Файл: Программа дисциплины история педагогических учений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5.3.Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по данной дисциплине

Задания (тесты) на проверку сформированности

первого компонента компетенций – «знать»

ЗАДАНИЕ № 1
1.Какой колледж окончил Дж.Локк, где впоследствии он стал преподавателем.

  1. Кембридж

  2. коллеж де Франс

  3. Оксфорд




  1. Согласно теории Дж.Локка...

  1. все идеи и принципы имеют врожденную основу

  2. все человеческое знание проистекает из опыта

  3. происходит припоминание «высших идей»




  1. Какое из видов познания оценивалось Дж.Локком как наименее ясное и достоверное

  1. интуитивное

  2. демонстративное

3- сенситивное
4. Классическим педагогическим трактатом Дж.Локка можно считать:

  1. «Некоторые мысли о воспитании»

  2. «Школа – игра»

  3. «Дошкольная жизнь ребенка»


5.Формирование характера ребенка должно происходить:

  1. в школе

  2. в семье

  3. в состязаниях




  1. Какие новые предметы Дж.Локк предлагал ввести в курс обучения в школе

  1. древние языки

  2. астрономические дисциплины

  3. основы права




  1. Решающее влияние на воспитание ребенка должна оказывать по мнению Дж.Локка :

  1. среда

  2. наследственность

  3. воспитание




  1. Дж.Локк предлагал воспитывать юных...

  1. рыцарей

  2. ремесленников

  3. джентльменов


9. Выберите даты жизни Ж-Ж.Руссо

  1. 1712 - 1778

  2. 1650 - 1704

  3. 1715 - 1771

  4. 1801 - 1867


10.Ж-Ж. Руссо заменил название: принцип природосообразности на термин:

  1. биологизация

  2. психологизация

  3. естественность

  4. свобода




  1. Какой возрастной период Ж-Ж.Руссо называл «периодом бурь и страстей».

1-от рождения до 2 лет

2-от 2 до 12 лет

3-от 12 до 15 лет

4-от 15 до совершеннолетия
12. 3 основных фактора, влияющих на развитие ребенка по теории Ж-Ж. Руссо

1-школа, родители, сверстники

2-природа, люди, вещи

3-воспитание, книги, учителя

4-культура, люди, вещи
13. Выберите из предложенного списка название педагогического труда Ж-Ж. Руссо.

1- «Джен Эйр»

2- «Юлия или новая Элоиза»

3-«Воспитание женщины»

4-«О человеке»
14.Основная цель воспитания ребенка в период «сна разума» (Ж-Ж. Руссо).
1- умственное воспитание

2- нравственное воспитание


3- развитие внешних чувств

4-эстетическое воспитание
15. Выберите из предложенного списка имя героя романа Ж-Ж.Руссо

1- Гаргантюа

2- Лингард

3-Эмиль

4-Том Сойер
16.Основное художественное произведение, предложенное Ж-Ж.Руссо для чтения герою своего романа

1-«Робинзон Крузо»

2-«Путешествие Гулливера»

3-«Сказки братьев Гримм»

4-«Мир чувственных вещей в картинках»
17. Предложенный Ж-Ж.Руссо метод наказания.

1- телесные наказания

2- словесные наказания

3- угроза

4-естественные последствия
18.Педагог, создатель теории элементарного образования, которая предусматривала гармоничное развитие всех сил и способностей человека

1- Ф.Фребель

2- И-Г.Песталоцци

3- Ж-Ж.Руссо
19.И-Г.Песталоцци открыл в Нейгофе учреждение для детей, которое получило название

1-дом ребенка

2- учреждение для бедных

  1. элементарная школа


20. Как называется педагогическое сочинение И-Г.Песталоцци, в котором описывается идеальная мать-воспитательница, вырабатывающая у детей трудовые навыки и заботящаяся об их духовном развитии

1- “Азбука наглядности”

2- “Книга матерей”

3- “Лингард и Гертруда”
21. О каком воспитании идет речь в произведении И-Г.Песталоцци: “Его цель - в развитии заложенных природой в ребенке физических сил в соответствующие навыки, в обучении свободно и самостоятельно их использовать.”

1- нравственном

2-трудовом

3-физическом
22. Назовите учебное заведение, где И-Г.Песталоцци обучал будущих учителей своему “методу”

1- Кембриджский университет

2- Женевская академия

3-Ивердонский институт
23.Теория, созданная И-Г.Песталоцци имела название

1-научный метод

2-элементарное образование

3-дидактическая система
24. Основным элементом при обучении счету в теории элементарного образования И-Г.Песталоцци является:

  1. математический куб

  2. десяток

  3. единица


25. Какой метод И-Г. Песталоцци считал основным для восприятия окружающего мира?

1-размышление

2-эксперимент

3-наблюдение
26. Основы «свободы» в воспитании и обучении были заложены в эпохе:

1-Просвещения

2-Средневековья

3-Античности
27. Гуманистическая идея о стремлении человека к самосовершенствованию впервые прозвучала в учении:



1-Конфуция

2-Сократа

3-К.Д.Ушинского
28. Гуманизм как культурное движение выступает в эпоху:

1-Нового времени

2-Возрождения

3-Просвещения
29. Какое учебно-воспитательное учреждение было организовано на основе активности, творчества, свободы учеников:

1-Смольный институт

2-Медресе

3-Яснополянская школа
30. Теоретическая разработка и практическая реализация проблемы развивающего обучения принадлежит:

1-Я.А.Коменскому, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци

2- И.И.Бецкому, Н.И.Новикову, В.Ф.Одоевскому

3- М.Лютеру, Ф.Меланхтону, И.Штурму
31. Основу «свободного воспитания» в западноевропейской педагогике разработали:

1-Сократ, Аристотель

2-Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк

3-И.Ф. Гербарт, А. Дистервег
32. Основоположником теории «свободного воспитания» в России является:

1-П.Ф.Лесгафт

2-К.Н. Вентцель

3-Л.Н.Толстой
ЗАДАНИЕ № 2
1.Заполните таблицу, вписав в соответствующие графы фамилии указанных педагогов: И.Б.Базедов, И.И.Бецкой, Дж.Вашингтон, К.Н.Вентцель, Гуарино Гуарини, А.В.Дистервег, О.Декроли, Д.Дьюи, У.Килпатрик, Я.-А.Коменский, Я.Корчак, Д.Локк, М.Монтессори, А.Нейл, Р.Оуэн, И.-Г.Песталоцци, Ф.Рабле, Ж.-Ж.Руссо, Е.И.Тихеева, В.де Фельтре, С.Френе, Р.Штейнер.


Страна

Педагоги

Бельгия




Великобритания




Германия




Россия




США




Франция




Чехия




Швейцария




Италия





2. Составьте пары, определив авторов и названия педагогических трактатов: Я.-А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Т. Мор, Платон, Т. Кампанелла, Аристотель.

  • «Мой метод научной педагогики»

  • «Город Солнца»

  • «Утопия»

  • «Опыт об образовании человеческого характера»

  • «Мысли о воспитании»

  • «Государство»

  • «Никомахова этика»

  • «Книга матерей»

  • «Великая дидактика»

  • «Педагогическая антропология»


3. Расставьте фамилии педагогов и общественных деятелей из списка в хронологическом порядке: А.С. Макаренко, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Витторино де Фельтре, Иоанн Златоуст, Т. Кампанелла, В. Мономах, Е. Славинецкий, И. Гербарт, Сократ, М.В. Ломоносов, М-Ф. Квинтилиан, Ф. Аквинский, Л.Н. Толстой,Я-А. Коменский, Аристотель.

4. Подберите по пять исторических, культурных, педагогических терминов, характеризующих каждую из исторических эпох:

  • Античность;

  • Раннее средневековье;

  • Высокое средневековье;

  • Ренессанс;

  • Новое Время;

  • Просвещение;

  • XIX век;

  • Начало ХХ века.


5. Письменно дайте ответ на один из вопросов (по выбору студента) с кратким обоснованием своей точки зрения.

  • Охарактеризуйте ту историческую эпоху, которая создала наилучшие предпосылки для кардинальных реформ в сфере образования и просвещения.

  • Охарактеризуйте ту историческую эпоху, когда была создана /были созданы/ педагогические теории /системы, концепции/, оказавшие определяющее влияние на развитие педагогики.


6. Вставьте в данные фразы пропущенные слова:

В первобытном обществе проводилась церемония посвящения подростков в полноправные члены общины, которая называлась ... .

Стержнем педагогического менталитета Дальневосточной цивилизации был культ ... .

По мнению Платона воспитание призвано помогать ... вспоминать то, что она познала в мире ... .

Философско-педагогическая концепция Аристотеля строилась на признании существования трех частей человеческой души : ..., ..., ... .

Традиции педагогической культуры Византийской империи были заложены ... .

В эпоху европейского Ренессанса происходило возрождение ... традиций.

В период Реформации католическая церковь создала Международную педагогическую организацию в лице ... .

Целостная педагогическая система Я.-А. Коменского строилась на основе следующих принципов: ... .

Д. Локк создал теорию «воспитания ... ».

Ж.-Ж. Руссо - создатель теории « ... воспитания ».

Традиции семейного православного воспитания в России XVI века были закреплены в произведении « ... ».

Педагогом - реформатором в России эпохи царствования Екатерины II был ... .

Н.И. Новиков был издателем первого в России ... журнала « ... ».

Известный швейцарский педагог И.-Г. Песталоцци создал теорию « ... образования».

М. Монтессори в начале ХХ века создает новационный тип образовательного учреждения, который назывался « ... ».

Создателем теории прагматической педагогики был ... .

В конце XIX - начале ХХ века в мире формируется движение « ... педагогики».

7. Какова возрастная периодизация, представленная следующими великими педагогами:

  • Аристотель

  • Я-А. Коменский

  • Ж-Ж. Руссо

  • М. Монтессори


ЗАДАНИЕ № 3


Задания на проверку сформированности

второго компонента компетенций – «Уметь».
№1

  1. Определите взаимосвязи историко-педагогических источников с культурологическим и философско - психологическим наследием (с позиций одного из методологических подходов изучения «Истории педагогики и образования»).

  2. Определите вклад идей педагогов прошлого в развитие современной педагогической культуры, а также их влияние на становление педагогических традиций (на примере отдельной исторической эпохи).

  3. Выявите социокультурные предпосылки развития педагогических идей на различных исторических этапах.


№2

1) Дайте определение понятиям: метод обучения, прием обучения, средства обучения, содержание процесса обучения, форма обучения в исторической ретроспективе.

2) Прокомментируйте мысль Ф.М. Достоевского: «Там, где образование начиналось с техники, никогда не появлялось Аристотелей. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудность мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля (Ренессанс, XV столетие), тот час же дело сопровождалось великими техническими открытиями…» (Неизданный Достоевский. Литературное наследие. М., 1971. Т. 83. С. 312).

3) В виде таблицы представьте факторы отбора дидактических средств, раскройте их содержание.
ЗАДАНИЕ № 4
Задания на проверку сформированности третьего компонента компетенций – «Владеть».
№ 1

1. Представьте сравнительный анализ линий преемственности в идеях авторов одной исторической эпохи или по определенной теме.

2. Определите основные педагогические условия реконструкции авторской педагогической концепции или системы в работе современных образовательных учреждений.

3. Разработайте графическую схему, отражающую систему взглядов педагогического деятеля на определенную научно-педагогическую проблему в исторической ретроспективе.
№ 2

Владение анализом различных научных источников педагогического знания.

П. Наторп писал: «В систематическом построении педагогической науки учение о содержании образования необходимо должно стоять на первом месте».

1) Дайте определение всем педагогическим категориям из данного высказывания.

2) Прокомментируйте мысль П. Наторпа.

3) Раскройте связь между содержанием образования и организацией процессов обучения и воспитания, используя следующую мысль Г. Кершенштейнера: «Грозная опасность школы – многопредметность. Каждая реформа учебных планов школы приводила к включению в обязательный состав обучения нового предмета. Аналогично и программы отдельных предметов обнаруживают явную и упорную тенденцию к непрерывному разбуханию… Из этого положения не выйдешь простым увеличением числа учебных часов и учебных лет». Какую роль в этом играет систематический характер названных процессов?