Файл: 1. Раскройте понятие информационного права. Что такое информационная среда как объект правового регулирования Информационное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

7.Из чего состоит монтаж инфокоммуникационных систем?Назначением системы требований и рекомендаций по монтажу кабельных системявляется гарантия сохранения исходных рабочих характеристик отдельныхкомпонентов, собранных в линии, каналы и системы.︿Под правилами монтажа понимают методы и аккуратность выполнения соединенийкомпонентов и организаций кабельных потоков.Значительного уменьшения искажений передаваемых сигналов можно добиться при:— использовании специальных методов подготовки кабеля;— терминировании сред передачи на коммутационном оборудовании в соответствиис инструкциями производителя;— упорядочении организации кабельных потоков;— правильном пространственном расположении оборудования;— выполнении правил монтажа и требований производителей к монтажутелекоммуникационного оборудования.Установленная кабельная система на основе витой пары проводниковклассифицируется на основании производительности компонента линии или канала,обладающего наихудшими рабочими характеристиками передачи.Требования к построению кабельных систем:— целостность и последовательность в проектировании и монтаже;— гарантия соответствия требованиям к рабочим характеристикам передачи ифизическим параметрам линий;— гарантия возможности выполнения расширения системы и проведения в нейразличных изменений;— стандартная схема документирования и администрирования.Монтаж всех компонентов и элементов СКС должен быть выполнен с соблюдениеминструкций производителя компонентов по монтажу и требований настоящегостандарта.Работы по монтажу инфокоммуникационных систем должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования. Отступления от проектной документации или актов обследования в процессе монтажа инфокоммуникационных систем не допускаются в общем случае без согласования с заказчиком., При монтаже должны соблюдаться нормы, правила и мероприятия по охране труда и пожарной безопасности. В процессе монтажа инфокоммуникационных систем в особых случаях следует вести общий и специальный журналы производства работ. Авторский надзор за производством монтажных работ осуществляется проектной организацией. Не допускается производить замену одних технических средств на другие, имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласованияТехнические средства, работающие от сети переменного тока, как правило, должны устанавливаться вне пожароопасных зон. Установка средств в пожароопасных зонах должны соответствовать требованиям ПУЭ.Монтаж электропроводок технических средств сигнализации должен выполняться в соответствии с проектом (актом обследования), типовыми проектными решениями и с учетом требований СНиП 2.04.09-84, СНиП 3.05.06-85*, ПУЭ, ВСН 600-81, "Общей инструкции по строительству линейных сооружений городских телефонных сетей", "Инструкции по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения". Устройства заземления (зануления) должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-85, ПУЭ, технической документации предприятий - изготовителей.Производство пусконаладочных работ осуществляется в три этапа: подготовительные работы; наладочные работы; комплексная наладка технических средств.8.Опишите архитектуры аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети.Архитектура – это концепция, определяющая взаимосвязь, структуру и функции взаимодействия рабочих станций в сети. Архитектура определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети.В основном выделяют три вида архитектур: 1.архитектура терминал-главный компьютер: 2. Архитектура клиент-сервер; 3. Одноранговая архитектура.Соединённые в сеть компьютеры обмениваются информацией и совместно используют периферийное оборудование и устройства хранения информации.Сеть моноканальной топологии использует один канал связи, объединяющий все компьютеры сети.Сеть кольцевой топологии использует в качестве канала связи замкнутое кольцо из приемо-передатчиков, соединенных коаксиальным или оптическим кабелем.Все рабочие станции ЛВС связаны между собой по кругу. Последняя рабочая станция связана с первой и коммуникационная связь замыкается в кольцо.Сеть звездообразной топологии имеет активный центр (АЦ) – компьютер (или иное сетевое устройство), объединяющий все компьютеры сети.Головная машина получает и обрабатывает все данные с терминальных устройств как активный узел обработки данных. Основные компоненты, из которых строится сеть: -передающая среда; - рабочие станции – ПК, АРМ или собственно сетевая станция; - платы интерфейса: -серверы; - сетевое программное обеспечение.Для объединения сетей и маршрутизации данных используются программно-аппаратные средства.Для взаимодействия машин в сети необходимо, чтобы идущие на них программы знали о существовании друг друга. То есть, чтобы машина была готова принять данные с другой машины, послать ей данные или ответить на запрос. Для этого используются сетевые операционные системы. Главными задачами сетевой ОС являются разделение ресурсов сети, администрирование сети и поддержка сетевых протоколов. ОС могут работать в сети либо с помощью дополнительных модулей, как DOS, либо сами по себе, как Юникс или Windows. Существуют также ОС, созданные специально для серверов и ориентированные исключительно на работу с сетевыми запросами, например, Novell NetWare.Для согласования взаимодействия клиентов, серверов, линий связи и других устройств установлены определенные правила (соглашения), называемые протоколами. Протокол– набор правил и методов взаимодействия объектов сети, включающий основные процедуры, алгоритмы и форматы взаимодействия для согласования, преобразования и передачи данных в сети.Протоколы строятся по многоуровневому принципу. Протокол некоторого уровня определяет одно из технических правил связи. Для сетевых протоколов используется модель OSI (Open System Interconnection — взаимодействие открытых систем). Модель OSI представляет собой самые общие рекомендации для построения стандартов совместимых сетевых программных продуктов, она же служит базой для производителей при разработке совместимого сетевого оборудования, то есть эти рекомендации должны быть реализованы как в аппаратуре, так и в программных средствах сетей. Модель OSI — это 7-уровневая логическая модель работы сети:— на физическом уровне определяются физические (механические, электрические, оптические) характеристики линий связи;— на канальном уровне определяются правила использования узлами сети физического уровня;— сетевой уровень обеспечивает адресацию и доставку сообщений;— транспортный уровень контролирует очередность прохождения компонентов сообщения;— сеансовый уровень координирует связь между двумя прикладными программами, работающими на разных рабочих станциях;— уровень представления преобразует данные из внутреннего формата компьютера в формат передачи;— прикладной уровень обеспечивает удобный интерфейс связи сетевых программ пользователя, т.е. специальные приложения помогают пользователю создать документ (сообщение, рисунок и т. п.).Открытая система – система, доступная для взаимодействия с другими системами в соответствии с принятыми стандартами.Аппаратные средства: сетевые адаптеры, модемы, трансиверы, баррел-коннекторы, терминаторы, репитеры, концентраторы, коммутаторы, мосты, шлюзы, маршрутизаторы.Трансивер (приемопередатчик) — устройство для передачи и приёма сигнала между двумя физически разными средами системы связи. Позволяет станции передавать и получать из общей сетевой среды данные.Повторитель (репитер) – самый простой тип устройства для соединения однотипных ЛВС, предназначен для увеличения расстояния сетевого соединения путём повторения электрического сигнала «один в один», т.е. ретранслирует принимаемые пакеты из одной сети в другую.Концентратор (хаб) – объединяет несколько устройств в общий сегмент сети при создании сети произвольной топологии. Распространяет трафик от одного подключенного устройства ко всем остальным. Устройства подключаются при помощи витой пары, коаксиального кабеля или оптоволокна.В настоящее время хабы почти не выпускаются — им на смену пришли сетевые коммутаторы (свитчи). Сетевой коммутатор – устройство, объединяющее несколько узлов сети в пределах одного или нескольких сегментов сети. Коммутатор передаёт данные только непосредственно получателю. Это повышает производительность и безопасность сети, избавляя остальные сегменты сети от необходимости обрабатывать данные, которые им не предназначались.Мост – устройство связи для объединения сетей с одинаковыми методами передачи данных (т.е. однотипных по используемым аппаратуре и сетевым протоколам).Шлюз – узел (устройство), включающее технические и программные средства для объединения сетей разного типа и различных протоколов; обычно – для соединения ЛВС с глобальной сетью.Маршрутизатор – узел (устройство связи) для передачи пакетов в соответствии с протоколами, обеспечивает соединение ЛВС разного типа, но с одинаковыми протоколами. Осуществляют межсетевую маршрутизацию потоков в рамках единой (сегментированной) сети и включены в каждую из объединяемых подсетей (взаимосвязанных сегментов). Маршрутизация – процесс определения в сети пути, по которому вызов или пакет данных может достигнуть адресата.В отличие от мостов, обеспечивающих сегментацию сети на физическом уровне, маршрутизаторы выполняют ряд «интеллектуальных» функций при управлении трафиком.Часто функции «маршрутизаторов», «шлюзов» и «мостов» интегрируются в одном узле.Анализаторы — для контроля качества функционирования сети.Сетевые тестеры — для проверки кабелей и отыскания неисправностей в системе установленных кабелей.9.Выделите основные стандарты ИТ управления. Какие теории и методологии Вы знаете?СТАНДАРТЫ ИТ управления , ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИСтандартыОсновным стандартом является ISO 20000. Это международный стандарт для управления и обслуживания IT-сервисов. Представляет собой подробное описание требований к системе менеджмента IT-сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях.теорииCobit – контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM – модель зрелости IT-услуг. В ITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.Методологии HP ITSM – одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF – набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками 10.Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети.Используются три основных способа повышения производительности сети: - выбор высокоскоростных технологий передачи данных;- сегментация структуры сети;- использование технологии коммутации кадров.Первые классические варианты сетей использовали базовую технологию переда­чи данных Ethernet 10Base со скоростью передачи 10 Мбит/с. В настоящее время появилось много новых высокоскоростных технологий, в частности Fast Ethernet 100 Base и Gigabit Ethernet 1000 Base, позволяющих увеличить скорость передачи соответственно в 10 и 100 раз (при условии наличия хороших каналов связи).Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является одно­родной. Часто в сети можно выделить группы пользователей, информационно более интенсивно связанных друг с другом — рабочие группы, выполняющие реше­ние однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети, разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети. Сегментация сети может быть выполнена установкой в сети мостов, коммутаторов, маршрутизаторов. В этом случае интенсивный информационный обмен, в том числе и широковещательный трафик, чаще выполняется внутри одного сегмента, интенсивность межсегментного трафика уменьшается, и количество коллизий в сети существенно снижается.Решение для анализа производительности сети и приложений реализует все этапы процесса устранения неполадок и обеспечивает видимость, необходимую для оптимизации сети.Шаг №1 – мониторинг и оповещениеПервый необходимый компонент при анализе и устранении проблем сети — система, которая своевременно оповещает о возникновении проблемы. При использовании непрерывно работающего решения анализа производительности сети и приложений автоматическое обнаружение и удобные рабочие процессы позволяют легко понять, что и с чем связано. Это существенно уменьшает время, необходимое для настройки и мониторинга.Данные производительности непрерывно собираются и сохраняются в базе данных и отображаются на панели мониторинга производительности, которую пользователь может настроить с учетом собственных потребностей. Производительность отслеживается на основе базовых показателей, заданных пользователем (например, соглашения об уровне обслуживания), и любые тревожные события немедленно отображаются в системе. Затем пользователь может изучить проблемы с различной степенью детализации на стадии анализа.Системы мониторинга производительности сети и приложений также могут быть интегрированы с существующими системами управления сетями, такими как HP OpenView или Tivoli Netcool, и могут передавать данные и оповещения решениям для управления службами и панелям мониторинга.Шаг №2 - ИсследованиеДля проведения быстрого и точного исследования решение должно собирать все соответствующие сведения, например данные SNMP, потоки, пакеты, время реагирования конечных пользователей и т. д., и сохранять их для последующего анализа. Решение мониторинга производительности сети и приложений также позволяет в реальном времени определять маршрут от клиента до службы или приложения, значительно уменьшая время для анализа. После этого можно выявить канал между двумя устройствами для мониторинга проблем во внутренних и внешних сетях, а также в устройствах в них. Результаты отображаются в графическом формате, что позволяет упростить интерпретацию и ускорить анализ основных причин.Для оптимальной эффективности система должна поддерживать интерфейсы со скоростями 1 Гбит/с и 10 Гбит/с, а также захват данных на скорости канала. Некоторые решения могут проследить маршрут в сети от клиента до сервера, обнаруживая устройства 2 и 3 уровня и предоставляя детализированные сведения для определения источника проблемы.Если неполадки вызваны клиентом или группой клиентов, инженер должен выполнить тест производительности или реагирования приложений, чтобы определить, вызвана ли проблема проблемой проводной или беспроводной сетью. Предоставляя инструменты для анализа проводной и беспроводной сети, интегрированные в единый пользовательский интерфейс, система мониторинга сети и приложений позволяет с помощью одного теста выявить источник проблемы.Шаг №3 - ИзоляцияНа этом этапе проблема изолирована в одном сегменте сети, коммутаторе, маршрутизаторе, сервере или приложении, при этом определены маршрут и все затронутые устройства и порты. Теперь необходимо проанализировать маршрут, чтобы получить статистику по трафику для каждого канала и выяснить, вызваны ли неполадки неисправным устройством, кабелем, помехами или перегрузкой трафика.Одно из величайших преимуществ протокола SNMP — это возможность изолировать неисправный участок. Используя SNMP, можно опросить каждую точку подключения, чтобы определить, вызвано ли замедление узким местом при передаче трафика. Это просто, если устройства в маршруте управляемые, а у инженера есть пароли или строки доступа для опроса устройств. В противном случае потребуется подключить инструмент к каждому каналу без нарушения целостности сети для просмотра пакетов и статистики трафика. Для этого может потребоваться очень много времени, если каналов много, и они находятся в масштабной географической области, и множество инструментов на различных объектах.Автоматизированная проверка состояния сетевой инфраструктуры с помощью инструмента мониторинга производительности сети и приложений позволяет контролировать все поддерживаемые SNMP-устройства, анализируя потоки приложений с потерей пакетов или высокой загруженностью, регулярно опрашивая базы MIB SNMP в маршрутизаторах. Процесс будет простым и быстрым даже для десятков и сотен коммутаторов в сети.Некоторые проблемы проявляются только в конкретной точке. Для их обнаружения требуется портативное устройство с широкими возможностями тестирования и нужным интерфейсом для подключения к проблемной точке, будь то клиент или канал 10 Гбит/с в центре обработки данных. Сейчас многие работают удаленно, поэтому инструмент, который обеспечит такую видимость, просто незаменим, а с ростом числа личных устройств на работе он станет еще более важным компонентом.Портативный прибор можно отправить на удаленную площадку, чтобы посмотреть, что конкретно происходит с неуправляемым оборудованием в сети. При этом отправлять на место инженера совершенно необязательно. В идеале он должен анализировать маршрут, оценивать состояние инфраструктуры и потоков приложений, анализировать производительность WLAN, возможности роуминга, а также любые помехи от внешних устройств.Если нет перегруженных каналов или ошибок кадров, проблема не в сети. Но подтвердить это можно, только если инженер проанализировал каналы в течение соответствующего периода времени, а проблема по-прежнему существует. Для этого система мониторинга производительности сети и приложений должна записывать данные в течение длительного времени.Шаг №4 – анализ причин возникновения проблемы и ее устранениеНа данном этапе инженер подтверждает причину проблемы, разрабатывает, применяет и проверяет решение. Если проблема не заключается в сети, скорости реагирования сервера или перегрузки ресурсов, требуется получить более подробную информацию за счет захвата и анализа пакетов. Сначала важно изолировать канал или проблему между сервером, сетью и приложением, так как для анализа пакетов требуется очень много времени и богатый опыт.Чтобы быстрее добраться до основной причины лучше всего начинать с уровня приложений. Например, если сетевой тракт в порядке, но время отклика — нет, значит проблема может заключаться в виртуализированном сервере, приложении, которое работает на нескольких уровнях или в ошибке приложения.Один из вариантов — использовать анализатор пакетов, который показывает данные на уровне приложений и многоступенчатые схемы пакетов. Сетевая технология IEEE802.3/EthernetСетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕЖСЕТЕВЫМ ЭКРАНАМ

от 28 апреля 2016 г. N 240/24/1986

РЕГЛАМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Общие положения

Профилактические работы на серверах

Профилактические работы на рабочих станциях

1 Общая часть

2 Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

3 Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Международные стандарты[править | править код]

Государственные (национальные) стандарты РФ[править | править код]

Различные типы управления доступом



24.Из чего состоит мониторинг событий, возникающих в процессе работы инфокоммуникационной системы?
Поскольку полностью исключить возможность отказа или некорректной работы техники невозможно, решение заключается в том, чтобы обнаруживать проблемы на наиболее ранних стадиях, и получать о них наиболее подробную информацию. Для этого, как правило, применяется различное ПО мониторинга и контроля сети, которое способно как своевременно оповещать технических специалистов об обнаруженной проблеме, так и накапливать статистические данные о стабильности и других параметрах работы серверов, сервисов и служб, доступные для подробного анализа.

Ниже мы рассматриваем базовые методы мониторинга работы сети и контроля ее защищенности.

Методы мониторинга состояния сети

Выбор способов и объектов мониторинга сети зависит от множества факторов – конфигурации сети, действующих в ней сервисов и служб, конфигурации серверов и установленного на них ПО, возможностей ПО, используемого для мониторинга и т.п. На самом общем уровне можно говорить о таких элементах как:

  1. проверка физической доступности оборудования;

  2. проверка состояния (работоспособности) служб и сервисов, запущенных в сети;

  3. детальная проверка не критичных, но важных параметров функционирования сети: производительности, загрузки и т.п.;

  4. проверка параметров, специфичных для сервисов и служб данного конкретного окружения (наличие некоторых значений в таблицах БД, содержимое лог-файлов).

Начальный уровень любой проверки – тестирование физической доступности оборудования (которая может быть нарушена в результате отключения самого оборудования либо отказе каналов связи). Как минимум, это означает проверку доступности по ICMP-протоколу (ping), причем желательно проверять не только факт наличия ответа, но и время прохождения сигнала, и количество потерянных запросов: аномальные значения этих величин, как правило, сигнализируют о серьезных проблемах в конфигурации сети. Некоторые из этих проблем легко отследить при помощи трассировки маршрута (traceroute) – ее также можно автоматизировать при наличии «эталонных маршрутов».

Следующий этап – проверка принципиальной работоспособности критичных служб. Как правило, это означает TCP-подключение к соответствующему порту сервера, на котором должна быть запущена служба, и, возможно, выполнение тестового запроса (например, аутентификации на почтовом сервере по протоколу SMTP или POP или запрос тестовой страницы от веб-сервера).


В большинстве случаев, желательно проверять не только факт ответа службы/сервиса, но и задержки – впрочем, то относится уже к следующей по важности задаче: проверке нагрузки. Помимо времени отклика устройств и служб для различных типов серверов существуют другие принципиально важные проверки: память и загруженность процессора (веб-сервер, сервер БД), место на диске (файл-сервер), и более специфические – например, статус принтеров у сервера печати.

Способы проверки этих величин варьируются, но один из основных, доступных почти всегда – проверка по SNMP-протоколу. Помимо этого, можно использовать специфические средства, предоставляемые ОС проверяемого оборудования: к примеру, современные серверные версии ОС Windows на системном уровне предоставляют так называемые счетчики производительности (performance counters), из которых можно «считать» довольно подробную информацию о состоянии компьютера.

Наконец, многие окружения требуют специфических проверок – запросов к БД, контролирующих работу некоего приложения; проверка файлов отчетов или значений настроек; отслеживание наличия некоторого файла (например, создаваемого при «падении» системы).

Контроль безопасности сети

Безопасность компьютерной сети (в смысле защищенности ее от вредоносных действий) обеспечивается двумя методами: аудитом и контролем. Аудит безопасности – проверка настройки сети (открытых портов, доступности «внутренних» приложений извне, надежности аутентификации пользователей); методы и средства аудита выходят за рамки данной статьи.

Сущность контроля безопасности состоит в выявлении аномальных событий в функционировании сети. Предполагается, что базовые методы обеспечения и контроля безопасности (аутентификация, фильтрация запросов по адресу клиента, защита от перегрузок и т.п.) встроена во все серверное ПО. Однако, во-первых, не всегда можно доверять этому предположению; во-вторых, не всегда такой защиты достаточно. Для полноценной уверенности в безопасности сети в большинстве случаев необходимо использовать дополнительные, внешние средства. При этом проверяют, как правило, следующие параметры:

нагрузку на серверное ПО и «железо»: аномально высокие уровни загрузки процессора, внезапное сокращение свободного места на дисках, резкое увеличение сетевого трафика зачастую являются признаками сетевой атаки;

журналы и отчеты на наличие ошибок: отдельные сообщения об ошибках в лог-файлах программ-серверов или журнале событий серверной ОС допустимы, но накопление и анализ таких сообщений помогает выявить неожиданно частые или систематические отказы;



состояние потенциально уязвимых объектов – например, тех, «защищенность» которых тяжело проконтролировать напрямую (ненадежное стороннее ПО, изменившаяся/непроверенная конфигурация сети): нежелательные изменения прав доступа к некоторому ресурсу или содержимого файла может свидетельствовать о проникновении «врага».

Во многих случаях аномалии, замеченные при мониторинге и контроле, требуют немедленной реакции технических специалистов, соответственно, средство мониторинга сети должно иметь широкие возможности для пересылки оповещений (пересылка сообщений в локальной сети, электронной почтой, Интернет-пейджером). Изменения других контролируемых параметров реакции не требуют, но должны быть учтены для последующего анализа. Зачастую же необходимо и то, и другое – непрерывный сбор статистики плюс немедленная реакции на «выбросы»: например, отмечать и накапливать все случаи загрузки процессора более 80%, а при загрузке более 95% – немедленно информировать специалистов. Полноценный мониторинговый софт должен позволять организовывать все эти (и более сложные) сценарии.

Использование Alchemy Eye для мониторинга состояния сети и контроля ее безопасности

Alchemy Eye – средство мониторинга состояния серверов в сети с богатыми возможностями. Ниже показано, как реализуются сценарии, описанные в предыдущих разделах, посредством этой программы.

Прежде всего, чтобы обеспечить непрерывность мониторинга, нужно запустить программу как NT-службу (установить ее в Файл>Настройки>NT-служба, затем запустить из Панели управленияWindows). После запуска службы появится иконка в области уведомлений (системном трее), по клику на ней откроется главное окно программы, где и нужно создать необходимые проверки.

Alchemy Eye позволяет создавать любое количество объектов мониторинга(«сервер» в терминах программы, но пусть это вас не смущает: одному физическому серверу может соответствовать любое количество объектов мониторинга). Каждому объекту мониторинга соответствует проверка одного типа для одного компьютера.

Чтобы добавить проверку в программ, откройте диалог создания нового сервера (меню «Сервер>Добавить сервер>Новый») – рис 1. На основной закладке этого диалога нужно задать логическое имя для объекта мониторинга, интервал между проверками, и тип проверки.



Рис.1. Выбор типа проверки сервера.


Скриншот на рис.1 может продемонстрировать лишь небольшое количество типов проверок, доступных в программе (полный список вы можете посмотреть самостоятельно). Для ориентировки можно привести соответствия между задачами, описанными выше, и некоторыми проверками, доступными в Alchemy Eye:

Проверка физической доступности оборудования: ICMP, UDP, трассировка маршрута (traceroute).

Проверка работоспособности служб и сервисов, запущенных в сети: все стандартные протоколы (POP/SMTP, DNS, DHCP, HTTP/FTP), подключение к базам данных (Oracle, MySQL, MS SQL Server, или любая БД, доступная через источники данных ODBC). Кроме того, Alchemy Eye предоставляет мощное средство для проверки нестандартных серверов – TCP-скрипт. В этой проверке можно описать достаточно сложную логику подключения к порту сервера, отсылки ему любых строк-команд и тестирования ответов.

Проверка нагрузки сети и отдельных служб: можно использовать проверку стандартных переменных SNMP MIB (Management Information Base) – программа не только позволяет контролировать их, но и предоставляет дерево-список всех доступных в MIB переменных (рис. 2). Счетчики производительности для Windows-машин доступны «из коробки» (рис. 3), а сходная функциональность для nix-серверов – в виде бесплатного плагина на сайте производителя.

Проверка специфических параметров* для данного окружения: список проверок включает и SQL-запросы с проверкой результата, и анализ лог-файлов (в том числе на удаленных компьютерах), и еще более специфичные проверки (например, анализ значений ключей реестра или журнала событий Windows).

Проверка состояния уязвимых объектов: сюда можно отнести подключение по TCP/IP к любому порту удаленного компьютера, проверка прав доступа к различным файлам и папкам (права могут быть изменены злоумышленником или некачественным ПО), проверка количества файлов в определенной папке и сравнения файла по содержимому с эталоном.



Рис.2. Браузер дерева MIB – выбор переменной для SNMP-мониторинга.



Рис.3. Браузер счетчиков производительности Windows – выбор параметра для мониторинга.

В случае сложных окружений, для которых недостаточно встроенных проверок, можно использовать одну из возможностей расширения, доступных в Alchemy Eye: запуск скриптовых функций (VBScript, JavaScript, ActivePerl) или внешних приложений, а так же подсистему плагинов.


После выбора типа проверки нужно задать ее параметры – как правило, они включают адрес проверяемого сервера и несколько других, очевидных либо в деталях объясняемых всплывающими подсказками. На рис.4 показана страница выбора параметров ICMP-проверки.



Если проверка является критичной (ее несрабатывание требует немедленного внимания технических специалистов), в этом же диалоге необходимо настроить уведомления: Alchemy Eye может отсылать их с помощью электронной почты, ICQ/MSN (обратите внимание, что в настройках программы должен быть настроен доступ к соответствующим аккаунтам) или сообщениями локальной сети (net send).

Когда объекты мониторинга созданы, главное окно Alchemy Eye само по себе становится инструментом анализа текущей ситуации, наглядно отображая состояния серверов (рис.5). Если заданных проверок больше чем 4-5 (и к тому же, они имеют разную степень критичности), лучше всего разбить их по папкам (впоследствии это даст дополнительные «приятности», вроде возможности сгенерировать отчеты только для проверок из конкретной папки).



Рис.5. Главное окно Alchemy Eye – мониторинг серверов (3 успешных проверки, 1 сбой).

Все проверки Alchemy Eye «бинарные» (проверка либо прошла, либо нет), но на количество однотипных проверок никаких ограничений не накладывается. Таким образом, встроенных средств программы вполне достаточно для реализации сложных сценариев: например, две независимые проверки загрузки процессора одного и того же сервера – одна будет «ловить» загрузку выше 95% и немедленно сообщать о проблеме техническим специалистам, а другая – загрузку выше 80% для статистического учета и последующего анализа.

Задачи этого рода (учет и анализ) в Alchemy Eye решаются с помощью встроенных отчетов (меню Отчеты). Стоит учесть, что вся статистика выполненных программой проверок и их результатов записывается в стандартной форме в файл stat.csv в папке программы, данные из него можно использовать для последующего анализа (Alchemy Eye позволяет подключать сторонние программы-анализаторы в качестве генераторов отчетов – подробная инструкция имеется в справке программы).

Напоследок хотелось бы заметить, что даже при наличии качественного программного средства разработка работающей