Файл: Учебное пособие Рекомендовано к шданию Учебнометодическим центром кгту им. А. Н. Туполева Казань 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Чрезмерное вмешательство государства в рыночные отно­
шения приводит к их деформации. Деформированный рынок ха­
рактеризуется следующими положениями:
1. Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, орга­
низующих свою хозяйственную деятельность на основе равных форм собственности.
2. Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении; отсутствие самостоятельности в коммер­
ческой деятельности.
3. Монополизм производителя и торговца.
4. Несбалансированность спроса и предложения.
5. Отсутствие у потребителя права выбора товара.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные эле­
менты на основе самых разнообразных критериев, образует сис­
тему рынков.
По объектам можно выделить: рынок товаров и услуг; ры­
нок рабочей силы; рынок средств производства (капитала); ры­
нок ценных бумаг, валюты; рынок научно-технических разрабо­
ток, патентов; рынок информации и др.
По субъектам: рынок покупателей; рынок продавцов; ры­
нок государственных учреждений; рынок промежуточных продав­
цов-посредников.
И пространственном разрезе выделяют: местный (локальный) рынок; региональный; внутренний; внешний; национальный; мировой рынки.
6.2. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса
Спросом называется количество товаров и услуг, имеющее­
ся на данном рынке, которое покупатель готов приобретать по определенной цене; то есть платежеспособная потребность.
Между рыночной ценой и количеством реализованного то­
вара существует определенная обратная связь. Предположим, что при цене 30 руб. за одну условную единицу товара покупатель готов купить лишь 1 единицу блага, при цене 15 руб. - 3 единицы
и т.д. Зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть представлена графиком (рис. 2):
Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение же цены, как правило, обуславлива­
ет возрастание спроса.
Кривая спроса харак­
теризует состояние цен
И объема продукции на оп­
ределенный момент време­
ни. Она иллюстрирует за­
кон изменения спроса. Об­
ратная зависимость между ценой и величиной спроса
Рис.2.
Кривая спроса называется законом спроса.
При этом следует различать изменение величины спроса (или объема спроса) и изменение характера спроса. Величина спроса меняется тогда, когда переменна только цена данного товара. Ха­
рактер же спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, имевшие ранее постоянные величины.
Графически изменения объема спроса выражаются в «дви­
жении» по кривой спроса вниз или вверх. Изменение же спроса выражается в «движении» кривой спроса, в се смещении вправо или влево.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
- величины и динамика изменения дохода потребителя;
- изменение вкусов и предпочтений;
- число покупателей;
- размер рынка;
- ценовые и дефицитные ожидания;
- наличие товаров-субститутов.
Эстетичность спроса показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены. Мерой такого из­
мерения служит коэффициент эластичности спроса - Е.


Спрос называют эластичным, когда Е>1 (это означает, что спрос растет или падает быстрее цены) и неэластичным (жестким), когда Е<1, то есть спрос растет (падает) медленнее, чем изменя­
ются цены.
Если изменение цены не вызывает никакого изменения спро­
са, то Е=0, если бесконечно малое изменение цены вызывает бес­
конечное расширение спроса, то Е=бесконечности. Это крайние случаи эластичности, и кривая спроса в них является прямой.
6.3. Предложение. Закон предложения.
Эластичность предложения
Предложение товара - это количество данного товара, ко­
торое могут и намерены сбыть производители на рынке по дан­
ной цене.
Кривая предложения показывает отношение между ценой товара и количеством этого товара, которое производитель го­
тов продать на рынке (рис. 3):
Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения.
Неценовые факторы, влияющие на предложение:
- цены факторов про­
изводства,
- развитие технологии,
- количество произво­
дителей-продавцов,
- ценовые и дефицит­
ные ожидания агентов ры­
ночной экономики,
- размеры налогов и т.д.
Форма кривой предло-
Рис. 3. Кривая предложения
жения товара обусловлена во многом технологией производства, до­
ступностью ресурсов, используемых при изготовлении данного то-
вара. Если мобильность производства и используемых в нем ресур­
сов высока, то кривая предложения имеет более пологий вид, то есть незначительное изменение цен означает существенное увеличение предложения товара. Когда же увеличение производства требует больших затрат ресурсов, кривая предложения более крутая.
Кривая предложения строится при соблюдении ряда усло­
вий:
- издержки производства известны: если они уменьшаются, производители согласны предложить то же количество товара, что и раньше, но по пониженным ценам, или больше - по теку­
щим ценам;
- цены на товары-заменители установлены;
- предполагается, что изменение цены - единственно воз­
можный путь.
Если перечисленные условия меняются, то кривая предло­
жения перемещается: рост предлагаемого количества товара по различным ценам вызывает ее перемещение вправо и вниз, его сокращение вызывает перемещение этой кривой влево и вверх.
Если условия постоянны, то изменение цены означает дви­
жение вдоль кривой предложения.
Степень реакции предложения на колебания цен измеряется эластичностью предложения, которая представляет собой отно­
шение изменения объема предложения в процентах к процентной величине колебания цен.
Поскольку изменение объема предлагаемого товара и цен происходите одном направлении, эластичность предложения все­
гда позитивна.
6.4. Равновесие рынка
В условиях рыночной экономики конкурентные силы спо­
собствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к выравниванию объемов спроса и предложения.
Равновесная цена это цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.


Однако равновесие может быть нарушено в силу действия определенных факторов. В этих случаях реальная цена будет от­
личаться от равновесной цены.
Различают устойчивое равновесие и неустойчивое равновесие.
Равновесие называется устойчивым, если отклонение от него сопровождается возвращением к первоначальному состоянию.
В противном случае имеет место неустойчивое равновесие.
В тех случаях, когда преобладает спрос, покупатели стре­
мятся увеличить закупки, и цена растет. В этих условиях рынок стабилизируется, если рост цены сокращает избыточный спрос.
И обратно: если спрос меньше предложения, то продавцы стре­
мятся снизить свои цены и избыток предложения исчезает.
Контрольные задания
1. Понижение цены на бензин вызовет сдвиг: а) вправо кривой предложения автомобилей; б) влево кривой предложения автомобилей; в) влево кривой спроса на автомобили; г) вправо кривой спроса на автомобили.
2. Что скорее всего не произойдет на рынке нефти России, если нефтяники Тюмени объявят забастовку: а) уменьшится эластичность спроса на нефть: б) кривая предложения сместится влево вверх; в) цена нефти возрастет; г) объем покупаемой нефти сократится.
3. Правительство повысило тариф на импортируемые авто­
мобили. Данная ситуация означает, что: а) кривая спроса сдвинется вправо, а кривая предложения - влево; б) кривая предложения сдвинется вправо, а кривая спроса останется без изменений; в) кривая предложения сдвинется влево, а кривая спроса останется без изменений; г) нет верного ответа.

4.Закон предложения выражает: а) обратную связь между ценой и количеством продавае­
мого товара; б) прямую связь между ценой и количеством продаваемо­
го товара; в) связь между эластичными и неэластичными товарами; г) меру эластичности каждого товара.
5. Продавцы и покупатели ожидают, что будущие цены на картины И.Глазунова вырастут. Данная ситуация означает, что: а) кривая спроса сдвинется влево, а кривая предложения - вправо, в результате цена снизится; б) кривая спроса сдвинется вправо, а кривая предложения - влево, в результате цена повысится; в) кривые останутся на месте, но величина спроса повы­
сится, а величина предложения понизится; г) ничего не изменится.
6. Власти Москвы установили жесткий верхний предел пла­
ты за сдаваемые в аренду квартиры. В этом случае произойдет следующее: а) кривая спроса сдвинется вправо, а кривая предложения - влево; б) спрос увеличится, а предложение уменьшится; в) кривые останутся на месте, но величина спроса вырас­
тет, а величина предложения снизится; г) нет верного ответа.
7. Понятие «спрос»: а) означает то же самое, что потребности; б) означает то же самое, что величина спроса; в) применяется к товарам, которые потребители выбира­
ют с учетом ограниченности ресурсов; г) означает то же самое, что рынок.
8. Количество покупателей квартир растет по мере увеличе­
ния числа беженцев и переселенцев. Данная ситуация означает, что: а) растет спрос на жилье, а предложение жилья падает; б) кривая спроса сдвинется вправо, а кривая предложения останется на месте;

в) спрос и предложение не изменятся, но цена на кварти­
ры возрастет; г) нет верного ответа.
9. Крупный неурожай картофеля в стране приводит к сдви­
гу кривой спроса на картофель влево: а) верно; б)неверно.
10. От менее эластичного блага потребителю труднее отка­
заться, чем от более эластичного: а)верно; б)неверно.
1   2   3   4   5   6   7

ТЕМА 7. РЫНОЧНАЯ СТРУКТУРА
7.1. Роль конкуренции в рыночной экономике и ее виды
Экономическая категория «конкуренция» - наиболее извест­
ный фундаментальный термин, многоликость которого не позволя­
ет трактовать его в одном смысле. А.Смит трактовал ее как пове­
денческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупа­
тели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Йозеф Шумпетер утверждал, что с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперниче­
ство старого с новым: новые товары, новые технологии, новые ис­
точники обеспечения потребностей, новые типы организации.
Определим конкуренцию как борьбу между товаропроизво­
дителями за более выгодные условия хозяйствования, за получе­
ние максимальной прибыли.
С другой стороны, конкуренцию можно рассматривать как элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения капитала.
Формой существования конкуренции является обществен­
ная система норм и правил организации, имеющая в своей осно-
ве государственные директивы и рыночные методы функциони­
рования структурных подразделений национального хозяйства в форме государственных и частных фирм.
Критерии анализа ситуации конкуренции.
Из характера поведения продавца различают:
• полиполитическую конкуренцию,
• олигополитическую конкуренцию.
Из степени свободного проникновения в отрасль различают:
• конкуренцию открытую,
• конкуренцию закрытую.
Из различия применяемых действий различают:
• конкуренцию ценовую, конкуренцию неценовую.
Любая форма соперничества (конкуренции) основана на применении ценового механизма. Формирование цен происходит в результате трехстороннего соперничества. С этой связи разли­
чают ценовую и неценовую конкуренцию.
Ценовая конкуренция характеризуется ценовой дискрими­
нацией на реализуемый продукт, которая возможна при соблю­
дении следующих условий: продавец-монополист, обладающий незначительной степенью монопольной власти; продавец ранжи­
рует покупателей по группам согласно их платежеспособности; первоначальный покупатель не имеет возможности перереализо- вывать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее час­
то применяется при оказании услуг (услуг врачей, адвокатов, вла­
дельцев гостиниц, транспортировке скоропортящихся продуктов).
Неценовая конкуренция осуществляется посредством совер­
шенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта).
Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: первое - совершенствование технической стороны товара; второе - улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителя.
Несмотря на то, что каждый рынок имеет свои уникальные особенности, суть конкуренции может быть выражена единой концепцией, позволяющей выявить и оценить природу и интен­
сивность конкуренции.