Файл: Материнский капитал как элемент системы социальной поддержки населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 986

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проектом федерального закона были предусмотрены основания для перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета и порядок их учёта в Пенсионном фонде Российской Федерации, включая учёт расходов Пенсионного фонда Российской Федерации на цели, предусмотренные проектом федерального закона.

В настоящее время законодатель пересмотрел ряд мер в отношении материнского (семейного) капитала. Теперь его можно получить и на первого ребенка, что является очень хорошей поддержкой молодых семей.

Как мы видим материнский (семейный) капитал является хорошей социальной поддержкой государства для семей с детьми. Благодаря тому, что законодатель постоянно улучшает и пересматривает его нормы он положительно сказывается на населении, особенно на молодых семьях.

2.2. Характеристика материнского (семейного) капитала


С 1 января 2007 г. действует Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», который устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Материнский капитал можно направить на улучшение жилищных условий, получение образования детьми, социальную адаптацию и интеграцию в общество детей-инвалидов, повышение уровня пенсионного обеспечения матери.

Материнский капитал вправе получить семьи, в которых родился или которые усыновили после 1 января 2007 г. второго, третьего или последующего ребенка, а также семьи, в которых после 1 января 2020 г. родился или был усыновлен первый ребенок.

Право на материнский (семейный) капитал возникает:

1. женщин, родивших или усыновивших второго ребенка с 01.01.2007 года;

2. женщин, родивших или усыновивших первого ребенка начиная с 01.01.2020 года;

3. женщин, родивших третьего и более детей, начиная с 01.01.2007 года, если ранее не использовалось право на дополнительные меры государственной поддержки;

4. мужчин, являющихся единственными усыновителями второго или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2007 года;

5. мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу, начиная с 01.01.2020 года.


Случаи, когда право на получение выплаты имеют мужчины:

– смерть матери ребенка;

– лишение родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого она получила право на материнский капитал;

­– совершение в отношении своего ребенка умышленного преступления, которое относится к преступлениям против личности, и за это ее лишили родительских прав или ограничили в них;

– отмена усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал.

В законодательстве имеется ряд требований для получения материнского капитала, к числу которых относятся:

1) факт рождения или усыновления ребенка и документальное подтверждение в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

2) наличие у родившегося ребенка гражданства РФ.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами семейного капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1. улучшение жилищных условий;

2. получение образования ребенком (детьми);

3. формирование накопительной пенсии для женщин,

4. приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.

5. получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом № 418-ФЗ от 28.12.2017 года «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».1

Размер материнского капитала устанавливает закон. При этом сумму периодически индексируют с учетом инфляции.

В 2021 г. размер материнского капитала составлял 483 881,83 руб. или 639 431,83 руб. – в зависимости от того, когда и какой по счету ребенок родился.

1 февраля 2022 г. материнский капитал проиндексировали на 8,4%, и его размер увеличился:

- 524 527,9 руб. – для семей с одним ребенком, рожденным или усыновленным с 2020 г.;

- в случае рождения второго ребенка семье доплатят 168 616 руб.;

- 524 527,9 руб. – для семей с двумя детьми, рожденными или усыновленными в период с 2007 г. по 2019 г., а также с тремя или более детьми, если до их появления права на материнский капитал у семьи не было;

- 693 144,10 руб. – для семей, в которых второй ребенок появился с 2020 г., а также третий или любой следующий ребенок, если до его появления права на материнский капитал у семьи не было.

С 1 февраля 2023 г. материнский капитал увеличился на величину инфляции по итогам 2022 года - 11,9%. С учетом этой индексации сумма господдержки изменилась следующим образом:

- на первого ребенка, если ребенок родится после 1 февраля 2023 года, - 586 946 рублей;

- на второго ребенка, если на первого ребенка выплата не назначалась, - 775 628 рублей;



- доплата на второго ребенка, если семья уже получала материнский капитал на первого, - 188 681 рубль;

- на третьего или последующего ребенка, если раньше права на материнский капитал не было, - 775 628 рублей.
При введении материнского капитала предусматривалось, что выплата производится лицам при рождении или усыновлении 2-ого и последующих детей с 01.01.2007 года. Размер предоставляемых средств составляла 250 000 рублей, а распоряжение средствами ограничивалось улучшением жилищных условий, получением образования детьми и формированием накопительной части трудовой пенсии матери.

Однако существует проблема, которая негативно сказывается на обществе. Ей является недостаточность четких формулировок закона. К примеру, в законе прописано что сумму выплаты можно потратить на улучшение жилищных условий, гражданин под этим подразумевает ремонт уже в существующем доме, его подключение к коммуникациям, но органы фонда не всегда «одобряют» данный требования для обналичивания капитала, полагая что под словом «улучшить» считается только увеличение в квадратных метрах, а не повышение качества уже существующих.

Для решения этой проблемы законодателю необходимо более четко и ясно прописать в законе все обобщенные формулировки, что в дальнейшем положительно скажется на уровне жизни населения.

Законодательство Ростовской области также устанавливает региональный материнский капитал, предоставляющийся малоимущим семьям. Право на его получение подтверждается сертификатом, который выдают органы социальной защиты населения по месту жительства, либо месту пребывания граждан, или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг. Средства регионального материнского капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий, получение образования ребенком, оплату медицинских услуг для детей, оказываемых медицинскими организациями, на приобретение автотранспортного средства, на газификацию домовладения, устройства бытовых колодцев и скважин, подключением домовладения к централизованной системе водоотведения, на компенсацию расходов для интеграции детей-инвалидов в общество.

Следующей проблемой при получении выплаты является запутанная процедура, необходимость сбора большого количества документов, длительный срок получения. И в этот момент семьи идут на риск, обращаясь к организациям, которые обещают провести обналичивание капитала за вознаграждение. Очень часто такие схемы оставляют владельцев капитала совсем без средств, мошенники, проводя свои «темные» схемы перечисляют деньги себе, а сам владелец капитала просто не может ничего сделать, ведь за данные схемы предусмотрена уголовная ответственность.


Такие «схемы» достаточно запутаны и рассчитаны на то, что законность всех совершенных сделок, для получения материнского (семейного) капитала, никто проверять не будет. Во многих случаях это оправдано и подкреплено пробелами в законодательстве.

Решением данной проблемы может стать детальная информированность граждан в данном вопросе, чтобы при подаче документации гражданин мог сделать все в точности с первого раза, и необходимо уменьшение срока рассмотрения документов.

Таким образом, материнский (семейный) капитал является хорошей опорой для семей с детьми. В большей степени это относится к молодым семьям, когда они в силу своей неопытности не справляются с трудностями при появлении (усыновлении) детей. Именно для этих случаев и был создан проект по дополнительной поддержке семей с детьми (материнский капитал), чтобы семьи смогли пройти трудный этап их жизни максимально легко. Законодатель старается постоянно прорабатывать и индексировать выплаты, устраняя недоработки, чтобы каждая семья могла поддерживать доступный уровень жизни.
Глава II. Особенности материнского (семейного) капитала в системе социального обеспечения как форма дополнительной поддержки семьи
2.1 История развития материнского капитала
Одним из способов обеспечения стабильной системы социального обеспечения является материнский капитал, который является дополнительной мерой государственной поддержки семьи. Материнский капитал был введен в России с 1 января 2007 года и его основной целью является повышение рождаемости в стране. Основными причинами кризиса в демографической ситуации в нашей стране считаются низкая рождаемость (ухудшение демографической ситуации) из-за отсутствия материальной поддержки семей с детьми, высокий уровень бедности, низкий уровень медицинской помощи и недостойные зарплаты. Многие молодые семьи не могут принять решение о рождении детей не только из-за серьезности этого шага, но и из-за отсутствия материальных возможностей для обеспечения их достойным образованием и жильем.

Демографическая ситуация, сложившаяся в России в последние десятилетия, обусловлена главным образом низкой рождаемостью и недостаточной материальной поддержкой семей с детьми. Нежелание молодых семей иметь второго ребенка связано с отсутствием возможности обеспечить достойные жилищные условия для своих семей и обеспечить хорошее образование для своих детей. Принцип государственной защиты семьи, матери и ребенка закреплен в статье 38 Конституции Российской Федерации. Реализация этого принципа заключается в предоставлении государственной поддержки различными способами. Вместе с тем, в нынешней социально-экономической ситуации наиболее востребованным и эффективным инструментом поддержки семей с детьми и, следовательно, решения демографических проблем являются меры, направленные на решение материальных проблем семьи, повышение благосостояния членов семьи. Одна из мер материнский (семейный) капитал. С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О мерах государственной дополнительной поддержки семей с детьми»1, который предусматривает меры государственной дополнительной поддержки семей с детьми в целях создания условий для достойной жизни таких семей


Впервые в закон вводятся понятия «материнский (семейный) капитал» и «свидетельство о государственном материнском (семейном) капитале».

Материнский (семейный) капитал является дополнительной мерой государственной поддержки семей с детьми. В соответствии с настоящим законом эти средства федерального бюджета направляются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию иных предусмотренных законом мер государственной поддержки.

Закон определяет средства материнства (семьи) как средства федерального бюджета, предназначенные для реализации определенных мер социальной поддержки семей с детьми. По мнению законодателя, нельзя говорить о владении материнским капиталом субъекта, указанного в статье 3 Закона. Согласно законодательству этой структуры, деньги являются лишь материальной ценностью, принадлежат государству и распределяются в Социальный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий граждан сохраняется только право на получение государственной поддержки, а не право на получение денег.

Таким образом, отношения, связанные с правом на принятие мер государственной поддержки, подпадают под сферу действия закона о социальном обеспечении и касаются предоставления государством социальной помощи лицам, нуждающимся в социальной помощи в связи с социально значимыми обстоятельствами. Доказано, что законодатель предоставляет право на получение государственной поддержки лицам, имеющим достаточный объем средств порядка родительского (семейного) капитала, то есть цели выбора использования этих средств и средств на эти цели. В то же время, согласно буквальному толкованию закона, субъект вправе распоряжаться средствами федерального бюджета. Конечно, такая правовая структура не в полной мере соответствует существующим принципам гражданского права, так как предполагает наличие права отчуждения, присущего правообладателю в отношении чужих денег, т. е. денег, принадлежащих Российской Федерации. Похоже, что, несмотря на использование законодателем термина «порядок", нецелесообразно юридически говорить о мерах гос поддержки, возникающих в связи с вопросом о правах материнского (семейного) капитала. Это создает некоторые проблемы в понимании реализации прав на материнский капитал.

Право на приобретение материнского (семейного) капитала, безусловно, приносит материальную выгоду, кроме того, это право имеет определенную денежную ценность, поскольку размер материнского (семейного) капитала определяется законом