ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
109
структорских работ.
В результате обучения с использованием проектного обучения до- стигается решение следующих задач:
• формирование представления об инженерной деятельности в целом
• развитие интереса студентов к инженерной профессии
• появление мотивации для занятия инженерной деятельностью
• помощь студенту в выборе индивидуальной образовательной траектории в рамках направления/специальности подготовки
• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном развитии
• формирование системного междисциплинарного мышления и самостоятельности при проектировании технических систем
• развитие способности творческого мышления при проектиро- вании новых эффективных патентоспособных технических ре- шений и решения проблемных инженерных задач
• формирование способности планомерного целенаправленно- го поиска и обоснованного выбора новых эффективных инже- нерных решений, в том числе, в условиях неопределенности постановки задачи и неоднозначности результатов решения
• развитие навыков вывода, анализа промежуточных результа- тов индивидуальной или групповой деятельности
• развитие навыков практической реализации предложенных решений, создания демонстраторов/прототипов проекта
• формирование чувства ответственности за конечный резуль- тат и за качество создаваемого продукта.
110
Общее описание идеи
Идея внедрения проектного обучения в Институте компьютерных технологий и информационной безопасности возникла тогда, ког- да стало понятно, что теоретические знания, получаемые студен- тами первых лет обучения, слабо подкрепляются практическими навыками. Изучив современное состояние образования, пришли к выводу, что одним из наиболее эффективных методов для сокра- щения разрыва между теорией и практикой является инициатива
CDIO (Conceive, Design, Implement, Operate – Замысел, Разработка,
Внедрение, Использование). Декларируемая цель CDIO: инженер
— выпускник вуза должен уметь придумать новый продукт или но- вую техническую идею, осуществлять все конструкторские рабо- ты по ее воплощению (или давать нужные указания тем, кто будет этим заниматься), внедрить в производство то, что получилось.
Практика CDIO находит свое отражение в международном движе- нии World Skills, в котором в последние годы начали принимать активное участие студенты ИКТИБ ЮФУ. Таким образом, проект- ное обучение было введено в образовательный процесс с целью формирования к окончанию обучения студентами портфолио про- ектов для дальнейшего успешного трудоустройства.
Внедрение ПО с первого года обучения было сделано для того, что- бы студенты с первого курса могли почувствовать неразрывную связь теоретических знаний и практических навыков.
Применение проектного обучения в Институте компьютерных тех- нологий и информационной безопасности ЮФУ является хорошей возможностью дать студентам необходимые практические навы- ки создания проектных решений, навыки работы в команде, а так- же организации, распределения и планирования работ по проекту.
Проектный подход в обучении рассматривается в ИКТИБ как орга- низация самоуправляемой деятельности малой группы студентов через совокупность поисковых, проблемных, творческих и других методов, развивающих компетенции обучающихся в процессе соз-
111
дания конкретного проекта с обязательной презентацией этих ре- зультатов.
Применение проектного обучения также позволило усилить моти- вацию изучения студентами дисциплин основной образователь- ной программы по профилю специальности.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Институциональный механизм вовлечения в проект-
ную деятельность
Вовлечение студентов и преподавателей в проектную деятель- ность происходит на базе образовательной программы. Южный федеральный университет имеет собственные образовательные стандарты по всем направлениям подготовки Института ком- пьютерных технологий и информационной безопасности. Данные стандарты размещены на сайте
12
. Во всех стандартах базовым мо- дулем образовательных дисциплин указан «Модуль проектной де- ятельности», который направлен на решение профессионально-о- риентированных проектных задач. Данный модуль, как правило, содержит дисциплину «Введение в инженерную деятельность», ко- торая реализуется на первых двух курсах (с 1 по 4 семестры) как для бакалавриата, так и для специалитета. В рамках данного курса студенты выполняют два творческих командных проекта. Также в данный модуль входит дисциплина «Творческий проект», реализу- емая на 3-4 курсах, и представляющая собой междисциплинарный проект, выполняемый индивидуально. В настоящем кейсе пред- ставлен опыт ведения проектной деятельности коллективами 1-2 курсов в рамках «Модуля проектной деятельности» по дисциплине
«Введение в инженерную деятельность».
12 https://www.sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=EDU/N10056/P – страница сайта с образовательными стандартами ЮФУ
112
Краткое описание практики
Общие положения
На сайте института
13
преподаватели института размещают темы творческих проектов и краткое описание задания по проекту. Для первого творческого проекта темы должны быть размещены до
30 ноября в первом семестре, а для второго – до 15 сентября в третьем семестре. Все проекты должны быть направлены на со- здание продукта творческим коллективом студентов. В виде ко- нечного продукта проекта могут быть представлены программ- ные продукты, технические изделия, информационные системы и т.п. Описание типа и характеристик конечного продукта задается преподавателем, формирующим тему проекта. При этом для каж- дого проекта преподаватели указывают количество человек для коллектива исполнителей. Минимально коллектив может состо- ять из двух человек. Студенты первого курса должны выбрать проект, в котором они планируют участвовать до 31 декабря, сту- денты второго курса до 30 сентября. В течение января происхо- дит согласование составов коллективов исполнителей проектов среди студентов первого курса, и с 1 по 15 октября для студентов второго курса. В расписании занятий для выполнения проектов от- водятся практические занятия, на которых руководители проектов и студенческие коллективы исполнителей непосредственно зани- маются выполнением проектов. Творческие студенческие коллек- тивы должны презентовать промежуточные результаты выпол- нения проекта на неделе академической мобильности весеннего семестра. Представление промежуточных результатов проекта проводится в рамках Всероссийской студенческой научно-техни- ческой конференции «Фундаментальные и прикладные аспекты компьютерных технологий и информационной безопасности». За- щита творческих проектов выполняется на неделе академической
13 http://ictis.sfedu.ru – страница сайта Инженерно-технологической академии,
Института компьютерных технологий и информационной безопасности, Южный федеральный университет
113
мобильности третьего семестра и на зачетной неделе четверто- го семестра. По результатам выполнения проекта должна быть подготовлена пояснительная записка и презентация результатов.
Обязательным условием является демонстрация реально работа- ющего продукта, полученного в результате выполнения проекта. В процессе выполнения проектов студенты должны продемонстри- ровать способность эффективно работать в составе творческого коллектива с целью выполнения технического задания и разра- ботки конечного продукта, удовлетворяющего установленным требованиям и характеристикам.
Цели:
• формирование способности понимать сущность информаци- онных процессов в обществе и инженерной деятельности
• формирование творческого мышления и умения работать в ко- манде
• формирование способности понимать сущность проектно-тех- нологической деятельности в информационных технологиях
• формирование навыков самостоятельного проведения теоре- тических и экспериментальных исследований.
114
Задачи:
• сформировать представление об инженерной деятельности в целом
• развить интерес студентов к инженерной профессии, стиму- лировать и мотивировать заниматься инженерной деятельно- стью
• познакомить студентов с инженерной практикой посредством участия в выполнении групповых творческих проектов
• заложить основу для развития профессиональных и личност- ных навыков студента, описанных в перечне планируемых ре- зультатов обучения CDIO
• помочь студенту в выборе индивидуальной образовательной траектории в рамках направления/ специальности подготовки
• удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном развитии.
Опыт 2015-2017 годов
Всем желающим преподавателям ИКТИБ было предложено сфор- мировать задания для выполнения творческих проектов. Задание подразумевало формулировку темы, краткое описание и требова- ния к коллективу исполнителей. Студенты получили возможность через свой личный кабинет выбирать заинтересовавшую их тему.
Таким образом, на выполнение проекта были записаны студенты из разных групп. В расписании занятий для выполнения проектов отводилось два часа в неделю практических занятий, которые
115
предназначались для того, чтобы руководители проектов и студен- ческие коллективы исполнителей непосредственно занимались обсуждением и выполнением проектов.
Плюсы:
• Студенты разных групп получили возможность познакомиться друг с другом.
• Студенты разных направлений подготовки получили возмож- ность познакомиться с деятельностью других кафедр, так как темы были представлены преподавателями разных кафедр ин- ститута.
• Студенты получили представление о работе в команде, о воз- можных рисках выполнения проекта, о необходимости соблю- дения графика.
• Студенты получили первый опыт публичного представления результатов своей работы.
Минусы:
• Так как проект выполнялся коллективом студентов, то итого- вая оценка зависела от полноты состава. Особенно явно это отражалось на защите проекта, если один из участников проек- та не являлся на защиту. Зачастую это были отстающие студен- ты, которые безответственно относятся к учебному процессу.
Чаще всего остальные студенты группы отсутствующих сту- дентов видели за время выполнения проекта 1-2 раза, а ино-
116
гда не видели совсем. В результате итоговая оценка за проект снижалась.
• Все участники команды получили единую оценку, независимо от их вклада в выполнение проекта.
• Темы, сформулированные некоторыми преподавателями, за- ведомо обладали слабым потенциалом, в результате итоговая работа была выполнена на низком уровне.
• У многих студентов отсутствовал интерес к выполняемым про- ектам. Не соблюдался график выполнения проектов. В итоге многие проекты доделывались на скорую руку в последний момент.
• Выполняя работу над проектом, некоторые команды теряли творческую составляющую, так как четко следовали инструк- циям руководителя.
Изменения, предпринятые в 2017 году
Для руководства творческими проектами дирекцией ИКТИБ были отобраны молодые преподаватели, имеющие опыт выполнения проектов в рамках различных грантов («УМНИК», «СТАРТ», РФФИ,
РНФ), а также в рамках работы в студенческих конструкторских бюро. Часть преподавателей прошла подготовку на курсах «Шко- лы наставников», проводимых Сколково в апреле и сентябре 2017 года, по программам повышения квалификации для руководите- лей направлений подготовки, проводимых Московским Полите- хом, и по программе повышения квалификации «Применение кон- цепции CDIO в инженерном образовании», проводимой Томским политехническим университетом. Каждый преподаватель сфор-
117
мировал 2-3 темы для выполнения творческого проекта и подроб- ное описание технического задания к ним. При составлении темы преподаватели ориентировались на два основных момента. Пер- вое – соответствие тем приоритетам НТИ. Второе – тема должна оставлять простор для творчества, то есть решаемая задача долж- на иметь различные пути решения, не заданные четко техническим заданием. Преподаватели провели краткое представление разра- ботанных заданий перед всем потоком студентов, и студенты по- лучили возможность самостоятельно группироваться в команды и записываться к преподавателям на проект. Также в 2017 году была введена соревновательная составляющая. Каждый проект выполняется 4-5 командами. При этом в проекте определены кри- терии, по которым будет производиться сравнение готового про- дукта.
Масштаб и охват
В проектную деятельность вовлечены все студенты Института компьютерных технологий Южного федерального университета, осуществляющие подготовку по направлениям специалитета и ба- калавриата (около 300 человек на каждом курсе обучения).
Целевая аудитория
Целевая аудитория проектной деятельности института – студенты всех уровней подготовки и направлений. Компетенции осваивают- ся с помощью курса «введение в инженерную деятельность».