Файл: 1. Раскройте понятие информационного права. Что такое информационная среда как объект правового регулирования Информационное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

7.Из чего состоит монтаж инфокоммуникационных систем?Назначением системы требований и рекомендаций по монтажу кабельных системявляется гарантия сохранения исходных рабочих характеристик отдельныхкомпонентов, собранных в линии, каналы и системы.︿Под правилами монтажа понимают методы и аккуратность выполнения соединенийкомпонентов и организаций кабельных потоков.Значительного уменьшения искажений передаваемых сигналов можно добиться при:— использовании специальных методов подготовки кабеля;— терминировании сред передачи на коммутационном оборудовании в соответствиис инструкциями производителя;— упорядочении организации кабельных потоков;— правильном пространственном расположении оборудования;— выполнении правил монтажа и требований производителей к монтажутелекоммуникационного оборудования.Установленная кабельная система на основе витой пары проводниковклассифицируется на основании производительности компонента линии или канала,обладающего наихудшими рабочими характеристиками передачи.Требования к построению кабельных систем:— целостность и последовательность в проектировании и монтаже;— гарантия соответствия требованиям к рабочим характеристикам передачи ифизическим параметрам линий;— гарантия возможности выполнения расширения системы и проведения в нейразличных изменений;— стандартная схема документирования и администрирования.Монтаж всех компонентов и элементов СКС должен быть выполнен с соблюдениеминструкций производителя компонентов по монтажу и требований настоящегостандарта.Работы по монтажу инфокоммуникационных систем должны производиться в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией или актом обследования. Отступления от проектной документации или актов обследования в процессе монтажа инфокоммуникационных систем не допускаются в общем случае без согласования с заказчиком., При монтаже должны соблюдаться нормы, правила и мероприятия по охране труда и пожарной безопасности. В процессе монтажа инфокоммуникационных систем в особых случаях следует вести общий и специальный журналы производства работ. Авторский надзор за производством монтажных работ осуществляется проектной организацией. Не допускается производить замену одних технических средств на другие, имеющие аналогичные технические и эксплуатационные характеристики, без согласованияТехнические средства, работающие от сети переменного тока, как правило, должны устанавливаться вне пожароопасных зон. Установка средств в пожароопасных зонах должны соответствовать требованиям ПУЭ.Монтаж электропроводок технических средств сигнализации должен выполняться в соответствии с проектом (актом обследования), типовыми проектными решениями и с учетом требований СНиП 2.04.09-84, СНиП 3.05.06-85*, ПУЭ, ВСН 600-81, "Общей инструкции по строительству линейных сооружений городских телефонных сетей", "Инструкции по монтажу сооружений и устройств связи, радиовещания и телевидения". Устройства заземления (зануления) должны выполняться в соответствии с требованиями СНиП 3.05.06-85, ПУЭ, технической документации предприятий - изготовителей.Производство пусконаладочных работ осуществляется в три этапа: подготовительные работы; наладочные работы; комплексная наладка технических средств.8.Опишите архитектуры аппаратных, программных и программно-аппаратных средств администрируемой сети.Архитектура – это концепция, определяющая взаимосвязь, структуру и функции взаимодействия рабочих станций в сети. Архитектура определяет принципы построения и функционирования аппаратного и программного обеспечения элементов сети.В основном выделяют три вида архитектур: 1.архитектура терминал-главный компьютер: 2. Архитектура клиент-сервер; 3. Одноранговая архитектура.Соединённые в сеть компьютеры обмениваются информацией и совместно используют периферийное оборудование и устройства хранения информации.Сеть моноканальной топологии использует один канал связи, объединяющий все компьютеры сети.Сеть кольцевой топологии использует в качестве канала связи замкнутое кольцо из приемо-передатчиков, соединенных коаксиальным или оптическим кабелем.Все рабочие станции ЛВС связаны между собой по кругу. Последняя рабочая станция связана с первой и коммуникационная связь замыкается в кольцо.Сеть звездообразной топологии имеет активный центр (АЦ) – компьютер (или иное сетевое устройство), объединяющий все компьютеры сети.Головная машина получает и обрабатывает все данные с терминальных устройств как активный узел обработки данных. Основные компоненты, из которых строится сеть: -передающая среда; - рабочие станции – ПК, АРМ или собственно сетевая станция; - платы интерфейса: -серверы; - сетевое программное обеспечение.Для объединения сетей и маршрутизации данных используются программно-аппаратные средства.Для взаимодействия машин в сети необходимо, чтобы идущие на них программы знали о существовании друг друга. То есть, чтобы машина была готова принять данные с другой машины, послать ей данные или ответить на запрос. Для этого используются сетевые операционные системы. Главными задачами сетевой ОС являются разделение ресурсов сети, администрирование сети и поддержка сетевых протоколов. ОС могут работать в сети либо с помощью дополнительных модулей, как DOS, либо сами по себе, как Юникс или Windows. Существуют также ОС, созданные специально для серверов и ориентированные исключительно на работу с сетевыми запросами, например, Novell NetWare.Для согласования взаимодействия клиентов, серверов, линий связи и других устройств установлены определенные правила (соглашения), называемые протоколами. Протокол– набор правил и методов взаимодействия объектов сети, включающий основные процедуры, алгоритмы и форматы взаимодействия для согласования, преобразования и передачи данных в сети.Протоколы строятся по многоуровневому принципу. Протокол некоторого уровня определяет одно из технических правил связи. Для сетевых протоколов используется модель OSI (Open System Interconnection — взаимодействие открытых систем). Модель OSI представляет собой самые общие рекомендации для построения стандартов совместимых сетевых программных продуктов, она же служит базой для производителей при разработке совместимого сетевого оборудования, то есть эти рекомендации должны быть реализованы как в аппаратуре, так и в программных средствах сетей. Модель OSI — это 7-уровневая логическая модель работы сети:— на физическом уровне определяются физические (механические, электрические, оптические) характеристики линий связи;— на канальном уровне определяются правила использования узлами сети физического уровня;— сетевой уровень обеспечивает адресацию и доставку сообщений;— транспортный уровень контролирует очередность прохождения компонентов сообщения;— сеансовый уровень координирует связь между двумя прикладными программами, работающими на разных рабочих станциях;— уровень представления преобразует данные из внутреннего формата компьютера в формат передачи;— прикладной уровень обеспечивает удобный интерфейс связи сетевых программ пользователя, т.е. специальные приложения помогают пользователю создать документ (сообщение, рисунок и т. п.).Открытая система – система, доступная для взаимодействия с другими системами в соответствии с принятыми стандартами.Аппаратные средства: сетевые адаптеры, модемы, трансиверы, баррел-коннекторы, терминаторы, репитеры, концентраторы, коммутаторы, мосты, шлюзы, маршрутизаторы.Трансивер (приемопередатчик) — устройство для передачи и приёма сигнала между двумя физически разными средами системы связи. Позволяет станции передавать и получать из общей сетевой среды данные.Повторитель (репитер) – самый простой тип устройства для соединения однотипных ЛВС, предназначен для увеличения расстояния сетевого соединения путём повторения электрического сигнала «один в один», т.е. ретранслирует принимаемые пакеты из одной сети в другую.Концентратор (хаб) – объединяет несколько устройств в общий сегмент сети при создании сети произвольной топологии. Распространяет трафик от одного подключенного устройства ко всем остальным. Устройства подключаются при помощи витой пары, коаксиального кабеля или оптоволокна.В настоящее время хабы почти не выпускаются — им на смену пришли сетевые коммутаторы (свитчи). Сетевой коммутатор – устройство, объединяющее несколько узлов сети в пределах одного или нескольких сегментов сети. Коммутатор передаёт данные только непосредственно получателю. Это повышает производительность и безопасность сети, избавляя остальные сегменты сети от необходимости обрабатывать данные, которые им не предназначались.Мост – устройство связи для объединения сетей с одинаковыми методами передачи данных (т.е. однотипных по используемым аппаратуре и сетевым протоколам).Шлюз – узел (устройство), включающее технические и программные средства для объединения сетей разного типа и различных протоколов; обычно – для соединения ЛВС с глобальной сетью.Маршрутизатор – узел (устройство связи) для передачи пакетов в соответствии с протоколами, обеспечивает соединение ЛВС разного типа, но с одинаковыми протоколами. Осуществляют межсетевую маршрутизацию потоков в рамках единой (сегментированной) сети и включены в каждую из объединяемых подсетей (взаимосвязанных сегментов). Маршрутизация – процесс определения в сети пути, по которому вызов или пакет данных может достигнуть адресата.В отличие от мостов, обеспечивающих сегментацию сети на физическом уровне, маршрутизаторы выполняют ряд «интеллектуальных» функций при управлении трафиком.Часто функции «маршрутизаторов», «шлюзов» и «мостов» интегрируются в одном узле.Анализаторы — для контроля качества функционирования сети.Сетевые тестеры — для проверки кабелей и отыскания неисправностей в системе установленных кабелей.9.Выделите основные стандарты ИТ управления. Какие теории и методологии Вы знаете?СТАНДАРТЫ ИТ управления , ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИСтандартыОсновным стандартом является ISO 20000. Это международный стандарт для управления и обслуживания IT-сервисов. Представляет собой подробное описание требований к системе менеджмента IT-сервисов и ответственность за инициирование, выполнение и поддержку в организациях.теорииCobit – контрольный объект IT, предназначен для аудита ИС компании. Имеет четкую структуру: 4 группы, 34 подгруппы, 318 объектов аудита.ITCMM – модель зрелости IT-услуг. В ITCMM больше внимания уделяется организационным моментам и управлению услугами. Данная модель также применима для аудита уровня предоставления услуг.Методологии HP ITSM – одна из реализаций методологии ITSM, разработанная HP. Не является свободной и используется HP в рамках консалтинговых проектов. Она объединяет подходы к выполнению ITSM-процедур, типовые решения и шаблоны. IBM ITPM. По своей концепции отличается от ITIL по способу деления процессов и терминологии. Является не моделью для практического применения, а средой разработки для прикладных моделей. Microsoft MOF – набор статей, руководств, служб и материалов в виде трех моделей: Процессов Команд Управление рисками 10.Опишите основные методы и технологии повышения производительности сети.Используются три основных способа повышения производительности сети: - выбор высокоскоростных технологий передачи данных;- сегментация структуры сети;- использование технологии коммутации кадров.Первые классические варианты сетей использовали базовую технологию переда­чи данных Ethernet 10Base со скоростью передачи 10 Мбит/с. В настоящее время появилось много новых высокоскоростных технологий, в частности Fast Ethernet 100 Base и Gigabit Ethernet 1000 Base, позволяющих увеличить скорость передачи соответственно в 10 и 100 раз (при условии наличия хороших каналов связи).Интенсивность обмена данными между пользователями сети не является одно­родной. Часто в сети можно выделить группы пользователей, информационно более интенсивно связанных друг с другом — рабочие группы, выполняющие реше­ние однородных задач. В этом случае можно увеличить производительность сети, разместив разные рабочие группы в отдельных сегментах сети. Сегментация сети может быть выполнена установкой в сети мостов, коммутаторов, маршрутизаторов. В этом случае интенсивный информационный обмен, в том числе и широковещательный трафик, чаще выполняется внутри одного сегмента, интенсивность межсегментного трафика уменьшается, и количество коллизий в сети существенно снижается.Решение для анализа производительности сети и приложений реализует все этапы процесса устранения неполадок и обеспечивает видимость, необходимую для оптимизации сети.Шаг №1 – мониторинг и оповещениеПервый необходимый компонент при анализе и устранении проблем сети — система, которая своевременно оповещает о возникновении проблемы. При использовании непрерывно работающего решения анализа производительности сети и приложений автоматическое обнаружение и удобные рабочие процессы позволяют легко понять, что и с чем связано. Это существенно уменьшает время, необходимое для настройки и мониторинга.Данные производительности непрерывно собираются и сохраняются в базе данных и отображаются на панели мониторинга производительности, которую пользователь может настроить с учетом собственных потребностей. Производительность отслеживается на основе базовых показателей, заданных пользователем (например, соглашения об уровне обслуживания), и любые тревожные события немедленно отображаются в системе. Затем пользователь может изучить проблемы с различной степенью детализации на стадии анализа.Системы мониторинга производительности сети и приложений также могут быть интегрированы с существующими системами управления сетями, такими как HP OpenView или Tivoli Netcool, и могут передавать данные и оповещения решениям для управления службами и панелям мониторинга.Шаг №2 - ИсследованиеДля проведения быстрого и точного исследования решение должно собирать все соответствующие сведения, например данные SNMP, потоки, пакеты, время реагирования конечных пользователей и т. д., и сохранять их для последующего анализа. Решение мониторинга производительности сети и приложений также позволяет в реальном времени определять маршрут от клиента до службы или приложения, значительно уменьшая время для анализа. После этого можно выявить канал между двумя устройствами для мониторинга проблем во внутренних и внешних сетях, а также в устройствах в них. Результаты отображаются в графическом формате, что позволяет упростить интерпретацию и ускорить анализ основных причин.Для оптимальной эффективности система должна поддерживать интерфейсы со скоростями 1 Гбит/с и 10 Гбит/с, а также захват данных на скорости канала. Некоторые решения могут проследить маршрут в сети от клиента до сервера, обнаруживая устройства 2 и 3 уровня и предоставляя детализированные сведения для определения источника проблемы.Если неполадки вызваны клиентом или группой клиентов, инженер должен выполнить тест производительности или реагирования приложений, чтобы определить, вызвана ли проблема проблемой проводной или беспроводной сетью. Предоставляя инструменты для анализа проводной и беспроводной сети, интегрированные в единый пользовательский интерфейс, система мониторинга сети и приложений позволяет с помощью одного теста выявить источник проблемы.Шаг №3 - ИзоляцияНа этом этапе проблема изолирована в одном сегменте сети, коммутаторе, маршрутизаторе, сервере или приложении, при этом определены маршрут и все затронутые устройства и порты. Теперь необходимо проанализировать маршрут, чтобы получить статистику по трафику для каждого канала и выяснить, вызваны ли неполадки неисправным устройством, кабелем, помехами или перегрузкой трафика.Одно из величайших преимуществ протокола SNMP — это возможность изолировать неисправный участок. Используя SNMP, можно опросить каждую точку подключения, чтобы определить, вызвано ли замедление узким местом при передаче трафика. Это просто, если устройства в маршруте управляемые, а у инженера есть пароли или строки доступа для опроса устройств. В противном случае потребуется подключить инструмент к каждому каналу без нарушения целостности сети для просмотра пакетов и статистики трафика. Для этого может потребоваться очень много времени, если каналов много, и они находятся в масштабной географической области, и множество инструментов на различных объектах.Автоматизированная проверка состояния сетевой инфраструктуры с помощью инструмента мониторинга производительности сети и приложений позволяет контролировать все поддерживаемые SNMP-устройства, анализируя потоки приложений с потерей пакетов или высокой загруженностью, регулярно опрашивая базы MIB SNMP в маршрутизаторах. Процесс будет простым и быстрым даже для десятков и сотен коммутаторов в сети.Некоторые проблемы проявляются только в конкретной точке. Для их обнаружения требуется портативное устройство с широкими возможностями тестирования и нужным интерфейсом для подключения к проблемной точке, будь то клиент или канал 10 Гбит/с в центре обработки данных. Сейчас многие работают удаленно, поэтому инструмент, который обеспечит такую видимость, просто незаменим, а с ростом числа личных устройств на работе он станет еще более важным компонентом.Портативный прибор можно отправить на удаленную площадку, чтобы посмотреть, что конкретно происходит с неуправляемым оборудованием в сети. При этом отправлять на место инженера совершенно необязательно. В идеале он должен анализировать маршрут, оценивать состояние инфраструктуры и потоков приложений, анализировать производительность WLAN, возможности роуминга, а также любые помехи от внешних устройств.Если нет перегруженных каналов или ошибок кадров, проблема не в сети. Но подтвердить это можно, только если инженер проанализировал каналы в течение соответствующего периода времени, а проблема по-прежнему существует. Для этого система мониторинга производительности сети и приложений должна записывать данные в течение длительного времени.Шаг №4 – анализ причин возникновения проблемы и ее устранениеНа данном этапе инженер подтверждает причину проблемы, разрабатывает, применяет и проверяет решение. Если проблема не заключается в сети, скорости реагирования сервера или перегрузки ресурсов, требуется получить более подробную информацию за счет захвата и анализа пакетов. Сначала важно изолировать канал или проблему между сервером, сетью и приложением, так как для анализа пакетов требуется очень много времени и богатый опыт.Чтобы быстрее добраться до основной причины лучше всего начинать с уровня приложений. Например, если сетевой тракт в порядке, но время отклика — нет, значит проблема может заключаться в виртуализированном сервере, приложении, которое работает на нескольких уровнях или в ошибке приложения.Один из вариантов — использовать анализатор пакетов, который показывает данные на уровне приложений и многоступенчатые схемы пакетов. Сетевая технология IEEE802.3/EthernetСетевая технология — это согласованный набор протоколов и реализующих их аппаратно-программных компонентов, достаточных для построения сети. Самая распространенная в настоящее время технология (количество сетей, использующих эту технологию, превысило 5 млн с числом компьютеров в этих сетях более 50 млн) создана в конце 70-х годов и в первоначальном варианте использовала в качестве линии связи коаксиальный кабель. Но позже было разработано многомодификаций этой технологии, рассчитанных и на другие коммуникации, в частности:- 10Base-2 — использует тонкий коаксиальный кабель (диаметр 0,25") и обеспечивает сегменты длиной до 185 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 30;- 10Base-5 — использует толстый коаксиальный кабель (диаметр 0,5") и обеспе­чивает сегменты длиной до 500 м с максимальным числом рабочих станций в сег­менте 100;- 10Base-T — использует неэкранированную витую пару и обеспечивает сегмен­ты длиной до 100 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024;- 10Base-F — использует волоконно-оптический кабель и обеспечивает сегмен­ты длиной до 2000 м с максимальным числом рабочих станций в сегменте 1024.Технологии Ethernet и IEEE 802.3 во многом похожи; последняя поддерживает не только топологию «общая шина», но и топологию «звезда». Скорость передачи при этих технологиях равна 10 Мбит/с.Технология IEEE 802.5/Token RingТехнология IEEE 802.5/Token Ring поддерживает кольцевую (основная) и ради­альную (дополнительная) топологии сетей, для доступа к моноканалу использую­щих метод передачи маркера (его называют также детерминированным маркер­ным методом). Маркеры по сети продвигаются по кольцу в одном направлении (симплексный режим), и им может присваиваться до 8 уровней приоритета. Раз­мер маркера при скорости передачи данных 4 Мбит/с — 4 Кбайта, а при скорости 16 Мбит/с — 20 Кбайт. По умолчанию время удержания маркера каждой станцией 10 мс. Скорость передачи данных по сети не более 155 Мбит/с; поддерживает экра­нированную и неэкранированную витую пару и волоконно-оптический кабель. Мак­симальная длина кольца — 4000 м, а максимальное число узлов на кольце — 260.Реализация этой технологии существенно более дорога и сложна, нежели техно­логии Ethernet, но она тоже достаточно распространена.Технология ARCNETТехнология ARCNET (Attached Resource Computer NETwork, компьютерная сеть с присоединяемыми ресурсами) — это относительно недорогая, простая и надежная в работе технология, используемая только в сетях с персональными компью­терами. Она поддерживает разнообразные линии связи, включая коаксиальный кабель, витую пару и волоконно-оптический кабель. Обслуживаемые ею топологии — радиальная и шинная с доступом к моноканалу по методу передачи полномочий (централизованный маркерный метод). В первоначальной конфигурации ARCNET обеспечивала скорость передачи данных 4 Мбит/с, а в конфигурации ARCNET Plus

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К МЕЖСЕТЕВЫМ ЭКРАНАМ

от 28 апреля 2016 г. N 240/24/1986

РЕГЛАМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Общие положения

Профилактические работы на серверах

Профилактические работы на рабочих станциях

1 Общая часть

2 Порядок ввода в эксплуатацию и перемещение компьютерного оборудования

3 Меры безопасности

4 Порядок работы в информационной сети

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

Международные стандарты[править | править код]

Государственные (национальные) стандарты РФ[править | править код]

Различные типы управления доступом

 фиксирует, какая из сторон является активной в настоящий момент, предоставляет средства синхронизации. Последние позволяют вставлять контрольные точки в длинные передачи, чтобы в случае отказа можно было вернуться назад к последней контрольной точке, а не начинать все с начала. На практике немногие приложения используют сеансовый уровень, и он редко реализуется в виде отдельных протоколов, хотя функции этого уровня часто объединяют с функциями прикладного уровня и реализуют в одном протоколе.

Представительный уровень

Представительный уровень (Presentation layer) имеет дело с формой представления передаваемой по сети информации, не меняя при этом ее содержания.

За счет уровня представления информация, передаваемая прикладным уровнем одной системы, всегда понятна прикладному уровню другой системы. С помощью средств данного уровня протоколы прикладных уровней могут преодолеть синтаксические различия в представлении данных или же различия в кодах символов, например кодов ASCII и EBCDIC. На этом уровне может выполняться шифрование и дешифрование данных, благодаря которому секретность обмена данными обеспечивается сразу для всех прикладных служб. Примером такого протокола является протокол Secure Socket Layer (SSL), который обеспечивает секретный обмен сообщениями для протоколов прикладного уровня стека TCP/IP.

Прикладной уровень

Прикладной уровень (Application layer) - это в действительности просто набор разнообразных протоколов, с помощью которых пользователи сети получают доступ к разделяемым ресурсам, таким как файлы, принтеры или гипертекстовые Web-страницы, а также организуют свою совместную работу, например, с помощью протокола электронной почты. Единица данных, которой оперирует прикладной уровень, обычно называется сообщением (message).

Существует очень большое разнообразие служб прикладного уровня. Приведем в качестве примера хотя бы несколько наиболее распространенных реализаций файловых служб: NCP в операционной системе Novell NetWare, SMB в Microsoft Windows NT, NFS, FTP и TFTP, входящие в стек TCP/IP.

Сетезависимые и сетенезависимые уровни

Функции всех уровней модели OSI могут быть отнесены к одной из двух групп: либо к функциям, зависящим от конкретной технической реализации сети, либо к функциям, ориентированным на работу с приложениями.

Три нижних уровня - физический, канальный и сетевой - являются сетезависимыми,
 то есть протоколы этих уровней тесно связаны с технической реализацией сети и используемым коммуникационным оборудованием. Например, переход на оборудование FDDI означает полную смену протоколов физического и канального уровней во всех узлах сети.

Три верхних уровня - прикладной, представительный и сеансовый - ориентированы на приложения и мало зависят от технических особенностей построения сети. На протоколы этих уровней не влияют какие бы то ни было изменения в топологии сети, замена оборудования или переход на другую сетевую технологию. Так, переход от Ethernet на высокоскоростную технологию lOOVG-AnyLAN не потребует никаких изменений в программных средствах, реализующих функции прикладного, представительного и сеансового уровней.

Транспортный уровень является промежуточным, он скрывает все детали функционирования нижних уровней от верхних. Это позволяет разрабатывать приложения, не зависящие от технических средств непосредственной транспортировки сообщений.

На рис. 3.1.6 показаны уровни модели OSI, на которых работают различные элементы сети.

Компьютер с установленной на нем сетевой ОС взаимодействует с другим компьютером с помощью протоколов всех семи уровней. Это взаимодействие компьютеры осуществляют опосредовано через различные коммуникационные устройства: концентраторы, модемы, мосты, коммутаторы, маршрутизаторы, мультиплексоры. В зависимости от типа коммуникационное устройство может работать либо только на физическом уровне (повторитель), либо на физическом и канальном (мост), либо на физическом, канальном и сетевом, иногда захватывая и транспортный уровень (маршрутизатор).

На рис. 3.1.7 показано соответствие функций различных коммуникационных устройств уровням модели OSI.

Рисунок 3.1.6. Сетезависимые и сетенезависимые уровни модели OSI

Модель OSI представляет хотя и очень важную, но только одну из многих моделей коммуникаций. Эти модели и связанные с ними стеки протоколов могут отличаться количеством уровней, их функциями, форматами сообщений, службами, поддерживаемыми на верхних уровнях, и прочими параметрами.
23.Как происходит документирование инфраструктуры информационных технологий в организации?
Основа документирования ИТ инфраструктуры.

1. На административном уровне, приказом или каким либо другим распоряжением, мы должны регламентировать: оборудование, ПО, документооборот и т.д.
2. На исполнительном уровне, мы должны создать такие условия при которых по-другому просто быть не может, т.е.: политиками безопасности, согласованием закупок и т.д.


Оборудование.

1. Закупка оборудования должна производится согласно утвержденной спецификации, какое оборудование бы не было, т.е. на любую железку должна быть спецификация разработанная согласно прогрессу в ИТ и возможностью замены аналогом.
2. Все оборудование должно быть учтено, что используется, что лежит на складе, что приготовлено к списанию, что списано.
ПО

1. Все ПО установленное на пользовательских/серверных платформах должны быть регламентированы согласно поставленным задачам, для каждой группы пользователей (Бухгалтерия, Менеджеры, ИТ отдел и т.д.) так же и для серверов (DNS, mail, proxy и т.д.)
2. Все дистрибутивы на внешних носителях должны быть продублированы и храниться в закрытом шкафу.
3. Все лицензионное ПО должно быть учтено, все лицензии должны храниться в закрытом шкафу.
Документооборот.

Сотрудники компании должны пользоваться тем документооборотом который регламентирован приказом или иным распоряжением компании.
Схемопредставление.

Самое главное чтобы Вы имели схемы телекоммуникаций, ЛВС и Клиент-Сервер приложений и т.д.. Если же таких схем нет, то потрудитесь нарисуйте в дальнейшим вы очень много сэкономите время при выходе чего либо из строя.
Деятельность СИТ предусматривает работы по созданию и использованию многочисленных нормативных документов (НД), которые разделяются по следующим основным категориям:

  1. Положение о СИТ – базовый документ, определяющий статус СИТ в организации, ее структуру, задачи, функции, принципы взаимодействия с руководством и функциональными подразделениями, права и обязанности.

  2. Нормативные документы, регламентирующие деятельность СИТ

    1. процедура планирования,

    2. процедура формирования ИТ – бюджета,

    3. процедура формирования отчетности,

    4. процедура предоставления ИТ – услуг

    5. процедура оценки деятельности,

    6. процедура управления корпоративными информационными ресурсами.

  3. Организационно – распорядительные документы.

    1. Приказы о внедрении и приемки систем. Решение о внедрении любой системы означает инициацию определенного инвестиционного проекта, которая должна быть оформлена приказом по организации. Смысл такого приказа состоит в доведении до персонала информации о принятом решении, цели проекта и распределении ответственности за его выполнение. В свою очередь, все действия по приемке результатов выполненного проекта также должны быть определены соответствующим приказом. Его смысл состоит в определении состава комиссии по приемке системы, порядка приемки и утверждении программы испытаний. Отсутствие таких приказов говорит о недостатке внимания высшего руководства к процессам развития ИТ и порождает снижение ответственности за получение значимых для организации результатов и, как следствие, возрастание рисков успешного выполнения проектов.

    2. Акты приемки систем в эксплуатацию. По итогам выполнения проектов необходимо зафиксировать полученные результаты в соответствующих актах. Как правило, должны оформляться акты о вводе системы в опытную и промышленную эксплуатацию. Эти акты определяют статус внедряемой системы и сам факт завершения наиболее важных этапов внедрения. На основе актов должны быть выпущены приказы о вводе системы в тот или иной вид эксплуатации, определяющие распределение ответственности за ее эффективное использование и обеспечение надежного функционирования. Отсутствие актов и соответствующих приказов неизбежно приведет к снижению качества эксплуатации, эффективности использования полученных результатов в основной деятельности и, в конечном счете, снижению отдачи от сделанных инвестиций. В наихудшем случае это может привести к консервации систем, т.е. отказе от их использования.

    3. План-графики проведения работ (обучения). Любой проект, связанный с внедрением системы, требует разработки и утверждения план–графика проведения работ, определяющего их перечень, ответственных исполнителей, сроки, и, что самое важное, результаты. В случае, если к выполнению проекта привлекается внешний исполнитель, то должен быть разработан и утвержден руководителями организации–клиента и организации-исполнителя план–график совместных работ. То же самое относится к планированию обучения как конечных пользователей, так и персонала СИТ.


Культура выполнения план–графика прежде всего состоит в том, что ни один его пункт не может быть не выполнен. Если возникает понимание того, что есть угроза невыполнения того или иного пункта, то должно возникнуть обоснованное предложение о его корректировке, которое должно содержать описание ее содержания, например, перенос сроков, замена или исключение пункта, а также причин, приведших к ее необходимости. Естественно, такое предложение должно быть представлено заранее, т.е. до наступления срока выполнения корректируемого пункта. В противном случае он должен рассматриваться как невыполненный.

  1. Проектная документация:

    1. Техническое задание на систему (основной документ, имеющий юридическую силу) – необходим, прежде всего, для определения функциональных требований к системе, документированию, технологии ее использования, организации и этапности работ по ее созданию и приемке в эксплуатацию.

    2. Технический проект (дизайн), концепция, архитектура системы – определяет основные проектные решения по выбору средств реализации системы, а также ее архитектуру. Включает решения по организации информационных потоков, структуру баз данных, форматы пользовательских интерфейсов, отчетов и описание технологии функционирования.

    3. Пользовательские инструкции – необходимы для обеспечения грамотной эксплуатации системы конечными пользователями. Эти инструкции должны иметь понятных адресатов, т.е. четко ориентированы на конкретные категории конечных пользователей. Их использование предусматривает проведение соответствующего обучения.

    4. Руководство администратора системы – необходимо для обеспечения корректного выполнения всех функций, связанных с соблюдением технологии функционирования системы, включая решение задач по обеспечению ее надежности.

    5. Программа и методика испытаний – документ, необходимый для организации и проведения приемки системы в эксплуатацию. Его основной задачей является сопоставление полученных результатов с требованиями технического задания. С этой целью он должен включать последовательности операций для проверки корректности функционирования системы и наборы тестовых данных, на которых проводится приемка.

Приведенный перечень проектных документов не является исчерпывающим, в нем перечислены наиболее критичные для эксплуатации документы, полный перечень проектных документов и требований к их содержанию содержится в ГОСТ серии 34.


  1. Методические материалы:

    1. Корпоративная ИТ-стратегия определяет роль ИТ в деятельности организации, цели и задачи развития ИТ, их приоритеты, принципы организации управления развитием ИТ и политики переходного периода.

    2. Корпоративная техническая политика определяет принципы выбора поставщиков оборудования или функциональных ИТ–решений в зависимости от характера решаемой задачи. Документ позволяет избежать хаоса в процессе закупок, ведущего к возникновению "зоопарка" в ИТ–инфраструктуре и ИТ– решениях, влекущего, в свою очередь, существенное возрастание совокупной стоимости владения ИТ.

    3. Политика информационной безопасности определяет перечень, источники и приоритеты информационных угроз для основной деятельности и методы их устранения. Следствием разработки политики информационной безопасности является концепция информационной безопасности, которая определяет всю систему организационных мер, технических и программных средств предотвращения угроз и их преодоления, в случае возникновения.

    4. Методика оценки совокупной стоимости владения ИТ. Документ чрезвычайно важен для оценки деятельности СИТ. Высшее руководство организаций как в России, так и за рубежом практически не имеет объективных данных о том, сколько на самом деле стоят ИТ их организации, что зачастую мешает принимать обоснованные решения по инвестициям в этом направлении. Расхождения между ИТ – бюджетом и этим показателем даже в развитых странах может достигать 50%. В России эти показатели могут отличаться в разы. Не существует общепринятого подхода к оценке совокупной стоимости владения ИТ, но потребность в ней со стороны высшего руководства все более возрастает.

    5. Методика формирования ИТ-бюджета. Вопрос формирования и обоснования ИТ–бюджета является исключительно важным как для ИТ–директора так и для руководства организации. Дело в том, что при согласовании ИТ–бюджета неизбежно возникает конфликт интересов между СИТ и финансово–экономическим блоком организации. Зачастую, организации вообще не имеют выделенного ИТ–бюджета. Даже если он существует, то обычно имеет форму трех строчек в общем бюджете организации – эксплуатационные расходы, расходы на закупку оборудования и лицензионного ПО и расходы на услуги внешних организаций. Зарплата персонала СИТ не выделяется, а просто включается в общий фонд оплаты труда персонала. Все это приводит либо к возникновению необоснованных расходов, либо к дефициту средств на развитие ИТ.

    6. Нормативно-справочная информация (НСИ). Состав утвержденной НСИ в многом определяет эффективность использования информационных систем. Полнота и непротиворечивость НСИ критически влияет не только на решение внутренних задач организации, но и на ее взаимодействие с партнерами. Особенно ярко это проявляется в промышленности. Например, в авиастроении, где конструкторские бюро и серийные заводы взаимодействуют с сотнями смежников – поставщиками двигателей, агрегатов, электроники, комплектующих. В каждой из этих организаций существуют свои системы НСИ, в которых одно и тоже изделие может иметь разные наименования и коды. Это приводит к "взаимонепониманию" на уровне информационного обмена, к невозможности построения единого состава конечного продукта и, как следствие, к возрастанию сроков и трудоемкости процессов проектирования и производства авиационной техники. В связи с этим растет потребность в ИТ–решениях, которые служат своего рода "переводчиками" между различными системами НС И. Но, методическое значение утвержденной системы классификации и кодирования носит первичный характер для любой организации, поскольку в случае ее отсутствия нельзя добиться достоверной отчетности, а следовательно объективной поддержки процессов принятия управленческих решений.