Файл: Государственные пособия гражданам, имеющим детей(Теоретические основы социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2075

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Неотделимыми причинами нормально функционирующей социально-общественной системы являются социальная защита и социальная экономическая поддержка населения. С развитием технического прогресса и культуры, цивилизации государство активно приняло на себя функцию гаранта социальной защищённости человека.

В нынешнее время Президент РФ и Правительство РФ уделяют больше внимания государственной поддержке семьи и детства. Разрабатываются и принимаются законы, регулирующие направления, а также способы и все возможные методы социально-правовой защиты семьи. Конституция РФ является главным гарантом социальной защиты семьи, её прав, а также и прав ребёнка.

В подтверждение этого существует и применяется глава 2 статья 38 Конституции РФ:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

В системе реализации мер государственной поддержки семьи нужно взаимодействие общефедеральной и территориальных властей. Территориальная социальная политика призвана обеспечить защиту прав и интересов семьи на основе общефедеральных законов, создание условий для её функционирования. Важнейшая задача территориальной политики состоит в реализации дополнительных мер поддержки семьи.

Объектом изучения работы послужили – общественные отношения в сфере государственной поддержки семей с детьми.

Предметом - нормативно-правовая база защиты семей, имеющих детей.

Целью данной научной работы является изучение государственной поддержки граждан, имеющим детей и проведение сравнительного анализа по регионам РФ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить понятие социального обеспечения семей с детьми, его структуру и место в системе социального обеспечения Российской Федерации;

2. Определить правовые основы механизма реализации социально-правовой защиты детей в России ;

3. Исследовать существующие пособия и другие социальные выплаты в связи с материнством и детством в Российской Федерации;

4. Выявить особенности государственной поддержки семей с детьми субъектами РФ.

Теоретической основой работы являются труды таких авторов, как: Беляков А.А., Гусева Т.С., Долженкова Г.Д., Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., Галаганов В.П., Лушников А.М. и другие.


Методологической основой работы являются ряд разнообразных методов научного исследования: анализ, сравнение и обобщение, системно-структурный, функциональный, сравнительно-правовой.

В структурном плане работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка используемой литературы.

Глава 1. Теоретические основы социального обеспечения семей с детьми в Российской Федерации

1.1. Понятие социального обеспечения семей с детьми, его структура и место в системе социального обеспечения Российской Федерации

Социальное обеспечение представляет собой институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке. В РФ предусмотрена единая система государственных пособий, предоставляемых гражданам, в связи с рождением и воспитанием детей.

Законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющих детей, основывается на Конституции РФ и регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. №81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», другими федеральными законами, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Конституция РФ провозглашает нашу страну социальным государством. Роль такого государства заключается в том, что оно должно обеспечивать социально – правовую защиту каждому человеку. В соответствии с Конституцией РФ в стране обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, определенных законом (ч. 1 ст. 38) [2].


Таким образом, семья, брак, рождение детей это не только частное дело участников семейных правоотношений, но и особый объект внимания гражданского общества.

Социальное обеспечение представляет собой институт, посредством которого происходит удовлетворение жизненных потребностей людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Действующее российское законодательство не содержит официального определения понятия «социальное обеспечение», хотя часто использует его в некоторых нормативных правовых актах. В науке выделяют различное множество понятий социального обеспечения. Социальное обеспечение можно определить, как «систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий физических лиц, вследствие обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми» [33,9].

М. Захаров, Э. Тучкова и В. Галаганов дают понятие социального обеспечения как «одного из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов, в случаях наступления социальных рисков, за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством для поддержания их полноценного социального статуса» [30, 32].

С точки зрения Г.Д. Долженковой, «социальное обеспечение – это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества» [29,7].

Подсистема финансирования государственной части основана на двух способах (организационно–правовых формах) финансирования: обязательное социальное страхование и бюджетное финансирование. В сфере обязательного социального страхования участвуют застрахованные лица – это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору; страхователи – организации любой организационно–правовой формы, а также граждане, обязанные выплачивать страховые взносы; страховщики – некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц при наступлении страховых случаев. Такими некоммерческими организациями являются ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС.


Вторым способом финансирования государственной части российской системы социального обеспечения является бюджетное финансирование. Данное финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Из федерального бюджета производится социальное обеспечение военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членов их судей, федеральных судей и т.д. из бюджетов субъектов РФ финансируется выплата ежемесячного пособия на детей, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, социальная поддержка.

Существуют следующие виды социального обеспечения семей с детьми: 1. Пенсии – денежные выплаты, включающие в себя обеспечение по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца. Пенсии по возрасту и по инвалидности устанавливаются в увеличенном размере в случаях, когда на иждивении получателя пенсии есть несовершеннолетние нетрудоспособные лица;

2. Обеспечение в связи с содержанием и воспитанием детей, предполагает полное государственное обеспечение. Предоставляется как в денежной форме опекунам, попечителям, приемным родителям, так и в форме обеспечения по натуральным нормам питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия детей, находящихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и в соответствующих государственных учреждениях субъектов РФ;

3. Установленные федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, пособия и компенсационные выплаты;

4. Предоставление социальными службами обслуживание на дому, обслуживание стационарное в отделениях дневного пребывания, социально– консультативная помощь семьям с детьми и несовершеннолетним;

5. Государственная социальная помощь семьям с детьми или детям, признанным малоимущими, в виде социальных пособий, субсидий и жизненно необходимых товаров, а отдельным категориям граждан, к которым относятся дети – инвалиды, в виде социальных услуг;

6. Дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми, необходимы для улучшения жилищных условий, получения образования, повышение уровня пенсионного обеспечения. Правовая подсистема государственной системы социального обеспечения состоит из нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ. Правовая подсистема негосударственной части включает муниципальные правовые акты, уставы организаций, их коллективные договоры и локальные акты, локальные акты страховых медицинских организаций и негосударственных пенсионных фондов. Роль государства в обеспечении осуществления каждым гражданином конституционного права на социальное обеспечение определяется существующей системой законодательного закрепления, а также финансовых источников, за счет которых гарантируется предоставление гражданам социального обеспечения.


На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что система социального обеспечения семей с детьми полностью соответствует общей системе социального обеспечения, следовательно, понятие социального обеспечения семей с детьми должно основываться на существующих понятиях социального обеспечения. В общей системе социального обеспечения семья, родители, законные представители детей и сами дети выступают в качестве особых субъектов обеспечения.

Таким образом, социальное обеспечение семей с детьми можно определить как систему общественных отношений, складывающих между гражданами, с одной стороны, и уполномоченными органами государства, иными юридическими лицами, с другой стороны, по поводу предоставления денежных выплат и других видов обеспечения при наступлении у граждан определенных жизненных обстоятельств в связи с материнством, содержанием и воспитанием детей, влекущих повышенные расходы, утрату или снижение дохода.

1.2 Правовые основы механизма реализации социально-правовой защиты детей в России

Вопросы защиты детства, законных прав и интересов ребенка волнуют все мировое сообщество, в том числе и общественность нашей страны. Дети являются одной из самых незащищенных групп населения, в первую очередь в силу такого жизненно объективного фактора, как возраст. Среди причин, обусловливающих факт незащищенности детей, выступают на первый план такие явления, происходящие в общественной жизни государства, как дестабилизирующие процессы развития политической и социальной сфер, экономические кризисы, социально-экономические реформы, которые зачастую негативно сказываются на общественном положении детей. В частности, такие проблемы, как нестабильное материальное положение населения, уклонение от содержания и воспитания детей и, как следствие, безнадзорность и беспризорность, а также алкоголизм и наркомания, приводят к тому, что дети попадают в социально неблагоприятную и опасную среду, привлекаются к участию в противозаконной деятельности, сталкиваются с посягательствами на свои права и становятся жертвами преступников. Необходимость эффективной реализации на практике способов защиты детей не вызывает сомнения.