Файл: Курсовая работа Направление 030300 Психология студент 2 курса Фамилия И. О. к пс н., доц.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В свою очередь, страх можно рассматривать как выражение тревоги в конкретной, объективизированной форме, если чувства не пропорциональны опасности, и тревога принимает затяжное течение. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
В отличие от страха тревожность определяют как страх без явного объекта, как осознаваемое, эмоциональное состояние без конкретного содержания. Критериями диагностики синдрома тревоги M. Лаплеталек (1989) считает:
- психические признаки – беспокойство, дрожь, чувство беспомощности, неуверенности, угрожающей опасности, снижение критичности;
- психомоторные признаки – соответствующая мимика и жестикуляция, возбуждение или угнетение;
- вегетативные признаки – повышение артериального давления, ускорение пульса и дыхания, расширение зрачков, сухость во рту, бледность лица, потливость [14].
Страх и тревожность – два понятия, объединяемые одними и разделяемые другими авторами. В страхе и тревоге есть общий компонент в виде чувства беспокойства. В обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Условно различия между тревогой и страхом можно представить следующим образом:
- тревога – сигнал опасности, страх – ответ на нее;
- тревога – скорее предчувствие, а страх – чувство опасности;
- тревога обладает в большей степени возбуждающим, а страх – тормозящим воздействием на психику. Тревога более характерна для лиц с холерическим, а страх – флегматическим темпераментом.
Стимулы тревоги имеют более общий неопределенный и абстрактный характер, страх – более определенный и конкретный, образуя психологически замкнутое пространство.
Тревога как ожидание проецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником, главным образом, прошлый травмирующий опыт;
Несмотря на свою неопределенность, тревога в большей степени рациональный (когнитивный), а страх – эмоциональный, иррациональный феномен.
Тревога – социально, а страх – инстинктивно обусловленные формы психического реагирования при наличии угрозы [16].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании изученного нами теоретического и эмпирического материала, посвященного теме страха, а так же анализа эмпирических результатов исследования различных видов страха в указанной возрастной группе мы делаем следующие выводы.
Во-первых, страх как философская и психологическая категория давно является объектом научного анализа специалистов самых разных отраслей науки: философов, психологов, физиологов, психиатров, социологов и т.д.
Во-вторых, существует множество психологических подходов к определению страха и пограничных с ним состояний. В дипломной работе мы придерживаемся точки зрения отечественного ученого А.И.Захарова, который определяет страх как эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека.
В-третьих, среди множества классификаций страха нами выбрана классификация В.Леви, на которую мы опирались в нашем эмпирическом исследовании. В.Леви выделяет такие виды страхов: телесные, общебытийные, зависимостные, мистико-психические, социально-оценочные, страх перед агрессией, страх перед будущим, жизнью, судьбой.
В-четвертых, страх - часть природы человека, древнейший защитный ответ всех живых существ на опасность или возможность ее появления. Среди основных причин страха доминируют естественные активаторы страха, к которым человек биологически предрасположен, реагировать страхом. К таким естественным сигналам опасности относятся боль, одиночество, темнота, факторы необычности и внезапности, высота и глубина. К приобретенным причинам страха многие ученые относят гомеостатические драйвы, обусловленные жизненно важными физиологическими потребностями, эмоции и когнитивные процессы (оценка, воспоминание, мысленный образ ситуации как потенциально опасной, восприятие).
Порой мы испытываем противоречивые чувства, вроде бы все в порядке, но что то не дает покоя, напрягает. В психологии это необъяснимое чувство хорошо изучаемое называется тревожность.
К сожалению, в жизни каждого из нас присутствует большое количество факторов, которые способны провоцировать тревожное состояние.
Нужно помнить, что состояние тревожности - это естественная реакция организма, на какие-либо факторы, несящие в себе угрозу. Тревожность чувствуют, луди вне зависимости от возраста, пола и социального положения, испытывая ее.
Тревога неизменный спутник человека, мы переживаем за своих близкими волнуемся по поводу своего здоровья, не можем уснуть из за проблем на работе. Поводом для тревоги могут быть серьезными и не очень, однако когда переживания становятся настолько сильными, что угрожают здоровью человека необходимо принимать меры по устранению тревожности.
Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечно сосудистой системы), психические заболевания. Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.
Есть много методик и исследований тревожности, как у детей, подросток, так и у взрослых людей, мы рассмотрели всего лишь 2 методики взаимопомогающие друг другу, в том, чтобы разобраться в детско-родительских взаимоотношений, и влияние родителей на тревожность детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айа Хема. Путь медитации / Шри Дхамананда. Как жить без страха и тревоги. - М.: Нирвана, 2002. - 288 c.
2. Алексеев, В.В. Коррекция морфофизиологического состояния у продуктивных животных в биогеохимических условиях Присурья и Засурья Чувашии / В.В. Алексеев. - М.: Казань, 2008. - 256 c.
3. Алисова, С.П. Диаграммы состояния металлических систем, опубликованные в 1969 г / С.П. Алисова. - М.: ВИНИТИ, 2010. - 264 c.
4. Бергер Без страха перед "Черной пятницей" / Бергер, Беер Франк; , Роберт. - М.: Финстатинформ, 1998. - 269 c.
5. Боголепов, Н.К. Коматозные состояния / Н.К. Боголепов. - М.: Медицинская литература; Издание 2-е, перераб., 1999. - 492 c.
6. Виталдас Йога как система здоровья и избавления от напряженного состояния / Виталдас. - М.: Ставрополь: Асок-Пресс, 1990. - 943 c.
7. Горчаков, П. А. Время тревог и побед / П.А. Горчаков. - М.: Воениздат, 2013. - 296 c.
8. Гранин, Даниил Даниил Гранин. Страх / Даниил Гранин. - М.: Русско-Балтийский информационный центр "БЛИЦ", 1997. - 248 c.
9. Детские страхи. Секреты воспитания. Набор инструментов по преодолению страха. - М.: Институт Перспективных Исследований, 2011. - 116 c.
10. Елкин Атомные уходят по тревоге / Елкин, Анатолий. - М.: Воениздат, 1990. - 271 c.
11. Клэнси, Том Все страхи мира / Том Клэнси. - М.: Мир, 1993. - 767 c.
12. Кохен Психология фондового рынка: страх, алчность и паника / Кохен, Дэвид. - М.: Интернет-Трейдинг, 2004. - 364 c.
13. Макдональд, Джон Мыс страха / Джон Макдональд. - М.: Центрполиграф, 2003. - 240 c.
14. Малкин, И. Г. Динамические симметрии и когерентные состояния квантовых систем / И.Г. Малкин, В.И. Манько. - М.: [не указано], 2015. - 611 c.
15. Манько, В. И. Когерентные состояния в квантовой теории / В.И. Манько. - М.: [не указано], 2008. - 332 c.
16. Мурзаханов, Г.Х. Диагностика технического состояния и оценка остаточного ресурса магистральных трубопроводов / Г.Х. Мурзаханов, А.И. Владимиров. - М.: Национальный институт нефти и газа, 2005. - 240 c.
17. Престон, К. Гиббсовские состояния на счетных множествах / К. Престон. - М.: [не указано], 2001. - 565 c.
18. Рассел, Эрик Алтарь страха / Эрик Рассел. - М.: Армада, 1997. - 400 c.
19. Рейфман, Л. Из гавани надежд - в моря тревог. Жизнь и времена Христофора Колумба / Л. Рейфман. - М.: Лицей, Союзтеатр, 1992. - 304 c.
20. Романова, Е.А. Естественные роды без страха и боли / Е.А. Романова. - М.: Этерна, 2006. - 320 c.
21. Россохин, А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. - М.: Смысл, 2004. - 544 c.
22. Сахаров, А. Д. А. Д. Сахаров. Тревога и надежда / А.Д. Сахаров. - М.: ИНТЕР - ВЕРСО, 1990. - 336 c.
23. Стайн, Р.Л. Новый страх (пер. с англ. Белоновской Т.). Серия: Ужастики / Р.Л. Стайн. - Москва: Огни, 2009. - 128 c.
24. Стейнбек, Джон Гроздья гнева. Зима тревоги нашей / Джон Стейнбек. - М.: Правда, 1991. - 752 c.
25. Стейнбек, Джон Гроздья гнева. Зима тревоги нашей / Джон Стейнбек. - М.: Художественная литература. Москва, 1993. - 768 c.
26. Стейнбек, Джон Гроздья гнева. Зима тревоги нашей: моногр. / Джон Стейнбек. - М.: Ураджай, 2015. - 437 c.
27. Стейнбек, Джон Гроздья гнева. Консервный ряд. Зима тревоги нашей / Джон Стейнбек. - М.: Лумина, 2008. - 720 c.
28. Стейнбек, Джон Зима тревоги нашей / Джон Стейнбек. - М.: Кристалл, 2001. - 852 c.
29. Фаминский, И.П. Иностранные инвестиции в России. Современное состояние и перспективы / И.П. Фаминский. - М.: Международные отношения, 1995. - 448 c.
30. Щербатых, Ю. В. Психология страха / Ю.В. Щербатых. - М.: Эксмо-пресс, 1999. - 416 c.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Шкала тревожности ребенка Прихожан А.М.
1. Отвечаешь у доски на занятии/уроке.
2. Тебя ругают мама и папа.
3. Встречаешься с ребятами из детского сада.
4. Пойдешь в гости к незнакомым людям.
5. Ты дома остаешься один.
6. Сам подходишь разговаривать с воспитателем.
7. Не можешь справиться с заданием на занятии.
8. Сравниваешь себя с другими ребятами.
9. Думаешь о своих делах.
10. На тебя смотрят как на маленького.
11. Ты часто плачешь.
12. Воспитатель тебе неожиданно задает вопрос на занятии.
13. Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.
14. С тобой не согласны, спорят с тобой.
15. Встречаешься со старшими ребятами во дворе, подъезде
16. На тебя не обращают внимание, когда ты что-то делаешь, играешь.
17. Тебе снятся страшные сны.
18. Воспитатель дает трудное задание.
19. Выбираешь в игре главные роли.
20. Оценивают твою работу дома или ребята.
21. Не понимаешь объяснений воспитателя.
22. Ребята смеются, когда отвечаешь на занятии.
23. Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «страшные» истории.
24. Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.
25. На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, воспитатели).
26. Воспитатель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии.
27. На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.
28. У тебя что-то не получается.
29. Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру(, не дружат с тобой.
30. Воспитатель тебе делает замечания на занятии.
Приложение 2
Опросник взаимодействия родитель-ребенок (ВРР)
Вариант для родителей дошкольников и младших школьников
1. Если я уж чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.
2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.
3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть.
4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра.
5. Сын (дочь) может рассказать обо всем, что с ним (ней) происходит.
6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизни.
7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем не нравится, чем о том, что нравится.