Файл: 1. общие положения госжелдорнадзора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- осуществляют руководство отделами, несут персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на отделы;

- принимают в установленном порядке участие в совещаниях, проводимых в Ространснадзоре, по вопросам, относящимся к компетенции отделов, по поручению начальника Управления и его заместителей;

- дают служащим отделов обязательные для исполнения указания и поручения в пределах их должностных обязанностей и требуют от них отчета об исполнении этих указаний и поручений.

Основными функциями Госжелдорнадзора являются:

1. Осуществление в установленном порядке лицензирования отдельных видов деятельности в сфере железнодорожного транспорта.

2. Представление в установленном порядке руководителю Ространснадзора (курирующему заместителю руководителя Ространснадзора) материалов для выдачи:

- лицензий в сфере железнодорожного транспорта, а также для приостановления, ограничения действия, внесения изменений в реестр лицензий, их аннулирования и прекращения действия;

- иных разрешительных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, удостоверяющих право контролируемых лиц или их работников осуществлять определенные виды деятельности и (или) конкретные действия в сфере железнодорожного транспорта.

3. Ведение учета уведомлений о начале осуществления контролируемыми лицами отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

4. Отнесение контролируемых лиц к категориям риска причинения вреда жизни, здоровью граждан и ущерба охраняемым законом ценностям.

5. Организация контроля за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, принимаемых уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по вопросам осуществления переданных полномочий.

6. Контроль за выполнением отраслевых программ по повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте, пожарной безопасности железнодорожного подвижного состава.

7. Участие в установленном порядке в расследовании транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, контроль за их проведением территориальными органами.


8. Ведение учета и отчетности по допущенным транспортным происшествиям и иным событиям, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

9. Ведение реестра выданных свидетельств, подтверждающих право на управление курсирующими по железнодорожным путям локомотивом,
мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом.

10. Контроль за соответствием установленным требованиям функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в сфере железнодорожного транспорта.

Госжелдорнадзором в 2021 году проводилась работа по организации профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, целью проведения которых является снижение административных и финансовых издержек как контрольного (надзорного) органа, так и контролируемых лиц, по сравнению с проведением контрольной (надзорной) деятельности исключительно путем проведения контрольных (надзорных) мероприятий, а также предупреждение нарушения контролируемыми лицами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований.

За 2021 год Госжелдорнадзором по прямым статьям вынесено 6795 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму – 9839,25 тыс. руб., взыскано административных штрафов на сумму – 8566,4 тыс. руб., показатель взыскаемости составил – 87,1%.

С учетом судебных статей Госжелдорнадзором вынесено 7129 постановлений о привлечении к административной ответственности на сумму 12324,9 тыс. руб., взыскано административных штрафов на сумму – 13309,0 тыс. руб., показатель взыскаемости составил – 108,0% (с учетом ранее наложенных административных штрафов).

В судебные органы направлено для рассмотрения 653 административных дела:

- 372 дела по ст. 14.1.2 КоАП РФ,

- 16 дел по ст. 17.7 КоАП РФ,

- 2 дела по ст. 19.4 КоАП РФ,

- 6 дел по ст. 19.4.1 КоАП РФ,

- 39 дела по ст. 19.5 КоАП РФ,

- 14 дел по ст. 19.6 КоАП РФ,

- 126 дел по ст. 19.7 КоАП РФ,

- 13 дел по ст. 19.20 КоАП РФ,

- 65 дел по ст. 20.25 КоАП РФ.

Рассмотрим типичные нарушения обязательных требований.

В целом нарушениями является несоблюдение контролируемыми лицами при осуществлении своей деятельности в области железнодорожного транспорта требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, подвижного состава и иных связанных с перевозочным процессом транспортных и технических средств, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области безопасности железнодорожного транспорта.



В частности, к таким нарушениям относятся:

1. Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего и необщего пользования, например:

- отступления от норм содержания железнодорожных путей;

- нарушение правил ремонта  железнодорожного подвижного состава;

- несоответствие квалификационным требованиям лиц, допущенных
к работе (отсутствие профессионального образования у рабочих, отсутствие повышения квалификации у специалистов и исполнительных руководителей);

2. Нарушение правил перевозки опасных грузов, например:

- места погрузки (выгрузки) легковоспламеняющихся веществ не соответствуют требованиям нормативно – технической документации;

- допускается погрузка опасного груза в цистерны с неисправной запорно-предохранительной и сливоналивной арматурой;

- при погрузке (выгрузке) легковоспламеняющихся веществ допускается использование искрообразующего инструмента.

3. Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном транспорте, например:

- допуск к эксплуатации подвижного состава с неисправными установками пожарной сигнализации и пожаротушения, а также с огнетушителями, не подвергавшимися техническому обслуживанию;

- отсутствие утвержденной руководителем предприятия программы проведения занятий по пожарно-техническому минимуму;

- машинисты, помощники машинистов не проходят обучение по программе пожарно-технического минимума с последующей сдачей зачета;

- подтекание дизельного топлива (масла) на дизеле, компрессоре и др. узлах;

- электропоезда эксплуатируются с неисправными дверями пассажирских вагонов (не полностью открывающимися, перекошенными - между тамбуром и салоном в вагонах), тем самым создаются преграда для эвакуации пассажиров в случае пожара;

- пожароопасные места не очищаются от скопившейся пыли и горючих материалов;

- в кабине машиниста тепловоза отсутствует металлическая емкость (ящик, ведро) с крышкой для хранения обтирочных материалов; 

- в кабине машиниста тепловоза отсутствует памятка с необходимыми сведениями о действиях при пожаре.

4. Несоблюдение лицензиатом лицензионных требований при:

1. Осуществлении деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров, а именно:

- состояние железнодорожного подвижного состава, используемого лицензиатом для перевозок пассажиров, не соответствует требованиям статьи 17 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».


2. Осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, а именно:

- погрузо-разгрузочные устройства и сооружения, а также производственные объекты, необходимые для осуществления лицензируемой деятельности, не соответствуют требованиям, установленным нормативными правовыми и иными актами;

- в местах осуществления лицензируемой деятельности отсутствуют средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, необходимые для ликвидации пожара или средства противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, находящиеся в местах осуществления лицензируемой деятельности находятся в неработоспособном состоянии.

В 2021 году Госжелдорнадзором принималось активное участие в разработке проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В результате чего, проектом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с 1 января 2024 года устанавливается административная ответственность за нарушение положений, относящихся к сфере государственного железнодорожного надзора.

Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте дополнены административной ответственностью за:

- непроведение обязательного медицинского освидетельствования локомотивных бригад подвижного состава, мотор-вагонного подвижного состава и (или) специального самоходного подвижного состава, что влечет наложение административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей;

- управление локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом и (или) специальным самоходным подвижным составом лицом, находящимся в состоянии опьянения, либо уклонение машиниста от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо передача управления указанными транспортными средствами лицу, находящемуся в состоянии опьянения, что влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением железнодорожным подвижным составом на срок от двух до трех лет;

- нарушение обязательных требований при организации и производстве работ по ремонту и содержанию железнодорожного пути, повлекшее сход железнодорожного состава, что влечет наложение административного штрафа до восьмидесяти тысяч рублей.

1.3 Нормативно-правовая база деятельности Госжелдорнадзора
Госжелдорнадзор в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, актами Ространснадзора, а также настоящим Положением

Контрольная (надзорная) деятельность Госжелдорнадзора в 2021 году была организована с учетом вступления в силу с 1 июля 2021 года положений Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в рамках и в соответствии с полномочиями и требованиями нормативных правовых актов, регулирующих контрольную (надзорную) деятельность в области железнодорожного транспорта.

При этом до вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ деятельность Управления осуществлялась в рамках требований Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Правовая основа деятельности Госжелдорнадзора, его цели, задачи, структура и полномочия определены Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 июня 2021 г. N 991 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области железнодорожного транспорта».

Осуществление государственного надзора в области железнодорожного транспорта, связанного с организацией и проведением проверок, производится согласно положениям Федерального закона от 26декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данным Федеральным законом определены предмет проверки, а также требования безопасности движения, связанные с перевозочным процессом перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и порожних грузовых вагонов. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и потребительского рынка на железнодорожном транспорте осуществляет Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту