Файл: Курсовая работа Направление 030300 Психология студент 2 курса Фамилия И. О. к пс н., доц.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Неопределенность, одно из условий тревожности.
Тревожность не является изначально негативной чертой личности. Оптимальный ее уровень - естественное и необходимое условие личностной активности. Переживания тревоги для субъекта –это нормальная, адекватная реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Она заставляет нас, что-то вспоминать, быть активным в беседе и что-то проявлять.
Переживание тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются.
Высокий уровень тревожности негативно сказывается на формировании личности. Создает угрозу психическому здоровью и способствует развитию пред невротического состояния. Он неблагоприятно сказывается на качестве социального функционирования личности и как источник агрессивного поведения.
Психика тревожных людей постоянно находится в состоянии напряжения, а поведение может вызывать нарушение деятельности, мало поддающимся контролю со стороны сознания, что усиливает состояние тревоги и аффекта. В психологической сфере тревожность проявляется в снижении самооценки личности, решительности, уверенности в себе.
Личностная тревожность влияет на мотивацию. Кроме того, отмечается обратная связь тревожности с такими особенностями личности, как: социальная активность, принципиальность, добросовестность, стремление к лидерству, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, уверенность, работоспособность.
Таким образом, проблема тревожности рассматривается исследователями с разных сторон: и как побуждение, и как эмоциональное состояние, и как свойство и черта личности. Тем не менее, в самих исследованиях остаются еще много «белых пятен» и направлений, которые нужно изучать.
1.2 Причины, виды, особенности проявления тревожности
Современный человек живет, в постоянной спешке, рискует оказаться в ситуациях разного уровня техногенных и природных катастроф, население стареет, увеличивается риск террористических угроз, в мире интернета и СМИ появляется огромное количество угрожающей информации. Отсюда вытекают различные последствия, и человек сильно переживает много негативных чувств.
Анализ литературы показал, что тревожность является целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей. В современной психологии найдется не много явлений, подвергшихся такому тщательному и всестороннему изучению как тревожность. Вместе с тем, в этой области остается много неисследованных вопросов. До сих пор, в частности, остается открытым вопрос об определении понятия тревожности, в связи с широким диапазоном интересов исследователей, занимающихся изучением данного явления.
Причины возникновения тревожного состояния многообразны. Поэтому важно уделять больше внимания изучению тревожности, ее причинам, вести работу по нее профилактике и коррекции [10].
Ч.Спилбергер разделил все социально психологические факторы, влияющие на формирование тревожности на две группы: ситуативную и личностную тревожность.
Личностная (внутренняя) тревожность и внешняя. Если человек тревожится по любому поводу, можно сделать вывод, что характер такой тревожности не внешняя опасность, а свойство самого человека.
К внутренним относятся, прежде всего, врожденный тип реагирования нервной системы. Проблема природных предпосылок тревожности как устойчивого личностного образования, анализ ее соотношения с нейрофизиологическими, биохимическими особенностями организма, является одной из сложнейших. Так, согласно данным Раттера М., определенную роль в возникновении эмоционально личностных нарушений может играть генетически передаваемый родителями биологический фактор повышенной ранимости [11].
А.М. Прихожанин выделил тревожность на основе различных ситуаций.
Учебная тревожность, которая связана с процессом обучения, сомоценочную тревожность – с представлением о себе и межличностную тревожность, тревожность, связанную с общением. Так же он разделил тревожность по форме: открытая, скрытая и замаскированная.
Фрейд говорил о следующих типах тревожности:
Тревожность реалистическая - это эмоциональный ответ на объективную внешнюю угрозу.
Тревожность невротическая – это эмоциональное состояние индивида на угрозу, страх перед тем, что может случиться, неспособность контролировать свои внутренние побуждения.
Моральная тревога - вызывает чувства самообвинения, как правило, это стыд, чувство вины, способ избежать ответственности и т.д.
Можно выделить тревожность самооценочную, межличностную. Самооценочная тревожность связана с оцениванием себя. Известно, что самооценка формируется под влиянием оценок окружающих. Межличностная тревожность формируется в ситуации взаимодействия
Эмоциональное благополучие возможно только при наличии доброжелательной атмосферы, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Нарушение социального статуса может рассматриваться в ряду причин, вызывающих тревожность [9].
Тревожное состояние, эмоциональная напряженность, связаны с изменением окружающей обстановки, привычных условий и ритма жизни.
Люди с повышенной тревожностью имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, выдергивают волосы и т.д.). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают.
Другой, часто встречающийся исход тревожных переживаний – пассивное поведение, вялость, апатия, без инициативность. Маска апатии еще более обманчива, чем маска агрессии. Инертность, отсутствие каких либо эмоциональных реакций мешает распознать тревожную подоплеку, внутреннее противоречие, которое привело к развитию этого состояния.
Людям с повышенной тревожностью быстро устают, им трудно переключиться на другую деятельность. Это происходит из-за постоянного напряжения [9].
Каждому человеку приходилось испытывать социальную тревожность. Нет такого индивида, который не испытывал страх перед публичным выступлением. Это постоянно повторяющийся страх в ситуациях социального взаимодействия. Человек испытывает сильный уровень тревоги, он опасается, что другие люди будут оценивать его как неловкого, нелепого или заметят те самые признаки тревоги, которые у него вызвали эти мысли: сильно вспотел, побледнел, покраснел либо у него есть дрожь, дрожат руки и т.д. Социальная тревожность может быть генерализованная (распространяющая) и изолированная [7].
Изолированная, когда касается только одной ситуации, а распространяющая проявляется в самых разных областях жизни.
Существует множество факторов, которые вызывают душевное беспокойство и влияют на психическое здоровье человека. Это может быть связанно со здоровьем человека, неправильным питанием, вызвана новой или незнакомой окружающей средой, на генетическом уровне и так далее.
Наши мысли и убеждения являются основным фактором влияющими на наше настроение, снять стресс помогает здоровый образ жизни, поддержка родных любимы ,разнообразное увлечение и т.д.
1.3.Возрастные особенности проявления тревожности
На формирование тревожности влияют многие социально - психологические факторы, особенности высшей нервной деятельности, различные взаимоотношения, решающим фактором является близкие люди. Чувствуя не защищенность, отсутствие опоры в близком окружении беспомощность, дети очень ранимы и обостренно реагируют на отношение к ним окружающих,
Уровень тревожности ребенка формируется на основании:
- генетики,
- воздействия среды во время беременности мамы, бабушки
- психики мамы
- личный опыт
Тревожность в младенчестве
Дети рождаются слабыми и беспомощными. У них не так много страхов: защитный и ориентировочный рефлекс. Ребенка можно приучить к тишине и он будет бояться громких звуков [16].
Период младенчество, когда ребенок начинает активно двигаться, примерно в семь - восемь месяцев возникает триада страхов: страх одиночества, страх высоты и перед незнакомыми людьми. Поскольку ребенок активно ползает по дому, взрослые убирают из его поли зрения острые, режущие предметы, закрывают розетки, убирают по выше бьющиеся предметы. Очень сложно понят желания ребёнка, но трудней объяснить ему что нельзя и вредно для малыша. Все чаще взрослые повторяют слово «нельзя» и ребенок испытывает острое эмоциональное состояние: гнев, раздражение, обиду, непонимание. Он может упасть на пол и бить ногами, руками по полу, кричать, добиваться своего любыми способами.
По мнению Е.О. Смирновой, итогом кризиса 1 года являются глубокие психологические преобразования, затрагивающие личность ребенка в целом. Эти преобразования связаны с возникновением собственных, независимых от взрослого желаний ребенка. Рвется первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от него.
Начиная самостоятельно передвигаться, пробуя владение словом, выстраивая по-новому свои отношения с взрослыми людьми, более успешно оперируя предметами, справившись с кризисом первого года, малыш вступает в раннее детство [18].
Тревожность в дошкольном и школьном возрасте
Дошкольный возраст (3-6) процесс познания мира. Ребенок начинает понимать, что такое всегда, никогда, появляется очень много страхов: страх темноты.
Тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов. Одним из свойств темперамента тревожных выступает эмоциональное состояние. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых, казалось бы, ничего не грозит. Они обычно очень не уверенны в себе, с неустойчивой самооценкой, как правило, заниженной.
Можно наблюдать, как дети грызут ногти выдергивают или обсасывают свои волосы, занимаются онанизмом. Все это помогает снять эмоциональное напряжение и на время успокоится [17].
Гиперопека, как и отторжение - следствие возникновения повышенной детской тревожности.
Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.
Чувствуя не защищенность, отсутствие опоры в близком окружении беспомощность и очень ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это, а также то, что они запоминают преимущественно негативные события, ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается по закону «замкнутого психологического круга» и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности. [14,196].
Повышенная тревожность в детском возрасте является прекрасной почвой для развития различных расстройств и страхов.
Дополнительный стресс, ребенок переживает в новых условиях это может быть адаптация в садике, в школе - снижается иммунная защита организма, что приводит к различным болезням.
Условно тревожность у детей можно разделить на учебную, межличностную и само оценочную.
Учебная тревожность возникает при взаимоотношении с педагогом
Самооценочная тревожность связана с оцениванием себя и формируется под влиянием оценок окружающих. Завышенная или заниженная самооценка приводит сильным внутренним переживаниям, эмоциональной борьбе, что приводит к беспомощности. Одним из свойств темперамента тревожных детей выступает эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность выражается в эмоциональной ранимости и уязвимости, когда дети все близко принимают к сердцу и легко расстраиваются, будучи неспособными к агрессивным ответам.
Очень многое зависит от профессионализма педагога, его мастерства, индивидуальных качеств, стили его работы и конечно же его отношение к детям. [14,196]. Жесткие рамки, устанавливаемые авторитарным педагогом, нередко подразумевают и высокий темп занятия, что держит ребенка в постоянном напряжении в течении длительного времени и порождает страх не успеть или сделать неправильно. Такие дисциплинарные меры, чаще всего сводятся к замечаниям, укорам, что приводит к растерянности у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае. Неблагоприятные отношения, грубость и нетактичное поведение педагогов по отношению к детям часто рассматриваются как одна из причин тревожности, чаще всего учебной.
Еще один внешний фактором, вызывающий тревожность, может стать взаимоотношение со сверстниками. Коллектив становится могучим средством формирования личности только тогда, когда он характеризуется высоким психологическим климатом. Взаимоотношения, сложившиеся в детском коллективе не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к «выпадению» ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними, могут стать причиной повышенной тревожности. Эмоциональное благополучие ребенка в коллективе сверстников возможно только при наличии доброжелательной атмосферы, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Нарушение социального статуса ребенка может рассматриваться одним из источников тревоги у ребенка и педагогу необходимо знать об этих ситуациях. Заслужить любовь, ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности. Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.