Файл: Программа дисциплины история педагогических учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТЕМА 1.
Форма проведения – проблемная лекция.
Влияние религиозных и философских учений на становление мировой педагогической культуры.Особенности развития педагогических учений как социокультурного феномена. Влияние на эволюцию педагогических учений философских и религиозных традиций. Тотемизм, пантеизм и воспитание. Развитие монотеистических религиозных культов (даосизм, буддизм, христианство, мусульманство) и становление педагогических учений. Исторические традиции преломления религиозных идей в воспитательно-образовательной теории и практике на различных этапах развития цивилизации. Влияние основных философских течений на развитие педагогической теории. Историческая соотнесенность философии и педагогики. Педагогика как практическая (прикладная) философия, как наука, как искусство и технология, их внутренняя и внешняя детерминация.
ТЕМА 2.
Форма проведения – лекция-беседа.
Этапы развития мировых педагогических учений. Существование разнообразных подходов к периодизации эволюции мировой педагогической культуры. Основные периоды мирового историко-педагогического процесса - природный, репродуктивный, креативный. Особенности их проявления на различных этапах развития человеческой цивилизации. Влияние социокультурных компонентов на становление и развитие педагогической мысли. Цивилизационно-стадиальный подход к изучению мировой педагогической культуры. Особенности современных подходов к изучению истории педагогики.
ТЕМА 3.
Форма проведения – лекция визуализация.
Ментальность исторических периодов. Психолого-педагогическая картина мира. Психология и педагогика - взаимосвязь и взаимозависимость. Особенности становления исторических архетипов на различных этапах развития человеческой цивилизации. Исторические периоды и особенности развития человеческой психики. Закономерности исторической детерминации психического развития человека.
Особенности развития детской психологии как науки, влияние на становление педагогических учений. Педология как синтез психолого-педагогических учений.
ТЕМА 4.
Форма проведения – проблемная лекция.
Эволюция педагогических учений. Становление и развитие модели традиционного, свободного воспитания, развивающего обучения, прагматического образования, трудового воспитания. Особенности формирования учебных моделей в различные исторические периоды. Влияние исторических предпосылок на становление и развитие новаций в рамках одной модели. Ступени эволюции педагогических моделей: традиционного, свободного, развивающего, прагматического, трудового воспитания и образования на основе их характерных тенденций.
ТЕМА 5.
Форма проведения – бинарная лекция.
Прогностическая значимость исторического наследия в современных условиях. Значение исторического опыта в рамках развития личностно-ориентированного подхода в воспитании. Проектирование педагогического процесса с учетом тенденций и закономерностей историко-педагогической эволюции. Перспективы и проективные возможности развития западноевропейской и собственно отечественной образовательных моделей в современных условиях.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практические занятия
1 занятие.
Форма проведения – практическое занятие.
Тема: «Междисциплинарные связи в историко-педагогическом комплексе»
Научно-исследовательские задания:
4. Составить список наиболее характерных религиозных положений, произведений культуры и искусства, стилей в моде, человеческих образов, символов определенной исторической эпохи.
2 занятие.
Форма проведения – «круглый стол».
Тема. «Учение как деятельность по освоению опыта предшествующих поколений»
Научно-исследовательские задания:
3 занятие. Семинар-диспут.
Тема: «Учение как совокупность теоретических положений»
Научно-исследовательские задания:
Задания:
3. Создать педагогический словарь, иллюстрирующий терминологию, которая использовалась представителями данной системы.
4. Подготовить иллюстративный хрестоматийный материал по выбранной педагогической системе.
4 занятие. Проблемно-практический семинар.
Тема: «Учение как система воззрений видного ученого или мыслителя»
Аристотель, Пифагор, Ксенофонт, Платон, Квинтиллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Я-А.Коменский, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович де Мириево, В.Ф.Одоевский, Д.Оберлин, Ф.Фребель, М.Монтессори, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович, П.Кергомар, Е.И.Тихеева, Д.Дьюи, С.И.Гессен, К.Н.Вентцель, Р.Штейнер и др.
Научно-исследовательские задания:
1. Подготовить подробную биографию выбранных педагогов с указанием основных этапов педагогической деятельности и списком педагогических сочинений.
2. Составить сравнительную схему анализа педагогических воззрений каждого автора, исходя из наличия или отсутствия преемственности во взглядах на проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения.
5. Подобрать необходимый хрестоматийный материал.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО:
а) общекультурные компетенции (ОК):
Данная компетенция также формируется в процессе изучения следующих дисциплин:
Социология образования
Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности
История педагогики и образования
История педагогических учений
5.2. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
Форма проведения – проблемная лекция.
Влияние религиозных и философских учений на становление мировой педагогической культуры.Особенности развития педагогических учений как социокультурного феномена. Влияние на эволюцию педагогических учений философских и религиозных традиций. Тотемизм, пантеизм и воспитание. Развитие монотеистических религиозных культов (даосизм, буддизм, христианство, мусульманство) и становление педагогических учений. Исторические традиции преломления религиозных идей в воспитательно-образовательной теории и практике на различных этапах развития цивилизации. Влияние основных философских течений на развитие педагогической теории. Историческая соотнесенность философии и педагогики. Педагогика как практическая (прикладная) философия, как наука, как искусство и технология, их внутренняя и внешняя детерминация.
ТЕМА 2.
Форма проведения – лекция-беседа.
Этапы развития мировых педагогических учений. Существование разнообразных подходов к периодизации эволюции мировой педагогической культуры. Основные периоды мирового историко-педагогического процесса - природный, репродуктивный, креативный. Особенности их проявления на различных этапах развития человеческой цивилизации. Влияние социокультурных компонентов на становление и развитие педагогической мысли. Цивилизационно-стадиальный подход к изучению мировой педагогической культуры. Особенности современных подходов к изучению истории педагогики.
ТЕМА 3.
Форма проведения – лекция визуализация.
Ментальность исторических периодов. Психолого-педагогическая картина мира. Психология и педагогика - взаимосвязь и взаимозависимость. Особенности становления исторических архетипов на различных этапах развития человеческой цивилизации. Исторические периоды и особенности развития человеческой психики. Закономерности исторической детерминации психического развития человека.
Особенности развития детской психологии как науки, влияние на становление педагогических учений. Педология как синтез психолого-педагогических учений.
ТЕМА 4.
Форма проведения – проблемная лекция.
Эволюция педагогических учений. Становление и развитие модели традиционного, свободного воспитания, развивающего обучения, прагматического образования, трудового воспитания. Особенности формирования учебных моделей в различные исторические периоды. Влияние исторических предпосылок на становление и развитие новаций в рамках одной модели. Ступени эволюции педагогических моделей: традиционного, свободного, развивающего, прагматического, трудового воспитания и образования на основе их характерных тенденций.
ТЕМА 5.
Форма проведения – бинарная лекция.
Прогностическая значимость исторического наследия в современных условиях. Значение исторического опыта в рамках развития личностно-ориентированного подхода в воспитании. Проектирование педагогического процесса с учетом тенденций и закономерностей историко-педагогической эволюции. Перспективы и проективные возможности развития западноевропейской и собственно отечественной образовательных моделей в современных условиях.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практические занятия
1 занятие.
Форма проведения – практическое занятие.
Тема: «Междисциплинарные связи в историко-педагогическом комплексе»
Научно-исследовательские задания:
-
Составить понятийный словарь одного из философских направлений и религиозного культа (по выбору студента). -
Рассмотреть особенности влияния философии, психологии, религии на становление основных педагогических понятий на различных этапах антропосоциогенеза. -
Подобрать иллюстративный материал к характеристике определенной исторической эпохи:
-
отношение к человеку и общественный идеал человеческой личности, -
отношение к природе и всему природному окружению, -
отношение к обществу и взаимодействию людей в социуме, -
отношение к ребенку и детству, -
особенности религии, -
особенности искусства, -
особенности отношения к семье и браку, -
традиции воспитания и обучения.
4. Составить список наиболее характерных религиозных положений, произведений культуры и искусства, стилей в моде, человеческих образов, символов определенной исторической эпохи.
2 занятие.
Форма проведения – «круглый стол».
Тема. «Учение как деятельность по освоению опыта предшествующих поколений»
-
дошкольное образование -
начальное и среднее образование -
высшее образование -
образование взрослых, самообразование
Научно-исследовательские задания:
-
Разработать схему, иллюстрирующую ступень образовательной системы (дошкольную, среднюю, высшую, образование взрослых) в различные исторические эпохи, выделив наличие или отсутствие преемственных связей между ними. -
Составить словарь терминов и понятий, связанных с данной образовательной ступенью в ее историческом развитии. -
Сконструировать опорный конспект лекции, с тезисным планом, отражающим характерные особенности и традиции организации воспитания и обучения подрастающего поколения на определенном историческом этапе. -
Подготовить библиографический список по выбранной теме (культурологической, философской, исторической, педагогической литературы). -
Подобрать хрестоматийный и иллюстративный материал к теме.
3 занятие. Семинар-диспут.
Тема: «Учение как совокупность теоретических положений»
-
система традиционного образования -
система свободного воспитания -
система эгалитарного образования -
система прагматического образования
Научно-исследовательские задания:
Задания:
-
Составить схему развития данного педагогического направления в различные исторические эпохи (с эпохи Античности до начала ХХ века). -
Составить таблицу, отражающую характерные особенности развития данной педагогической системы.
Характеристика эпохи | Типичные представители | Основные традиции | Основные новации |
3. Создать педагогический словарь, иллюстрирующий терминологию, которая использовалась представителями данной системы.
4. Подготовить иллюстративный хрестоматийный материал по выбранной педагогической системе.
4 занятие. Проблемно-практический семинар.
Тема: «Учение как система воззрений видного ученого или мыслителя»
Аристотель, Пифагор, Ксенофонт, Платон, Квинтиллиан, Августин Аврелий, Фома Аквинский, Я-А.Коменский, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Ф.И.Янкович де Мириево, В.Ф.Одоевский, Д.Оберлин, Ф.Фребель, М.Монтессори, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н.Толстой, Е.Н.Водовозова, А.С.Симонович, П.Кергомар, Е.И.Тихеева, Д.Дьюи, С.И.Гессен, К.Н.Вентцель, Р.Штейнер и др.
Научно-исследовательские задания:
1. Подготовить подробную биографию выбранных педагогов с указанием основных этапов педагогической деятельности и списком педагогических сочинений.
2. Составить сравнительную схему анализа педагогических воззрений каждого автора, исходя из наличия или отсутствия преемственности во взглядах на проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения.
-
Разработать конспекты лекций на основе сравнительного биографического и педагогического анализа их деятельности и теоретических положений.
-
Подготовить педагогический словарь употребляемых терминов и понятий для каждого авторского учения.
5. Подобрать необходимый хрестоматийный материал.
5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно- методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
Компетенции, закреплённые за дисциплиной ОП ВО:
а) общекультурные компетенции (ОК):
-
ОК – 1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
Данная компетенция также формируется в процессе изучения следующих дисциплин:
Социология образования
Практикум по организации и проведению научных исследований в профессиональной психолого-педагогической деятельности
История педагогики и образования
История педагогических учений
б) профессиональные компетенции (ПК)
Данная компетенция также формируется в процессе изучения следующих дисциплин: История университетского образования История педагогики и образования История педагогических учений
|
5.2. Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования
ОК – 1 - способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу | ||
Репродуктивный | Знать: историко-педагогические тенденции отдельной исторической эпохи. Уметь: ориентироваться в социокультурной ситуации исторической эпохи, характеризуя отдельные тенденции в педагогике. Владеть: современными исследовательскими подходами к изучению педагогических идей прошлого. | |
Поисковый | Знать: особенности развития педагогических учений на Западе и в России. Уметь: применять в исследовательской практике концептуальные способы интеграции педагогических учений прошлого и процесса их исторического развития. Владеть: навыками концептуализации историко-педагогических знаний о тенденциях развития педагогических учений. | |
Творческий | Знать: особенности эволюции мировой педагогической культуры и учений. Уметь: критически оценивать и применять в исследовательской практике концептуальные способы интеграции педагогических учений прошлого и процесса их исторического развития. Владеть: аналитическими навыками при характеристике исторических эпох, оказавших определяющее влияние на развитие педагогики, педагогических теорий, систем, концепций. | |
ПК – 33 - способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы | ||
Репродуктивный | Знать: способы изучения, теоретические подходы к изучению основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Уметь: использовать данные подходы к исследованию основных закономерностей историко-педагогического развития. Владеть: методами анализа, для исследования историко-педагогической культуры. | |
Поисковый | Знать: технологии анализа основных этапов и закономерностей исторического развития педагогических учений. Уметь: реализовывать инновационные технологии анализа основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Владеть: навыками презентации историко–педагогических результатов научно- исследовательской работы. | |
Творческий | Знать: способы применения технологий анализа историко-педагогических исследований, закономерностей исторического развития педагогических теорий и учений. Уметь: анализировать основные этапы и закономерности исторического развития педагогики. Владеть: навыками экстраполяции результатов педагогических учений на педагогическую практику, а также их интеграция с религиозными, философским и научными учениями в историко-педагогический процесс в контексте развития экономической, социально-политической сфер общественной жизни. |