Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей(Теоретические основы социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2079

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данная норма Конституции РФ подразумевает под собой то, что субъект РФ имеет право по своему усмотрению установить дополнительные меры социальной поддержки, помимо мер установленных федеральным законодательством РФ, финансирование которых будет осуществляться из бюджета субъекта РФ.

Во исполнение данной нормы Конституции, также был принят Федеральный Закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов [9].

Данное разграничение, по мнению А. М. Лушникова, позволит обеспечить наиболее полную социальную защиту населения, поскольку учитывает региональные и муниципальные особенности социальной политики субъекта РФ, что позволяет сосредоточить усилия на решения возникающих проблем как за счет привлечения федеральных бюджетных средств, так и с помощью средств бюджета субъекта РФ [31,654]. При этом, субъекты РФ имеет право на установление более высокого уровня социально – обеспечительных гарантий по сравнению с минимальным федеральным уровнем [34,31].

Так, в целях консолидаций усилий органов власти РФ и органов власти субъектов РФ, для обеспечения развития мер социальной политики в сфере поддержки материнства, детства и демографического развития страны, была принята Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [13]. Так, благодаря данной Концепции предполагается последовательное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми, а источниками финансирования будут являться в том числе федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований.

По мнению Т.С. Гусевой, региональное законодательство о дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, более полно учитывает нужды современных семей, выступает своеобразным индикатором ее потребностей, доказывая необходимость решения отдельных проблем семей с детьми на федеральном уровне [28,7].

Так, в целях реализации названных выше полномочий, Законодательное Собрание Пермского края (на момент принятия Закона – Пермской области) приняло Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае» согласно которому устанавливаются социальные гарантии, предоставляемые на краевом уровне, направленные на улучшение жизнедеятельности семьи и ее отношений с обществом, а также устанавливаются меры социальной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств краевого бюджета [17].


Порядок предоставления мер социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае, устанавливается Правительством Пермского края (ст. 15 указанного Закона).

Согласно ст. 20.1 Закона Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 у женщин в возрасте от 19 лет до исполнения 24 лет при рождении первого ребенка в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2019 года возникает право на единовременную денежную выплату в размере 60000 рублей при соблюдении условии, что на дату рождения ребенка период постоянного проживания женщины на территории Пермского края должен составлять не менее пяти лет (допускается совокупный перерыв в регистрации не более шести месяцев).

Также, данным Законом установлены меры поддержки многодетных семей. Так, согласно ст.10 указанного Закона, в целях обеспечения общественного признания и высокого уважения к семье, а также повышения статуса многодетной семьи проводится ежегодный конкурс "Лучшая многодетная семья года" с присвоением почетного знака и вручением ценного подарка (единовременной денежной выплаты в размере не менее 200 тыс. рублей).

Согласно ст. 15 вышеназванного Закона, многодетной признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Данной статьей устанавливаются также отдельные меры поддержки многодетных семей. Так, согласно ч.2 ст. 15 установлены следующие меры поддержки многодетной семьи: ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка, обучающегося по очной форме обучения в образовательных организациях всех типов (до достижения ими возраста 23 лет); ежемесячная денежная компенсация расходов производится на каждого члена семьи на оплату коммунальных услуг; обеспечение лекарственными препаратами детей до 6 лет; один раз в месяц бесплатное посещение краевых музеев, выставок; бесплатное обеспечение одеждой для посещения школы, а также спортивной формой обучающихся различных образовательных организаций; первоочередное право на получение путевки в загородный стационарный оздоровительный лагерь, расположенный на территории Пермского края; выплата компенсации части родительской платы за обучение детей в государственных (муниципальных) учреждениях - музыкальных школах, художественных школах, школах искусств и спортивных школах в размере 50%.

Что касается предоставления средств материнского капитал, следует заметить, что многие субъекты РФ приняли свои законы о региональном материнском (семейном) капитале или внесли соответствующие изменения в действующее региональное законодательство. Чтобы более рельефно представить палитру регионального законодательства по этому вопросу, выделим несколько основных положений.


В соответствии с Федеральным законом средства материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям могут быть использованы по следующим направлениям: 1) улучшение жилищных условий; 2) получение образования ребенком (детьми); 3) формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин [27,15].

Нужно отметить, что многие субъекты РФ достаточно разнообразно подошли к решению вопроса о том, каким образом можно использовать указанные денежные средства. Часть регионов повторили нормы Федерального закона, например Краснодарский край [18] и Московская область [19]. Некоторые регионы сократили федеральный список до одного-двух направлений использования средств, исходя из своих региональных особенностей. Так, в Курской [20] и Орловской [21] областях предусмотрено, что средства регионального материнского капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий на территории области или на получение образования ребенком (детьми).

Другие регионы немного расширили нормы Федерального закона. Так, в Ставропольском крае средства материнского капитала могут быть направлены на образование не только детей, но и родителей (одного из них) [22].

Отдельные регионы дополнили федеральный список новыми направлениями использования средств регионального материнского капитала:

а) медицинская помощь. Так, например, в Воронежской области предусмотрели, что указанные средства могут быть использованы также и на получение платных медицинских услуг ребенком (детьми) в медицинских учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации и имеющих право на осуществление медицинской деятельности [23].

б) приобретение транспортного средства.

Так, в Ростовской области предусмотрена возможность использования средств регионального материнского капитала на приобретение транспортного средства [24].

в) иные потребности семьи.

В Мурманской области средства материнского капитала можно направить на возмещение расходов по приобретению семьей товаров длительного пользования, например мебели или бытовой техники [25].

Что касается Пермского края, то на территории данного субъекта РФ предоставление средств регулировалось Законом Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» [26]. Однако, данная программа была приостановлена и указанный Закон утратил силу с 30 июня 2018 года. Однако следует отметить особенности материнского капитала, которые были присущи данному краевому Закону. Так, особенностью краевого Закона являлось то, что в отличие от федерального сертификата, в выданном региональном документе был указан срок его действия. В общем случае деньгами можно воспользоваться в течение 6 месяцев с момента его выдачи, но не раньше, чем ребенку исполнится 2 года и не позже 30.06.2018 г.


Таким образом, анализ норм законодательства субъектов позволяет сделать выводы о том, что нормы регионального законодательства о материнском (семейном) капитале, а также меры направленные на социальную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства в субъекте Российской Федерации, в частности в Пермском крае, способно повысить уровень социальной защиты семей с детьми, проживающих на его территории, а само региональное законодательство может быть действенным инструментом реализации социальной политики в регионе.

Таким образом, рассматривая вопрос особенностей назначения и выплат пособий гражданам, имеющим детей, через особенности назначения и выплаты единовременного пособия при рождении детей необходимо отметить следующее. Конституционное право на пособия реализуется, в частности, через российскую систему государственных пособий семьям с детьми.

Заключение

Согласно Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь семьи и свободное развитие личности. Конституцией установлено, что институт семьи, материнства, отцовства и детства находится под защитой государства.

Так, ст. 7 и п.1 ст.38 Конституции закрепляется признание семьи на уровне государства, её ценности и роли в развитии общества. Правовое регулирование социальной защиты материнства и детсва отнесены к совместному ведению РФ и её субъектов, а основные обязательства по социальному обеспечению закрепляются в ст. 72 Конституции.

Россия как государство, есть основной гарант по реализации обеспечения прав и интересов ребенка, а также детей, оказавшихся в социально тяжелом положении, когда родители не могут справиться со своими обязанностями по каким – либо причинам, либо уклоняются от их исполнения. В Российской Федерации в последние годы продолжается нормотворческая работа по обеспечению и защите прав семьи и детей.

Так, на уровне государства и на региональном уровне принимаются нормативно – правовые акты о помощье семье и детям. Реализация семейной политики является значительной частью социальной политики РФ, которая направлена на создание соответствующих социальных, правовых и экономических условий для сохранения семьи как устойчивого института, обеспечивающего безопасность и заботу своим членам семьи на основе уважения и любви.

Итоги проведенного в работе исследования нормативной правовой базы, анализа российского законодательства и комплекса мер в области государственной поддержки семей с детьми, социального обслуживания семей и детей позволяют сделать следующие выводы:


1. Сформировалась новая законодательная база социально – правовой защиты материнства, отцовства и детства;

2. Денежная помощь семьям в связи с рождением и воспитанием детей в виде государственных пособий, компенсационных выплат, пенсии на детей по случаю потери кормильца, и других видов выплат Федерального уровня устанавливаются в форме устойчивых денежных сумм, а также почти в каждом регионе РФ установлены свои виды помощи в зависимости от состоятельности бюджета самого региона;

3. На территории каждого субъекта РФ, реализуются свои меры по социальной поддержке семей с детьми, которые устанавливают дополнительные льготы, помимо предусмотренных федеральным законодательством.

Список используемой литературы

  1. Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией N 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу для России 15.09.1990). М.: КноРус, 2016. 32 с.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31 ст. 4398.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 29.05.2019) // Собрание законодательства РФ. 1996 N 1. ст. 16.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). ст. 3.
  5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1999 N 42. ст. 5005.
  6. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3699.
  7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 52. ст. 5880.
  8. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Российская газета. N 147. 1998.
  9. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). ст. 19.
  10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. ст. 1929.
  11. Указ Президента РФ от 05.05.1992 N 431 (ред. от 25.02.2003) "О мерах по социальной поддержке многодетных семей"// Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 19. ст. 1044.
  12. Указ Президента РФ от 05.11.1992 N 1335 (ред. от 05.10.2002) "О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций" // Рос. газ. N 244. 1992.
  13. Указ Президента РФ от 09.10.2007 N 1351 (ред. от 01.07.2014) "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 42. ст. 5009.
  14. Постановление Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117 (ред. от 28.03.2019) "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, а также норм и Правил обеспечения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием" // СЗ РФ. 2017. N 39. ст. 5698.
  15. Постановление Правительства РФ от 24.01.2019 N 32 "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2019 году" // Собрание законодательства РФ. 2019. N 5. ст. 378
  16. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 24.09.2018) "Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" // Российская газета. 2010. № 15
  17. Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 (ред. от 08.05.2018) "О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае" (принят ЗС ПО 22.08.1996) // Бюллетень Законодательного Собрания и администрации Пермской области. N 8. 1996.
  18. Закон Краснодарского края от 22.02.2005 N 836-КЗ (ред. от 25.12.2017) "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" (принят ЗС КК 16.02.2005) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. N 27. 2005.
  19. Закон Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ (ред. от 04.05.2018) "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 21.12.2005 N 5/163-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. N 7. 2006.
  20. Закон Курской области от 10.12.2008 N 108-ЗКО (ред. от 28.05.2018) "О государственной поддержке семей, имеющих детей, в Курской области" (принят Курской областной Думой 03.12.2008) // Курские ведомости. N 1. 2009.
  21. Закон Орловской области от 02.10.2003 N 350-ОЗ (ред. от 06.12.2017) "О статусе многодетной семьи Орловской области и мерах ее социальной поддержки" (принят ООСНД 26.09.2003) // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. N 19. 2003.
  22. Закон Ставропольского края от 10.04.2006 N 19-кз (ред. от 20.07.2018) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны" (принят Государственной Думой Ставропольского края 30.03.2006) // Сборник законов и других правовых актов Ставропольского края. 2006. N 12. ст. 5448.
  23. Закон Воронежской области от 14.11.2008 N 103-ОЗ (ред. от 09.06.2018) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 11.11.2008) // Собрание законодательства Воронежской области. N 11. ст. 415.
  24. Областной закон Ростовской области от 18.11.2011 N 727-ЗС (ред. от 04.05.2018) "О региональном материнском капитале" (принят ЗС РО 10.11.2011) // Наше время. N 519-521. 2011.
  25. Закон Мурманской области от 19.12.2011 N 1447-01-ЗМО (ред. от 27.05.2016) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей с детьми в Мурманской области" (принят Мурманской областной Думой 02.12.2011) // Мурманский Вестник. N 245. 2011.
  26. Закон Пермского края от 29.02.2012 N 5-ПК (ред. от 08.05.2018) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" (принят ЗС ПК 16.02.2012) (утр.силу) // Собрание законодательства Пермского края. N 2. 2012.
  27. Беляков А.А. Реализация права на региональный семейный капитал при разрешении судебных споров // Российский судья. 2017. N 3. С. 15–18.
  28. Гусева Т.С. Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования // Семейное и жилищное право. 2015. N 6. С. 7–9.
  29. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций. – М.: Юрайт – Издат, 2017. 432 с.
  30. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Галаганов В.П. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: Издательство БЕК, 2015. 367 с.
  31. Лушников А.М. Курс права социального обеспечения / М.В. Лушникова, А.М. Лушников. М.: Юстицинформ, 2019. 854 с.
  32. Семейное право: Учебник / Б.М. Гонгало, П.В. Крашенинников, Л.Ю. Михеева и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2015. 556 с.
  33. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учеб. пос. – 2–е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2016. 412 с.
  34. Сулейманова Г.В. Социальная поддержка семей с детьми: региональный аспект // Семейное и жилищное право. 2013. N 6. С. 31–35.
  35. Пособие по беременности и родам в 2019 году // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2019.