Файл: Учебнометодическое пособие по учебной дисциплине Силовая преобразовательная техника.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 265
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Лабораторная работа №2
Сформировать умение анали- зировать принцип действия од- нофазного мостового несиммет- ричного управляемого выпрямителя.
Исследование однофазного мостового несимметричного управляемого выпрямителя.
Анализирует принцип действия однофазного мостового несим- метричного управляемого выпрямителя.
Тема 2.2. Трехфазные выпрямители
Сформировать знания о прин- ципе действия трехфазных вы- прямителей различных типов, типовых узлов, порядке расчета внешних характеристик
Трехфазный управляемый выпрямитель. Схема, временные диаграммы, принцип действия, основные зависимости.
Трехфазный мостовой выпрямитель. Схема, временные диаграммы. Принцип действия трехфазной мостовой схемы, основные зависимости. Внешняя характеристика выпрямителя, расчет и постороение.
Излагает принцип действия трехфазных выпрямителей различных типов.
Объясняет принцип действия типовых узлов, порядок расчета внешних характеристик
Лабораторная работа №3
Сформировать умение анали- зировать принцип действия трехфазного выпрямителя с нулевой точкой.
Исследование трехфазного выпрямителя с нулевой точкой.
Анализирует принцип действия трехфазного выпрямителя с нулевой точкой, производит испытания.
Лабораторная работа №4
Сформировать умение анали- зировать принцип действия трехфазного мостового выпрямителя
Исследование трехфазного мостового выпрямителя.
Анализирует принцип действия трехфазного мостового выпрямителя, производит испытания.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Тема 2.3 Расчет и выбор силовых элементов выпрямителя
Сформировать знания о по- рядке расчета, выбора и провер- ки силовых полупроводниковых приборов и элементов защиты.
Расчет, выбор и проверка силовых полупроводниковых приборов (СПП). Расчет и выбор силового трансформатора. Расчет и выбор элементов защиты
СПП от аварийных токов и перенапряжения.
Излагает порядок расчета, вы- бора и проверки силовых полу- проводниковых приборов.
Объясняет принцип действия элементов защиты.
Практические занятия №1
Сформировать умения выпол- нять расчет и производить вы- бор силовых элементов выпря- мителей (диодов и тиристоров).
Расчет и выбор силовых элементов выпрямителей.
Рассчитывает и производит вы- бор силовых элементов выпрямителей (диодов и тиристоров).
Тема 2.4 Системы управления выпрямителей
Сформировать знания о функ- циях, классификации и порядке проектирования СИФУ. ема 2 . 4 . Системы управления выпрямителей
Сформировать знания о функциях, классификации и порядке проектирования СИФУ. Функции системы импульсно- фазового управления (СИФУ). Требования к СИФУ.
Классификация СИФУ. Структурная схема СИФУ. Принцип действия СИФУ. Типовые блоки СИФУ. Проектирование
СИФУ.
Излагает функции, принцип действия СИФУ.
Практические занятия №2
Сформировать умения выпол- нять расчет плановых блоков системы импульсно-фазового управления и выбор их элементов.
Расчет плановых блоков системы импульсно-фазового управления и выбор их элементов.
Рассчитывает плановые блоки системы импульсно-фазового управления и производит выборих элементов.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Тема 2.5 Реверс двигателя при питании от выпрямителя
Сформировать знания о структуре реверсивных выпря- мителей, используемых для пи- тания двигателей постоянного тока.
Реверс при помощи контакторов в цепях возбуждения и якоря, область применения. Реверсивные выпрямители, согласованное и раздельное управление вентильными группами.
Излагает правила построения релейно-контакторных схем управления реверсом и порядок расета аппаратов управления.
Объясняет принцип действия типовых узлов реверсивных выпрямителей.
Тема 2.6. Энергетические характеристики выпрямителя
Сформировать знания об энер- гетических характеристиках
Сформировать знания об энергетических характеристиках.
Энергетические характеристики выпрямителя: коэффициент мощности, активная мощность, полная мощность, мощность искажения, потери мощности на тиристоре, вспомогательные потери мощности, потери мощности на трансформаторе, реактивная мощность, коэффициент полезного действия
(КПД) выпрямителя, коэффициент гармоник тока, коэффициент сдвига тока, энергетический кпд.
Объясняет смысл энергетической характеристики выпрямителя.
Тема 2.7 Способы улучшения энергетических характеристик, подавление помех, фильтры
Познакомить со способами улучшения энергетических характеристик.
Сформировать знания о фильтрах.
Способы улучшения энергетических характеристик.
Классификация фильтров, их расчет и выбор.
Принцип действия и схемы фильтров.
Излагает правила расчета, выбора фильтров, объясняет их принцип действия.
Раздел 3. Инверторы ведомые сетью
Сформировать знания о струк- туре, принципах управления и области применения инвертора, ведомого сетью.
Схема, временные диаграммы и принцип действия однофазного инвертора со средней точкой, трехфазного мостового инвертора, ведомого сетью.
Функциональная схема системы управления. Область применения.
Описывает принципы управле- ния инвертора, ведомого сетью, объясняет работу схемы управления.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Лабораторная работа №5
Сформировать умение анализировать принцип действия трехфазного инвертора, ведомого сетью.
Исследование работы трехфазного инвертора, ведомого сетью.
Анализирует принцип действия трехфазного инвертора, ведомого сетью, производит испытания.
Раздел 4. Широтно-импульсные преобразователи (ШИП)
Тема 4.1. Тиристорные ШИП
Сформировать знания об устройстве, области применения и принципе действия тиристорных ШИП.
Классификация ШИП. ШИП с одноступенчатой коммутацией. ШИП с одноступенчатой коммутацией и насыщающим дросселем, схема, основные соотношения.
ШИП с последовательной двухступенчатой коммутацией, схема, основные соотношения.
ШИП с комбинированной коммутацией. ШИП с коммутирующим трансформатором.
ШИП с последовательной двухступенчатой параллельной коммутацией. Реверсивный тиристорный ШИП с симметричным законом управления.
Реверсивный тиристорный ШИП с несимметричным законом управления.
Характеризует классификацию, назначение и устройство ШИП.
Объясняет принцип действия схем коммутации, применяемых в тиристорных
ШИП.
Тема 4.2. Транзисторные ШИП
Сформировать знания о структуре и принципе действия транзисторного ШИП.
ШИП на активно-индуктивную нагрузку. ШИП на активно-индуктивную нагрузку и противо-ЭДС.
ШИП с последовательным ключом и параллельной индуктивностью. ШИП с параллельным ключом и последовательной индуктивностью. Реверсивный транзисторный ШИП с симметричным законом управления.
Реверсивный транзисторный
ШИП с несимметричным законом упраления.
Излагает принцип действия транзисторного ШИП.
Объясняет принцип действия схем коммутации, применяемых в транзисторных ШИП.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Лабораторная работа №6
Сформировать умения анализи- ровать принцип действия мосто- вого ШИП с симметричным законом управления.
Исследование мостового ШИП с симметричным законом управления.
Анализирует принцип действия мостового ШИП с симметричным законом управления, производит испытания.
Лабораторная работа №7
Сформировать умения анализировать принцип действия мостового ШИП с несимметричным законом управления.
Исследование мостового ШИП с несимметричным законом управления.
Анализирует принцип действия мостового ШИП с несимметричным законом управления, производит испытания.
Раздел 5. Преобразователи частоты и напряжения
Тема 5.1. Полупроводниковый преобразователя напряжения
Сформировать знания о структуре, принципе управления и области применения тиристорного регулятора напряжения.
Схема, временные диаграммы и принцип действия тиристорного регулятора напряжения (ТРН). Область применения ТРН.
Объясняет принцип управле- ния ТРН, описывает работу схемы управления.
Тема 5.2. Двухзвенные преобразователи частоты
Сформировать знания об ав- тономных инверторах, их клас- сификации, принципе действия
Классификация автономных инверторов. Однофазный параллельный автономный инвертор тока (АИТ).
Однофазный последовательный АИТ. Трехфазный мостовой
АИТ. Однофазный параллельный автономный инвертор напряжения (АИН). Однофазный последовательный АИН.
АИН на тиристорах. Однофазный мостовой АИН.
Трехфазный АИН с широтно-импульсным регулированием.
Последовательный резонансный автономный инвертор
(РАИ). Параллельный РАИ. Многоячейковый РАИ.
Характеризует классификацию и излагает принцип действия автономных инверторов.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Однофазный мостовой инвертор с несимметричным законом управления. Однофазный мостовой инвертор с симметричным законом управления. Трехфазный мостовой инвертор с симметричным законом управления. Трехфазный мостовой инвертор в режиме выпрямления. Схема и принцип действия преобразователя частоты со звеном постоянного тока.
Лабораторная работа №8
Сформировать умение анализировать принцип действия однофазного мостового инвертора с несимметричным законом управления.
Исследование мостового инвертора с несимметричным законом управления.
Анализирует принцип действия однофазного мостового инверторас несимметричным законом управления.
Лабораторная работа №9
Сформировать умение анали- зировать принцип действия од- нофазного мостового инвертора с симметричным законом упрвления.
Исследование мостового инвертора с симметричным законом упрвления.
Анализирует принцип действия однофазного мостового инвертора с симметричным законом упрвления.
Лабораторная работа №10
Сформировать умение анали- зировать принцип действия трехфазного мостового инвертора в режиме выпрямления.
Исследование трехфазного мостового инвертора в режиме выпрямления.
Анализирует принцип действия трехфазного мостового инвертора в режиме выпрямления.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Лабораторная работа №11
Сформировать умение анали- зировать принцип действия однофазного мостового инвертора с симметричным законом управления.
Исследование однофазного мостового инвертора с симметричным законом управления.
Объясняет принцип работы, производит испытания.
Тема 5.3. Непосредственный преобразователь частоты (НПЧ)
Сформировать знания о рабо- те типовых узлов, структуре, принципе управления и области применения НПЧ.
3 . Непосредственный преобразователь частоты (НПЧ)
Сформировать знания о работе типовых узлов, структуре, принципе управления и области применения НПЧ.
Схема, типовые узлы, временные диаграммы и принцип действия непосредственного преобразователя частоты (НПЧ).
Функциональная схема системы управления НПЧ. Область примекнения НПЧ.
Излагает принцип управления
НПЧ, поясняет работу типовых узлов.
Раздел 6. Напрвление развития преобразовательной техники
Т ема 6 . 1 . Современные силовые полупроводниковыеприборы
Сформировать знания о со- временных силовых полупро- водниковых проборах, их прин- ципе действия и схемах управления ими.
Современные силовые полупроводниковые приборы: симметричные (диак и триак) и запираемые
(GTO, GCT, IGCT, SCR) тиристоры, биполярные транзисторы с изолированным затвором (IGBT) и полевые транзисторы (MOSFET), транзисторные модули; принцип действия, схема управления силовыми приборами.
Характеризует современные полупроводниковые приборы.
Излагает принцип действия силовых приборов и описывает схемы управления ими.
Тема 6.2 . Развитие элементной базы управляющих устройств преобразователей
Сформировать знания об элементной базе управляющих устройств в силовом преобразователе.
Элементная база управляющих устройств преоб- разователей, ее назначение, структура, принцип действия.
Излагает правила построения схем и принцип действия эле- ментной базы.
Объясняет принцип работы ти- повых узлов, порядок составле- ния простейших схем.
Цель изучения темы
Содержание темы
Результат
Тема 6 . 3 . Промышленные преобразователи
Сформировать знания о структуре, принципе действия, области применения современ- ных промышленных преобразо- вателей (ПЧ).
Схема подключения и принцип действия современных промышленных преобразователей (Omron, Siemens, Metronix и т. п.). Функциональная схема системы управления и особенности современных промышленных преобразователей.
Излагает принцип действия со- временных ПЧ, поясняет работу типовых узлов.
Курсовое проектирование
24
Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся
Отметка в баллах
Показатели оценки
1
(один)
Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде
(управление вентильными преобразователями); наличие многочисленных существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя
2
(два)
Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (описание принципов работы схем выпрямителей, ШИП); наличие существенных ошибок, исправляемых с непосредственной помощью преподавателя
3
(три)
Воспроизведение части программного материала по памяти
(фрагментарный пересказ и перечисление); осуществление умственных и практических действий по образцу (работа схем однофазных и трехфазных выпрямителей, назначение системы импульсно-фазового управления (СИФУ)); наличие отдельных существенных ошибок
4
(четыре)
Воспроизведение большей части программного учебного материала (описание с элементами объяснения); применение знаний в знакомой ситуации по образцу (однофазные и трехфазные выпрямители, принцип работы, типы СИФУ); наличие единичных существенных ошибок
5
(пять)
Осознанное воспроизведение программного учебного материала (описание с объяснением ); знает требования предъявляемые к выпрямителям, СИФУ; наличие несущественных ошибок
6
(шесть)
Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение принципа работы схем, приводит сравнительную характеристику схем); наличие несущественных ошибок
7
(семь)
Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала; владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение, формирование выводов, проектирование СИФУ в соответствии с представленными образцами, недостаточно самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок
25
Отметка в баллах
Показатели оценки
8
(восемь)
Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации
(развернутое описание и объяснение, раскрытие сущности , обоснование и доказательство , формирование выводов , самостоятельное выполнение заданий); наличие единичных несущественных ошибок
9
(девять)
Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала; оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий)
10
(десять)
Свободное оперирование программным учебным материалом применение знаний и умений в незнакомой ситуации
(самостоятельные действия по описанию, объяснению, демонстрация, выполнение творческих работ и заданий)
Примечание.При отсутствии результатов учебной деятельности обучающимся в учреждении, обеспечивающем получение среднего специального образования, выставляется «0» (ноль) баллов.