ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 551
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
увидеть и данные антропологии, и результаты изучения пер- вобытных культур. Может быть, подобная позиция наведет переправу между наукой и искусством, которое дает отраже- ние того реального духовного мира людей, который присущ данному народу и данной эпохе.
Изучая историю искусства – литературы, живописи, музы- ки, архитектуры, изучая оттенки религиозных верований и сопоставляя их с другими фактами, характеризующими ма- териальные условия жизни людей, их общественные инсти- туты, мы сможем нащупать и новые подходы к изучению ду- ховного мира человека.
Но здесь уже мало чем могут помочь общие разгово- ры – нужны целенаправленные научные программы и усилия больших коллективов исследователей.
Предлагаемая позиция «универсального эволюционизма»
позволяет увидеть еще в одном ракурсе тс идеи, которые ис- поведовали Достоевский и другие русские мыслители про- шлого века. Люди не виноваты в том, что не все они чест- ны, благородны, готовы к самопожертвованию, что они та- кие, какие они есть, – жадность, агрессивность, эгоизм – то- же неотделимы от них. И тем не менее они достойны любви.
В самом деле, ведь такова их судьба, такова история разви- тия биологического вида Homo sapiens, таковы те алгорит- мы эволюции, которые управляли нашим развитием. И лю- ди еще не знают того, что, не изменив надлежащим обра- зом свое поведение, свое отношение друг к другу, не сменив
Изучая историю искусства – литературы, живописи, музы- ки, архитектуры, изучая оттенки религиозных верований и сопоставляя их с другими фактами, характеризующими ма- териальные условия жизни людей, их общественные инсти- туты, мы сможем нащупать и новые подходы к изучению ду- ховного мира человека.
Но здесь уже мало чем могут помочь общие разгово- ры – нужны целенаправленные научные программы и усилия больших коллективов исследователей.
Предлагаемая позиция «универсального эволюционизма»
позволяет увидеть еще в одном ракурсе тс идеи, которые ис- поведовали Достоевский и другие русские мыслители про- шлого века. Люди не виноваты в том, что не все они чест- ны, благородны, готовы к самопожертвованию, что они та- кие, какие они есть, – жадность, агрессивность, эгоизм – то- же неотделимы от них. И тем не менее они достойны любви.
В самом деле, ведь такова их судьба, такова история разви- тия биологического вида Homo sapiens, таковы те алгорит- мы эволюции, которые управляли нашим развитием. И лю- ди еще не знают того, что, не изменив надлежащим обра- зом свое поведение, свое отношение друг к другу, не сменив
шкалу ценностей и своих взаимоотношений с. окружающей средой, они обрекут себя, свой род на деградацию, а может статься, и вымирание.
Вот почему в качестве первого шага в утверждении «нрав- ственного императива» я полагаю необходимым реализовать
Всемирную просветительскую программу. Это необходимо,
но отнюдь недостаточно – подчеркну это еще раз.
Вот почему в качестве первого шага в утверждении «нрав- ственного императива» я полагаю необходимым реализовать
Всемирную просветительскую программу. Это необходимо,
но отнюдь недостаточно – подчеркну это еще раз.