Файл: Учебники и учебные пособия для студентов высших учебных заведений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 524

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

238
- проведения мероприятий по восстановлению и консервации земель, ре- культивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения от- ходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веще- ствами, заражения и других негативных воздействий.
Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевла- дельцев или арендаторов земельных участков.
Для повышения качества землеустроительной документации, усиления ответственности ее разработчиков в осуществлении проектно-изыскатель-ских работ по землеустройству, а также в целях более эффективного использования государственных средств, выделяемых на землеустроительные работы, заказы на их выполнение распространяются на конкурсной основе (на аукционах, тор- гах, конкурсах). В конкурсах, как правило, участвуют:
- государственные унитарные предприятия, учреждения и иные организа- ции, имеющие соответствующую материальную базу, кадры и опыт проведения землеустроительных работ;
- другие предприятия, учреждения, организации различных форм соб- ственности и частные землемеры.
Ряд заказов, имеющих большое государственное значение, не выносится на конкурс (торги), а выделяется только специализированным федеральным гос- ударственным унитарным предприятиям как единственным исполнителям.
Согласно действующего законодательства юридические лица или инди- видуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по земле- устройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено феде- ральными законами.
Взаимоотношения между заказчиком и разработчиком землеустроитель- ной документации регулируются в соответствии с законодательством Россий- ской Федерации и договором (контрактом) на выполнение проектно-

239
изыскательских работ по землеустройству, кадастру и мониторингу зе-
мель. Форма этого договора утверждается на основании решений правитель- ства и уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Обязательное условие заключения договора и контракта – заказчиком разработки землеустроительной документации может выступать лицо, способ- ное оплатить работу по установленной цене, а государственный заказчик дол- жен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами.
Обязанности подрядчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ по землеустройству регулируются ст. 760 Гражданско- го кодекса Российской Федерации. Подрядчик обязан:
- выполнять работы в соответствии с заданием, иными исходными дан- ными на проектирование и договором;
- согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком – с компетентными государственными ор- ганами и органами местного самоуправления;
- передать заказчику готовую землеустроительную техническую доку- ментацию и результаты проектно-изыскательских работ.
Обязательное приложение к договору подряда – передаваемое заказчиком подрядчику задание на проектирование, а также исходные данные, необходи- мые для составления технической документации. Задание на выполнение про- ектных работ может быть подготовлено по поручению заказчика подрядчиком.
В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента утвер- ждения его заказчиком.
На основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд осуществляются проектные и изыскательские рабо- ты, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответ- ствующих бюджетов и внебюджетных источников. При этом государственным заказчиком выступают только государственный орган или организация, наде-


240 ленная соответствующим государственным органом правом распоряжаться пе- реданными ему инвестиционными ресурсами.
В случаях, когда государственный контракт заключается по результатам торгов (конкурса) на размещение заказа на подрядные работы для государ- ственных нужд, его условия определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем.
С целью упорядочения разработки землеустроительной документации, достижения качества, соответствующего принятым стандартам, разработчик землеустроительной документации (подрядчик) также обязан:
- руководствоваться законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также требованиями регламентов, инструкций, нормативно-технических доку- ментов по разработке и осуществлению землеустроительной документации;
- соблюдать права и законные интересы лиц, которые могут быть затро- нуты при землеустройстве;
- уведомлять заинтересованных лиц о проведении землеустройства;
- соблюдать требования законодательства о государственной тайне в от- ношении информации, полученной в связи с проведением землеустройства.
Разработчик землеустроительной документации несет полную ответ- ственность за достоверность, качество и экологическую безопасность преду- смотренных в ней мероприятий.
Граждане и юридические лица при заказе выполнения землеустроитель- ных работ за счет своих средств имеют право на выбор подрядчика на выпол- нение землеустроительных работ и заключение с ним договора по своему же- ланию, если иное не предусмотрено законом.
Землеустроительные действия часто связаны с использованием или про- изводством геодезических и картографических материалов, что требует нали- чия лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельно- сти и получения разрешения на право производства топографо-геодезических

241 работ. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О ли- цензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат гео- дезические и картографические работы федерального значения, результаты ко- торых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изыска- ний, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов, капитального строительства).
Порядок лицензирования геодезических и картографических работ федерально- го назначения и перечень работ, подлежащих лицензированию, определяются одноимённым Положением, утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации от 07.12.2011 № 1016. Лицензия действует бессрочно.
Лицензирование землеустроительной деятельности в Российской Феде- рации в настоящее время не проводится. Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   18

12.9. Финансирование проектно-изыскательских работ
по землеустройству
Проектно-изыскательские работы по землеустройству выполняются за счет следующих основных источников финансирования:
- средств федерального бюджета (работы по землеустройству на землях федеральной собственности; по составлению и осуществлению федеральных целевых программ, связанных с использованием и охраной земельных ресур- сов, повышением плодородия почв; по изучению и планированию использова- ния земель, инвентаризации земель и для других федеральных нужд);
- средств бюджетов субъектов Российской Федерации (работы по земле- устройству для нужд субъектов Российской Федерации и на землях, находя- щихся в их собственности, а также по составлению и осуществлению регио- нальных программ, связанных с использованием и охраной земли);

242
- средств местных бюджетов (землеустроительные работы на землях, находящихся в муниципальной собственности и для нужд органов местного са- моуправления);
- средств заказчика (работы, связанные с установлением границ земель- ных участков на местности, внутрихозяйственным землеустройством, улучше- нием сельскохозяйственных угодий и охраной земельных участков от селей, оползней, подтоплений и засоления, а также другие землеустроительные рабо- ты, проводимые по инициативе заказчика).
В ряде случаев имеются и другие средства для финансирования земле- устройства, поступающие от международных проектов, коммерческой деятель- ности, помощи общественных организаций и фондов. Это могут быть, напри- мер, банковские кредитные ресурсы с привлечением частных инвестиций на решение локальных землеустроительных задач, специализированные внебюд- жетные фонды, формируемые в федеральном и территориальных органах управления земельными ресурсами, и т.д.
Гражданам и юридическим лицам могут оказываться платные услуги, связанные с изготовлением, оформлением и выдачей документов, удостоверя- ющих право на землю, консультативной помощью в освоении проектов, от- дельными видами обследований и изысканий. Плату устанавливают государ- ственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
12.10. Федеральный государственный надзор
в области землеустройства
Федеральный государственный надзор в области землеустройства введен вместо контроля за проведением землеустройства на основании ст. 41 Феде- рального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществлении гос- ударственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Таким образом, «Положение о контроле за проведением землеустрой- ства», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от
29 декабря 2008 г. № 1061, утратило силу.


243
Федеральный государственный надзор в области землеустройства осу- ществляется федеральным органом исполнительной власти в соответствии с за- конодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правитель- ством Российской Федерации.
Ряд вопросов, связанных с использованием земель, намеченным в проектах внутрихозяйственного землеустройства, может контролироваться в порядке гос- ударственного земельного надзора и сельскохозяйственного надзора.
В городских и сельских поселениях, других муниципальных образовани- ях и пригородных зонах согласно ст. 27 Градостроительного кодекса контроль в порядке проведения согласования землеустроительной документации в отно- шении территорий, используемых для нужд сельского хозяйства, осуществляют местные органы архитектуры и градостроительства в соответствии с уставами муниципальных образований.
Контроль за проведением предусмотренных проектами землеустройства мероприятий по предотвращению и ликвидации процессов, вызывающих де- градацию и загрязнение земель, а также по охране почв и рациональному ис- пользованию земельных ресурсов осуществляют службы, ведающие вопросами охраны природы.
Наряду с федеральным государственным надзором в области земле- устройства и проведением землеустроительных мероприятий может осуществ- ляться муниципальный и общественный контроль, в том числе со стороны лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при проведении земле- устройства. Эти лица имеют право на получение информации о ходе и резуль- татах проведения землеустройства, а также могут обжаловать неправомерные действия, нарушающие их законные интересы в ходе проведения землеустрой- ства. Контроль за осуществлением землеустроительных мероприятий может также осуществляться в порядке производственного земельного контроля (ст.
73 ЗК РФ) и авторского надзора за освоением проектов землеустройства юри- дическими лицами и индивидуальными предпринимателями – авторами этих проектов.

244
12.11. Согласование и утверждение землеустроительной документации
и её государственная экспертиза
Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации реализуется постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля
2002 г. № 514, которым утверждено «Положение о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фон- да данных, полученных в результате проведения землеустройства».
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, зем- леустроительная документация в зависимости от вида подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным орга- ном исполнительной власти (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 № 160-
ФЗ) и его территориальными органами, органами санитарно- эпидемиологического надзора, органами охраны памятников культуры, органа- ми местного самоуправления.
Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии Российской Фе- дерации и ее территориальные органы обеспечивают проведение согласования следующей землеустроительной документации:
- генеральной схемы землеустройства территории Российской Федерации;
- документации по вопросам землеустройства, разработанной в соответ- ствии с решениями органов государственной власти;
- документации, касающейся земель, находящихся в федеральной соб- ственности.
Согласование иной землеустроительной документации с заинтересован- ными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с до- говором о проведении землеустройства.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необ- ходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письмен- ной форме (в случае отказа в согласовании – с указанием причин). Если уве-


245 домление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, зем- леустроительная документация до ее утверждения подлежит государственной экологической экспертизе и государственной экспертизе землеустроительной документации.
Генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению упол- номоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти, согласованному с заинтересованными органами исполнительной вла- сти.
Схемы землеустройства территорий субъектов Российской Федерации,
схемы землеустройства муниципальных образований и других административ-
но-территориальных образований, схемы использования и охраны земель утверждаются соответствующими органами государственной власти и органа- ми местного самоуправления при наличии необходимых согласований.
Проекты землеустройства, связанные с образованием и перераспределе- нием земельных участков, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, восстановления и консервации земель, рекультивации нарушен- ных земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вто- ричного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производ- ства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и от других негативных воздействий утверждаются собственниками земельных участков, землепользователями или землевладельцами указанных земель.
Карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, ма-
териалы почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий,
оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические кар-
ты и атласы состояния и использования земель утверждаются Росреестром
(территориальными органами Росреестра), после получения заказчиком земле- устроительной документации необходимых согласований.

246
Порядок согласования карты (плана) зоны с особыми условиями использо- вания территорий определён письмом Минэкономразвития России от
04.05.2011 № Д 23-1867 «О согласовании карты (плана) зоны с особыми усло- виями использования территорий с органами государственной власти или орга- нами местного самоуправления».
В землеустроительной документации определяются обязательные для вы- полнения правообладателями земельных участков мероприятия по обеспече- нию рационального использования и охраны земель, утверждаемые Росре- естром (территориальными органами Росреестра).
Указанные мероприятия могут быть изменены только по решению утвер- дившего их органа.
Государственная экспертиза землеустроительной документации осу- ществляется на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» (ст.
5,6);
- Положения о государственной экспертизе землеустроительной докумен- тации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2002 № 214;
- Письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.09.2010 № Д 23-3748 «О контроле за проведением землеустройства и гос- ударственной экспертизе землеустроительной документации».
Государственная экспертиза землеустроительной документации (далее именуется - экспертиза) осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям.
Технические условия и требования проведения землеустройства разраба- тываются на основании соответствующих нормативных правовых актов и яв- ляются обязательными для исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной экспертизы землеустроительной документа- ции.