Файл: Программа дисциплины история педагогических учений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1.

Форма проведения – проблемная лекция.

Влияние религиозных и философских учений на становление мировой педагогической культуры.Особенности развития педагогических учений как социокультурного феномена. Влияние на эволюцию педагогических учений философских и религиозных традиций. Тотемизм, пантеизм и воспитание. Развитие монотеистических религиозных культов (даосизм, буддизм, христианство, мусульманство) и становление педагогических учений. Исторические традиции преломления религиозных идей в воспитательно-образовательной теории и практике на различных этапах развития цивилизации. Влияние основных философских течений на развитие педагогической теории. Историческая соотнесенность философии и педагогики. Педагогика как практическая (прикладная) философия, как наука, как искусство и технология, их внутренняя и внешняя детерминация.
ТЕМА 2.

Форма проведения – лекция-беседа.

Этапы развития мировых педагогических учений. Существование разнообразных подходов к периодизации эволюции мировой педагогической культуры. Основные периоды мирового историко-педагогического процесса - природный, репродуктивный, креативный. Особенности их проявления на различных этапах развития человеческой цивилизации. Влияние социокультурных компонентов на становление и развитие педагогической мысли. Цивилизационно-стадиальный подход к изучению мировой педагогической культуры. Особенности современных подходов к изучению истории педагогики.

ТЕМА 3.

Форма проведения – лекция визуализация.

Ментальность исторических периодов. Психолого-педагогическая картина мира. Психология и педагогика - взаимосвязь и взаимозависимость. Особенности становления исторических архетипов на различных этапах развития человеческой цивилизации. Исторические периоды и особенности развития человеческой психики. Закономерности исторической детерминации психического развития человека.

Особенности развития детской психологии как науки, влияние на становление педагогических учений. Педология как синтез психолого-педагогических учений.

ТЕМА 4.

Форма проведения – проблемная лекция.

Эволюция педагогических учений. Становление и развитие модели традиционного, свободного воспитания, развивающего обучения, прагматического образования, трудового воспитания. Особенности формирования учебных моделей в различные исторические периоды. Влияние исторических предпосылок на становление и развитие новаций в рамках одной модели. Ступени эволюции педагогических моделей: традиционного, свободного, развивающего, прагматического, трудового воспитания и образования на основе их характерных тенденций.

ТЕМА 5.

Форма проведения – бинарная лекция.

Прогностическая значимость исторического наследия в современных условиях. Значение исторического опыта в рамках развития личностно-ориентированного подхода в воспитании. Проектирование педагогического процесса с учетом тенденций и закономерностей историко-педагогической эволюции. Перспективы и проективные возможности развития западноевропейской и собственно отечественной образовательных моделей в современных условиях.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практические занятия

1 занятие.

Форма проведения – практическое занятие.

Тема: «Междисциплинарные связи в историко-педагогическом комплексе»
Научно-исследовательские задания:

  1. Составить понятийный словарь одного из философских направлений и религиозного культа (по выбору студента).

  2. Рассмотреть особенности влияния философии, психологии, религии на становление основных педагогических понятий на различных этапах антропосоциогенеза.

  3. Подобрать иллюстративный материал к характеристике определенной исторической эпохи:

  • отношение к человеку и общественный идеал человеческой личности,

  • отношение к природе и всему природному окружению,

  • отношение к обществу и взаимодействию людей в социуме,

  • отношение к ребенку и детству,

  • особенности религии,

  • особенности искусства,

  • особенности отношения к семье и браку,

  • традиции воспитания и обучения.

4. Составить список наиболее характерных религиозных положений, произведений культуры и искусства, стилей в моде, человеческих образов, символов определенной исторической эпохи.
2 занятие.

Форма проведения – «круглый стол».

Тема. «Учение как деятельность по освоению опыта предшествующих поколений»

  • дошкольное образование

  • начальное и среднее образование

  • высшее образование

  • образование взрослых, самообразование


Научно-исследовательские задания:


  1. Разработать схему, иллюстрирующую ступень образовательной системы (дошкольную, среднюю, высшую, образование взрослых) в различные исторические эпохи, выделив наличие или отсутствие преемственных связей между ними.

  2. Составить словарь терминов и понятий, связанных с данной образовательной ступенью в ее историческом развитии.

  3. Сконструировать опорный конспект лекции, с тезисным планом, отражающим характерные особенности и традиции организации воспитания и обучения подрастающего поколения на определенном историческом этапе.

  4. Подготовить библиографический список по выбранной теме (культурологической, философской, исторической, педагогической литературы).

  5. Подобрать хрестоматийный и иллюстративный материал к теме.



3 занятие. Семинар-диспут.

Тема: «Учение как совокупность теоретических положений»

  • система традиционного образования

  • система свободного воспитания

  • система эгалитарного образования

  • система прагматического образования


Научно-исследовательские задания:

Задания:

  1. Составить схему развития данного педагогического направления в различные исторические эпохи (с эпохи Античности до начала ХХ века).

  2. Составить таблицу, отражающую характерные особенности развития данной педагогической системы.

Характеристика эпохи

Типичные представители

Основные традиции

Основные новации

3. Создать педагогический словарь, иллюстрирующий терминологию, которая использовалась представителями данной системы.

4. Подготовить иллюстративный хрестоматийный материал по выбранной педагогической системе.
4 занятие. Проблемно-практический семинар.

Тема: «Учение как система воззрений видного ученого или мыслителя»

Аристотель, Пифагор, Ксенофонт, Платон, Квинтиллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Я-А.Коменский, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович де Мириево, В.Ф.Одоевский, Д.Оберлин, Ф.Фребель, М.Монтессори, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович, П.Кергомар, Е.И.Тихеева, Д.Дьюи, С.И.Гессен, К.Н.Вентцель, Р.Штейнер и др.
Научно-исследовательские задания:
1. Подготовить подробную биографию выбранных педагогов с указанием основных этапов педагогической деятельности и списком педагогических сочинений.

2. Составить сравнительную схему анализа педагогических воззрений каждого автора, исходя из наличия или отсутствия преемственности во взглядах на проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения.

  1. Разработать конспекты лекций на основе сравнительного биографического и педагогического анализа их деятельности и теоретических положений.

  1. Подготовить педагогический словарь употребляемых терминов и понятий для каждого авторского учения.

5. Подобрать необходимый хрестоматийный материал.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО:

а) общекультурные компетенции (ОК):

  • ОК – 1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Данная компетенция также формируется в процессе изучения следующих дисциплин:

Социология образования

Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности

История педагогики и образования

История педагогических учений


б) профессиональные компетенции (ПК)

  • ПК 33 - способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы

Данная компетенция также формируется в процессе изучения следующих дисциплин:

История университетского образования

История педагогики и образования

История педагогических учений


Схема фонда оценочных средств промежуточной аттестации дисциплины, отражающая этапы формирования компетенций, проводимой в форме экзамена/ /зачёта







п/п

Раздел рабочей программы дисциплины

Контролируемые компетенции
(или их части)


Оценочное средство (№ тестового задания** или № экз. вопроса, или № др. вида оценочного материала)

1.

Влияние религиозных и философских учений на становление мировой педагогической культуры.

ПК-33

Задание № 2 (4)

Задание № 4 (1)


2.

Этапы развития мировых педагогических учений.

ПК-33

Задание № 2, 4

3.

Ментальность исторических периодов. Психолого-педагогическая картина мира.

ПК-33

Задание № 1, 3

4.

Исторические проявления педагогики. Мир предметов и мир идей.

ПК-33

Задание № 1 (1-20)

5.

Эволюция педагогических учений.

ПК-33

Задание № 2 (1- 4)

Задание № 4 (1, 2)


6.

Прогностическая значимость исторического наследия в современных условиях.

ПК-33

Задание № 2 (5)

Задание № 3 (1,2)


7.

Междисциплинарные связи в историко-педагогическом комплексе

ОК-1

Научно-практическое задание к практическому занятию

№1

8.

Учение как деятельность по освоению опыта предшествующих поколений

ОК-1

Научно-практическое задание к практическому занятию

№ 2

9.

Учение как совокупность теоретических положений

ПК-33

Научно-исследовательское задание к практическому занятию № 3

10.

Учение как система воззрений видного ученого или мыслителя

ОК-1

Научно-исследовательское задание к практическому занятию № 4










5.2. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования

ОК – 1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу


Репродуктивный

Знать: историко-педагогические тенденции отдельной исторической эпохи.

Уметь: ориентироваться в социокультурной ситуации исторической эпохи, характеризуя отдельные тенденции в педагогике.

Владеть: современными исследовательскими подходами к изучению педагогических идей прошлого.

Поисковый

Знать: особенности развития педагогических учений на Западе и в России.

Уметь: применять в исследовательской практике концептуальные способы интеграции педагогических учений прошлого и процесса их исторического развития.

Владеть: навыками концептуализации историко-педагогических знаний о тенденциях развития педагогических учений.

Творческий

Знать: особенности эволюции мировой педагогической культуры и учений.

Уметь: критически оценивать и применять в исследовательской практике концептуальные способы интеграции педагогических учений прошлого и процесса их исторического развития.

Владеть: аналитическими навыками при характеристике исторических эпох, оказавших определяющее влияние на развитие педагогики, педагогических теорий, систем, концепций.

ПК 33 - способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы

Репродуктивный

Знать: способы изучения, теоретические подходы к изучению основных этапов и закономерностей исторического развития общества.

Уметь: использовать данные подходы к исследованию основных закономерностей историко-педагогического развития.

Владеть: методами анализа, для исследования историко-педагогической культуры.

Поисковый

Знать: технологии анализа основных этапов и закономерностей исторического развития педагогических учений.

Уметь: реализовывать инновационные технологии анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества.

Владеть: навыками презентации историко–педагогических результатов научно- исследовательской работы.

Творческий

Знать: способы применения технологий анализа историко-педагогических исследований, закономерностей исторического развития педагогических теорий и учений.

Уметь: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития педагогики.

Владеть: навыками экстраполяции результатов педагогических учений на педагогическую практику, а также их интеграция с религиозными, философским и научными учениями в историко-педагогический процесс в контексте развития экономической, социально-политической сфер общественной жизни.