Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В экономической теории принято выделять простое товар­
ное производство и капиталистическое. В зависимости от отно­
шений собственности и уровня развития производительных сил исторически сложилось сначала простое товарное производство крестьян и ремесленников, основанное на мелкой частной соб­
ственности, на личном труде, отсталой технологии. Простое то­
варное производство характеризуется формулой:
Т (товар) - Д (деньги) - Т (товар).
Развитие простого товарного производства сопровождалось процессом поляризации самих товаропроизводителей: одни из них разорялись, другие обогащались. Формируется капиталистичес­
кое товарное производство, которое характеризуется: преобла­
данием крупной частной собственности; товаром становится ра­
бочая сила человека; оно основано на наемном труде; целью про­
изводства становится безграничное увеличение прибыли. Форму­
ла капиталистического (развитого) товарного производства:
Д (деньги) - Т (товар) - Д' (деньги).
В этой формуле первоначальные деньги меньше Д' (конеч­
ных денег) на величину прибавочной стоимости.
Основой рыночной экономики является товарное производ­
ство. Но товарное производство возникло раньше рыночного (ка­
питалистического).
5.2. Товар и его свойства
Ключевой категорией товарного производства является то­
вар. Существуют разные понимания его сущности. К.Маркс на­
чинает свой труд «Капитал» с анализа товара: «Богатство об­
ществ, в которых господствует капиталистический способ произ­
водства, выступает как огромное скопление товаров, а отдель­
ный товар как элементарная форма этого богатства».
В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что, во-первых, товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека. Во-вторых,
товаром является то, что апробировано трудом: например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать им после того, как будет затрачен труд на их сбор. И в-третьих, това­
ром является то. что предназначено для продажи.
В австрийской экономической школе, представителем кото­
рой является К.Менгер, товар определяется как специфическое эко­
номическое благо, произведенное для обмена. К экономическим благам К.Менгер относит те, которые являются объектом или ре­
зультатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.
Отличие между этими определениями состоит в том, что вто­
рое определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое - не учитывает.
Марксистская политэкономия раскрывает сущность товара через два его свойства: потребительную стоимость и меновую стоимость. Маржиналисты - через потребительную стоимость и предельную полезность, где отсутствует указание, что товар дол­
жен быть обязательно продуктом труда.
Итак, товар обладает двумя свойствами:
- способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность - это потребительная стоимость;
- способность обмениваться на другие товары в определен­
ной количественной пропорции - меновая стоимость.
Вопрос ЧТО лежит в основе обмена и определяет количе­
ственную пропорцию, в которой один товар обменивается на дру­
гой, впервые поставил Аристотель. В дальнейшем различные эко­
номические школы отвечали на него по-разному.
В соответствии с трудовой теорией стоимости обменивае­
мые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, кото­
рые и определяют стоимость. Стоимость - овеществленный в то­
варе общественный труд. Стоимость - не природное свойство, а общественное отношение между производителями товаров, скрытое вещной оболочкой. Меновая стоимость представляет собой форму стоимости, внешнее проявление ее в акте обмена и развивается с развитием самого обмена.


По К.Марксу труд товаропроизводителя является двой­
ственным. С одной стороны, это труд определенного вида. Он характеризуется применением определенных орудий труда, оп­
ределенными профессиональными навыками работника и вполне конкретным результатом - определенной потребительной сто­
имостью. Поэтому создающий ее труд получил название конк­
ретного труда.
С другой стороны, труд - это затраты рабочей силы вооб­
ще, безотносительно к ее конкретной форме, частица совокупно­
го общественного труда. Это абстрактный труд, именно он со­
здает стоимость, ибо является тем общим в труде различных спе­
циалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг к другу.
Различались взгляды экономистов-классиков на меру сто­
имости. А.Смит за меру стоимости принимал рабочее время.
Д. Рикардо - рабочее время на производство товара в худших ус­
ловиях производства. К.Маркс определял величину стоимости как общественно-необходимое рабочее время, которое идет на про­
изводство продукта при общественно-нормальных условиях про­
изводства, то есть при среднем уровне умелости и интенсивности труда.
С точки зрения представителей теории предельной полезно­
сти (К. Менгер, Бем-Баверк, Л.Вальрас и др.) стоимость опреде­
ляется исходя из субъективных оценок покупателя. Эта теория базирует на исследовании предельных (дополнительных, после­
дних) полезностей потребляемых благ и их влияния на спрос.
В теории предельной полезности объективность экономи­
ческих отношений заменяется анализом субъективно-психологи­
ческих оценок людей, ценность предстает как результат своеоб­
разного отношения между человеком и вещью.
Субъективная ценность товара зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага (редкости) и от степени на­
сыщения потребности в нем.
Предельная полезность - это полезность предельного экзем­
пляра блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потреб-
ность. Она равна изменению общего количества полезности, по­
деленному на изменение в потребленном количестве.
5.3. Деньги как категория товарного производства
Существуют два подхода в исследовании происхождения денег - субъективный и объективный. При субъективном подхо­
де считается, что деньги возникли в результате соглашения об этом между людьми. При объективном подходе доказывается, что день­
ги -результат развития товарно-денежных отношений, в процес­
се которых из массы товаров выделился один, за которым закре­
пилась роль всеобщего эквивалента.
Согласно последней теории возникновение денег связано с развитием товарообмена. На ранней стадии развития общества обмен носил случайный характер, продукт непосредственно об­
менивался на другой продукт. Один товар выражал свою сто­
имость относительно другого товара. Второй же товар, с помо­
щью которого первый выражает свою стоимость, выступает в роли эквивалента, представляя собой эквивалентную форму сто­
имости.
В условиях первобытного общества в роли эквивалента вы­
ступал любой продукт. Это была простая, единичная или случай­
ная форма стоимости.
По мере развития производства и общественного разделе­
ния труда количество обмениваемых продуктов растет. Поэтому появилась возможность сравнивать стоимость товара не с един­
ственным, случайно оказавшимся у кого-то излишним товаром, а со многими другими. Эту форму стоимости называют полной или развернутой.
Дальнейшее развитие общественного разделения труда при­
вело к тому, что из всего товарного мира выделяется один товар, признаваемый всеми и обмениваемый на все другие товары. Это всеобщая форма стоимости, а данный товар, обмениваемый на все другие товары, получил название всеобщего эквивалента.
У разных народов в роли всеобщего эквивалента выступали раз-

личные товары, к примеру, у индейцев это были особые ракушки - вампум, в Китае - чай, в Камеруне - кольца из слоновой кости, в России - крупный рогатый скот. В древнерусском языке слово
«скотница» означала казну, а само слово «деньги» появилось во времена монгольского ига, когда средством платежа стала татарс­
кая монета «деньга».
Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за се­
ребром и золотом, что и привело к утверждению денежной фор­
мы стоимости. Золото - трудоемкий и редкий металл - выполнял роль всеобщего эквивалента благодаря следующим его свойствам:
1) качественная однородность;
2) количественная делимость;
3) портативность (в небольшом количестве золота воплоща­
ется большое количество труда);
4)сохраняемость;
5) узнаваемость (золото узнают все).
Как обычный товар золото обладает потребительной сто­
имостью и стоимостью. Потребительная стоимость золота зак­
лючается в том, что оно служит для изготовления украшений, золочения, используется в промышленности и т.д. Стоимость зо­
лота, согласно трудовой теории стоимости, определяется обще­
ственно необходимым трудом, затраченным на его производство.
Сущность денег определяется через их функции: мера сто­
имости, средство обращения, средство платежа, средство накоп­
ления, мировые деньги.
Функция денег как меры стоимости состоит в способности денег соизмерять стоимости всех товаров. Стоимость товара в денежном выражении есть его цена. Чтобы измерять стоимость товаров, необходимо какое-то количество денег принять за еди­
ницу. Такая единица называется масштабом цен. С одной сторо­
ны, масштаб цен, как и любая мера (например, длины или веса), условен, а с другой, он должен признаваться всеми в стране.
Функцию средства обращения деньги выполняют, когда иг­
рают роль посредника в обмене товаров. Альтернативой денеж­
ному обмену является натуральный (бартерный) обмен. В усло-
виях бартера необходимо найти человека, который имеет то. что вам нужно, и который хочет то, что у вас есть. В денежной же экономике каждый может продать то, что у него есть, любому и купить то, что ему необходимо. Поэтому деньги являются сред­
ством, которое делает обмен более быстрым.
Для обслуживания товарного обращения требуется опреде­
ленное количество наличных денег. Количество денег, необходи­
мых для выполнения функции средства обращения, зависит от суммы цен обращающихся товаров. Количество необходимых для обращения денег М является суммой цен реализуемых товаров Р, деленной на число оборотов-денежной единицы V:
M=P/V.
А.Маршалл и И.Фишер предложили неоклассическую ко­
личественную теорию денег. Большинство западных экономис­
тов пользуются сформулированным американским экономистом
И.Фишером уравнением обмена, выражающим зависимость уров­
ня цен от денежной единицы:
MV=PQ. где М - денежная масса; V - скорость обращения денег; Р - уро­
вень товарных цен; Q - количество обращающихся товаров.
С развитием товарного обращения время реализации това­
ров все чаще отрывает от времени их оплаты. Это значит, что товар продается в кредит или, наоборот, на условиях предопла­
ты. Функционирование денег в отрыве по времени от обращения товаров является функцией денег средства платежа.
Функцию средства накопления деньги выполняют потому, что после продажи товаров и услуг они обеспечивают их владельцу покупательную способность в будущем. Деньги в данном случае превращаются в инструмент будущих покупок, средство сохране­
ния стоимости. Средством накопления могут служить и другие вещи, например, драгоценности, недвижимость, произведения ис­
кусства и др. В экономике существует общий термин для их обо­
значения. Их называют активами, обладающими определенной ликвидностью, то есть возможностью выступать в качестве сред­
ства платежа. Деньги обладают абсолютной ликвидностью.


Выполняя функцию мировых денег, они используются при обслуживании международной торговли, переводе капиталов из одной страны в другую, создании валютных резервов.
Контрольные задания
1. Какое из утверждений неверно характеризует натураль­
ное хозяйство: а) в условиях натурального хозяйства все, что нужно человеку для жизни, он производит сам; б) в условиях натурального хозяйства произведенный про­
дукт не подлежит обмену; в) в условиях натурального хозяйства возникает тесная за­
висимость производителей друг от друга; г) натуральное хозяйство отличается очень низкой резуль­
тативностью?
2. Какое утверждение искажает суть товарного производства: а) товарное производство существует только при наличии разделении труда; б) товарное производство предполагает производство про­
дукта для удовлетворения потребностей самого произ­
водителя; в) товарное производство невозможно без обмена; г) товарное производство предполагает производство про­
дуктов, в которых нуждаются потребители?
3. В период развала хозяйства предприятие организовало внутреннее производство всех вспомогательных продуктов для своей деятельности и продолжало функционировать. Можно ли утверждать, что на предприятии возникло натуральное хозяйство: а) можно, так как все необходимое для деятельности про­
изводится внутри хозяйства; б) можно, так как внутри предприятия нет товарообмена и прерван внешний товарообмен; в) нельзя, поскольку продукция предприятия остается то­
варом для рынка.

4. Какую функцию денег может выполнять бартер (с извест­
ной долей условности): а) меры стоимости; б) средства обращения; в) средства платежа; г) средства накопления?
5. Какая функция денег свидетельствует об их абсолютной ликвидности: а) мера стоимости; б) средство обращения; в) средство платежа; г) средство накопления?
6. В какой зависимости (прямой или обратной) находятся бартерные сделки от: а) уровня инфляции; б) степени дефицита; в) снижения спроса населения; г) роста доходов населения?
7. Приводит ли к росту цен увеличение денег в обращении, если выпуск товаров и услуг увеличивается в равной или боль­
шей степени: а) приводит к росту; б) не приводит.
8. Зависит ли реальная стоимость денег (их покупательная способность) при фиксированной номинальной стоимости от цен на товары и услуги: а)зависит; б) fie зависит.
9. Общественная потребность в товаре обеспечивается тре­
мя группами производителей. Первая группа изготавливает
10 тыс. изделий, затрачивая на каждое 2 часа труда, вторая - со­
ответственно 60 тыс. и 3 часа, третья - 30 тыс. и 4 часа. Рассчи­
тайте величину стоимости товара.
10. Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены на товары увеличились в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?


Т е м а 6. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЫНКА
6.1. Сущность и функции рынка
Рынок - это способ (или форма) организации и функциони­
рования экономических связей хозяйствующих субъектов, осно­
ванный на принципах свободной купли-продажи, и обществен­
ная форма функционирования экономики, при которой обеспе­
чиваются взаимодействие производства и потребления, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.
Сущность рынка находит свое выражение в главных его эко­
номических функциях:
- саморегулирования производства, предполагающей согла­
сование производства и потребления в ассортиментной структу­
ре, а также поддержания сбалансированности спроса и предло­
жения по объему и цене;
- стимулирующей, состоящей в побуждении производите­
лей к созданию новой продукции с наименьшими издержками на условную единицу и максимумом прибыли;
- регулирующей, предполагающей обеспечение определен­
ной пропорциональности в производстве и обмене между регио­
нами и сферами национального хозяйства;
-экономичности, предполагающей сокращение издержек об­
ращения в сфере потребления в соразмерности спроса с величи­
ной заработной платы;
-эквивалентной. Рынок сопоставляет индивидуальные зат­
раты труда отдельного производителя с общественным «этало­
ном», соизмеряя затраты и результаты, а также выявляя ценность товара;
- демократизации хозяйственной деятельности, состоящей в освобождении общественного производства от его нежизнес­
пособных элементов, что впоследствии ведет к дифференциации товаропроизводителей-конкурентов.
История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка:

-неразвитый,
- свободный ^классический),
-регулируемый,
-деформируемый.
Неразвитый рынок характеризуется тем, что рыночные от­
ношения носят случайный, чаще всего товарный (бартерный) ха­
рактер.
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
1. Неограниченное число участников рыночных отношений и свободная конкуренция между ними.
2. Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества.
3. Абсолютная мобильность факторов производства; неогра­
ниченная свобода передвижения капитала.
4. Абсолютная информированность о рынке.
5. Абсолютная однородность одноименных товаров (отсут­
ствие торговых марок и т.д.).
6. Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать непосредственное влияние на решение другого неэко­
номическими методами.
7. Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной кон­
куренции.
8. Отсутствуют монополизм, монопсония и государственное регулирование.
Свободный рынок - это абстракция. В прошлом и в настоя­
щее время имело и имеет место регулирование рынка, так как ус­
ловиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.
Регулируемый рынок - это результат цивилизации и гумани­
зации общества, когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, ини­
циативному труду и риску в хозяйственной деятельности.
Следовательно, рынок должен быть регулируемым, с тем, чтобы снять или как-то ограничить его отрицательные послед­
ствия.