Файл: Программа дисциплины история педагогических учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Критерии подготовленности обучающихся к семинарскому занятию:
-
знание темы, рекомендованной основной и дополнительной литературы, точное и правильное конспектирование первоисточников в соответствии с планом семинара и предлагаемыми вопросами для обсуждения; -
подготовка по каждому вопросу плана и выбор проблемы для развернутого индивидуального выступления или обобщения материалов, над которыми работала творческая группа; -
психологическая готовность каждого участника семинара к выступлению и участию в общей дискуссии.
Подготовка к семинарским занятиям строится на самостоятельной работе обучающихся с учебником, учебными пособиями, материалами хрестоматий и первоисточниками. При этом, выделяются различные формы записей результатов анализа изучаемых статей, работ, трактатов, рукописей и других материалов, используемых для выполнения поставленных учебных задач:
Составление плана - эта форма работы предполагает выделение обучающимся структуры и общей логики работы (статьи, трактата, первоисточника и т.д.), что способствует более углубленному пониманию текста, систематизации и обработке изучаемого материала. План статьи или какой-либо работы представляет собой своеобразный перечень основных мыслей, идей, их оглавление. Для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых должна охватывать определенную проблему или вопрос, поднимаемый автором. Затем необходимо озаглавить каждый пункт плана и пронумеровать заголовки. Эта система работы с текстом представляет собой простой план. Если каждый пункт плана разбивается на частные вопросы и подзаголовки, то результатом является сложный план.
При составлении плана особенно важно выделять основные мысли или идеи автора, располагать их в логическом порядке и подбирать соответствующие заголовки к выделенным частям. Планы приобретают особую значимость при подготовке устных выступлений на основе анализа текстов и материалов.
Тезисы - представляют собой кратко сформулированные основные положения статьи, работы, книги, трактата. Если план перечисляет вопросы, не раскрывая их, то тезисы, кратко передавая содержание материала, расшифровывает основные идеи и мысли автора. Составление тезисы требует определенных умений, среди которых наиболее важным является способность к обобщению и систематизации идей и мыслей, сформулированных в работе.
При составлении тезисов необходимо освоить прочитанный материал, осознать основные положения и логику их изложения, разбить материал на части и в краткой форме расшифровать каждый структурный раздел. Возможна нумерация тезисов.
Тезисы подразделяются на текстуальные(цитатные) и свободные. При составлении свободных тезисов особенно важно придерживаться стиля и терминологии автора для более точной передачи сути текста. При цитировании необходимо обязательно указать авторство цитаты, название работы, издательство, год издания и страницу, откуда взята цитата.
Характер тезисов зависит также от особенностей выполняемой работы:
-
тезисы как обобщение и вывод из изученного и проанализированного материала, -
тезисы как основные положения и их обоснование, используемые при подготовке устного доклада или сообщения.
Выписки являются дополнением к тезисам. Поскольку тезисы не содержат ни объяснений, ни доказательств, то выписки позволяют дополнить тезисы фактами и аргументами. Выписки делают, как правило, на отдельных карточках, текст выписки берется в кавычки, полностью указываются источник, страница. При составлении выписок и ведении записей рекомендуется использовать красную строку, выделение цветом, римские и арабские цифры, буквы алфавита и т.д.
Конспект - один из основных видов работы с первоисточниками, представляет краткий очерк, обзор, изложение материала, куда включаются основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после их тщательного анализа и полного изучение (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов и позволяет научиться точному и краткому выражения мыслей. Конспектпедагогического произведения должен отвечать ряду требований:
-
краткость, сам термин «конспект» означает краткое изложение какого-то выступления, произведения и т.д. (размер конспекта составляет 7 - 10 % от размера первоисточника). -
при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования необходимо добиваться ясности. Для этого необходимо некоторые положения автора формулировать своими словами.
-
краткость и ясность изложения не должны противоречить требованиям полноты и точности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений произведения, которые воспроизводят авторскую логику изложения. Для достижения большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу откуда была взята цитата.
При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанным в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме. Лист тетради делится на две части: слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения; справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность впоследствии делать дополнения, исправления, замечания, уточнения.
Различают два вида конспекта - простой и сложный. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить представленный материал.
Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам, подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется по одному вопросу проанализировать несколько источников. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.
Семинарские занятия являются естественным продолжением освоения обучающимися курса на лекциях и предполагают углубленное изучение отдельных педагогических проблем на основе самостоятельной проработки материалов первоисточников. Предлагаемая программа семинарских занятий предполагает отбор преподавателем ВУЗа необходимых тем и проблем в соответствии со спецификой организации работы с обучающимися по данному курсу.
В основу организации семинаров положены следующие принципы:
-
гуманизации; -
вариативности; -
комплексности; -
проблемности; -
целостности; -
компетентности.
Содержательная характеристика семинаров и практических занятий предполагает:
-
анализ авторской педагогической концепции, теории или системы; -
анализ педагогической проблемы в ее историческом развитии. -
анализ особенностей организации системы образования наиболее релевантностных исторических периодов.
Для более эффективной организации учебного процесса применяются различные формы проведения семинаров:
-
заслушивание докладов с их последующим обсуждением; -
семинары-диспуты и открытые дискуссии; -
комментированное чтение первоисточников; -
семинары-коллоквиумы; -
совместное обсуждение материалов, собранных творческими группами студентов (по 2 - 3 человека).
Использование разнообразных форм семинарских занятий позволяют развивать интеллектуальные способности и познавательные интересы обучающихся, их творческую инициативу и самостоятельность, повышает уровень профессиональной компетентности. В ходе изучения курса придается большое значение организации контроля за процессом усвоения учебного материала. Для фронтального опроса используются «закрытые» тесты, как наиболее эффективная форма контроля знаний обучающихся.
7.2Методические рекомендации по подготовке рефератов
Реферат (от лат. rеfеrо – «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.
Многие крупные научные результаты возникли просто из попыток привести в порядок известный материал.
Реферат – это самостоятельная учебно-исследовательская работа обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.
Этапы работы над рефератом:
-
Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. -
Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10). -
Составление библиографии. -
Обработка и систематизация информации. -
Разработка плана реферата. -
Оформление реферата в виде презентации в программе PowerPoint. -
Публичное выступление с результатами исследования на семинарском занятии.
Содержание работы должно отражать:
-
знание современного состояния проблемы; -
обоснование выбранной темы; -
использование известных результатов и фактов; -
полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; -
актуальность поставленной проблемы; -
материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время.
Типовая структура реферата.
-
Титульный лист. -
План (простой или развернутый). -
Введение. -
Основная часть. -
Заключение. -
Список литературы.
Реферат может рассматриваться как одна из форм контрольных работ. Объем реферата не должен превышать 10 страниц.
Представление реферата осуществляется в форме доклада с предъявлением презентации.
-
Методические рекомендации к разработке контрольной работы – электронной презентации.
Работа представляется в отдельном файле, подготовленный в программе PowerPoint.
Объем реферата – 8-10 слайдов, оформленных в соответствии с требованиями.
Требования к тексту.
Реферат выполняется в виде слайдов.
Текст печатается обычным шрифтом TimesNewRoman (размер шрифта – 12 кегель). Заголовки – полужирным шрифтом TimesNewRoman (размер шрифта – 14 кегель).
Формулы, схемы, графики, рисунки вписываются в текст слайда либо на отдельном слайде.
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (включая самостоятельную работу)
а) основная литература
-
Пискунов А.И. История педагогики и образования. от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.. учеб. пособие для пед. вузов. под общ.. ред. А. И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп.. М.. ТЦ Сфера. 2006. -
Богуславский М.В. XX век российского образования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Богуславский М.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 336 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7375.— ЭБС «IPRbooks» -
Молокова Т.А. Очерки истории университетского образования [Электронный ресурс]: монография/ Молокова Т.А., Фролов В.П., Посвятенко Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2011.— 175 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16360.— ЭБС «IPRbooks» -
Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв [Электронный ресурс]: монография/ Рыжов А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 300 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18562.— ЭБС «IPRbooks» -
Алексеева Л.Н., Львовский В.А., и др. Школа В.В. Давыдова. Реализация идеи развития в профессиональной деятельности педагога. Набережные Челны: Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов. – 2015. – 205 с. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29875.html .— ЭБС «IPRbooks». -
Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. Саратов: Вузовское образование. – 2014. – 333 с. .— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.html .— ЭБС «IPRbooks».