Файл: Программа дисциплины история педагогических учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.3.Типовые контрольные задания и материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций по данной дисциплине
Задания (тесты) на проверку сформированности
первого компонента компетенций – «знать»
ЗАДАНИЕ № 1
1.Какой колледж окончил Дж.Локк, где впоследствии он стал преподавателем.
-
Кембридж -
коллеж де Франс -
Оксфорд
-
Согласно теории Дж.Локка...
-
все идеи и принципы имеют врожденную основу -
все человеческое знание проистекает из опыта -
происходит припоминание «высших идей»
-
Какое из видов познания оценивалось Дж.Локком как наименее ясное и достоверное
-
интуитивное -
демонстративное
3- сенситивное
4. Классическим педагогическим трактатом Дж.Локка можно считать:
-
«Некоторые мысли о воспитании» -
«Школа – игра» -
«Дошкольная жизнь ребенка»
5.Формирование характера ребенка должно происходить:
-
в школе -
в семье -
в состязаниях
-
Какие новые предметы Дж.Локк предлагал ввести в курс обучения в школе
-
древние языки -
астрономические дисциплины -
основы права
-
Решающее влияние на воспитание ребенка должна оказывать по мнению Дж.Локка :
-
среда -
наследственность -
воспитание
-
Дж.Локк предлагал воспитывать юных...
-
рыцарей -
ремесленников -
джентльменов
9. Выберите даты жизни Ж-Ж.Руссо
-
1712 - 1778 -
1650 - 1704 -
1715 - 1771 -
1801 - 1867
10.Ж-Ж. Руссо заменил название: принцип природосообразности на термин:
-
биологизация -
психологизация -
естественность -
свобода
-
Какой возрастной период Ж-Ж.Руссо называл «периодом бурь и страстей».
1-от рождения до 2 лет
2-от 2 до 12 лет
3-от 12 до 15 лет
4-от 15 до совершеннолетия
12. 3 основных фактора, влияющих на развитие ребенка по теории Ж-Ж. Руссо
1-школа, родители, сверстники
2-природа, люди, вещи
3-воспитание, книги, учителя
4-культура, люди, вещи
13. Выберите из предложенного списка название педагогического труда Ж-Ж. Руссо.
1- «Джен Эйр»
2- «Юлия или новая Элоиза»
3-«Воспитание женщины»
4-«О человеке»
14.Основная цель воспитания ребенка в период «сна разума» (Ж-Ж. Руссо).
1- умственное воспитание
2- нравственное воспитание
3- развитие внешних чувств
4-эстетическое воспитание
15. Выберите из предложенного списка имя героя романа Ж-Ж.Руссо
1- Гаргантюа
2- Лингард
3-Эмиль
4-Том Сойер
16.Основное художественное произведение, предложенное Ж-Ж.Руссо для чтения герою своего романа
1-«Робинзон Крузо»
2-«Путешествие Гулливера»
3-«Сказки братьев Гримм»
4-«Мир чувственных вещей в картинках»
17. Предложенный Ж-Ж.Руссо метод наказания.
1- телесные наказания
2- словесные наказания
3- угроза
4-естественные последствия
18.Педагог, создатель теории элементарного образования, которая предусматривала гармоничное развитие всех сил и способностей человека
1- Ф.Фребель
2- И-Г.Песталоцци
3- Ж-Ж.Руссо
19.И-Г.Песталоцци открыл в Нейгофе учреждение для детей, которое получило название
1-дом ребенка
2- учреждение для бедных
-
элементарная школа
20. Как называется педагогическое сочинение И-Г.Песталоцци, в котором описывается идеальная мать-воспитательница, вырабатывающая у детей трудовые навыки и заботящаяся об их духовном развитии
1- “Азбука наглядности”
2- “Книга матерей”
3- “Лингард и Гертруда”
21. О каком воспитании идет речь в произведении И-Г.Песталоцци: “Его цель - в развитии заложенных природой в ребенке физических сил в соответствующие навыки, в обучении свободно и самостоятельно их использовать.”
1- нравственном
2-трудовом
3-физическом
22. Назовите учебное заведение, где И-Г.Песталоцци обучал будущих учителей своему “методу”
1- Кембриджский университет
2- Женевская академия
3-Ивердонский институт
23.Теория, созданная И-Г.Песталоцци имела название
1-научный метод
2-элементарное образование
3-дидактическая система
24. Основным элементом при обучении счету в теории элементарного образования И-Г.Песталоцци является:
-
математический куб -
десяток -
единица
25. Какой метод И-Г. Песталоцци считал основным для восприятия окружающего мира?
1-размышление
2-эксперимент
3-наблюдение
26. Основы «свободы» в воспитании и обучении были заложены в эпохе:
1-Просвещения
2-Средневековья
3-Античности
27. Гуманистическая идея о стремлении человека к самосовершенствованию впервые прозвучала в учении:
1-Конфуция
2-Сократа
3-К.Д.Ушинского
28. Гуманизм как культурное движение выступает в эпоху:
1-Нового времени
2-Возрождения
3-Просвещения
29. Какое учебно-воспитательное учреждение было организовано на основе активности, творчества, свободы учеников:
1-Смольный институт
2-Медресе
3-Яснополянская школа
30. Теоретическая разработка и практическая реализация проблемы развивающего обучения принадлежит:
1-Я.А.Коменскому, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци
2- И.И.Бецкому, Н.И.Новикову, В.Ф.Одоевскому
3- М.Лютеру, Ф.Меланхтону, И.Штурму
31. Основу «свободного воспитания» в западноевропейской педагогике разработали:
1-Сократ, Аристотель
2-Ж.Ж. Руссо, Дж. Локк
3-И.Ф. Гербарт, А. Дистервег
32. Основоположником теории «свободного воспитания» в России является:
1-П.Ф.Лесгафт
2-К.Н. Вентцель
3-Л.Н.Толстой
ЗАДАНИЕ № 2
1.Заполните таблицу, вписав в соответствующие графы фамилии указанных педагогов: И.Б.Базедов, И.И.Бецкой, Дж.Вашингтон, К.Н.Вентцель, Гуарино Гуарини, А.В.Дистервег, О.Декроли, Д.Дьюи, У.Килпатрик, Я.-А.Коменский, Я.Корчак, Д.Локк, М.Монтессори, А.Нейл, Р.Оуэн, И.-Г.Песталоцци, Ф.Рабле, Ж.-Ж.Руссо, Е.И.Тихеева, В.де Фельтре, С.Френе, Р.Штейнер.
Страна | Педагоги |
Бельгия | |
Великобритания | |
Германия | |
Россия | |
США | |
Франция | |
Чехия | |
Швейцария | |
Италия | |
2. Составьте пары, определив авторов и названия педагогических трактатов: Я.-А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Р. Оуэн, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Т. Мор, Платон, Т. Кампанелла, Аристотель.
-
«Мой метод научной педагогики» -
«Город Солнца» -
«Утопия» -
«Опыт об образовании человеческого характера» -
«Мысли о воспитании» -
«Государство» -
«Никомахова этика» -
«Книга матерей» -
«Великая дидактика» -
«Педагогическая антропология»
3. Расставьте фамилии педагогов и общественных деятелей из списка в хронологическом порядке: А.С. Макаренко, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори, И.-Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Витторино де Фельтре, Иоанн Златоуст, Т. Кампанелла, В. Мономах, Е. Славинецкий, И. Гербарт, Сократ, М.В. Ломоносов, М-Ф. Квинтилиан, Ф. Аквинский, Л.Н. Толстой,Я-А. Коменский, Аристотель.
4. Подберите по пять исторических, культурных, педагогических терминов, характеризующих каждую из исторических эпох:
-
Античность; -
Раннее средневековье; -
Высокое средневековье; -
Ренессанс; -
Новое Время; -
Просвещение; -
XIX век; -
Начало ХХ века.
5. Письменно дайте ответ на один из вопросов (по выбору студента) с кратким обоснованием своей точки зрения.
-
Охарактеризуйте ту историческую эпоху, которая создала наилучшие предпосылки для кардинальных реформ в сфере образования и просвещения. -
Охарактеризуйте ту историческую эпоху, когда была создана /были созданы/ педагогические теории /системы, концепции/, оказавшие определяющее влияние на развитие педагогики.
6. Вставьте в данные фразы пропущенные слова:
В первобытном обществе проводилась церемония посвящения подростков в полноправные члены общины, которая называлась ... .
Стержнем педагогического менталитета Дальневосточной цивилизации был культ ... .
По мнению Платона воспитание призвано помогать ... вспоминать то, что она познала в мире ... .
Философско-педагогическая концепция Аристотеля строилась на признании существования трех частей человеческой души : ..., ..., ... .
Традиции педагогической культуры Византийской империи были заложены ... .
В эпоху европейского Ренессанса происходило возрождение ... традиций.
В период Реформации католическая церковь создала Международную педагогическую организацию в лице ... .
Целостная педагогическая система Я.-А. Коменского строилась на основе следующих принципов: ... .
Д. Локк создал теорию «воспитания ... ».
Ж.-Ж. Руссо - создатель теории « ... воспитания ».
Традиции семейного православного воспитания в России XVI века были закреплены в произведении « ... ».
Педагогом - реформатором в России эпохи царствования Екатерины II был ... .
Н.И. Новиков был издателем первого в России ... журнала « ... ».
Известный швейцарский педагог И.-Г. Песталоцци создал теорию « ... образования».
М. Монтессори в начале ХХ века создает новационный тип образовательного учреждения, который назывался « ... ».
Создателем теории прагматической педагогики был ... .
В конце XIX - начале ХХ века в мире формируется движение « ... педагогики».
7. Какова возрастная периодизация, представленная следующими великими педагогами:
-
Аристотель -
Я-А. Коменский -
Ж-Ж. Руссо -
М. Монтессори
ЗАДАНИЕ № 3
Задания на проверку сформированности
второго компонента компетенций – «Уметь».
№1
-
Определите взаимосвязи историко-педагогических источников с культурологическим и философско - психологическим наследием (с позиций одного из методологических подходов изучения «Истории педагогики и образования»). -
Определите вклад идей педагогов прошлого в развитие современной педагогической культуры, а также их влияние на становление педагогических традиций (на примере отдельной исторической эпохи). -
Выявите социокультурные предпосылки развития педагогических идей на различных исторических этапах.
№2
1) Дайте определение понятиям: метод обучения, прием обучения, средства обучения, содержание процесса обучения, форма обучения в исторической ретроспективе.
2) Прокомментируйте мысль Ф.М. Достоевского: «Там, где образование начиналось с техники, никогда не появлялось Аристотелей. Напротив, замечалось необычайное суживание и скудность мысли. Там же, где начиналось с Аристотеля (Ренессанс, XV столетие), тот час же дело сопровождалось великими техническими открытиями…» (Неизданный Достоевский. Литературное наследие. М., 1971. Т. 83. С. 312).
3) В виде таблицы представьте факторы отбора дидактических средств, раскройте их содержание.
ЗАДАНИЕ № 4
Задания на проверку сформированности третьего компонента компетенций – «Владеть».
№ 1
1. Представьте сравнительный анализ линий преемственности в идеях авторов одной исторической эпохи или по определенной теме.
2. Определите основные педагогические условия реконструкции авторской педагогической концепции или системы в работе современных образовательных учреждений.
3. Разработайте графическую схему, отражающую систему взглядов педагогического деятеля на определенную научно-педагогическую проблему в исторической ретроспективе.
№ 2
Владение анализом различных научных источников педагогического знания.
П. Наторп писал: «В систематическом построении педагогической науки учение о содержании образования необходимо должно стоять на первом месте».
1) Дайте определение всем педагогическим категориям из данного высказывания.
2) Прокомментируйте мысль П. Наторпа.
3) Раскройте связь между содержанием образования и организацией процессов обучения и воспитания, используя следующую мысль Г. Кершенштейнера: «Грозная опасность школы – многопредметность. Каждая реформа учебных планов школы приводила к включению в обязательный состав обучения нового предмета. Аналогично и программы отдельных предметов обнаруживают явную и упорную тенденцию к непрерывному разбуханию… Из этого положения не выйдешь простым увеличением числа учебных часов и учебных лет». Какую роль в этом играет систематический характер названных процессов?