Файл: Тесты вопрос 1 Что является предметом социологии Варианты ответа.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

В зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, последний подразделяется на формальный и неформальный. Формальным называется контроль со стороны социальных институтов общества - государства, судебных органов, прокурорского надзора, милиции или полиции, начальства, церкви. Неформальный контроль - это контроль, осуществляемый общественным мнением, особенно мнением ближайшего окружения - первичной группы. Социальный контроль над человеком может осуществляться путем группового общественного давления на него, принуждения, а также через социализацию.

Механизмы социального контроля:

1) Самоконтроль

2) Санкции

3) Общественное мнение

4) Индивидуальное сознание

5) Социальные нормы

  1. Социальные изменения. Концепция эволюционного и революционного развития общества.

представляют собой смену состояний, свойств и связей социальных систем.

Эволюционный путь (слово «эволюция» происходит от латинского слова, означающего «развертывание») – путь мирного ненасильственного преобразования общества состоял в том, чтобы спокойно, без рывков и попыток «перепрыгнуть через время», помогать прогрессу, т. е. улавливать его основные направления и всемерно их поддерживать, быстро перенимать передовой опыт других государств.

Революция (от позднелатинского термина, означающего «поворот», «переворот», «прорыв постепенности») – это изменение во внутренней структуре системы, которое становится связующим звеном между двумя эволюционными стадиями в развитии системы, это коренное качественное изменение, т. е. скачок. В то же время реформа является частью эволюции, ее разовым единовременным актом. А значит, эволюция и революция становятся необходимыми компонентами общественно—исторического развития, образуя противоречивое единство. Обычно эволюция понимается как количественные изменения, а революция – как качественные.


  1. Социальный эволюционизм по Г. Спенсеру и Э. Дюркгейму.

Спенсер проводил аналогию между живым организмом и обществом. Будучи инженером, философом и социологом, Спенсер в своих трудах рассматривал общество как нечто идентичное живым системам. Он считал, что биологические и социальные системы развиваются и функционируют по одним и тем же законам: биологической эволюции, сохранения энергии, борьбы за существование.

Спенсер высказал догадку о том, что процесс развития общества, как правило, сопровождается дифференциацией структур и функций общества.

Дюркгейму был чужд так называемый однолинейный эволюционизм «крестного отца» социологии Конта, который тот провозгласил в рамках своего Закона трех стадий.

«Человечество одновременно пошло различными путями и, следовательно: доктрина, принципиально утверждающая, что оно всегда и всюду преследует одну и ту же цель, базируется на заведомо ошибочном постулате».

Важное значение в социологии Дюркгейма имела трактовка общества как нравственной реальности. Именно поэтому он считал, что политические революции — это кровавые театральные действа, которые мало что меняют в социальных системах. Для того чтобы политические изменения вызывали изменения социальные, первые должны затронуть глубинные нравственные ценности и устремления общества.

Хотя Дюркгейм испытывал на себе влияние биоорганического направления (Спенсера и др.), его социология в целом была направлена против биологических и психологических интерпретаций социальной жизни: индивидуализму Спенсера он противопоставил идею «коллективности» как главного признака социальности.

  1. Теория индустриального общества (Р. Арон, У. Ростоу).

Концепция единого индустриального общества — теория, предложенная французским философом, политологом, социологом и публицистом Раймоном Ароном в 60-х гг. XX в. Р.Арон верил в то, что, поскольку капиталистическое и социалистические общества представляют собой две разновидности индустриального общества (их главными отличиями являются политические режимы и формы собственности на факторы производства), то в будущем они могут быть объединены в единое индустриальное общество под началом капитализма. При этом под понятием «индустриальное общество» Р. Арон понимал такое общество, где преобладает крупное промышленное производство[1]. Раймон Арон выделил 5 характеристик индустриального общества:



Строгое разделение между предприятием и семьей;

Индустриальное производство создает своеобразный способ разделения труда, основанный на отделении технологического труда от всех других производственных процессов;

Индустриальное производство подразумевает под собой накопление капитала;

Индустриальное общество невозможно построить без четкого экономического расчета;

Надлежащая организация рабочих мест со стороны владельцев производств, и, как следствие, высокая концентрация рабочей силы[1].

Р. Арон считает, что «чисто капиталистическое» общество существует только в теории, в реальной же жизни капитализм зачастую приближен к социализму.

«Традиционное общество» характеризуется примитивной ручной техникой, ручным трудом, преобладанием сельского хозяйства. Первая стадия хронологически охватывает всю историю человечества до XVII ст.

«Вторая стадия роста - это общество в переходном состоянии». На этой стадии создаются предпосылки для подъема. Определяющей чертой стадии является образование централизованных национальных государств. В экономике появляются «новые типы предприимчивых людей ... готовы мобилизовать сбережения и взять на себя риск, стремясь прибыли или модернизации ». На второй стадии возникают банки, растут инвестиции, оживляется внешняя и внутренняя торгивля.

Третья стадия, стадия подъема, определяется тем, что силы экономического прогресса начинают доминировать в обществе. Происходит развитие в интересах всего общества. Эту стадию разные страны прошли в исторически разные отрезки времени. В Англии - это (примерно) два последних десятилетия XVIII в., Во Франции и США - несколько десятилетий перед 1860

Четвертая стадия характеризуется постоянным прогрессом, совершенствованием техники, распространением новой технологии на всю сферу хозяйственной деятельности, более быстрым ростом выпуска продукции по сравнению с ростом количества населения. Именно эту стадию Ростоу называет «индустриальным обществом».

Характерной чертой пятой стадии экономического роста является выпуск товаров длительного пользования. На этой стадии меняются приоритеты общества. На первый план выходит не производство, а «потребления и благоденствие в самом широком смысле».

Пятой стадией Ростоу не завершает периодизацию общественного развития. Будущее общество он связывает со стадией «за потреблением», которой якобы уже достигнуто в США. Для нее характерно преобладание семейных и интеллектуальных ценностей над потреблением. Ростоу считает, что высокое массовое потребление станет общим и призывает человечество ускорить этот процес.


Раймон Арон - французский социолог. Свою концепцию индустриального общества он изложил в таких произведениях: «18 лекций об индустриальном обществе» (1962) и «Три очерка об индустриальной эпохе» (1966).

Индустриальное общество он определяет как такое, в котором наиболее распространенной формой производства является крупная промышленность
  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Теория революционного преобразования общества (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Представления о развитии общества изложены в формационной теории К. Маркса. Согласно ей развитие общество имеет направленный и упорядоченный характер от низших форм к высшим, при этом в своей реальном историческом развитии каждое общество проходит ряд определенных стадий – формаций.

Всего Маркс выделял 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Специфика общественных отношений для каждой формации определялась состоянием производственных сил и отношений, а также их эволюцией в рамках данной формации. Согласно представлением Маркса производственные силы находятся в постоянном развитии, они совершенствуются делая производство более эффективным и производительным. Однако производственные отношения, в первую очередь отношения собственности, которые определяют политическую структуру общества, остаются неизменными в рамках одной формации, поскольку защищают интересы выгоду приобретающего класса – эксплуататоров, которым принадлежит право собственности на средства производства. Противоречия между эксплуатирующим и эксплуатируемым классами постепенно обостряются, пока не становятся неразрешимыми без полного изменения всей системы. В этот момент осуществляется коренное преобразование общества за счет революции, количественные преобразования эволюционного развития, переходят в качественные инновации революции.

ледует отметить, что насильственный характер революции продиктован не столько стремлением эксплуатируемого класса к демонтажу старой системы, сколько нежеланием эксплуатирующего класса эту систему менять. Так в период буржуазных революций в Англии, Голландии, Франции и т.д. феодальная знать не хотела уступать свои наследственные права и привилегии и признавать права буржуазии на равное участие в политической, экономической и социальной жизни общества. Аналогичным образом буржуазия не желает идти на уступки в отношении пролетариата.

  1. Концепция культурно – исторических типов развития общества. Н. Данилевский – основоположник теории культурно – исторических типов развития общества.