Файл: Материнский капитал как элемент системы социальной поддержки населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 985
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВСЕРОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЮСТИЦИИ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)»
ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
В Г. РОСТОВЕ-НА-ДОНУ
РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
КОЛЛЕДЖ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ»
Выполнил обучающийся
__ курса __________ группы
очной формы обучения
специальности 40.02.01
«Право и организация
социального обеспечения»
ФИО
____________________
«____» _______________2023 г.
Научный руководитель ВКР
___________________
«____» ______________2023 г.
Директор колледжа
____________________
«____» ______________2023 г.
Ростов-на-Дону
2023 г.
Оглавление
«МАТЕРИНСКИЙ КАПИТАЛ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ» 1
Глава I. Общая характеристика материнского (семейного) капитала 6
Введение
В нашей стране – Российской Федерации – в 2014 году создана была Концепция государственной семейной политики. Концепция была разработана до 2025 г.1. Согласно Концепции государственной семейной политики определена система взглядов, принципов, положений, основополагающих направлений, мер в области регулирования отношений семьи и государства. Приоритетами государственной политики являются: ответственного родительства, поддержание социальной устойчивости семьи, повышения авторитета родителей, утверждение традиционных семейных ценностей, сохранение традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание благоприятных условий для того, чтобы обеспечить семейное благополучие.
Семья основана на браке, а также на фактических брачных отношениях, родстве, усыновлении детей в семье
, представляет собой союз лиц, характеризующихся общим бытом, интересами и взаимной заботой. Семья представляет собой ячейку национального организма. Государство максимально оберегает неприкосновенность внутренней жизни семьи, опасаясь, что чрезмерное вмешательство разрушит ее мирные отношения.
На сегодняшний день материальное положение семей, которые имеют детей, значительно ухудшается. Именно поэтому для таких семей необходимо разрабатывать различные поддержки со стороны государства. Укрепление института семьи, стимулирование рождаемости, всё это может только совершенствоваться лишь при введении определённых мер поддержки со стороны государства.
По случаю рождения ребенка федеральным законодательством в сфере социальной поддержки семей с детьми предусмотрено несколько видов государственных социальных выплат.
Материнский (семейный) капитал (далее по тексту МСК) – это средства федерального бюджета, предоставляемые в бюджет Пенсионного фонда нашей страны на осуществление дополнительных мероприятий государственной поддержки, закрепленных вышеуказанным законодательным актом.
Актуальность связана и с тем, данная мера поддержки семьи стимулировала рост рождаемости в стране, что является важным фактором современного состояния демографических проблем. Многочисленные исследования подтверждают, что важность поддержки молодых семей и улучшения благосостояния является важнейшим фактором повышения рождаемости. Не имея возможности улучшить свои жилищные условия, материальные затраты молодых семей на рождение детей являются одним из важных факторов, влияющих на решение о рождении второго ребенка и последующих детей. Особую актуальность имеет исследование вопросов, связанных с получением и реализацией воспроизводственного капитала, т.к. Для того чтобы улучшить качество жизни семьи, необходимо выявить эти проблемы и найти пути их решения. Многих ученых очень волнуют эти вопросы.
На нынешнем этапе выбранная тема получает новое звучание. Это требует некоторого осмысления с позиций новых научных данных и потребностей юридической практики. Интерес автора к данной теме обусловлен необходимостью анализа действующего законодательства о домашнем капитале, изучения новых норм и правил, проведения детального изучения вопроса.
Теоретической основой итоговой квалификации являются работы следующих авторов: Козлова И.В., Зверева Д.А., Еремина О.Ю., Амиров С.А. Колесникова Т.Д. и др.
Объектом исследования является процесс изучения материнского (семейного) капитала и его место в системе социального обеспечения как форма дополнительной поддержки семьи.
Предметом исследования является законодательство в сфере государственного обеспечения.
Базой для исследования послужили труды Адриановской Т.Л.1, Захаровой Н.А.2, Хлистуна Ю.В.3 и др.
Предметом выступают нормы действующего законодательства, которые в свою очередь регулируют отношения в этой сфере, а также правоприменительная практика.
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть законодательство, направленное на регулирование, прежде всего, дополнительных видов социальной помощи семей, имеющих детей, а также предоставления МСК.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Дано понятие и рассмотрено законодательство РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей с детьми.
2. Рассмотрены субъекты, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми.
3. Исследована история развития МСК и право на МСК.
4. Охарактеризована процедура выдачи государственного сертификата на МСК.
5. Проанализировано направление средств МСК на улучшение жилищных условий.
6. Раскрыты иные направления расходования средств МСК.
7. Направления и прогнозы развития МСК.
Методы, использованные при написании работы: теоретический анализ, индукция, статистический, конкретно-исторический, описание, формально-юридический и т.п.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и библиографическим списком.
Глава I. Общая характеристика материнского (семейного) капитала
1.1. Материнский (семейный) капитал, как программа поддержки семей с детьми
Материнский капитал является известной мерой современной демографической политики России, которая сыграла важную роль в улучшении доброжелательного климата по отношению к институту семьи в нашей стране. Он стал своего рода визитной политической карточкой в результате чего многие страны проявляют интерес к этой мере поддержки для семей с детьми.
В своих работах Елизаров В.В. и Джанаева Н.Г рассматривали тему материнского капитала1. Они считают, что материнский капитал (федеральный и дополняющие региональные капиталы) рассматривается как населением, так и экспертами как важная дополнительная мера гос. поддержки, имеющая экономическую, социальную и демографическую направленность. К данной точке зрения я отношусь положительно, потому что благодаря данной поддержке от государства население может улучшить уровень жизни, что непосредственно приводит к повышению качества жизни населения и его постоянной поддержки.
Впервые, как новая мера поддержки и стимулирования рождения второго ребенка, материнский капитал был предложен в Послании Президента Федеральному собранию 10 мая 2006 г.2
В данном послании Президент РФ изложил основные параметры материнского капитала:
– направления распоряжения капиталом, предлагалось направить деньги на решение жилищного вопроса, образование детей или использовать для накопительной части пенсии матери.
– величина капитала рассматривалась не менее 250 тыс. руб. и обязательность ее ежегодного индексирования.
В результате чего предложенные идеи стимулирования рождаемости и условия реализации материнского капитала вызвали большое количество вопросов и у специалистов, и у будущих получателей.
Обсуждения запуска программы началось в этом же году, в результате ученые стали проводить исследования, чтобы проверить будет ли материнский капитал стимулировать рождаемость в среднедоходных слоях населения, для которых данная выплата не являлась достаточно значимой, по сравнению с низкодоходными семьями.
Работу над проектом закона о материнском капитале завершили в рекордные сроки, что не исключало возможности его недоработки.
Законопроектом было предусмотрено предоставление права на дополнительные меры государственной поддержки не только женщинам, родившим (усыновившим) второго ребенка после 1 января 2007 г., но и женщинам родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка после 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.
Так же были перечислены обстоятельства, при которых право на данные меры может перейти к отцу (усыновителю) ребенка:
– в случае смерти женщины-матери (или усыновительницы), объявления их умершими, лишения их родительских прав, а также в случае совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребёнка (детей).
– в случае же смерти обоих родителей (усыновителей) ребёнка (детей) или единственного родителя (усыновителя) ребёнка (детей), объявления их умершими, лишения их родительских прав, совершения ими умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребёнка (детей), право на дополнительные меры государственной поддержки переходит к ребёнку (детям в равных долях).
В результате чего материнский капитал получил уточняющее толкование – семейный, поскольку были рассмотрены условия приобретения права на распоряжение капиталом другими членами семьи.
В данном проекте так же упоминалось что реализовать право на дополнительные меры государственной поддержки (материнский (семейный) капитал) можно, по истечении трех лет со дня возникновения данного права, т.е. не ранее достижения ребенком трех лет.
Чтобы зарегистрировать данное право, законодатель поступил очень предусмотрительно, и создал федеральный регистр лиц, имеющих право на данную выплату. Вести регистр поручили Пенсионному фонду РФ и его территориальным органам.
На основании этого проекта лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, сможет распоряжаться этим капиталом в размере всей суммы или ее части на:
– получение образования (в том числе дополнительных видов образования), за исключением образования, получение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется бесплатно, любым ребёнком (как родным, так и усыновленным, в том числе первым, вторым и последующим ребёнком).
При этом возраст лица, на получение образования которого может быть направлена сумма (часть суммы) материнского (семейного) капитала, на момент начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен превышать 25 лет;
– приобретение жилья на территории Российской Федерации;
– на формирование накопительной части трудовой пенсии женщины, родившей (усыновившей) второго ребёнка, либо женщины, родившей (усыновившей) третьего или последующего ребёнка, если ранее она не воспользовалась правом на предоставление материнского (семейного) капитала в связи с рождением второго ребёнка.