Файл: Никита Николаевич МоисеевЧеловек и ноосфера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 511

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Никита Николаевич Моисеев
Человек и ноосфера
Текст предоставлен правообладателем
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=26336940
Человек и ноосфера: Молодая гвардия; Москва; 1990
ISBN 5-235-01070-1
Аннотация
В книге исследуется острая проблема совместной эволюции
(коэволюции) Человека и Природы, условий выживания людей и окружающей среды, перспективы развития ноосферы – биосферы и Разума.

Содержание
Двадцатый – век предупреждения
8
Часть I. От стратегии Природы к стратегии
Разума
13
Глава I. Эскиз мирового эволюционного процесса
18
Оправдание единства
18
Учение о ноосфере
30
О единой картине мира
37
Глава II. Механизмы эволюции
54
Основы единого языка
55
Некоторые общие свойства механизмов эволюции
68
Редукционизм и механизмы «сборки»
79
Механизм обратной связи и понятие
«организация»
91
Исследование процессов развития
103
Замечания о принципах минимума диссипации
118
Глава III. Память, ее генезис в преддверии интеллекта
126
Возникновение генетической памяти и обратных связей
126
Рефлексное управление и нервная система
143

Механизмы кооперации
152
Негенетические формы памяти
159
Глава IV. Эволюция и становление интеллекта
170
Что мы будем называть интеллектом?
170
Небольшой экскурс в историю антропогенеза
185
Появление еще одной формы памяти
197
Заключительная фаза антропогенеза
211
Глава V. О естественном и искусственном
226
Искусственное как закономерное продолжение естественного
226
О парадоксах «искусственного»
236
Глава VI. На пути к искусственному интеллекту
258
О понятиях «информация» и «память»
258
Изменение роли и места информации в ходе развития живой природы и общества
277
Наука как форма накопления, хранения, и переработки информации
285
Об информационном кризисе и компьютерах
294
О термине «искусственный интеллект»
324
Имитационные системы и «искусственный интеллект»
336
Вычислительные системы и имитация разума
341

Заключение к первой части
362
Часть II. Эволюция в грядущих десятилетиях
368
Глава I. Мир на границе тысячелетий
374
Конвергенция или плюрализм социальных систем?
374
Плюрализм национальный и духовный
385
Нравственный императив
399
Современный гуманизм и новая нравственность
417
Точка омега и нравственное единство
433
Глава II. Институты согласия
442
Еще раз о рациональной организации общества
442
Коллективные решения и «институты согласия»
447
Пример простейшего кооперативного соглашения
458
Ситуация «путешественников в одной лодке»
462
Некоторые комментарии
478
«Институты согласия» в условиях экстремальных нагрузок на биосферу
483
Подведем некоторые итоги
492
Еще раз о проблемах коэволюции
499
Глава III. Сверхжизнь: направляемое развитие. Возможно ли оно?
502


Общие рассуждения
502
Направляемое развитие и скользящий план
507
Несколько замечаний об управлении народнохозяйственным организмом
519
Несколько слов о социализме
539
Глобальные процессы: возможна ли их направленность?
549
Обращение к человеку и новые проблемы
561

Н. Н. Моисеев
Человек и ноосфера
© Издательство «Молодая гвардия», 1990 г.
* * *

Двадцатый – век предупреждения
Двадцатый век… еще везоомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
А. Блок
Двадцатый век, вероятно, войдет в историю как «век пре- дупреждения». Тысячелетиями накапливавшийся потенци- ал знания, людской воли, форм социальных структур при- обрел совершенно новые возможности уже в период первой промышленной революции. Получив в свое распоряжение огромные запасы энергии ископаемых углеводородов, чело- век начал использовать их с максимально возможной эффек- тивностью. И жизнь его начала изменяться. Сначала, может быть, незаметно, но постепенно скорость перемен все воз- растала, и XIX век тому свидетель. Правда, начало и конец его не очень, по нынешним меркам, отличались друг от дру- га. Однако уже появились пароходы и железные дороги, хо- тя улицы еще заполнялись конными экипажами, кавалерия гарцевала на парадах, а пышные одежды венценосцев и гене- ральские эполеты как бы символизировали незыблемость ве- ками освященных стандартов мысли и идеалов. И только са- мые прозорливые видели, что в наступающем столетии ста-
рому миропорядку не будет места.
XX век оказался веком коренной ломки наших обычных представлений, приведших к фантастическому взлету тех- ники, а также росту производительных сил. Радио, телевиде- ние, вычислительная техника, выход в космос, приручение ядерной энергии, генная инженерия, пластиковые материа- лы – все эти технические новшества неузнаваемо изменили нашу жизнь, предоставили такие блага, о которых и не могли мечтать наши предки. Образ жизни, наши мысли и само по- нимание мира за это столетие неузнаваемо изменились. Но вместе с тем новые возможности поставили нас перед лицом трудностей, о которых еще несколько десятилетий назад ни- кто и не предполагал. И главная из них та, что человечество обрело возможность самоуничтожения!
Оно может произойти в одночасье, если разразится ядер- ная война, а может превратиться в процесс медленной и мучительной деградации, если, избежав ядерной катастро- фы, люди не научатся жить в гармонии с Природой и будут продолжать загрязнять окружающую среду, сокращать гено- фонд, уничтожать тропические леса и т. д.
Последняя четверть нынешнего века – это длинная серия предупреждений. Ученые показали, что следствием ядер- ной войны будут «ядерная ночь» и «ядерная зима». Траге- дия Чернобыля зримо продемонстрировала, что нас ждет,
если атомные станции подвергнутся разрушениям. А это мо- жет случиться из-за недобросовестности персонала, техни-

ческих ошибок, в результате действия террористов и еще по многим,) многим причинам. А эти станции уже сейчас по- крывают всю наиболее промышленно развитую часть плане- ты.
Но только ли атом грозит нам сегодня? Кислые дожди,
уничтожившие рыбу в озерах Скандинавии, загрязнения Ла- доги, Байкала, Великих американских озер, превращение
Рейна в сточную канаву – разве такие факты не предупре- ждения о том, что мы находимся на пороге «запретной чер- ты»?! И это уже понимают многие. В отличие от жителей развитых стран конца прошлого века мы знаем, что век гря- дущий захлестнет нас потоком новых труднейших проблем,
к которым нам надо готовиться сегодня!
Вот почему о дне наступающем, о том, что нас ждет в бли- жайшие десятилетия, размышляют сегодня не только футу- рологи, но и ученые самых разных профессий, и просто ин- теллигентные люди.
Размышления о дне наступающем становятся насущ- ной потребностью общества. Они должны содействовать установлению интеллектуального и нравственного климата,
необходимого для изменения того русла нашей реки жизни,
которое нас может подвести к катастрофе, если мы не на- учимся по-новому мыслить, если не произойдет общеплане- тарная Перестройка.
Человеку предстоит разумно использовать те потенциаль- ные возможности, которые дала ему Природа. А для этого
ему понадобится определенная общепланетарная стратегия.
Процесс ее формирования будет трудным и длительным и потребует непредвзятого анализа самых разных сторон на- шего общественного и технического развития, взаимоотно- шений с Природой, составной частью которой мы все явля- емся.
Обсуждение этих проблем должно быть избавлено от це- пей догм и стандартов. Мне кажется очень важным, чтобы в них участвовали специалисты самых разных профессий.
Ведь у каждого из них свой собственный ракурс видения происходящего. И это послужит известной гарантией того,
что анализ будет достаточно объективным и всесторонним.
Предлагаемая книга написана человеком, первоначаль- ное образование которого математика и физика. Последние двадцать лет мне пришлось заниматься изучением больших компьютерных моделей биосферы. Весь этот опыт наложил,
конечно, определенный отпечаток на характер моего мыш- ления и способствовал созданию специфического видения предмета. Вместе с тем он сформировал и некоторую науч- ную позицию, лишенную обществоведческих стереотипов,
нередко мешающих гуманитариям увидеть своеобразие со- временного этапа социального развития. Эту позицию я бы назвал «физикалистской», и читатель, осилив эту книгу, на- верное, согласится с этим выводом.
Такая позиция, конечно, не может претендовать на уни- версальность так же, как и терминология, которой я поль-

зуюсь в книге. Тем не менее физикалистская позиция в со- четании с теми общественными идеями, которые благодаря информатике приобретают все большее значение, позволя- ет глубже исследовать некоторые особенности общественной эволюции, на мой взгляд, явно недостаточно изученные.
Начинаю свою книгу я с изложения той «картины мира»,
какой она мне представляется, и того места в ней человека,
которое он занимает в этом вечно меняющемся и усложня- ющемся мире. После этого я постепенно перехожу к обсуж- дению проблем гуманитарных и рациональной обществен- ной организации, в частности. Закончить книгу я попытал- ся объяснением своего видения общественного устройства планеты XXI века. Но не как футуролог или утопист, а как исследователь сложных систем, который, опираясь на об- щие законы развития и знание прошлого, стремится увидеть контуры ближайшего будущего. Для этого мне и приходит- ся значительную часть книги посвятить общеметодологиче- ским проблемам.

Часть I. От стратегии
Природы к стратегии Разума
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездумный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф. Тютчев


Продолжение разговора с читателем
Для того чтобы выполнить задуманное, мне надо объяс- нить читателю, что меня приводит к представлению о харак- тере первых десятилетий наступающего XXI века. Вот по- чему первая часть предлагаемой книги посвящена попытке увидеть и описать некоторые общие черты мирового эволю- ционного процесса и места в нем Человека; понять, что озна- чает эпоха ноосферы, и рассказать о том, какой мне видит- ся логика развития Природы, которая подводит нас к поня- тию ноосферы как одного из возможных будущих состояний верхних оболочек Земли.
Подобные вопросы носят прежде всего общеметодологи- ческий, философский характер, В то же время трудности,
порожденные развитием цивилизации, и растущая деграда- ция окружающей среды, и ухудшение условий жизни людей рождают желание действовать, искать новые концепции об- щественного развития, создавать международные програм- мы и т. д. Тем более что существует множество дел, которые,
не откладывая на завтра, надо делать уже сегодня, – проекти- ровать и внедрять безотходные технологии, пытаться сохра- нить такие уникальные экосистемы, как озеро Байкал и ему подобные природные феномены, защитить от «цивилизован- ных хищников» остатки былого разнообразия жизни на на- шей планете и т. д. И может статься, что общие рассужде-

ния о ноосфере, о единой картине эволюционного процесса могут показаться людям, которые занимаются практически- ми вопросами защиты природы, по меньшей мере неумест- ными в книге, которая претендует на анализ самых больных вопросов современности. Поэтому, прежде чем начать изло- жение, мне придется кое-что объяснить.
Наше всемирное общество стоит на распутье. Из множе- ства дорог, которые нам сегодня открываются, предстоит вы- брать, может быть, всего лишь одну! И без нового понима- ния, без нового осмысления всего процесса развития, его за- кономерностей и тенденций нам не удастся сделать необхо- димого выбора.
Из самых строгих расчетов мы сегодня уже знаем, что ни- какие безотходные технологии и иные природоохранитель- ные действия при всей их абсолютной и жизненной необхо- димости сами по себе не способны решить проблему спаси- тельного взаимоотношения Человека и Природы. Нужно го- раздо больше. При нынешней несбалансированности произ- водства и потребления с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь выиграть некоторое время для более радикальной перестройки, которой, может быть, при- дется затронуть и структуру самих биосферных циклов. А
к такой перестройке нельзя приступить без достаточно це- лостной всеобъемлющей концепции того, что мы называем местом Человека во Вселенной.
Этот философский вопрос оборачивается самой что ни на
есть прагматической проблемой – проблемой выбора стра- тегии человеческой деятельности. Эта связь, разумеется, до- статочно опосредована. Ее разглядеть непросто, ибо она за- трагивает глубочайшие тайны, как говорилось в былые вре- мена, «человеческих душ», например, каким образом у лю- дей формируются представления о том, что хорошо, а что плохо. Ведь именно такие критерии в конечном счете и опре- деляют тот выбор поведения, который предстоит сделать Че- ловеку в нынешнее время.
Мы не знаем всех особенностей становления нашего ми- ропонимания; но то, что видение будущего требует знания прошлого, что общая познавательная позиция является его неотъемлемой составляющей, – это-то мы знаем точно.
Вот почему мне показалось необходимым относительно подробно рассказать о целом ряде вопросов, носящих обще- методологический и, если угодно, философский характер.
Тем более что на их основе будет строиться и та схема по- исков решения проблем коэволюции биосферы и Человека,
которой посвящена вторая часть книги.

Глава I. Эскиз мирового
эволюционного процесса
Оправдание единства
За последние десять лет развитие физики, биологии, об- щественных наук нам дало, кажется, необозримое множе- ство фактов. Река знаний, ограниченная скалистым каньо- ном в эпоху средневековья, вырвалась на равнину в эпоху