Файл: Курсовая работа Направление 030300 Психология студент 2 курса Фамилия И. О. к пс н., доц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой.

9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка.

10. Я чувствую, что непоследователен(льна) в своих требованиях.

11. В нашей семье часто бывают конфликты.

12. Я бы хотел(а), чтобы он (она) воспитывал(а) своих \детей также, как я его (ее).

13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) самое главное – это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным, и способным, как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней).

23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали.

24. Мне нравятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (она) этого не хочет.

28. Думаю, я лучше него (ней) знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, что я его (ее) понимаю.

31. Я бы хотел(а) в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семенных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа).

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т.п.) начинают упрекать меня в излишней строгости.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю свого сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) одному гулять во дворе дома.

40. Я стремлюсь оградить его (ее( от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он (она) подмечал(а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Считаю, что мой долг – оградить его (ее) от всяких неприятностей.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.

47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).


49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что она не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне хотелось бы знать о нем (ней) все: о чем он (она) думает, как относится к своим друзьям и т.п..

52. Он (она) сам(а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (она).

57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее).

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее) в сущности за одно и то же.

59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т.д.) специально говорят наоборот.

60. Мне кажется, что отношения с моим ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых.

Приложение 3

Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления

А.М. Прихожан

Методика — шкала тревожности — разработана по принципу «шкала социально-ситуационной тревоги». Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество их, с нашей точки зрения, заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревожности, и, во-вторых, меньшей степени, чем другие типы опросников, сказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Бланк методики содержит инструкцию и задания, что позволяет при необходимости проводить ее коллективно.

На первой странице бланка указывается фамилия и имя школьника, класс, в котором он учится, его возраст и дата проведения эксперимента.

Далее излагается инструкция: «На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми Вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для Вас неприятными, так как они вызывают тревогу, беспокойство, волнение или страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа — 0, 1, 2, 3 или 4 — в зависимости от того, насколько эта ситуация для Вас неприятна, насколько она может вызывать у вас тревогу, беспокойство, опасение или страх.



Текст методики

Пример: перейти в новую школу

Нет

Немного

Достаточно

Значительно

Очень

0

1

2

3

4

1

Отвечать у доски

0

1

2

3

4

2

Участвовать в соревнованиях

0

1

2

3

4

3

Пойти в дом к незнакомым людям

0

1

2

3

4

4

Разговаривать с директором школы

0

1

2

3

4

5

Думать о своем будущем

0

1

2

3

4

6

Учитель смотрит по журналу кого спросить

0

1

2

3

4

7

Тебя критикуют, в чем-то упрекают

0

1

2

3

4

8

На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи)

0

1

2

3

4

9

Пишешь контрольную работу

0

1

2

3

4

10

После контрольной – учитель называет оценки

0

1

2

3

4

11

На тебя не обращают внимания

0

1

2

3

4

12

У тебя что-то не получается

0

1

2

3

4

13

Ждешь родителей с родительского собрания

0

1

2

3

4

14

Тебе грозит неуспех, провал

0

1

2

3

4

15

Слышишь за своей спиной смех

0

1

2

3

4

16

Сдавать экзамены в школе

0

1

2

3

4

17

На тебя сердятся (непонятно, почему)

0

1

2

3

4

18

Выступать перед большой аудиторией

0

1

2

3

4

19

Предстоит важное, решающее дело

0

1

2

3

4

20

Не понимаешь объяснений учителя

0

1

2

3

4

21

С тобой не согласны, противоречат тебе

0

1

2

3

4

22

Сравниваешь себя с другими

0

1

2

3

4

23

Проверяются твои способности

0

1

2

3

4

24

На тебя смотрят как на маленького

0

1

2

3

4

25

На уроке – учитель неожиданно задает тебе вопрос

0

1

2

3

4

26

Замолчали, когда ты подошел (подошла)

0

1

2

3

4

27

Оценивается твоя работа

0

1

2

3

4

28

Думаешь о своих делах

0

1

2

3

4

29

Тебе надо принять важное для себя решение

0

1

2

3

4

30

Не можешь справиться с домашними заданиями

0

1

2

3

4



Методика включает ситуации трех типов:

Ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

Ситуации, актуализирующие представление о себе;

Ситуации общения.

Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены; школьная, самооценочная, межличностная. Данные о распределении пунктов шкалы представлены в таблице:

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Школьная

1

4

6

9

10

13

16

20

25

30

Самооценочная

3

5

12

14

19

22

23

27

28

29

Межличностная

2

7

8

11

15

17

18

21

24

2


Конечно, разделение шкалы на отдельные части во многом условно. Очевидно, например что многие предложенные в ней ситуации общения также актуализируют представления о себе, школьные ситуации могут быть интерпретированные как ситуации общения со взрослыми, «значимыми другими» и т.п. Подобное выделение, однако, является, как показывает анализ, продуктивным с точки зрения задач коррекции: она позволяет достаточно точно локализовать зону нарушения и тем самым целенаправленно построить программу снятия тревожности.

Обработка не представляет трудности. Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количество баллов, соответствующих округленной при ответе на его цифры. Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом полученные результаты интерпретируются в качестве показателей уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале общего уровня тревожности.