Файл: Курсовая работа Направление 030300 Психология студент 2 курса Фамилия И. О. к пс н., доц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Изучение феномена страха в отечественной  и зарубежной психологии
2.1 Основные теоретические подходы  к изучению феномена страха
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные образы исследований, посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Неадекватные реакции страха (фобии) наблюдаются при различных психических заболеваниях. Фобии – это навязчивые неадекватные переживания страхов конкретного содержания, охватывающие субъекта в определенной (фобической) обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями (сердцебиение, обильный пот и т.п.) [15].

В отличие от возрастных страхов для невротических страхов характерно:

- большая эмоциональная интенсивность и напряженность;

- длительное или постоянное течение и неблагоприятное влияние на формирование характера и личности;

- болезненное обострение;

- взаимосвязь с другими невротическими расстройствами и переживаниями;

- отражение на поведении не только посредством избегания объекта страха, но и всего связанного с ним нового и неизвестного, т.е. развитие реактивно-защитного типа поведения;

- более прочная связь с родительскими страхами;

- относительная трудность в плане их устранения.

Невротические страхи не являются какими-либо принципиально новыми видами страха. В том или ином виде они встречаются и у здоровых в нервно-психическом отношении детей. Невротическими эти страхи становятся в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. Кроме того, при неврозах значительно чаще испытываются страхи перед одиночеством, темнотой, животными.

Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствие адекватной психологической защиты, что вместе взятое неблагоприятно сказывается на самочувствии ребенка, создавая еще большие трудности в общении со сверстниками [15].


Все факторы, участвующие в возникновении страхов Захаров А.И. группирует следующим образом:

- наличие страхов у родителей, главным образом у матери, тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками;

- излишняя ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;

- большое количество запретов со стороны родителей того же пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;

- отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающие проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;

- конфликтные отношения между родителями;

- психические проблемы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам;

- психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми.

На основании обзора зарубежных авторов K. Изард (1980)2 отличает:

- тесную связь между собой и степенью интенсивностью стимуляции таких эмоций, как удивление – страх (неожиданность и резкое возрастание стимуляции), страх – ужас (несколько меньшее увеличение стимуляции) и интерес – возбуждение (еще менее неожиданная и резкая стимуляция);

- существование в эмоциях испуга, страха и интереса – возбуждения частичных и перекрывающихся компонентов (между ними наблюдается неустойчивое равновесие);

- разнообразие детерминант существования страха – врожденные (гомеостатические, инстинктивные, новизна раздражителя, темнота, одиночество) и приобретенные (вытекающие из опыта, социальных и других условий);

- наличие связей страха с другими эмоциями – страданием, презрением, отвращением, стыдом, стеснительностью и другие.

Польский психиатр A. Кепински (1977, 1979)3 считал страх одной из движущих сил развития личности. По его мнению, страх – это основное психологическое проявление, возникающее вследствие нарушения морального порядка. Автор выделял страх биологический (при нарушении “естественного морального порядка” – угрозе жизни), социальный (при нарушении “социального порядка”, конфликте социальных норм с реальной действительностью) – угрозе социальному положению и страх “совести” (“моральный страх”), вытекающий из двух первых, сопровождающийся чувством вины.



Предложены разные классификации страха, обобщенные

Х Христозовым (1980)4. Выделяют следующие виды страха:

По форме и оттенкам проявления – страх астенический, (оцепенение, слабость, нецелесообразность поступков) и стенический (паника, бегство, агрессия), соответствующий и несоответствующий степени опасности, адекватный и неадекватный;

По степени выраженности:

- испуг – внезапный и кратковременный страх, возникающий при неожиданном и неприятном, но еще четко неосознанном изменении ситуации, угрожающем жизни или благополучию человека;

- боязнь – постепенно возникающее чувство страха, связанное с осознанием длительное время продолжающейся опасности, которая может быть устранена или на которую может быть оказано определенное воздействие

- ужас – наивысшая ступень страха с характерным угнетением

рассудочной деятельности “безумный страх”5;

По форме проявления – страх витальный – переживание страха исходит из собственного тела, непосредственно из эмоциогенных систем головного мозга;

Реальный – опасность исходит из окружающего мира;

Моральный – страх или страх совести – возникает в результате рассогласования первичных психических тенденций и более дифференцированных стремлений

По виду:

- осознаваемый генерализованный,

- осознаваемый локализованный,

- неосознаваемый генерализованный,

- неосознаваемый локализованный,

По этапам развития:

- нерешительность,

- неуверенность,

- смущение,

- боязливость, тревога, страх, ужас [14].

Страхи подразделяют также на нормальные и патологические варианты, то есть возникающие при наличии реальной, осознаваемой или недостаточно осознаваемой угрожающей ситуации, либо как болезненная реакция. В их структуре выделяют три основных нарушения: аффективное – чувство опасности; интеллектуальное – неуверенность; волевое – нерешительность.

Х. Христозов рассматривает следующие патологические формы страха:

- навязчивый или фобию (иногда в связи с определенной ситуацией, с осознанием абсурдности);

- ипохондрический (возникает в ситуации, связанной с ипохондрическими переживаниями, без критического отношения);

- психотический (появляется в связи с депрессивно-параноидальными переживаниями или как диффузный страх) [7].


В психологии страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный; острый и хронический; инстинктивно и социально опосредованный. Боязнь и тревожность определяются как состояния, соответствующие страху и тревоге; реальный (при конкретной угрозе) и воображаемый (на уровне представления).6

По системе выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, беспокойство и волнение. Возрастные и клинические страха дают основания для соответствующего разделения, клинически страх может быть навязчивым и сверхценным, невротическим и психотическим.

Непосредственно детские страхи можно разделить на такие виды, как:

- медицинские – боль, уколы, врачи, болезни;

- страхи, связанные с причинением физического ущерба – неожиданные звуки, транспорт, огонь, пожар, стихия, война;

- страхи смерти (своей)

- страхи животных и сказочных персонажей;

- страхи кошмарных снов и темноты;

- социально-опосредованные страхи (людей, детей, наказания, опоздания, одиночества);

- “пространственные” страхи – высоты, воды, замкнутых пространств.

Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби7, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются, как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами [13].

Врожденные детерминанты

Производные стимулы, по-видимому, скорее подвержены видоизменениям в опыте, чем природные. Природными стимулами страха являются: одиночество, незнакомость, внезапное приближение, внезапное изменение стимула, высота и боль. Стимулы страха включают: темноту, животных, незнакомые предметы и незнакомых людей. Многие авторы показали, что природные стимулы страха связанны с возрастом, т.е. зависят от процессов развития и созревания. Например, ряд исследователей показали, что страх перед незнакомыми людьми не может возникать в первые месяцы жизни потому, что у ребёнка ещё не развилась способность отличать знакомые лица от незнакомых. Эта способность возникает где-то между 6-и 9-месячным возрастом и именно в этом возрастном периоде отмечается максимальный страх перед чужими.


Культурные детерминанты страха

Культурные детерминанты страха почти исключительно являются результатом научения. Так, даже негромкий сигнал воздушной тревоги может вызвать страх. Многие культурные детерминанты страха могут при ближайшем рассмотрении оказаться связанными с природными детерминантами, замаскированными различными формами неправильного истолкования, рационализации или проекции. Боязнь воров, например, или приведений, может быть рационализацией страха темноты, страх перед попаданием молнии - рационализацией страха грома.

Проблема дифференциации страха от других эмоций.

Работа Кагана8, посвящённая развитию негативного аффекта у детей, даёт дифференцированный анализ аффектов. Он утверждает, что существует 4 “состояния страдания”, которые называются страхом. По Кагану причинами “состояния страдания” являются:

а) неассимилированное расхождение,

б) предвидение нежелаемого события,

в) непредсказуемость,

г) признание несоответствия между взглядами и поведения,

д) признание диссонанса между взглядами.

Вывод: В отечественной и зарубежной психологии и психиатрии существуют различные подходы к классификации страха: с точки зрения психоаналитического и экзистенционального плана, по оттенкам проявления, по степени выраженности, по форме проявления, по виду, по этапам развития.
2.2. Понятие страх и тревожность: общее и различное
В психиатрической литературе уделяется большое внимание таким состояниям, как страх и тревожность.

Страх и тревога.

В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, т.е. в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности [11].

Страх - эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия;

Тревожность – эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревожность в отличии от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т.к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх. Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем [17].