Файл: Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность товаров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • поиск лидеров на рынке;
  • определение экономических драйверов (рыночные темпы роста, размер рынка, количество конкурентов и покупателей и т.д.);
  • установление факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность;
  • определение перспектив дальнейшего развития предприятия на рынке.

Таким образом, исследование конкурентов в условиях рыночной экономики занимает одну из главных задач маркетинга, ведь знание конкурентов необходимо для того, чтобы правильно построить стратегию фирмы на рынке потребителей, для того, чтобы вовремя предлагать товар потенциальным покупателям, все эти действия должны быть продуманы на несколько шагов вперед, чем у конкурентов.

В повседневной жизни мы очень часто употребляем понятие конкуренция, конкурентоспособность. Мы можем с легкостью назвать конкурирующие между собой фирмы и описать их примерную конкурентоспособность. Но что же мы подразумеваем под этим понятием, когда употребляем его в жизни? Для многих конкуренция − это соперничество между фирмами и их товарами. Понятие конкуренция существует примерно с того времени, когда у покупателя появилась возможность выбора взаимозаменяемых товаров у различных продавцов. На современном этапе конкуренции дано множество определений, рассмотрим самые популярные из них.

Конкуренция − это борьба между товаропроизводителями, поставщиками, продавцами за лидерство, за первенство на рынке.

Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. [9, с 430]

Из данных определений можно сказать, что конкуренция− это некая борьба за выживание на рынке, это некое стимулирование для предпринимателей и рабочих, и это то, чем активно пользуется потребитель. Ведь покупателю предлагается огромный ассортимент товара, возможность выбора наилучшего для него. Зная определение конкуренции, мы можем ответить на 3 вопроса: «Между кем? За что? Во имя чего?» между производителями однотипных товаров и услуг; за привлечение как можно большего количества потенциальных и постоянных покупателей; для получения максимальной денежной прибыли.

Конкуренция− это экономический процесс, в котором есть свои плюсы и минусы. Плюсы: повышается эффективность хозяйственной деятельности, ускоряется процесс НТП. Минусы: обостряются производственные и рыночные отношения.

Предмет конкуренции − это либо товар, либо услуга, с помощью которой производитель пытается удовлетворить потребность своего потенциального покупателя, получить деньги, а так же сделать данного покупателя потенциальным, то есть завоевать его, расположить его к своему товару.


Объект конкуренции − это покупатель и потребитель. Именно он и играет главную роль, ведь его слово является последним и решающим. От того, какой товар приобретет потребитель и будет зависеть прибыль предприятия и ее конкурентоспособность.

Разделение в конкуренции на предмет и объект, говорит нам о том, что в конкурентной борьбе есть две главных стороны: потребитель и товар

1.2 Конкурентоспособность товара

В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товара это главный фактор успеха. Конкурентоспособность товара предпола­гает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания. В связи с чем, одним из важнейших показателей конкурентоспособности предприятия, особенно для про­изводителя, является конкурентоспособность его продукции.

Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляю­щих существенного интереса для основной группы его покупателей.

Конкурентоспособность товара может быть определена только в результате его сравнения с другим товаром и является относительным показателем. Она отражает отличие данного товара от товара - кон­курента по степени удовлетворения конкретной потребности. Для то­го, чтобы выяснить конкурентоспособность какого - либо товара, не­обходимо не просто сравнить его с другими товарами по степени их соответствия конкретной потребности, но и учесть при этом затраты потребителя на покупку и последующее использование для удовле­творения своей потребности.

Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочти­тельность для потребителя по сравнению с аналогичными товарам: других отечественных и зарубежных предприятий. [3, с 31]

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому она слагается из таких показателей как качество продукции, маркетинг и коммерческая деятельность, цена товара, имидж товара и престижность фирмы.


Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребите­лями и другими силами, определяющими конкуренцию.

Технические параметры включают:

- параметры назначения — свойства товара, определяющие об­ласти применения и функции, которые он предназначен вы­полнять (например, пушно-меховое производство, перевозка грузов, обработка сельхозпродукции);

- эргономические параметры, характеризующие, соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выпол­нения различных операций (трудовых, отдыха);

- конструктивные параметры, отражающие конструктивно технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность, ремонтопригодность и т. п.);

- эстетические параметры, характеризующие внешнее воспри­ятие товара (цвет, мода, стиль).

Нормативные параметры. Они характеризуют, свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара дейст­вующим обязательным нормам он не может использоваться для удов­летворения существующей потребности. . [3, с 31]

Экономические параметры. Они связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспорти­ровку и хранение, монтаж и наладку, а также все текущие эксплуата­ционные затраты.

1.3 Качество товара как важнейший фактор повышения конкурентоспособности

Конкурентоспособность товара, прежде всего, определяется его качеством. Качество - критерий оценки товара, объ­единяющий комплекс требований к нему. Понятие "качество" рас­сматривается как совокупность свойств, обуславливающих пригод­ность изделия (продукции) удовлетворять определенные потребности в соответствии с его назначением в определенных условиях эксплуа­тации. Качество является первоочередным фактором при определе­нии цены. В зависимости от уровня качества изготовитель устанавли­вает стоимость товара.

Конкурентоспособность любого товара определяется совокупно­стью только тех его свойств, которые представляют интерес для поку­пателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие параметры, выходящие за указанные рамки, при оценке учитываться не должны. [9, с 176]


Для оценки конкурентоспособности вводится понятие интеграль­ного показателя качества, под которым понимается отношение сум­марного полезного эффекта от эксплуатации (потребления) продук­ции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию (потребле­ние). Однако параметры продукции, отражающие ее эффект для из­готовителя, часто не представляют интереса для потребителя. Напри­мер, если при тех же эксплуатационных характеристиках и затратах на потребление изготовителю удалось снизить энергоемкость и тру­доемкость производства изделия, то его качество, с точки зрения об­щего эффекта для экономики, возрастет, но привлекательность с точ­ки зрения потребителя не повысится, поскольку полезные для него параметры не изменились (если, конечно, за счет экономии производ­ственных затрат не будет снижена продажная цена).

Различие в оценке качества и конкурентоспособности связано также с тем, что с точки зрения качества сравнению подлежат лишь одно­родные товары. В этом случае группы изделий классифицируются по показателям, характеризующим не только основные, области их при­менения, но и ряд конструктивных и технологических особенностей, что еще больше сужает рамки классификации. С позиций же оценки конкурентоспособности, где за базу сравнения берется конкретная потребность, возможно сопоставление и неоднородных товаров, по­скольку они представляют собой только различные способы удовлетворения одной и той же потребности.

Тем не менее, между понятиями «качество» и «конкурентоспособ­ность» существует прямая связь. Оба понятия служат для оценки результатов конкретного труда, его общественной полезности. Общим для них является и то, что они определяются через совокупность свойств товара. Оба показателя представляют собой динамические ха­рактеристики, которые изменяются с развитием общественных по­требностей и научно-технического прогресса, наиболее рациональному использованию, не предоставляется необходимая техническая документация. [9, с 176]

Категория качества в системе маркетинга рассматривается как одна из главных составных частей стратегии овладения рынком, по­вышения уровня обслуживания и обеспечения конкурентоспособно­сти. Повышение качества - основной источник увеличения потреби­тельной ценности, «полезности» материальных благ и услуг, а соот­ветственно и роста прибыли.

Высокое качество - это самое надежное средство выхода на рынок. С точки зрения маркетинга, качество включает показатели своевре­менного обновления продукции, выпуска ее в ассортименте, в наибо­лее полной степени удовлетворяющем запросы, вкусы и требования потребителей. От купленного изделия люди должны получать макси­мальное удовлетворение, притом не только в соответствии со своими ожиданиями, но и сверх того, ибо многие потребители просто не зна­ют о дополнительной пользе товара, которая часто и определяет окончательное покупательское решение.


Выделяют четыре уровня понятия качества:

- соответствие товара стандартам и нормативно - техниче­ской документации;

- соответствие товара его функциональному предназначению и эксплуатационным требованиям;

- соответствие фактическим требованиям покупателей;

- соответствие скрытым требованиям.

При планировании выхода на новый рынок в первую очередь следует получить информацию по утвержденным в законодательном порядке или принятым в торговой практике стандартам качества и учесть их в работе по совершенствованию продукта. Особенному уже­сточению подлежат в настоящее время стандарты качества, обеспечи­вающие экологическую чистоту, высокую степень унификации про­дукции, меры безопасности и защиты здоровья человека.

Одним из важнейших критериев определения качества изделия соответственно его конкурентоспособности является обеспечение па­тентной чистоты и защиты товаров. Патентная чистота обеспечивает­ся, если оригинальные технические решения, использованные при производстве данного товара осуществлены только разработчиками предприятия - изготовителя или основаны на приобретенной у дру­гих фирм соответствующей лицензии. Отсутствие патентной чистоты делает продукцию неконкурентоспособной на рынке.

Потребительский эффект зависит от функциональности изделий надежности их в эксплуатации, доступности для ремонта, высокого эстетического уровня и других факторов, определяющих качество. Поэтому одна из задач маркетинговой стратегии - довести до потре­бителя весь спектр потребительских свойств товара. [10]

На первоначальной стадии процесса формирования качества го­товой продукции представляют проектные задания и товарные об­разцы, которые тоже должны соответствовать требованиям высокого качества. Являясь результатом научно - исследовательских разработок, определяющих технический уровень новой продукции, они должны учитывать все современные достижения научно - технического и со­циально - культурного прогресса.

Главным компонентом их конкурентоспособности является высо­кое качество проектов, товарных образцов, продукции производст­венного назначения, потребительских товаров.

При определении уровня качества товара следует учитывать нормативные составляющие: соответствие продукции обязательным стандартам качества, принятым в законодательном порядке. Из-за несоответствия выпускаемого изделия принятым на конкретном рын­ке стандартам качества продукция не может быть поставлена.