Файл: Программа дисциплины история педагогических учений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задания для самостоятельной работы по дисциплине
Перечень вопросов для самостоятельной работы
-
Педагогические взгляды Конфуция -
Педагогические идеи мыслителей античности -
Сократ как основоположник гуманистической традиции в педагогике -
Римский оратор и педагог Квинтилиан о требованиях к учителю -
Влияние христианства на становление и развитие средневековой педагогики -
Педагогические идеи мыслителей эпохи Возрождения -
Педагогические идеи «последнего гуманиста» эпохи Возрождения М.Монтеня -
Идеи гуманистической педагогики в творчестве Ф.Рабле -
Идеи гуманистической педагогики в наследии Э.Роттердамского -
Педагогическая концепция Я.А.Коменского как органическая часть его плана переустройства человеческого общества. -
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода -
Педагогические идеи французских энциклопедистов -
Педагогическая мысль в период французской революции конца ХУШ в. -
Проблема развития личности в педагогике эпохи Просвещения -
Педагогические идеи и практика филантропистов (И.Б.Базедова, Х.Зальцмана) -
Воспитание женщины в педагогике Ж.-Ж.Руссо -
Педагогическfz система И.Ф.Гербарта -
И.В.Гете о воспитании и образовании -
Основные положения педагогики И.Канта -
Теория развивающего обучения Ф.В.А.Дистервега -
Дистервег о развитии познавательной активности и самодеятельности учащихся -
Принцип природосообразности Я.А.Коменского и Ж.-Ж.Руссо -
Дидактическая концепция Я.А.Коменского -
Ян Амос Коменский об обучении иностранным языкам -
Я.А. Коменский о родительской педагогике -
Идеи воспитания личности в педагогике утопического социализма конца ХУШ-начала Х1Х вв. -
Учение о формировании человеческого характера Р.Оуэна -
Педагогическое учение Г.Спенсера -
Проблемы трудового воспитания в педагогических теориях Локка, Руссо и Песталоцци -
В.Ф.Фребель и развитие теории и практики дошкольного воспитания -
Гуманистическая концепция Януша Корчака. -
Прагматическая педагогика Джона Дьюи. -
Теория гражданского воспитания Георга Кершенштейнера -
Педагогика Марии Монтессори как одно из направлений теории свободного воспитания -
Вальдорфская педагогика как воспитательная система -
Педагогическая концепция А.Нейлла -
Педагогические взгляды и деятельность Г.Винекена -
Концепция «новой французской школы» С.Френе. -
Педагогическая концепция Э.Демолена и его Школа де Рош -
Педагогическая концепция П.Петерсена -
Сравнительный анализ концепции свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо и М.Монтессори
-
Сравнительный анализ принципа практической полезности у Д.Локка и Д.Дьюи -
Влияние зарубежной реформаторской педагогики конца Х1Х-начала ХХ вв. на развитие русской педагогики и педагогики советской школы 20-х гг. -
Проблема свободы ребенка в воспитательном процессе в гуманистической педагогике конца Х1Х-начала ХХ в. -
Европейское движение «новых школ» -
Сравнительный анализ требований к личности педагога в реформаторской педагогике Запада начала ХХ в. -
Гуманистическая воспитательная система К.Роджерса -
Проблема прав ребенка в гуманистической педагогике Запада в начале ХХ в. -
Методы исследования личности ребенка в реформаторской педагогике Запада конца Х1Х-начала ХХ вв. -
Новые концепции обучения в зарубежной педагогике конца Х1Х-начала ХХ вв. -
Значение православия для распространения просвещения и образования в Киевской Руси -
«Домостой» о воспитании детей -
Педагогическая деятельность Симеона Полоцкого -
Воззрения Екатерины П на проблемы образования -
Роль М.В.Ломоносова в развитии просвещения в России -
Просветительская деятельность Н.И.Новикова -
Педагогическая деятельность и взгляды И.И.Бецкого -
Педагогические идеи и деятельность Ф.И.Янковича -
Человек как предмет воспитания в педагогической антропологии К.Д.Ушинского -
К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой об учителе -
К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой о роли религии в воспитании -
К.Д.Ушинский и Л.Н.Толстой о зарубежной школе -
Воспитательная концепция Л.Н.Толстого -
Единство обучения и воспитания в дидактической теории П.Ф.Каптерева -
П.Ф.Лесгафт о роли физического образования в воспитании личности -
Педагогические взгляды и деятельность В.Ф.Одоевского -
Теория свободного воспитания в трудах русских педагогов -
Педагогические воззрения В.В.Розанова -
В.В.Зеньковский о проблемах религиозного образования и воспитания -
И.А.Ильин о факторах формирования личности -
Гуманистическая педагогика С.И.Гессена -
Основные педагогические течения в России начала ХХ века -
Педология: история развития в 20-30-е годы -
Вопросы воспитания трудных подростков в педагогике П.П.Блонского -
«Педагогика среды» С.Т.Шацкого -
К.Н.Вентцель об идеальной школе будущего -
К.Н.Вентцель о проблеме прав ребенка -
Требования к учителю в педагогических трудах К.Д.Ушинского, П.Ф.Каптерева, В.П.Вахтерова, П.Ф.Лесгафта -
А.С.Макаренко о воспитании детей в семье -
Воспитание «трудных» подростков в педагогической системе А.С.Макаренко -
Сравнительный анализ взглядов А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского на проблему коллектива и личности
Примерный перечень вопросов для контроля знаний обучающихся
-
Курс «История образования и педагогической мысли» в системе педагогического образования. -
Педагогика и ее история в системе культуры. -
Характеристика основных подходов к изучению историко-педагогического содержания. -
Воспитание в первобытном обществе как источник трансляции традиционной культуры. -
Педагогические традиции Дальневосточной цивилизации. -
Педагогические традиции Южно-азиатской цивилизации. -
Педагогика древнейших цивилизаций Ближнего Востока. -
Становление педагогики Западной цивилизации в эпоху Античности. -
Проблемы воспитания в фольклоре и литературе Древней Руси (IX-XIVвв.). -
Проблемы воспитания в литературе Русского государства (XIV-XVIIвв.). -
Проблемы воспитания в контексте становления Византийской патристики. -
Развитие педагогических традиций в эпоху Средневековья. -
Гуманизм в педагогике западноевропейского Возрождения. -
Педагогическая мысль Европы Нового Времени. -
Просветительские реформы в России в первой половине XVIII в. -
Развитие педагогической теории в эпоху Просвещения в странах Западной Европы и России. -
Развитие педагогики как науки в XIX в. -
Особенности реформаторского движения конца XIX- начала XX вв. -
Становление дошкольной педагогики как науки в России и за рубежом. -
Я-А. Коменский как основоположник научной педагогической системы. -
Теория «воспитания джентльмена» Дж. Локка. -
Теория «элементарного образования» И-Г. Песталоцци. -
К.Д. Ушинский как основоположник научной отечественной педагогики. -
Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. -
Педагогическое наследие Л.Н. Толстого. -
Антропософия Р. Штейнера. -
Педагогическая теория М. Монтессори. -
Концепция космического воспитания К.Н. Вентцеля. -
Проблема игры в истории образования и педагогической мысли. -
Проблема трудового воспитания в истории образования и педагогической мысли. -
Проблема нравственного воспитания в истории образования и педагогической мысли. -
Проблема индивидуального подхода к детям в истории образования и педагогической мысли. -
Особенности организации обучения ребенка как историко-педагогическая проблема. -
Характеристика инновационных технологий воспитания и обучения ребенка (сравнительный анализ по выбору студента).
5.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков
Оценивание обучающегося на зачете по дисциплине
По итогам изучения курса проводится зачет
Уровни сформированности компетенций:
Репродуктивный, требующий от обучающегося узнавания известной информации, понимания существенных сторон учебной информации, владения общими принципами поиска алгоритма. Основными операциями этого уровня являются воспроизведение информации и преобразования алгоритмического характера.
Поисковый, требующий от обучающегося способности самостоятельно воспроизводить и преобразовывать усвоенную информацию для обсуждения известных объектов и применения ее в разнообразных нетиповых (реальных) ситуациях. При этом обучающийся способен генерировать субъективно новую (новую для него) информацию об изучаемых объектах и действиях с ними;
Творческий, предполагающий наличие самостоятельного критического оценивания учебной информации, умение решать нестандартные задания, владение элементами исследовательской деятельности, на этом уровне обучающийся способен создавать объективно новую информацию.
Уровни | Оценка |
Творческий | Отлично |
Поисковый | Хорошо |
Репродуктивный | Удовлетворительно |
Недостаточный | Неудовлетворительно |
Критерии оценивания теоретического вопроса
Оценка | Характеристики ответа обучающегося |
Отлично / зачтено | - умение представить тезисный план ответа; - владение теорией, раскрывающей содержания проблемы; - свободное владение психолого-педагогическими понятиями и категориями; - умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - умение апеллировать к источникам при раскрытии содержания вопроса; -опираясь на межпредметные знания связывает научные положения с будущей практической деятельностью; -умение аргументированно делать выводы; -уверенно, логично, последовательно и стилистически грамотно излагает ответ на вопрос. |
Хорошо/ зачтено | - умение представить план ответа; - владение теорией, раскрывающей содержания проблемы; - владение основными психолого-педагогическими понятиями и категориями; - умение иллюстрировать основные теоретические положения конкретными примерами; - знание источников при раскрытии содержания вопроса; -опираясь на межпредметные знания, связывает научные положения с будущей практической деятельностью; -умение аргументированно делать выводы; -уверенно, логично, последовательно и стилистически грамотно излагает ответ на вопрос. |
Удовлетворительно/ зачтено | - отсутствие плана ответа на вопрос; - частичное владение теорией, раскрывающей содержания проблемы; - владеет отдельными психолого-педагогическими понятиями и категориями; - умение делать итоговые выводы; - стилистически грамотно излагает ответ на вопрос. |
Неудовлетворительно | - отсутствует план вопроса; - допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее; - испытывает трудности в практическом применении знаний; - не формулирует выводов и обобщений. |
Критерии оценивания решения практических заданий
Оценка | Характеристики ответа обучающегося |
Отлично/ зачтено | - умение обоснованно применять теорию к решению практического задания; - представлены алгоритмы решения практического задания; - отразил риски и перспективы в решении практического задания. |
Хорошо/ зачтено | - умение обоснованно применять теорию к решению практического задания; - в основном представлены алгоритм решения практического задания; - отразил некоторые риски и перспективы в решении практического задания. |
Удовлетворительно/ зачтено | - обучающийся представил решение практического задания, допустив существенные ошибки в применении теории; - в основном представил алгоритм решения практического задания; - в ответе не представлены риски и перспективы в решении практического задания. |
Неудовлетворительно | - обучающийся не решил практическое задание. |
6. Методические рекомендации преподавателям по технологии реализации дисциплины
На семинарских занятиях проводятся блиц-опросы обучающихся в целях определения уровня понимания и усвоения ключевых понятий дисциплины, а также обучающийся осуществляют решение и разбор совместно с преподавателем конкретных профессиональных ситуаций (ситуационные задачи).
В качестве домашних заданий обучающиеся готовят сообщения, доклады и презентации с последующим их обсуждением на семинарских занятиях.
7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
7.1 Методические указания к семинарским, практическим занятиям