Файл: Безопасность туризмапод общей редакцией дра юрид наук Е. Л. Писаревского.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 471

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3
См.: Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 года № 608
«О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации
(основные положения) // Российская газета. 1996. № 89.
4
См.: Доктрина информационной безопасности, утвержденная Президентом Рос- сийской Федерации 9 сентября 2000 № Пр-1895 // Российская газета. 2000. № 187.

25
«экологической»
1
, «продовольственной», «оборонной»
2
и некоторых дру- гих видах безопасности. Стратегия национальной безопасности Россий- ской Федерации дает легальные определения основных понятий в области национальной безопасности (национальная безопасность, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, стратегические националь- ные приоритеты, система обеспечения национальной безопасности, силы и средства обеспечения безопасности), а также устанавливает виды нацио- нальной безопасности: во внутриполитической, экономической, социаль- ной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности (п. 6, 7).
Стратегия определяет национальную безопасность Российской Феде- рации как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конститу- ционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Рос- сийской Федерации, оборону и безопасность государства.
В научной и учебной литературе существуют различные определения безопасности. Безопасность рассматривается в правовом, социологическом, политологическом, экологическом, психологическом контекстах, а также с точки зрения синергетики и нелинейной динамики.
Среди множества существующих научных определений безопасности мы выделим некоторые из них. С.А. Панарин считает, что понятие «без- опасность» совмещает в себе как минимум три значения. Безопасность — это: многоаспектное состояние; многогранное представление о том, каким оно может быть и каково оно на самом деле; конкретная цель
3
По мнению М.И. Дзлиева и А.Д. Урсула, безопасность — это состоя- ние, характеризующее отсутствие противоречий в развитии и функциони- ровании человека и социальной системы с внешней по отношению к ним средой, наличие или рост которых может привести человека или социаль- ную систему к уничтожению или изменению системообразующих свойств
4
Безопасность рассматривается также как комплексная динамическая способность человеческого организма, социальной системы (общества, государства и т.д.) под воздействием внешнего и внутреннего влияния (воз-
1
См.: Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная распоряже- нием Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 № 1225-р // Российская газета. 2002. № 176.
2
См: Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Указом Президента
Российской Федерации от 05 февраля 2010 года № 146 // Российская газета. 2010. № 27.
3
См.: Панарин С. Безопасность и этническая миграция в России // Pro et Contra.
Т. 3. 1998. № 4. С. 6.
4
См.: Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России. — М.:
Экономика, 2003. С. 29.


26
действия) сохранять свои функции (свойства), поддерживать постоянство внутренней среды с помощью саморегулирующих и иных механизмов
1
Н. Ахтырская считает, что безопасность — неотъемлемое свойство
(атрибут) социальной системы, состоящее в ее способности к обеспече- нию на основе осознанной, целенаправленной деятельности такого порядка взаимосвязей, при котором дезорганизующее воздействие внешней среды и внутренних противоречий на ее жизненно важные интересы ограничива- ется пределами, отвечающими потребностям данной системы и ее элемен- тов в устойчивом развитии
2
С.В. Степашин определяет безопасность как состояние, тенденции развития (в том числе латентные) и условия жизнедеятельности социу- ма, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности с объективно обусловленны- ми инновациями в ней и свободное, соответствующее собственной природе и ею определяемой функционирование
3
По мнению А.И. Стахова, безопасность — это урегулированное пра- вом состояние защищенности конституционных и иных законных инте- ресов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, свя- занные с санкционируемыми и контролируемыми государством право- мерными действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов — техногенных и при- родных источников опасности конституционным и иным законным инте- ресам, а также исключены правонарушения и юридические казусы, спо- собствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.
Безопасность как элемент правовой системы Российской Федерации представляет собой специфическую сферу правовой охраны и защиты кон- ституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, которая обусловлена создающими высокую вероятность причи- нения вреда данным интересам формально определенными физическими, химическими и биологическими проявлениями и действиями природной среды и техногенной системы (вредоносными природными и техноген- ными факторами окружающей среды), связанными с правонарушениями и юридическими казусами, а также с подлежащими официальной оценке
1
См.: Филопоулос И. Формирование политики и институциональная основа оцен- ки риска в ЕС. Рекомендации по созданию в стране системы оценки риска. Дерегули- рование экономики и устранение административных барьеров. Российская Федерация.
Рабочие материалы проекта Программы сотрудничества ЕС и России (Документ опуб- ликован не был).
2
См.: Ахтырская Н. Безопасность как объект социального моделирования. URL: http://www.crime-research.org
3
См.: Степашин С.В. Теоретико-правовые аспекты обеспечения безопасности Рос- сийской Федерации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1994.


27
со стороны государства (санкционируемыми и контролируемыми госу- дарством) действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию предметов, явлений и процессов — материальных носи- телей указанных проявлений и действий, или техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам
1
В рамках технического регулирования существуют научные опреде- ления безопасности продукции, которая охватывает, в том числе, товары, работы и услуги, реализуемые в сфере туризма. Так, безопасность продук- ции как правовая категория означает, прежде всего, нормальное и пред- сказуемое использование продукции, в том числе отсутствие риска причи- нения вреда, связанного с использованием продукции для жизни, здоровья и имущества потребителей, либо возможную минимизацию указанного риска
2
Социальная сущность безопасности в целом может быть выражена, как минимум, в трех аспектах: а) динамическое состояние защищенности личности, общества, государства, а также охраны окружающей среды (далее также — объекты безопасности) от внутренних и внешних угроз безопас- ности, которое предполагает их надежное существование и устойчивое развитие; б) свойство объектов безопасности в процессе своего функцио- нирования и развития не причинять ущерба и (или) не создавать угрозы причинения ущерба другим объектам окружающего мира; в) человеческая деятельность, направленная на защиту прав и законных интересов граж- дан, противодействие угрозам безопасности, ликвидацию последствий их проявления, а также на возмещение ущерба лицам, пострадавшим от угроз безопасности (процесс обеспечения безопасности).
В законодательстве о туристской деятельности безопасность туризма является одним из его правовых институтов, принципом государственного регулирования туристской деятельности, а также ключевой функцией орга- нов исполнительной власти (ст. 3, 4, 14 и 16 Закона о туристской деятель-
1
См.: Стахов А.И. Административно-публичное обеспечение безопасности в Рос- сийской Федерации: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 26–46; проблеме безопасности как элементу правовой системы посвящены также: Митрохин В.И. Концептуальные ос- новы стратегии национальной безопасности России // Социально-политический журнал.
1995. № 6; Прохожев А.А. Человек и общество: законы социального развития и безопас- ности. — М., 2002; Васильев А.И. Система национальной безопасности Российской Фе- дерации (конституционно-правовой анализ): дис. … д-ра юрид. наук. СПб., 1999; Исмаги­
лов Р.Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика: дис. … д-ра юрид. наук.
СПб., 1998; Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в 21 веке. — М., 2002; Глебов И.Н. Право национальной безопасности. — М.:
МЮИ МВД России, 1998; Правовая основа обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации / под ред. А.В. Опалева.- М., 2004; Мамонов В.В. Конституцион- ные основы национальной безопасности России.- Саратов, 2002.
2
См.: Осипов М.Ю. Методика определения эффективности правового регулиро- вания и правотворчества // Научные труды. Российская академия юридических наук.
Вып. 11. Т. 1. — М.: Юрист, 2011. С. 446–448, 454.


28
ности). Кроме того, согласно ст. 8 Закона о безопасности Президент России принимает меры по защите граждан от преступных и иных противоправных действий, по противодействию терроризму и экстремизму, а защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом является одной из целей международного сотрудничества Российской Федерации в обла- сти обеспечения безопасности (ч. 2 ст. 7 Закона о безопасности)
1
Содержание и объем понятия «безопасность туризма» в законодатель- стве о туристской деятельности раскрывается через перечисление соответ- ствующих объектов безопасности:
„
„
жизнь, здоровье и имущество туристов (экскурсантов);
„
„
окружающая среда,
„
„
материальные и духовные ценности общества,
„
„
безопасность государства (ст. 14 Закона о туристской деятельно- сти).
Как полагает М.В. Шаруева, безопасность туризма представляет собой обеспечение безопасности участников правоотношений в сфере туризма
(туроператоров (турагентов), граждан Российской Федерации, иностран- ных граждан и лиц без гражданства, реализующих право на отдых). Без- опасность туризма в этом смысле — совокупность гражданско-правовых норм, призванных обеспечить юридическую, имущественную и личную неимущественную, социальную, информационную, экологическую без- опасность всех участников правоотношений в сфере туризма, а также ненанесение ущерба при совершении путешествий окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства.
При этом обеспечение безопасности туризма — это применение различ- ных видов юридической деятельности, направленных на предупреждение и нейтрализацию угроз безопасности в сфере туризма, а также иные меры по созданию и поддержанию необходимого уровня защищенности объ- ектов безопасности. Главными принципами обеспечения безопасности туризма, по мнению указанного автора, должны стать принцип системно- сти, определяющий комплексный подход к проблеме, и эффективности, позволяющий оценить достигнутые результаты
2
Туризм как системное образование представляет собой сферу туриз- ма — комплексный объект безопасности. В этой связи любые меры безопас- ности туризма будут только тогда эффективны, когда при их разработке и реализации учтены все существенные аспекты проблемы или ограниче- ния, накладываемые на ее решение. Иными словами, для результативного и эффективного решения вся сложнейшая иерархия мер обеспечения без- опасности должна быть организована так, чтобы на всех уровнях в качестве
1
См. более подробно: Калинина Л.Е. Государственное управление туризмом в Рос- сийской Федерации: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2007. 210 с.
2
См.: Шаруева М.В. Правовое обеспечение безопасности туризма по российскому законодательству: автореф. … канд. юрид. наук. М., 2010. С. 17–18.


29
главного, решающего выступал один и тот же, единый критерий оценки эффективности, т.е. чтобы все время имелись ввиду не только отдельные элементы, но прежде всего система туризма в целом, ее конечный эффект
1
Важной характеристикой туризма как комплексного объекта безопас- ности является такая категория как «национальные интересы». Нацио- нальные интересы в сфере туризма связаны с созданием необходимых усло- вий и гарантий надежного существования и устойчивого развития сферы туризма. Реализация национальных интересов в сфере туризма также обе- спечивает удовлетворение потребностей всех субъектов сферы туризма.
Так, интересы туристов заключаются в реализации их прав и свобод туристов, в обеспечении в процессе подготовки, организации и совершения путешествий гарантий личной неприкосновенности, неприкосновенности частной жизни, защищенности жизни, здоровья и имущества туристов, повышении уровня их работоспособности, интеллектуального и духовно- го развития.
Интересы предпринимателей предполагают возможность свободной реализации их права на предпринимательскую деятельность, обеспечение гарантий свободы экономической деятельности, отсутствие ограничений на перемещение услуг, финансовых средств и информации на едином туристском рынке Российской Федерации, ликвидацию избыточных адми- нистративных барьеров, поддержку конкуренции и ограничение моно- полистической деятельности, неприкосновенность собственности, защи- щенность личности предпринимателя от противоправных посягательств, наличие гарантий инвестиций и благоприятного инвестиционного климата.
Интересы работников индустрии туризма связаны с гарантиями реализации их трудовых прав, отсутствием дискриминации и принуди- тельного труда, защищенности жизни и здоровья от вредных и опасных производственных факторов, профессиональным ростом и укреплением материального благополучия.
Интересы местного населения включают в себя реализацию права на благоприятную окружающую среду и среду жизнедеятельности, потреб- ность в укреплении общественного порядка и нравственности, в надлежащем санитарно-эпидемиологическом благополучии, недискриминационном участии в обслуживании туристов, в сохранении исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.
Интересы служащих государственных (муниципальных) органов (долж­
ностных лиц), реализующих функции и полномочия в области государст- венного (муниципального) управления в сфере туризма, выражаются в стабильности гражданской службы, защищенности от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, охрану служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных
1
См.: Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978.