продолжая разрешаться многочисленными психотерапиями, наконец-то решится стать психопрактикой.
БИБЛИОГРАФИЯ
Обязательная
1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
2. Ассаджиоли Р., Ферутто П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: Теория и практика. — М., 1994.
3. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
6. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. — 1992. — № 3—4.
7. Бубер М.Яи Ты. - М., 1993.
8. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1.
9. Выготский Л. С. Собр. соч. — М., 1982. — Т. I.
10. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. — М., 1994.
11. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд. Сообщение 1. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1989. — № 2.
12. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.
13. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994.
14. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М., 1994.
15. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
16. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М., 1990.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд.
20. Менегетти А. Словарь образов: Практическое руководство по има-гогике. — Л., 1991.
21. Менегетти А. Психология жизни. — СПб., 1992.
22. Менегетти А. Путь мудреца, или Искусство жизни. — Пермь, 1993.
23. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. — Пермь, 1993.
24. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. — Пермь, 1995.
25. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. — М., 1997.
257
26. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
27. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. — 1993. — № 4.
28. Ошо. Пока вы не умрете: Размышления о суфийских притчах. — М., 1994.
29. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
30. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
31. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. — М., 1984.
32. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
33. Роджерс К. Р. Человекоцентрированный/клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. — 2001. — № 2.
34. Роджерс Н. Путь к целостности: Человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.
35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
36. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
37. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М, 1975.
38. Сэв Л. Марксизм и теория личности. — М., 1972.
39. Успенский П.Д. В поисках чудесного. — СПб., 1992.
40. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. — М., 1994.
41. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
42. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
43. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
44. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.
45. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. — М., 1992.
46. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.
47. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
48. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
49. Almaas А. Н. Essence. The Diamond Approach to Inner Realization. — N.Y., 1986.
50. AngyalA. Foundations for a Science of Personality. — N.Y., 1941.
51. Gordon Th. Teacher's Effectiveness Training. — N.Y., 1975.
52. Kirschenbaum H., Henderson V. (eds.). The Carl Rogers Reader. — Boston, 1989.
53. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. — N.Y., 1971.
54. MeneghettiA. V In Se dell'Uomo. — Roma, 1981.
55. Miller A. For Your Own Good. - N.Y, 1990.
56. Rogers С Becoming Partners: Marriage and its Alternatives. — N.Y., 1972.
57. Rogers С On Encounter Groups. — Harmondsworth, 1975.
58. Rogers С A Way of Being. - Boston, 1980.
59. Rogers С Freedom to Learn for the 80's. —Columbus; Toronto; London; Sydney, 1983.
258
60. Rogers С. Inside the World of Soviet Professional // J. of Humanistic Psychology. - 1987. - Vol. 27(3).
61. Rogers N. Emerging Woman. A Decade of Midlife Transitions. — Santa Rosa, 1980.
62. Rogers N. The Creative Connection: Expressive Arts as Healing. — Palo Alto, 1993.
63. Speeth K.R. The Gurdjieff Work. - Los Angeles, 1989.
Дополнительная
64. Абаев Я. В. Предисловие // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.
65. Абаев Я. В. Концепция «просветления» в «Махаяна-шраддхот пада-шастре» // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.
66. Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
67. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
68. Антов И. А. К вопросу о сущности современной профессиональной ориентации молодежи // Социальная и профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социалистического общества в СССР. — Таллин, 1977.
69. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии / Под ред. А.Ф.Окулова и др. — М., 1989.
70. Баумгартен Ф. Психотехника. — М., 1926.
71. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963.
72. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
73. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. — М., 1988.
74. Бибрих Р. Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1978. — № 2.
75. Бибрих P.P., Орлов А.Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1977. — № 2.
76. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
77. Варга А. Я., Кадыров И. М., Холмогорова А. Я. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.
78. Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России. — М., 1998.
79. Волков Г. Эра роботов или эра человека? // Новый мир. — 1963. — № 2.
80. Волков Г. Я. Истоки и горизонты прогресса: Социологические проблемы развития науки и техники. — М., 1976.
81. Гоголь Я. Повести. Пьесы. Мертвые души // Библиотека всемирной литературы. — М., 1975. — Т. 75.
82. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М., 1992.
259
83. Грушин Б. Свободное время. — М., 1967.
84. Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующего консультирования. — СПб., 1997.
85. Дилигентский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1994.
86. Достоевский Ф.М.
Полное собрание сочинений. — Л., 1976. — Т. 14.
87. Дубсон Б. И. Социально-экономические проблемы свободного времени трудящихся в условиях современного капитализма. — М., 1980.
88. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.
89. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.
90. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л., 1988.
91. Игнатович А. Н. Десять ступеней бодхисаттвы // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.
92. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? / Под ред. Р. И.Косолапова. — М., 1979.
93. Кабир. Лирика. - М., 1965.
94. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
95. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия) // Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. — М, 1993.
96. Калмыкова Е. С, КэхелеХ. Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.
97. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.
98. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. — 1971. — № 7.
99. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.
100. Клапаред Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы. - М., 1925.
101. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. — 1990. — № 3.
102. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. -№ 1.
103. Коротов В.М. Идущему на первые уроки. — М., 1971.
104. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1954.
105. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой и др. — М., 1984.
106. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.
107. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры // Библиотека всемирной литературы. — М., 1974. — Т. 42.
108. Лейтес Н. С, Орлов А. Б. Изучение склонностей в советской психологии // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. — М., 1977.
260
109. Леонтьев А. Н. Мотивы, потребности и эмоции. — М., 1971. ПО.
254
топсихопрактических форм) в социальную и личную жизнь людей.
Смысл затянувшегося психологического кризиса видится нам в характерном для западного технократического менталитета соотношении теории (логоса, знания, рефлексии, мифа) и практики. Это соотношение проникло в психологию с «молоком» философии и «физиологическим раствором» методологии позитивистской науки. Имеется в виду такое соотношение логоса и практики, при котором логос господствует, а практика подчиняется, логос всеобщ, а практика частична, логос самоценен, а практика утилитарна. В данном методологическом контексте практика (например, в форме экспериментирования) нужна только для того, чтобы строить и питать теорию. При этом такая практика-донор утилизуется теорией только в изначально усеченной форме.
В XXI в. психологи начнут постепенно осознавать всю тупико-вость и пагубность методологии классической науки и предпримут попытки ее радикального преобразования. Интеллект — лишь частная форма жизни. Практика жизни — вот Демиург наук о человеке (в том числе и психологии).
Становление подлинной психопрактики как науки целостного и полноценного бытия в психике человека во всей его интеграль-ности, спонтанности, красоте и творческой мощи неразрывно связано с пересмотром функции и роли теории (мифа) в деятельности самого ученого. Всякая теория имеет смысл ровно настолько, насколько она способна фасилитировать позитивную практику жизни. Никакая теория не должна быть знанием о человеке и его жизни, не должна понимать, объяснять, предсказывать и определять человека и его жизнь. Единственная осмысленная функция теории — помогать жизни конкретного человека. Сама профессиональная роль человека «ученого» (знатока, эксперта, референта, авторитета) неизбежно трансформируется в личностную позицию человека «опытного» (фасилитатора, лидера и мастера жизни). В сравнении с психопрактиком ученый-психолог как человек, психологизирующий жизнь, станет со временем смешон и жалок.
В логике разрабатываемого нами триалогического подхода в психотерапии и психологическом консультировании магистральную линию развития науки о человеческой психике можно представить как состоящую из трех основных этапов (в зависимости от того, какая из трех основных личностных инстанций — внутренний наблюдатель, внутренний клиент или внутренний терапевт — доминирует в «исследователе» и «исследуемом»): первый этап — психология — наука, субъектом и объектом познания в которой являются взаимодействующие на рациональном (эмло-гическом) уровне внутренние наблюдатели; второй этап — пси-
хотерапия — отрасль практической психологии, основанная на
255
взаимовлияниях находящихся в эмоциональном (эмпатическом) контакте внутренних клиентов; третий этап — психопрактика — наука, где «исследователь» и «исследуемый» практикуют семантический альянс на символическом (эмфилическом) уровне внутренних терапевтов.
Исторический смысл психологического кризиса заключается в самом существовании психологии. Этот кризис разрешится только в том случае, если завершится ее история, если современная психология, продолжая разрешаться многочисленными психотерапиями, наконец-то решится стать психопрактикой.
БИБЛИОГРАФИЯ
Обязательная
1. Асмолов А. Г. Психология личности. — М., 1990.
2. Ассаджиоли Р., Ферутто П., Йоуменс Т., Крэмптон М. Психосинтез: Теория и практика. — М., 1994.
3. Байярд Р., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
4. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
5. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
6. Боуэн М.В.-Б. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. — 1992. — № 3—4.
7. Бубер М.Яи Ты. - М., 1993.
8. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. — 1992. — № 1.
9. Выготский Л. С. Собр. соч. — М., 1982. — Т. I.
10. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. — М., 1994.
11. Гаврилова Т.П., Снегирева Т.В. К итогам работы в группах К. Роджерса и Р. Сэнфорд. Сообщение 1. Принципы гуманистического общения и опыт освоения их в групповом взаимодействии // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — 1989. — № 2.
12. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. — 1988. — № 4.
13. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. — М., 1994.
14. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. — М., 1994.
15. Кон И. С. Социология личности. — М., 1967.
16. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. — М., 1990.
17. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. — М., 1983.
18. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. — М., 1956.
19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд.
20. Менегетти А. Словарь образов: Практическое руководство по има-гогике. — Л., 1991.
21. Менегетти А. Психология жизни. — СПб., 1992.
22. Менегетти А. Путь мудреца, или Искусство жизни. — Пермь, 1993.
23. Менегетти А. Онтопсихологическая педагогика. — Пермь, 1993.
24. Менегетти А. Клиническая онтопсихология. — Пермь, 1995.
25. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. — М., 1997.
257
26. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.
27. Орлов А. Б., Хазанова М.А. Феномены эмпатии и конгруэнтности // Вопросы психологии. — 1993. — № 4.
28. Ошо. Пока вы не умрете: Размышления о суфийских притчах. — М., 1994.
29. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982.
30. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982.
31. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. — М., 1984.
32. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М., 1994.
33. Роджерс К. Р. Человекоцентрированный/клиентоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. — 2001. — № 2.
34. Роджерс Н. Путь к целостности: Человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии. — 1995. — № 1.
35. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М., 1973.
36. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.
37. Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М, 1975.
38. Сэв Л. Марксизм и теория личности. — М., 1972.
39. Успенский П.Д. В поисках чудесного. — СПб., 1992.
40. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост: Восточные теории личности. — М., 1994.
41. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.
42. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
43. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.
44. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991.
45. Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. — М., 1992.
46. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. — М., 1994.
47. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1994.
48. Ярошевский М. Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974.
49. Almaas А. Н. Essence. The Diamond Approach to Inner Realization. — N.Y., 1986.
50. AngyalA. Foundations for a Science of Personality. — N.Y., 1941.
51. Gordon Th. Teacher's Effectiveness Training. — N.Y., 1975.
52. Kirschenbaum H., Henderson V. (eds.). The Carl Rogers Reader. — Boston, 1989.
53. Maslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature. — N.Y., 1971.
54. MeneghettiA. V In Se dell'Uomo. — Roma, 1981.
55. Miller A. For Your Own Good. - N.Y, 1990.
56. Rogers С Becoming Partners: Marriage and its Alternatives. — N.Y., 1972.
57. Rogers С On Encounter Groups. — Harmondsworth, 1975.
58. Rogers С A Way of Being. - Boston, 1980.
59. Rogers С Freedom to Learn for the 80's. —Columbus; Toronto; London; Sydney, 1983.
258
60. Rogers С. Inside the World of Soviet Professional // J. of Humanistic Psychology. - 1987. - Vol. 27(3).
61. Rogers N. Emerging Woman. A Decade of Midlife Transitions. — Santa Rosa, 1980.
62. Rogers N. The Creative Connection: Expressive Arts as Healing. — Palo Alto, 1993.
63. Speeth K.R. The Gurdjieff Work. - Los Angeles, 1989.
Дополнительная
64. Абаев Я. В. Предисловие // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н.В.Абаева. — Новосибирск, 1991.
65. Абаев Я. В. Концепция «просветления» в «Махаяна-шраддхот пада-шастре» // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.
66. Абулъханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. — М., 1980.
67. Абулъханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М., 1991.
68. Антов И. А. К вопросу о сущности современной профессиональной ориентации молодежи // Социальная и профессиональная ориентация молодежи в условиях развитого социалистического общества в СССР. — Таллин, 1977.
69. Апокрифы древних христиан: Исследования, тексты, комментарии / Под ред. А.Ф.Окулова и др. — М., 1989.
70. Баумгартен Ф. Психотехника. — М., 1926.
71. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1963.
72. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
73. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. — М., 1988.
74. Бибрих Р. Р. Из истории проблемы детерминизма в психологии мотивации // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1978. — № 2.
75. Бибрих P.P., Орлов А.Б. Преодоление в зарубежной психологии традиционных факторных подходов к детерминации поведения // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1977. — № 2.
76. Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
77. Варга А. Я., Кадыров И. М., Холмогорова А. Я. Предисловие // Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.
78. Влияние современной американской психологии на практическую психологию в России. — М., 1998.
79. Волков Г. Эра роботов или эра человека? // Новый мир. — 1963. — № 2.
80. Волков Г. Я. Истоки и горизонты прогресса: Социологические проблемы развития науки и техники. — М., 1976.
81. Гоголь Я. Повести. Пьесы. Мертвые души // Библиотека всемирной литературы. — М., 1975. — Т. 75.
82. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. — М., 1992.
259
83. Грушин Б. Свободное время. — М., 1967.
84. Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д. Супервизорство: Техника и методы корректирующего консультирования. — СПб., 1997.
85. Дилигентский Г. Г. Социально-политическая психология. — М., 1994.
86. Достоевский Ф.М.
Полное собрание сочинений. — Л., 1976. — Т. 14.
87. Дубсон Б. И. Социально-экономические проблемы свободного времени трудящихся в условиях современного капитализма. — М., 1980.
88. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.
89. Запорожец А. В., Неверович Я.З. О генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка // Вопросы психологии. — 1974. — № 6.
90. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. — Л., 1988.
91. Игнатович А. Н. Десять ступеней бодхисаттвы // Психологические аспекты буддизма / Под ред. Н. В. Абаева. — Новосибирск, 1991.
92. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? / Под ред. Р. И.Косолапова. — М., 1979.
93. Кабир. Лирика. - М., 1965.
94. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. — 1984. — № 4.
95. Каган В.Е. Психотерапия и реальность (вместо послесловия) // Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. — М, 1993.
96. Калмыкова Е. С, КэхелеХ. Психотерапия как объект научного исследования // Основные направления современной психотерапии. — М., 2000.
97. Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.
98. Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодежи // Вопросы философии. — 1971. — № 7.
99. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. — М., 1985.
100. Клапаред Э. Профессиональная ориентация, ее проблемы и методы. - М., 1925.
101. Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: Опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. — 1990. — № 3.
102. Копьев А.Ф. Диалогический подход в психотерапии и проблемы психологической клиники // Московский психотерапевтический журнал. - 1992. -№ 1.
103. Коротов В.М. Идущему на первые уроки. — М., 1971.
104. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - М., 1954.
105. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г. М. Андреевой и др. — М., 1984.
106. Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975.
107. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры // Библиотека всемирной литературы. — М., 1974. — Т. 42.
108. Лейтес Н. С, Орлов А. Б. Изучение склонностей в советской психологии // Воспитание, обучение и психическое развитие: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. — М., 1977.
260
109. Леонтьев А. Н. Мотивы, потребности и эмоции. — М., 1971. ПО.