ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
защищенности и т. д. Эти процессы особенно заметны в малых европейских странах, например, в
Швеции с ее очень высоким уровнем пенсионного обеспечения и другими социальными благами. Есть ли эти тенденции маршем к социализму – сказать не берусь. Но в чем я глубоко убежден, так это в том, что по мере роста культуры и благосостояния,
как следствия научно-технического прогресса, будут возникать общественные структуры с высоким уровнем социальной защищенности человека при сохранении капиталистического способа производства с одновременным ростом разного рода кооперативных организаций. Такие структуры могут оказаться очень близкими по своим устремлениям к человеку, к социалистической организации общества.
Глобальные процессы: возможна
ли их направленность?
В предыдущем параграфе я сделал попытку нарисовать схему направленного развития экономики социалистиче- ской страны. Я выбрал этот пример по той причине, что луч- ше знаю происходящее дома, чем то, что творится за триде- вять земель. Но, наблюдая происходящее в развитых стра- нах, я постепенно прихожу к выводу, что направляемое раз- витие капиталистической экономики при тех колоссальных ресурсах, которыми владеют государства, также вполне ре-
Швеции с ее очень высоким уровнем пенсионного обеспечения и другими социальными благами. Есть ли эти тенденции маршем к социализму – сказать не берусь. Но в чем я глубоко убежден, так это в том, что по мере роста культуры и благосостояния,
как следствия научно-технического прогресса, будут возникать общественные структуры с высоким уровнем социальной защищенности человека при сохранении капиталистического способа производства с одновременным ростом разного рода кооперативных организаций. Такие структуры могут оказаться очень близкими по своим устремлениям к человеку, к социалистической организации общества.
Глобальные процессы: возможна
ли их направленность?
В предыдущем параграфе я сделал попытку нарисовать схему направленного развития экономики социалистиче- ской страны. Я выбрал этот пример по той причине, что луч- ше знаю происходящее дома, чем то, что творится за триде- вять земель. Но, наблюдая происходящее в развитых стра- нах, я постепенно прихожу к выводу, что направляемое раз- витие капиталистической экономики при тех колоссальных ресурсах, которыми владеют государства, также вполне ре-
альная альтернатива чисто рыночной стихии. В некоторых случаях эффективность направляемого развития достаточно высока. И замечу, что принципы примерно такие же, что и те, о которых я рассказывал, – это практика общенациональ- ных программ. Особенно впечатляет опыт Японии, которая успешно реализовала ряд национальных программ, среди которых на меня производит особое впечатление программа экологической чистоты производства и крупных городов.
Вот все эти принципы, надлежащим образом развитые и адаптированные, конечно, принадлежат к проблемам обще- планетарного масштаба и могут послужить основой направ- ляемого развития общества и окружающей среды. Первым звеном этой цепи процедур должно быть определение целей.
А можно ли говорить о целях общепланетарного процесса?
Одно мы знаем с необходимой определенностью: суще- ствуют границы нашей активности, допустимые границы из- менения параметров биосферы, за которыми биологическо- му роду Homo sapiens грозит потеря стабильности и дегра- дация. Значит, мы не очень знаем, что нам надо делать, но хорошо понимаем, чего делать нельзя!
В теории управления и исследования операций бытует термин «принцип Родена». В его основе лежит легенда о том, что великий скульптор на вопрос о том, как он смог из глыбы камня сделать крошечную статуэтку, лаконично отве- тил: «Очень просто – я отбил все лишнее». Вот и при выбо- ре решений и формировании целей первым шагом должно
Вот все эти принципы, надлежащим образом развитые и адаптированные, конечно, принадлежат к проблемам обще- планетарного масштаба и могут послужить основой направ- ляемого развития общества и окружающей среды. Первым звеном этой цепи процедур должно быть определение целей.
А можно ли говорить о целях общепланетарного процесса?
Одно мы знаем с необходимой определенностью: суще- ствуют границы нашей активности, допустимые границы из- менения параметров биосферы, за которыми биологическо- му роду Homo sapiens грозит потеря стабильности и дегра- дация. Значит, мы не очень знаем, что нам надо делать, но хорошо понимаем, чего делать нельзя!
В теории управления и исследования операций бытует термин «принцип Родена». В его основе лежит легенда о том, что великий скульптор на вопрос о том, как он смог из глыбы камня сделать крошечную статуэтку, лаконично отве- тил: «Очень просто – я отбил все лишнее». Вот и при выбо- ре решений и формировании целей первым шагом должно
быть исключение всего «ненужного» – всего того, что долж- но быть под запретом.
Значит, первый шаг – определение границы запретов или,
как я ее называю, параметров «роковой черты». Итак, пер- вым шагом должна быть обширная научная программа изу- чения предельно допустимого загрязнения атмосферы и оке- ана, предельно допустимого сокращения генетического раз- нообразия, деформации почвенного покрова и т. д.
Знания, полученные на основе подобных исследователь- ских программ, могут лечь в основу деятельности «институ- тов согласия», задача которых уже будет состоять в форми- ровании целей (конечно, достаточно узких) и определении обязательства отдельных стран в достижении этих целей.
Все подобные программы должны носить принципиально международный характер и проводиться под эгидой Органи- зации Объединенных Наций. В настоящее время для такой работы еще не выработаны необходимые механизмы. Я ду- маю, что разработка и реализация научных, исследователь- ских программ должна будет проводиться главным образом теми или иными национальными организациями. Но коор- динироваться и управляться соответствующими учрежде- ниями Организации Объединенных Наций. Именно управ- ляться!
Должно быть такое распределение обязанностей между национальными организациями, которое позволяет им до- полнять друг друга. Только в рамках международной орга-
Значит, первый шаг – определение границы запретов или,
как я ее называю, параметров «роковой черты». Итак, пер- вым шагом должна быть обширная научная программа изу- чения предельно допустимого загрязнения атмосферы и оке- ана, предельно допустимого сокращения генетического раз- нообразия, деформации почвенного покрова и т. д.
Знания, полученные на основе подобных исследователь- ских программ, могут лечь в основу деятельности «институ- тов согласия», задача которых уже будет состоять в форми- ровании целей (конечно, достаточно узких) и определении обязательства отдельных стран в достижении этих целей.
Все подобные программы должны носить принципиально международный характер и проводиться под эгидой Органи- зации Объединенных Наций. В настоящее время для такой работы еще не выработаны необходимые механизмы. Я ду- маю, что разработка и реализация научных, исследователь- ских программ должна будет проводиться главным образом теми или иными национальными организациями. Но коор- динироваться и управляться соответствующими учрежде- ниями Организации Объединенных Наций. Именно управ- ляться!
Должно быть такое распределение обязанностей между национальными организациями, которое позволяет им до- полнять друг друга. Только в рамках международной орга-
низации возможно создание единых банков данных об окру- жающей среде, без которых любое изучение глобальных про- цессов будет малоэффективным. Разумеется, эти банки дан- ных должны быть доступными всем национальным лабора- ториям, участвующим в разработке и реализации программ исследования.
Эта система исследовательских программ должна быть тесно увязана с работой «институтов согласия», которым и предстоит находить совместные коллективные решения сложных экологических проблем, затрагивающих целый ряд государств и требующих выработки компромиссов. О та- ких программах и принципах отыскания компромиссов бы- ло уже говорено достаточно. Напомню, что это не только программы изучения таких глобальных проблем, как, напри- мер, гонка вооружений или ядерная война. Я думаю, что в центре внимания прежде всего будут проблемы чистоты и статуса международных рек, как, например, Дунай или Рейн,
проблемы кислых дождей и аналогичные проблемы.
В рамках «институтов согласия» возникнет и множество проблем правового характера, таких, как рентные платежи или компенсационные платежи и т. д. Следовательно, про- блема выработки коллективных решений неизбежно превра- тится в сложнейшую систему процедур, которые, опираясь на научные изыскания, необходимо приобретут определен- ные черты бюрократической организации. Сейчас вряд ли имеет смысл подробно обсуждать многочисленные и труд-
Эта система исследовательских программ должна быть тесно увязана с работой «институтов согласия», которым и предстоит находить совместные коллективные решения сложных экологических проблем, затрагивающих целый ряд государств и требующих выработки компромиссов. О та- ких программах и принципах отыскания компромиссов бы- ло уже говорено достаточно. Напомню, что это не только программы изучения таких глобальных проблем, как, напри- мер, гонка вооружений или ядерная война. Я думаю, что в центре внимания прежде всего будут проблемы чистоты и статуса международных рек, как, например, Дунай или Рейн,
проблемы кислых дождей и аналогичные проблемы.
В рамках «институтов согласия» возникнет и множество проблем правового характера, таких, как рентные платежи или компенсационные платежи и т. д. Следовательно, про- блема выработки коллективных решений неизбежно превра- тится в сложнейшую систему процедур, которые, опираясь на научные изыскания, необходимо приобретут определен- ные черты бюрократической организации. Сейчас вряд ли имеет смысл подробно обсуждать многочисленные и труд-
ные особенности мировой системы направляемого развития.
Мне хотелось бы наметить лишь некоторые вопросы, откла- дывать решение которых представляется крайне опасным.
Первый – это проблема здоровья. Рост генетических за- болеваний, встающая угроза чумы XXI века – СПИДа, об- щее ухудшение здоровья во многих районах земного шара и т. д. требуют достаточно оперативных мер. Конечно, здесь необходимы специальные исследовательские программы, не только чисто медицинские, но и экологические.
Так частный вопрос общей проблемы здоровья людей выступает проблема предельно допустимых концентраций
(ПДК) загрязняющих веществ. В этом направлении успе- хи ученых-химиков, биологов, медиков очень условны. Ес- ли удается установить, например, ПДК для веществ А и В,
то это вовсе не означает, что мы знаем что-либо о предель- ных концентрациях вещества А + В, даже если они друг с другом не реагируют. Воздействие совокупности веществ на организм обладает крайней степенью нелинейности. Отсут- ствие необходимых знаний резко увеличивает риск вредных последствий производственной деятельности.
Но одними исследовательскими программами в подобной ситуации обойтись нельзя: необходимы и действенные акты,
проведение которых должно стать важной формой деятель- ности Организации Объединенных Наций. Один из них –
это положение о минимально необходимом уровне затрат на медицинское обслуживание населения. Сейчас эти затраты
Мне хотелось бы наметить лишь некоторые вопросы, откла- дывать решение которых представляется крайне опасным.
Первый – это проблема здоровья. Рост генетических за- болеваний, встающая угроза чумы XXI века – СПИДа, об- щее ухудшение здоровья во многих районах земного шара и т. д. требуют достаточно оперативных мер. Конечно, здесь необходимы специальные исследовательские программы, не только чисто медицинские, но и экологические.
Так частный вопрос общей проблемы здоровья людей выступает проблема предельно допустимых концентраций
(ПДК) загрязняющих веществ. В этом направлении успе- хи ученых-химиков, биологов, медиков очень условны. Ес- ли удается установить, например, ПДК для веществ А и В,
то это вовсе не означает, что мы знаем что-либо о предель- ных концентрациях вещества А + В, даже если они друг с другом не реагируют. Воздействие совокупности веществ на организм обладает крайней степенью нелинейности. Отсут- ствие необходимых знаний резко увеличивает риск вредных последствий производственной деятельности.
Но одними исследовательскими программами в подобной ситуации обойтись нельзя: необходимы и действенные акты,
проведение которых должно стать важной формой деятель- ности Организации Объединенных Наций. Один из них –
это положение о минимально необходимом уровне затрат на медицинское обслуживание населения. Сейчас эти затраты
очень разнятся в большинстве стран, а не только в странах
«третьего мира», где они заведомо меньше этого уровня.
Второй – это проблема просветительства. Необходимо,
чтобы каждый человек на Земле, независимо от того, где он живет, имел некоторое минимальное представление об окру- жающей среде, о трудностях и опасностях, которые подстере- гают людей, и т. д. Разработка такого минимального набора сведений и рекомендаций о включении их в школьные про- граммы, телевизионные передачи и в другие средства мас- совой информации, по моему представлению, уже давно на- зрела.
Просветительская программа должна иметь своей целью не просто распространение знаний – нужна некоторая «эко- логическая атмосфера» в мировом сообществе. Ее созда- ние – трудный и длительный процесс. Тем не менее «эко- логический приоритет» должен утвердиться. Это основной залог возможности направляемого развития биосферы и об- щества.
Утверждение такого «климата приоритета», в котором принципы гармоничного взаимодействия с природой бу- дут занимать главенствующее место, позволит утвердиться и принципам экологического планирования. Этот термин очень широк. Он охватывает разнообразные аспекты направ- ляемого развития, но основная его идея состоит в следую- щем.
Предположим, что речь идет о комплексном развитии то-
«третьего мира», где они заведомо меньше этого уровня.
Второй – это проблема просветительства. Необходимо,
чтобы каждый человек на Земле, независимо от того, где он живет, имел некоторое минимальное представление об окру- жающей среде, о трудностях и опасностях, которые подстере- гают людей, и т. д. Разработка такого минимального набора сведений и рекомендаций о включении их в школьные про- граммы, телевизионные передачи и в другие средства мас- совой информации, по моему представлению, уже давно на- зрела.
Просветительская программа должна иметь своей целью не просто распространение знаний – нужна некоторая «эко- логическая атмосфера» в мировом сообществе. Ее созда- ние – трудный и длительный процесс. Тем не менее «эко- логический приоритет» должен утвердиться. Это основной залог возможности направляемого развития биосферы и об- щества.
Утверждение такого «климата приоритета», в котором принципы гармоничного взаимодействия с природой бу- дут занимать главенствующее место, позволит утвердиться и принципам экологического планирования. Этот термин очень широк. Он охватывает разнообразные аспекты направ- ляемого развития, но основная его идея состоит в следую- щем.
Предположим, что речь идет о комплексном развитии то-
го или иного региона – о развитии его производительных сил, о том или ином проекте производственного комплекса и т. д. Первый шаг, который следует сделать проектантам, дол- жен состоять в том, чтобы изучить предельно допустимые нагрузки, которые могут выдержать биосфера и люди, про- живающие в этом регионе. Только после этого, сообразуясь с восстановительными возможностями региона, с сохранени- ем его целостности, как Ойкумены, и живущих в нем людей,
можно планировать то или иное промышленное и сельско- хозяйственное развитие и определять допустимый уровень удовлетворения потребностей.
Вопросы направляемого развития очень трудны. Как на- учиться сочетать подобные энвайроментальные принципы использования богатств нашего земного шара с. необходи- мой инициативой и предприимчивостью отдельных людей,
корпораций, стран?
Такие вопросы потребуют развития совершенно новой эколого-экономической теории, принципы которой совер- шенно не разработаны. Но одной теории здесь будет недоста- точно. Совершенно очевидно, что в руках Организации Объ- единенных Наций должны быть и соответствующие инстру- менты воздействия на людей, корпорации, страны, способ- ные постепенно утверждать такие принципы хозяйствования на планете, которые способны обеспечить коэволюцию Че- ловека и биосферы. А это тоже, в свою очередь, потребует не только новых организационных решений, но и развитой
можно планировать то или иное промышленное и сельско- хозяйственное развитие и определять допустимый уровень удовлетворения потребностей.
Вопросы направляемого развития очень трудны. Как на- учиться сочетать подобные энвайроментальные принципы использования богатств нашего земного шара с. необходи- мой инициативой и предприимчивостью отдельных людей,
корпораций, стран?
Такие вопросы потребуют развития совершенно новой эколого-экономической теории, принципы которой совер- шенно не разработаны. Но одной теории здесь будет недоста- точно. Совершенно очевидно, что в руках Организации Объ- единенных Наций должны быть и соответствующие инстру- менты воздействия на людей, корпорации, страны, способ- ные постепенно утверждать такие принципы хозяйствования на планете, которые способны обеспечить коэволюцию Че- ловека и биосферы. А это тоже, в свою очередь, потребует не только новых организационных решений, но и развитой
специальной общепланетарной организационной науки.
Перечисляя эти трудные проблемы, я не могу обойти про- блемы демографии и миграции. Мне кажется, что наряду с загрязнением окружающей среды взрывоподобный рост на- селения земного шара становится главной опасностью для стабильно развивающегося общества. Включение проблем регуляции рождаемости – это один из важнейших элементов просветительской программы. Регулирование семьи требу- ет ясного понимания следствий безграничного роста населе- ния.
Конечно, одним просветительством в этой проблеме не обойдешься. До сих пор мы очень мало знаем о том, как зависит рождаемость от социальных условий. Разнообраз- ные меры регулирования демографических процессов, в том числе в Китае и Японии, пока не дали сколько-нибудь впе- чатляющих результатов. Мне представляется более перспек- тивным опыт Швеции. Стабилизация роста населения яви- лась, по-видимому, результатом успешной социальной поли- тики и прежде всего высокого уровня пенсионного обеспе- чения.
Анализируя опыт тех стран, которые пошли по этому пу- ти, невольно приходишь к выводу, что большие. семьи – это не столько результат биологической потребности иметь мно- го детей, сколько гарантия иметь в старости хотя бы одного кормильца. Обеспеченная старость, по-видимому, снимает многие трудности в регулировании демографических про-
Перечисляя эти трудные проблемы, я не могу обойти про- блемы демографии и миграции. Мне кажется, что наряду с загрязнением окружающей среды взрывоподобный рост на- селения земного шара становится главной опасностью для стабильно развивающегося общества. Включение проблем регуляции рождаемости – это один из важнейших элементов просветительской программы. Регулирование семьи требу- ет ясного понимания следствий безграничного роста населе- ния.
Конечно, одним просветительством в этой проблеме не обойдешься. До сих пор мы очень мало знаем о том, как зависит рождаемость от социальных условий. Разнообраз- ные меры регулирования демографических процессов, в том числе в Китае и Японии, пока не дали сколько-нибудь впе- чатляющих результатов. Мне представляется более перспек- тивным опыт Швеции. Стабилизация роста населения яви- лась, по-видимому, результатом успешной социальной поли- тики и прежде всего высокого уровня пенсионного обеспе- чения.
Анализируя опыт тех стран, которые пошли по этому пу- ти, невольно приходишь к выводу, что большие. семьи – это не столько результат биологической потребности иметь мно- го детей, сколько гарантия иметь в старости хотя бы одного кормильца. Обеспеченная старость, по-видимому, снимает многие трудности в регулировании демографических про-
цессов.
Таким образом, у человечества, помимо общей проблемы установления «запретной черты», то есть условий «экологи- ческого императива», существует еще много проблем, тре- бующих общепланетарного коллективного обсуждения и ре- шения. Организация Объединенных Наций представляется единственным органом, способным заняться этими пробле- мами. Существует еще много и других международных ор- ганизаций – ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНЕП и другие, которые за- нимаются общепланетарными проблемами. Но все они в той или иной степени являются отделами или филиалами ООН.
Я думаю, что уже в ближайшие десятилетия эта орга- низация обретет некоторые черты международного прави- тельства. Прежде всего в этом есть прямая необходимость:
ООН должна располагать определенными и весьма значи- тельными ресурсами для организации необходимых про- грамм. И не только исследовательских. Предстоят работы и по восстановлению качества окружающей среды, и по созда- нию и внедрению экологобезопасиых технологий, по вопро- сам здравоохранения и, конечно, многочисленные просвети- тельские программы. Они все, или почти все, для своего эф- фективного завершения потребуют наделения Организации
Объединенных Наций определенными, и немалыми, права- ми, которыми она пока еще не обладает.
Во-вторых, Организация Объединенных Наций показа- ла свои возможности при решении многих региональных
Таким образом, у человечества, помимо общей проблемы установления «запретной черты», то есть условий «экологи- ческого императива», существует еще много проблем, тре- бующих общепланетарного коллективного обсуждения и ре- шения. Организация Объединенных Наций представляется единственным органом, способным заняться этими пробле- мами. Существует еще много и других международных ор- ганизаций – ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНЕП и другие, которые за- нимаются общепланетарными проблемами. Но все они в той или иной степени являются отделами или филиалами ООН.
Я думаю, что уже в ближайшие десятилетия эта орга- низация обретет некоторые черты международного прави- тельства. Прежде всего в этом есть прямая необходимость:
ООН должна располагать определенными и весьма значи- тельными ресурсами для организации необходимых про- грамм. И не только исследовательских. Предстоят работы и по восстановлению качества окружающей среды, и по созда- нию и внедрению экологобезопасиых технологий, по вопро- сам здравоохранения и, конечно, многочисленные просвети- тельские программы. Они все, или почти все, для своего эф- фективного завершения потребуют наделения Организации
Объединенных Наций определенными, и немалыми, права- ми, которыми она пока еще не обладает.
Во-вторых, Организация Объединенных Наций показа- ла свои возможности при решении многих региональных
конфликтов. – доверие к этой международной организации непрерывно возрастает. Она несет определенные гарантии международной стабильности. Это сейчас начинают пони- мать очень многие. Поэтому и решение сложнейших обще- планетарных проблем естественно поручить Организации
Объединенных Наций, делегировав ей дополнительные пра- ва.
И, наконец, последнее. Уходят навсегда послевоенные де- сятилетия, которые были отмечены поляризацией силы и идеологий. Я уже говорил, что поляризация идеологий на- столько ослабела, что стал возможным и диалог, и, что еще более важно, создание «институтов согласия», и утвержде- ние принципа компромиссов. Это уже реальность. Она на- чинает оказывать влияние на изменение обстановки во всем мире. Снижение военного противостояния и уменьшение риска крупномасштабной войны выдвигают на первый план другие противоречия – экономические и экологические. Од- новременно происходит и размывание центров силы. В мире ближайшего будущего уже не будет двух сверхдержав: мир вернется к традиционной системе многих великих держав –
США, СССР, Японии, Китая, Объединенной Западной Ев- ропы… В этой обстановке, да еще в условиях, когда военное решение вопросов будет исключено, Организация Объеди- ненных Наций станет еще более важным инструментом для решения разнообразных межстрановых и межрегиональных проблем.
Объединенных Наций, делегировав ей дополнительные пра- ва.
И, наконец, последнее. Уходят навсегда послевоенные де- сятилетия, которые были отмечены поляризацией силы и идеологий. Я уже говорил, что поляризация идеологий на- столько ослабела, что стал возможным и диалог, и, что еще более важно, создание «институтов согласия», и утвержде- ние принципа компромиссов. Это уже реальность. Она на- чинает оказывать влияние на изменение обстановки во всем мире. Снижение военного противостояния и уменьшение риска крупномасштабной войны выдвигают на первый план другие противоречия – экономические и экологические. Од- новременно происходит и размывание центров силы. В мире ближайшего будущего уже не будет двух сверхдержав: мир вернется к традиционной системе многих великих держав –
США, СССР, Японии, Китая, Объединенной Западной Ев- ропы… В этой обстановке, да еще в условиях, когда военное решение вопросов будет исключено, Организация Объеди- ненных Наций станет еще более важным инструментом для решения разнообразных межстрановых и межрегиональных проблем.