Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 275
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Данилевский – основоположник теории культурно – исторических типов развития общества.
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП – самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н.Я.Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге «Россия и Европа». В общем плане культурно-исторический тип состоит из идеальной формы (морфологического принципа) и органической материи. Идеальная форма определяет самобытные цивилизационные начала, воплощающиеся в сфере народности. Эти начала не могут передаваться от одного культурно-исторического типа к другому, т.е. в сущности культурно-исторические типы являются замкнутыми, самодостаточными образованиями. Возможно заимствование лишь тех начал, которые не относятся к сфере народности (техника, естествознание и др.). В последнем случае могут возникать преемственные культурно-исторические типы.
В зависимости от степени развития разрядов (основ) культурной деятельности (религия, культура, политика, экономика) Данилевский выделял одно-, двух-, трех- и четырехосновные культурно-исторические типы. Эволюция, или историческая динамика культурно-исторического типа, определяется органическими и культурными основаниями. Глубинная основа эволюционной трансформации органической составляющей культурно-исторического типа суть прохождение стадий жизненного цикла от рождения до «старости» и смерти. Кроме того, культурно-исторический тип эволюционирует от догосударственного этнографического состояния к государственному, к стадии расцвета культуры-цивилизации.
Во всемирной истории Данилевский насчитывал десять «полноценных» культурно-исторических типов: 1) египетский; 2) китайский; 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-хаддейский, или древнесемитический; 4) индийский; 5) иранский; 6) еврейский; 7) греческий; 8) римский; 9) новосемитический, или аравийский; 10) германо-романский, или европейский, и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие «насильственной смертью» до завершения цикла развития. Всесторонне Данилевский анализирует только два культурно-исторических типа – формирующийся славянский и германо-романский.
Наряду с культурно-историческими типами Данилевский выделял и другие категории исторических явлений: народы, не способные создать культурно-исторический тип (этнографический материал истории), и народы – «отрицательные деятели» в истории человечества (воинственные кочевые народы и т.д.).
Данилевский выделял пять законов культурно-исторического движения, или законов исторического развития. В первом законе определяется критерий для выделения самобытного культурно-исторического типа – языковое родство, однако только для того племени, которое вышло из младенчества и способно к историческому развитию. Второй закон устанавливает, что условием развития цивилизации данного культурно-исторического типа является политическая независимость. Данилевский не считал возможной передачу начал цивилизации от одного культурно-исторического типа к другому. Формулировка этого положения и составляет третий закон исторического развития. В четвертом законе утверждается, что культурно-исторический тип только тогда достигает разнообразия и богатства, когда разные элементы, его составляющие, не поглощены одним политическим телом и составляют федерацию, или политическую систему государств. В пятом законе цикл развития культурно-исторического типа уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжительным, но период цветения и плодоношения короток и навсегда истощает их жизненную силу.
Теория культурно-исторических типов Данилевского представляет собой первый вариант теории локальных цивилизаций; русский мыслитель явился родоначальником теории, предвосхитившей в основных чертах философско-исторические учения О.Шпенглера и А.Тойнби.
27. Социальные процессы.
Социальные процессы: серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества. Социальные процессы находятся во всех обществах и выступают как упорядоченная форма социального взаимодействия. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс. Ничто не может происходить в обществе вне социальных процессов. Функционирование и развитие общества происходят в различных формах социальных процессов, характеризующих субъектно-объектные связи и отношения во всех сферах деятельности людей.
Основания для классификации
По объекту (человечество, общество, организация, большая группа, малая группа и др.)
По степени регулирования (стихийные, естественно-исторические, управляемые)
По направленности (прогрессивные, регрессивные)
По распознаванию (явные, латентные (скрытые)
По продолжительности (быстротечные, долговременные)
По уровню протекания (макро-, мезо- и микропроцессы)
По субъектно-объектной связи (естественные, общественные)
Классификация основных социальных процессов
Одна из классификаций социальных процессов была предложена американскими социологами Чикагской школы Р. Парком и Э. Бёрджерсом. Они выделили следующие типы социальных процессов:
Кооперация. Сотрудничество, взаимосвязь людей в процессе их деятельности. Форма организации труда, при которой определённое количество людей совместно участвуют в одном или разных, но взаимосвязанных процессах трудах. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Таким образом, отличительной чертой кооперации является стремление её членов к обоюдной пользе.
Конкуренция. Борьба между индивидами или группами за обладание ограниченными и неравным образом распределенными благами и ценностями. Конкуренция имеет положительные последствия, такие как, например, прогресс в науке и искусстве. Все достижения современного общества обусловлены стимулирующим значением свободной конкуренции.
Приспособление. Способность и стремление индивида участвовать в том, что делают другие и подражать их поведению. Может проявляться как подчинение, компромисс или терпимость.
Конфликт. Высшая стадия развития противоречий, проявляющаяся в прямом столкновении мнений, взглядов и интересов. Противодействие участников данного социального процесса как правило сопровождается негативными эмоциями.
Ассимиляция. Социальный процесс, в ходе которой определённая часть социума утрачивает часть своих отличительных черт и заменяет их заимствованиями и другой части. Процесс взаимного культурного проникновения, в ходе которого личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса культуре, то есть ассимиляция всегда носит двусторонний характер. Она может носить как добровольный, так и принудительный характер.
Амальгамизация (амальгамация). Процесс взаимного культурного проникновения, в ходе которого личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. В отличие от ассимиляции, завершение процесса амальгамации полностью стирает грани между группами, например, появление одного народа в результате смешения двух и более этнических групп.
28. Основные этапы развития социологии. О. Конт и три стадии развития человеческого мышления.
На первой стадии человеческий дух, согласно Конту, стремится познать "внутреннюю природу сущего", но не в силах этого сделать, почему изобретает "сверхприродные" силы и придает им характер действительных. На метафизической стадии (а она есть своего рода модификация первой стадии) опять-таки изобретаются сверхприродные сущности, но теперь им придается чисто абстрактный характер. Абстрактные сущности в свою очередь интерпретируются как нечто реальное и самостоятельное, причем любому феномену считается необходимым поставить в соответствие метафизическую сущность. "Позитивная философия" есть "истинно всеобщая система", в рамках которой можно объяснить феномены природы. Она понуждает нас принять к сведению, что все феномены природы подчиняются природным законам и что законы эти носят неизменный характер. "Позитивная философия делает ясным: цель научных устремлений в том и состоит, чтобы открыть такие законы, сделать их точными и по возможности свести к немногим основным законам".
Конт полагает, что наука и культура человечества (в его время) уже вступили на путь позитивной науки. Но достижение человечеством третьей стадии еще остается делом будущего. Предстоит многое сделать, чтобы создать новый тип ученого и человека духа, нацеленного на "позитивную" науку. Позитивную науку и ее внедрение в человеческое знание, воздействие на человеческую жизнь Конт считает мерилом прогресса человеческого духа. Прогресс же состоит в том, что дух постепенно освобождается от фикций, абстракций, спекуляций, приближается к освоению огромного массива фактических, опытных данных (чему служит разделение труда в науке, обстоятельство для человеческого духа по преимуществу благоприятное). В результате же наблюдения, восприятия, представления, эксперименты становятся все более рациональными. Поэтому упрощенное представление о "позитивной науке" Конта как господстве эмпирического естествознания не соответствует сути его учения. Как раз "научные всеобщности" он считает главными и в науке, и в прогрессе человеческого духа, и в процессе воспитания. Более того, постулируется глубокое воздействие позитивной науки на реорганизацию общества
29. Социальные институты. Классификация и функции. Дисфункции социальных институтов.
Социальные институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов для удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.
Социальные институты выполняют в обществе ряд функций, среди них выделяют явные и латентные.
Явные функции социальных институтов формируются и декларируются в нормативных актах (законах, постановлениях), уставах (например, компаний или общественных организаций, положениях и инструкциях и закреплены в системе статусов и ролей).
Латентные функции выражаются в непредвиденных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их.
Явные функции показывают, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные — что из этого получилось.
Существует ряд функций, являющихся общими для всех социальных институтов, но каждый из базовых социальных институтов выполняет в обществе и ряд собственных специфических функций.
Общие функции всех социальных институтов:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений (стабилизирующая).
Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым.
Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института.
Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества.
2. Регулятивная функция — состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения.
3. Интегративная функция.
Эта функция включает в себя обеспечение процессов сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей.
Всякая интеграция в институте состоит из трех основных элементов или необходимых требований:
1) консолидация или совмещение усилий;
2) мобилизация, когда каждый член группы вкладывает свои ресурсы в достижение целей;
3) конформность личных целей индивидов с целями других или целями группы.
4. Транслирующая функция.
Общество не могло бы развиваться, если бы не было возможности передавать социальный опыт. В каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям. Например, семья, воспитывая ребенка, стремится ориентировать его на те ценности семейной жизни, которых придерживаются его родители. Государственные учреждения стремятся воздействовать на граждан, чтобы привить им нормы повиновения и лояльности, а церковь старается приобщить к вере как можно больше членов общества