Файл: Методические указания по изучению дисциплины Правовое регулирование землеустройства и кадастров и выполнению самостоятельной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами. В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Правовой обычай как источник земельного права

Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Правовые обычаи есть особая разновидность общегражданских обычаев (к которым принято относить обычаи делового оборота и другие обычаи, обыкновения и заведенный порядок), действующих в обществе. Их содержание образуют конкретные правила, предписывающие строго определенную линию поведения в тех или иных ситуациях. Устойчивость, повторяемость социальных отношений и связей вызывают возникновение в индивидуальном, групповом и массовом общественном сознании определенных стереотипов поведения.

Правовой обычай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм.

Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами.

Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений.

Особая роль обычного права отмечается в неотдифференцированных правовых системах, где правовой обычай, доктрина и закон нередко конкурируют между собой. Однако обнаруживается тенденция к закреплению государством разделения сфер влияния (регулирования), нормирования общественных отношений со стороны указанных источников права. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара.


В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.

Значительную роль правовой обычай играет в международном праве.

Земельные отношения как предмет земельного права: их субъекты, объекты и содержание

Земельные отношения - это общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по вопросам охраны и использования земли, урегулированные нормами земельного права.

Земельные правоотношения можно подразделить на различные группы: материальные и процессуальные, регулятивные и охранительные. Также можно выделить отношения в рамках управления земельным фондом: отношения по планированию использования и охраны земель, ведению мониторинга земель и осуществлению государственного земельного контроля, отношения по предоставлению и изъятию земель и др.

Структуру земельных правоотношений составляют субъекты отношений, объекты отношений и права и обязанности субъектов по поводу; объектов, урегулированные нормами права.

Субъектами земельных правоотношений являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные юридические лица (ст.5 ЗК РФ).

Объектами земельных правоотношений являются земля, земельные участки и их части.

Под методами земельного права следует понимать совокупность способов воздействия на поведение субъектов земельных отношений. В земельном праве в зависимости от регулируемой группы отношений используются императивный и диспозитивный методы, либо их сочетание. Императивный метод регулирует значительную часть земельных отношений, включая управление земельными ресурсами, правовую охрану земель и др. Диспозитивным методом правового регулирования охватываются частно-правовые отношения по поводу прав на земельные участки, сделки с земельными участками и др.



Принципы земельного права представляют собой основополагающие начала, которыми необходимо руководствоваться при наличии пробелов либо противоречивости применяемых норм.

Основные принципы земельного права содержатся в ст. 1 ЗКРФ: учет значения земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека; участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении земельных участков и прочно связанных с ними объектов; приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий; платность использования земли; деление земель по целевому назначению на категории; разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований; дифференцированный подход к установлению правового режима земель; сочетание интересов общества и законных интересов граждан; принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель; принцип платности за пользование землей; принцип государственного регулирования приватизации земли.
Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие земельного права как отрасли права, науки и учебной дисциплины.

2. Назовите основные этапы развития земельного права в Российской Федерации.

3. Дайте общую характеристику земельной реформы в Российской Федерации.

4. Охарактеризуйте соотношение земельного права с другими отраслями права.

5. Назовите статьи (нормы) Конституции Российской Федерации, регламентирующие земельно-правовые вопросы.

6. Что является источниками земельного права?

7. Назовите классификацию источников земельного права.

19

8. Оцените юридическую силу и порядок применения подзаконных актов.

9. Как действуют законы во времени, в пространстве и по кругу лиц?

10. Когда законы и нормативные правовые акты вступают в силу?

11. Дайте определение земельных правоотношений.

12. Назовите методы земельного права.

13. Дайте понятие принципов земельного права и определите их роль в правовом обеспечении землеустройства и кадастров.


14.Охарактеризуйте систему принципов земельного права

15. Охарактеризуйте каждый принцип земельного права

16. Что такое нормативный договор?

17. Классификация (виды) нормативных договоров.
Правовые основы регулирования образования земельных участков

Основные изучаемые вопросы:

1. Понятие и порядок образования земельного участка, его индивидуализирующие признаки. 2. Требования к образуемым и измененным земельным участкам. 3. Особенности образования земельных участков при разделе, объединении, перераспределении, выделе земельных участков, а также из отдельных видов земель и в отдельных правоотношениях. 4. Особенности образования земельных участков при создании искусственных земельных участков. 5. Особенности образования земельного участка при выделении на местности земельной доли. 6. Понятие и содержание оборотоспособности земельных участков. 7. Земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте.

Методические советы по изучению темы

Земельный участок*, в соответствии с ЗК РФ, - часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст.11.1 ЗК РФ). В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки (путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий на водном объекте).

*Примечание: Следует отметить, что с 1 марта 2015 года вступает в силу новая редакция статьи 6 ЗК РФ, в соответствии с ч.3 которой дается новое понятие земельного участка: «Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки».

Таким образом, признаками, которые присущи юридическому понятию земельного участка, являются его границы и местоположение. Установление границ земельного участка является одним из правовых средств его индивидуализации как объекта права собственности и иных прав.

Кроме того, каждый земельный участок обладает иными характеристиками, которые вносятся в ГКН: кадастровый номер, площадь, адрес (местоположение), сведения об ограничениях (обременениях); кадастровая стоимость, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель и вид разрешенного использования.


В соответствии с ЗК РФ земельные участки образуются: при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. В случае, если на земельные участки действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, то такие предельные размеры определяются в соответствии с ЗК РФ, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельных участков в следующих случаях:

- если границы земельных участков пересекают границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов;

- если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости;

- если образование земельных участков приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушит требования, установленные ЗК РФ, другими федеральными законами;

- если при разделе, перераспределении или выделе земельных участков сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев раздела следующих земельных участков:

1) предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, и

2) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, из которого могут быть образованы один или несколько земельных участков. В