Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей(Теоретические основы социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2071

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Круг проблем, связанных с защитой детства в России, достаточно широк. Одним из важнейших аспектов данной тематики представляется социальная защита детей. Совершенно справедлива обеспокоенность общественности о положении несовершеннолетних, так как здоровое развитие подрастающего поколения является для страны залогом становления сильного правового государства. Первоочередная задача государства в этой области состоит в том, что оно в лице различных органов должно выступать гарантом социально-правовой защиты ребенка. В законодательстве РФ уделяется немало внимания проблемам защиты прав и интересов несовершеннолетних. Россия является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов. Совокупность основных прав и свобод личности закреплены в Конституции Российской Федерации. Согласно ст. 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В 1990 г. Россией была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. Свое развитие международные нормы, касающиеся защиты прав детей, получили также в Семейном кодексе РФ, Федеральном законе N 124-ФЗ от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".

В соответствии с п. 2 ст. 4 данного Закона государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти Российской Федерации [8].

Право любого гражданина нашей страны, в том числе и ребенка, на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ. В ст. 7 говорится о том, что Российская Федерация является социальным государством, "политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В широком понимании социально-правовая защита детей представляет собой комплекс мер, направленных на социальную поддержку и помощь ребенку, включающую в себя обеспечение его основных потребностей, права на бесплатное образование и охрану здоровья, предоставление социальных гарантий различного характера, в том числе финансовых.

Базовой составляющей социально-правовой защиты детей является корпус нормативно-правовых актов, в которых определяются меры социальной защиты ребенка, порядок и объем, в котором они предоставляются. К числу нормативно-правовых актов в части социальной защиты детства наряду с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ относятся Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и другие федеральные законы, а также подзаконные акты. Неотделимой от содержательной части социально-правовой защиты детей, представляющей собой спектр нормативно-правовых актов, является непосредственно реализация на практике принятых НПА в сфере деятельности институтов, составляющих систему социальной защиты ребенка.


К таким институтам относятся не только учреждения и государственные органы, обладающие законодательной, исполнительной и судебной властью, но и социальные институты - семья, школа, различные образовательные учреждения, организации социального обслуживания и другие институты, которые выступают субъектами реализации защиты детей в России. Перечисленные институты обеспечивают реализацию социально-правовой защиты детей посредством целого ряда механизмов различной направленности и принципа действия.

Таким образом, под механизмами реализации социально-правовой защиты детей понимаются средства осуществления различными общественными и государственными институтами защиты детей, основной функцией которых является гарантия обеспечения прав и интересов ребенка, его потребностей, поддержание условий жизни, необходимых для его здорового развития.

По основному принципу действия среди механизмов реализации социально-правовой защиты детей можно выделить такие, как финансово-обеспечительный, психолого-педагогический и судебно-административный. В основе финансово-обеспечительного механизма лежит обеспечение ребенка социальными пособиями и льготами, а также оказание натуральной помощи (в виде одежды, продуктов, медикаментов). Говоря о социальной защите ребенка, невозможно не затронуть проблему социальной защиты матери и семьи, так как явления материнства и детства тесно связаны и взаимно обусловлены. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство, детство, семья находятся под защитой государства.

Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.1995 N 81-ФЗ устанавливает систему пособий для граждан, имеющих детей, таких как пособие по беременности и родам, единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях на раннем сроке беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет [10].

Перечисленные пособия представляют собой систему выплат, направленных на компенсацию расходов семьи, связанных с рождением ребенка, а также играют стимулирующую роль в заботе и охране здоровья и интересов детей. Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" регламентируется предоставление социальных пособий, субсидий и жизненно необходимых товаров малоимущим семьям [6].

Полномочия субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты семей определены в Федеральном законе N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", их финансирование должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Среди полномочий содержится решение вопросов относительно социальной поддержки безнадзорных детей и семей с детьми, в числе которых многодетные семьи, а также одинокие родители [5].


Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к наиболее уязвимой и незащищенной группе населения. Меры социальной поддержки для категории таких детей устанавливаются Федеральным законом N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"[7] и Постановлением Правительства РФ от 18.09.2017 N 1117 [14].

К мерам социальной поддержки данной группы населения, осуществляющейся путем реализации финансово-обеспечительного механизма, относятся назначение социальной пенсии по случаю потери кормильца, стипендии и заработной платы в период производственной практики, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и принадлежностей для учебы, единовременные денежные пособия, обеспечение натуральной помощью, предоставление права на бесплатный проезд в общественном транспорте, путевок в оздоровительные лагеря и санаторно-курортные учреждения, право на получение бесплатного образования, в том числе и высшего профессионального, и другие социальные гарантии [7].

Психолого-педагогический механизм реализации защиты детства направлен на обеспечение условий жизни ребенка, гарантирующих его гармоничное развитие и успешную социализацию. Важными институтами в данной сфере реализации защиты детей выступают семья и школа. Значение и роль семьи в целом в жизни ребенка невозможно переоценить. Семья является основополагающим фактором в формировании социально благополучной личности, функциональный потенциал которого заключается в развитии как физического, так и духовного мира ребенка. Это обусловлено в первую очередь фундаментальной потребностью каждого человека в заботе, любви, внимании. Важнейшей функцией семьи является создание среды, необходимой для всестороннего развития и успешного социального становления ребенка как полноценной личности и гражданина.

Такие негативные факторы, как социальный кризис, ухудшение материального положения, и другие причины хотя и сказываются отрицательно на состоянии нравственного здоровья семьи, тем не менее не лишают этого общественного института общего признания как главенствующей формы воспитания ребенка, базовой социальной ценности. В различных международных и российских нормативно-правовых актах отмечается важнейший статус семьи как основного звена в цепочке развития и воспитания ребенка.

Например, в преамбуле Конвенции ООН о правах ребенка семья рассматривается как "основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей" [1]. Воспитание ребенка в семье призвано обеспечить его здоровое развитие, включающее в себя такие аспекты, как физическое и психическое здоровье, а также духовно-нравственный аспект. Приоритет семейного воспитания отражен в законодательстве нашей страны, в частности в Семейном кодексе РФ. Именно семья согласно п. 1 ст. 123 СК РФ является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Особое место отводится усыновлению/удочерению при выборе форм устройства детей в семью [3].


Семья как инструмент психолого-педагогического механизма защиты детей обладает функциональным потенциалом, который реализуется путем широкого спектра действий. Среди них можно отметить создание благоприятного эмоционального климата в семье, материально-технических условий для обеспечения потребностей ребенка, применение системы методов воспитания, способствующих полноценному развитию самостоятельной и активной личности, и множество других действий психолого-педагогической направленности.

Наряду с институтом семьи школа также является инструментом реализации психолого-педагогического механизма социальной защиты детей. В школе в первую очередь реализуется социальная защита детей в сфере образования в лице таких ее субъектов, как учителя, психологи и социальные педагоги. Роль последних в осуществлении социальной защиты ребенка особенно важна в связи с кругом возложенных на них обязанностей. Так, в деятельность школьного социального педагога включено осуществление следующих функций: оказание социально-психологической поддержки и помощи ученикам и семьям учеников; принятие мер профилактического характера, направленных на выявление причин трудных жизненных ситуаций и проблем, затрагивающих интересы ребенка; взаимодействие с органами социальной защиты и другие действия по оказанию социальной помощи учащимся.

Посредством рассмотренных механизмов выполняется ряд важнейших функций социально-правовой защиты детей, главенствующей целью которой является обеспечение ребенка условиями жизни, способствующими его максимально благоприятному в социальном отношении развитию. Функции, осуществляемые рассмотренными механизмами, можно охарактеризовать как обеспечительная, охранительная, восстановительная и воспитательно-образовательная.

Первая функция - обеспечительная - осуществляется непосредственно путем выплат социальных пособий, предоставлением льгот определенным категориям лиц, включающих как самих детей, так и семей с детьми со стороны государства; в семье же обеспечительную функцию по защите ребенка в большей части несут родители, обеспечивая материальную составляющую для создания условий удовлетворения потребностей ребенка, в том числе обеспечение его жильем, продуктами питания и другим необходимым. Субъектами, реализующими воспитательно-образовательную и охранительную функцию в отношении детей, выступают родители и лица, их заменяющие, школьные педагоги, в том числе социальный педагог, психолог. Охранительная функция социально-правовой защиты детей заключается в первую очередь в своевременном выявлении и предотвращении фактов возможного нарушения и посягательств на права ребенка, а также негативных факторов влияния на формирование социальной среды, в которой находится ребенок.


Следует также отметить, что немаловажным аспектом воспитательно-образовательной функции является просветительская деятельность, направленная на ребенка как объекта социальной защиты, касающаяся его законных прав. Зная свои права, несовершеннолетний сможет воспользоваться самозащитой при угрозе их нарушения. В случае же произошедшего нарушения права судебно-административным механизмом предусмотрено выполнение восстановительной функции, т.е. восстановление нарушенного права ребенка.

Для успешного функционирования механизмов реализации социально-правовой защиты детей необходимо решение возникающих трудностей и поиск путей их преодоления. Представленная классификация разновидностей механизмов реализации социальной защиты детей наряду с анализом ведущего принципу в каждом из них может в некоторой степени способствовать определению и выявлению проблем, связанных с реализацией социально-правовой защиты детей различными методами. Спектр рассмотренных механизмов не является исчерпывающим, так как в данную классификацию включены основные способы реализации социальной защиты детей согласно работающему принципу в каждом из них. В качестве критериев по выявлению механизмов может быть использован и ряд других, например состав субъектов - участников реализации социальной защиты детей.

Глава 2 Особенности назначения и выплат пособий гражданам, имеющим детей

2.1 Пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством в Российской Федерации

В России в системе государственных пособий произошли серьёзные изменения, они обусловлены социально-экономической реформой в стране, приведшей к большим переменам во всех сферах общественной жизни: экономике, политике, а также в социальной структуре общества.

Появилась необходимость внесения изменений в современную государственную социальную политику, именно она должна поддерживать выработку новых решительных механизмов, которые будут обеспечивать более подходящее использование финансовых средств, выделяемых на социальную защиту граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по причинам, которые от них не зависят, а также предоставление пособий и компенсационных выплат на уровне не ниже чем прожиточный минимум именно для тех граждан, которые действительно в них нуждаются.