Файл: Директор Тренинг центра ипо кфу Ахмадуллина Э. А., к псх н. доцент кафедры психологии развития и клинической психологии, к пс н. Абитов И. Р.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оказание психологической помощи людям, попавшим в чрезвычайные
ситуации.
Директор «Тренинг центра ИПО КФУ» Ахмадуллина Э.А., к.псх.н.
доцент кафедры психологии развития и клинической психологии,
к. пс. н. Абитов И.Р.
(материалы опубликованы в монографии «Медицина чрезвычайных
ситуаций, Том 2., Глава 7., с. 693-706»)
В данной главе мы рассмотрим основные понятия
«экстремальная ситуация», определение «кризисной ситуации», «катастрофы», факторы чрезвычайной ситуации; задачи, стоящие перед специалистами при оказании экстренной психологической помощи; принципы оказания экстренной психологической помощи; этапы психологической помощи в экстренных ситуациях; виды психологической помощи; требования к личности специалиста- психолога при оказании помощи в кризисных ситуациях; методы оказания экстренной психологической помощи; способы преодоления тревожности у сотрудников МЧС с разным стажем профессиональной деятельности.
Наша работа посвящена проблемам профессиональной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Мы разберем спектр психологических вопросов, возникающих в условиях работы в чрезвычайных ситуациях.
Современного человека в повседневной жизни все чаще сопровождают стрессовые ситуации, которые, несомненно, не лучшим образом влияют на психоэмоциональное состояние личности. Возникают нагрузки на механизмы, позволяющие разрешать проблемные ситуации и снижать психологическое напряжение, возникающее в результате воздействия стрессоров.
В разные периоды изучением этого вопроса занимались такие известные ученые как: Р. Лазарус, А.Г. Маклаков, Н. Хаан и другие, которые реализовали различные подходы к его изучению. Многие авторы подчеркивают существенную роль психологической защиты личности в поддержании ее психологического здоровья. Необходимым, на наш взгляд, является рассмотреть особенность психологических механизмов защиты и копинг – поведения у лиц занимающихся экстремальными видами деятельности, т.к. люди, занимающиеся именно этим видом деятельности, постоянно рискуют своим психоэмоциональным равновесием [1, с. 4].

Недостаточность знаний об особенностях преодоления стрессовых ситуаций в экстремальных условиях явилось источником проблемы выявления взаимосвязи различных видов психологических защит, копинг - поведения, а так же тревожности на примере лиц работающих в экстремальных условиях. Решение данной проблемы актуально для психологии личности, экстремальной психологии, поскольку даёт возможность расширить и углубить знания о факторах, преодоления стрессовых ситуаций в экстремальных условиях. Низкий социальный и образовательный статус многих жертв осложняет процесс оказания помощи. Среди жертв можно встретить большое количество людей, которые по своему социальному и образовательному статусу никогда в жизни не оказались бы в кабинете психотерапевта.
Основные понятия, определения
В учебном пособии «Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных» / Под общей ред. Ю.С. Шойгу под понятием чрезвычайной ситуации подразумевают объективно сложившуюся обстановку. Когда катастрофа уже произошла [20].
Экстремальная ситуация (от лат. extrеmus — крайний, критический) — внезапно возникшая ситуация, угрожаюD щая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию. [20, стр.14]
По определению Всемирной организации здравоохранения, под кризисной ситуацией понимается угроза телесной целостности или жизни, перемены в семейной организации или статусе, изменение роли индивидуума в группе людей, угроза нации и культуре [ВОЗ, 1994; 25]. Анализируя труды в области психологии кризисов Л.С. Выготского, К.А. Абульхано- вой-Славской, А.А. Бакановой, Ф.Е.
Василюка, А.Н. Моховикова, Л.А. Пергаменщика, Л.Б. Шнейдер, G.Jacobsоn, O.
Bollnow и др., можно сделать вывод о том, что подобные кризисные ситуации зачастую вызывают изменения в системе ценностных ориентаций, жизненного смысла, а также о том, что кризис имеет трансформирующую функцию, так как он ставит человека, общество перед необходимостью поиска, обретения новых, соответствующих ситуации способов взаимодействия с социальным окружением, миром.
В «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова даются следующие определения катастрофы:
1.
Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влекущее за собой трагические последствия.


2.
Крупное потрясение трагического характера, обусловливающее собой резкий перелом в личной или общественной жизни.
За словом «катастрофа» всегда стоят человеческое горе и страдание, каждая такая ситуация ломает судьбы многих людей, порождает семейные и личные трагедии.
В момент чрезвычайной ситуации спокойная жизнь большого числа людей оказывается разрушенной. Этим людям требуется помощь специалистов, и в том числе специалистов-психологов.
Оказание экстренной психологической помощи — это самостоятельная область психологической практики.
Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации [26].
Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, бepeт на себя государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские. Крайне важно, чтобы сотрудники данных подразделений представляли себе, как должна быть организована работа по оказанию профессиональной психологической помощи на месте чрезвычайном ситуации.
Факторы чрезвычайной ситуации
При оказании психологической помощи в чрезвычайной ситуации выделяют наличие следующих факторов [20].
1.
Наличие психотравмирующего события.
Оказание экстренной психологической помощи происходит после события, имеющего сильнейшее воздействие на эмоциональную, когнитивную, личностную сферы человека. Это могут быть масштабные чрезвычайные ситуации природного или техногенного характера, или менее масштабные события, также являющиеся мощными стрессогенными воздействиями на человека (ДТП, изнасилование, внезапная смерть близкого человека). Почти всегда такое событие можно охарактеризовать как событие внезапное.
2.
Фактор времени - экстренная психологическая помощь всегда оказывается в сжатые сроки.

3.
Непривычные для работы специалиста психолога условия (нет или недостаточно отдельных помещений для работы, плохие бытовые условия и т.д.).
4.
Сконцентрированность в одном месте большого числа людей, нуждающихся в психологической помощи.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что экстренная помощь специалиста-психолога — это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия.
Задачи при оказании экстренной психологической помощи
Задачами специалистов психологической службы при оказании экстренной психологической помощи в режиме чрезвычайной ситуации являются: создание психологической обстановки, обеспечивающей оптимальные условия для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ; снижение интенсивности острых реакций на стресс у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС, оптимизация их актуального психического состояния; снижение риска возникновения массовых негативных реакций в части касающейся; профилактика возникновения у пострадавших, а также у родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС отдаленных психических последствий в результате воздействия травмирующего события.
В целях реализации поставленных задач специалистами психологической службы обеспечивается: экстренная психологическая помощь пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в результате ЧС при наличии у них острых реакций на стресс; психологическое консультирование пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате чрезвычайной ситуации; информационно-психологическое сопровождение пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС; организация взаимодействия со службами, осуществляющими работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и оказанию помощи пострадавшим, а также родственникам и близким погибших и пострадавших в

результате ЧС, в том числе, информирование специалистов этих служб о специфике психического состояния указанных лиц и ее учете при проведении необходимых мероприятий с участием пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в результате ЧС; способствование обеспечению минимальных условий жизнедеятельности пострадавших, а также родственников и близких погибших и пострадавших в ЧС; сопровождение массовых мероприятий в целях снижения риска возникновения массовых негативных реакций; психологическое сопровождение специалистов принимающих участие в ликвидации ЧС [13, 22].
Принципы оказания экстренной психологической помощи
В специализированной литературе определяют основные принципы оказания экстренной психологической помощи [20]. Безусловно, что деятельность психолога в подобной ситуации регулируется общими принципами, принятыми для оказания психологической помощи. Однако эти принципы в ситуации экстремальной приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями условий оказания помощи.
• Принцип защиты интересов клиента. Особенность применения этого принципа в экстремальных условиях состоит в том, что в отличие от обычных условий деятельности с клиентом чаше всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), то есть не проговариваются границы работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состояние клиента. Однако, несмотря на это, защита интересов клиента является ведущим принципом работы специалиста-психолога.
• Принцип «не навреди». Своеобразие условий оказания помощи делает возможным вывести несколько следствий из этого принципа. Первое следствие: краткосрочность оказания помощи, то есть помощь должна быть направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни клиента. Принципиально неверно проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами клиента, так как такая работа должна быть пролонгированной.
• Принцип добровольности. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию (ждет, пока клиент обратиться за помощью). Этот принцип в
условиях экстренной психологической помощи трансформируется в особое поведение — специалист-психолог активно и ненавязчиво предлагает свою помощь пострадавшим. Такая позиция позволяет, с одной стороны, обеспечить необходимую помощь людям, которые находятся в особом состоянии и зачастую не могут адекватно оценить потребность в помощи, с другой стороны – не нарушает личных границ человека.
• Принцип конфиденциальности. При оказании экстренной психологической помощи принцип этот сохраняет свою актуальность, однако конфиденциальность может быть нарушена в случае получения психологом информации о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или для окружающих
(такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства).
• Принцип профессиональной мотивации. Этот принцип принят для любого вида психологической помощи. В экстремальной ситуации соблюдение его становится особенно важным, гак как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т.д.).
• Принцип профессиональной компетентности предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях. В обычных условиях деятельности психолог при необходимости рекомендует обратиться к другому специалисту, но в чрезвычайных условиях найти другого специалиста часто невозможно. Поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить, в том числе, и такие аспекты, как подготовка до момента выезда на ЧС, умение быстро восстановить высокий уровень работоспособности, используя профессиональные навыки [20].
Соблюдение этих принципов необходимо. Это своего рода этический кодекс специалиста-психолога при работе в чрезвычайных ситуациях.
Этапы психологической помощи в экстренных ситуациях
Этапы организации работы психологической помощи в экстренных ситуациях можно найти в работах Ю.С. Шойгу [21], Т.Н. Никитиной [16] , а также А.И.
Ляшенко, С.В. Тиунова, В.Н. Шатило [10].
Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа. Первый этап подготовительный, второй — это этап

собственно оказания экстренной психологической помощи, третий - этап завершения работ по оказанию экстренной психологической помощи. На каждом конкретном этапе перед психологами стоят свои цели и задачи. Рассмотрим их более подробно.
Подготовительный этап. Целью работы на подготовительном этапе является подготовка развернутого плана действий по оказанию экстренной психологической помощи. Для этого необходимо осуществить:
1. Сбор информации о психологической ситуации, сложившейся в результате ЧС.
В некоторых ситуациях нужные сведения имеются у специалистов-психологов или специалистов другого профиля, уже работающих на месте происшествия.
Если же информации такого рода нет, необходимо собрать ее самостоятельно для того, чтобы организовать работу специалистов наиболее оптимальным образом.
Сбор информации производится по следующей схеме.
• Определение мест, где предстоит работать психологам: места дислокации пострадавших и их родственников, пункты проведения массовых мероприятий
(панихиды, опознания, встречи с представителями властных структур). Часто таким местом является также и само место ЧС (если ЧС произошло на территории населенного пункта).
• Приблизительный подсчет людей, нуждающихся в помощи.
• Выяснение числа специалистов, которые уже работают или приступят к работе и ближайшее время.
• Уточнение времени, мест и примерного количества участников массовых мероприятий.
• Выяснение порядка, времени и места действий, которые необходимо совершить пострадавшим или их родственникам (выплата компенсаций, процесс опознания, получение свидетельств о смерти и т.д.).
2. Определение места и порядка работы каждого специалиста — вторая важная задача, решаемая на подготовительном этапе, поскольку от успешности ее решения часто зависит эффективность оказания помощи. Каждый специалист должен знать, что ему предстоит делать на конкретном участке, работы.
3. Составление ориентировочного плана работ. Решение этой третьей задачи происходит на подготовительном этапе, однако на протяжении всего периода оказания экстренной психологической помощи этот план может изменяться и корректироваться в зависимости от изменяющихся условий деятельности.

Основной этап. На основном этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи специалисты-психологи работают по двум основным направлениям: помощь специалистам, участвующим в ликвидации последствий
ЧС, нацеленная на обеспечение условий профессиональной деятельности, и помощь пострадавшим в результате ЧС.
Содержание деятельности специалистов-психологов может быть различным, оно определяется на подготовительном этапе и отражается в плане работ. Это содержание зависит от специфических характеристик ситуации.
Завершающий этап. Ни завершающем этапе работ по оказанию экстренной психологической помощи решаются такие задачи, как:
• Оказание помощи тем лицам, кому это необходимо. Как правило, на завершающем этапе количество пострадавших, находящихся в районе ликвидации последствий ЧС, невелико, однако нуждающиеся в психологической помощи есть.
• Мероприятия по оказанию психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС. Такие мероприятия возможны и целесообразны на данном этапе, так как интенсивность работ по ликвидации последствий ЧС, оказанию социальной помощи пострадавшим и т.д. снижается, а усталость специалистов, осуществляющих такую помощь, накапливается.
• Обобщение и анализ информации, полученной в ходе работ по оказанию экстренной психологической помощи.
• Составление прогноза развития ситуации на основании обобщения и анализа данных.
Итак, мы рассмотрели основные этапы по оказанию экстренной психологической помощи.
Виды психологической помощи
Далее перейдем к обзору основных практических аспектов, используемых специалистами для оказания экстренной психологической помощи.
В кризисной ситуации возможны два вида психологической помощи: кризисное консультирование и кризисная психотерапия [19]. Любая ранящая ситуация вызывает изменения в чувствах, поведении и мыслях человека. Кризисное консультирование производится тогда, когда трансформации подконтрольны человеку, и он в силах самостоятельно справиться с ними. Кризисное

консультирование, как правило, не долгосрочно, и чаще всего основывается на тактиках информирования.
Если же негативные изменения приобретают длительный, затяжной характер и оказываются вне зоны самостоятельного контроля, то возникает необходимость в профессиональной психотерапевтической помощи. Кризисная психотерапия в отличие от консультирования более долгосрочна, включает работу с состоянием обратившегося, оценку психической динамики его состояния на протяжении всего курса встреч. В кризисной психотерапии большая роль отдается исследованию отношений, развивающихся между клиентом (пациентом) и психотерапевтом, учитывается динамика этих отношений.
Основные принципы кризисной психологической помощи.
1. Эмпатический контакт. Под эмпатией понимается способность сопереживать, чувствовать то, что чувствует другой человек, видеть мир его глазами. Эмпатия не допускает формального отношения к человеку. Развитие эмпатии предполагает возможность выйти за пределы традиционных взаимоотношений и проникнуть в глубину человеческого страдания. Когда эмпатия объединяется с искренним стремлением усилить веру пострадавшего в себя, в свои собственные возможности, возникают изменения.
2. Слушание и понимание. Оказывая кризисную помощь, важно не просто придерживаться схемы консультирования. Профессионалу очень важно не только разобраться в психологических проблемах пострадавшего, но и оценить его потенциал прежде, чем применять ту или иную методику работы.
3. Объективность и реалистичность. Прежде чем оказывать какую либо помощь, важно понять структуру кризисной ситуации, определить потребности обращающегося за помощью.
4. Высокий уровень активности психолога. Психологу важно проявлять активность в установлении контакта с человеком, переживающим кризис. Важно обнаружить тот способ и уровень контакта, который доступен пострадавшему.
5. Ограничение целей. Ближайшая цель кризисной психологической помощи – предотвращение катастрофических последствий. Поэтому психологу важно поддержать восстановление психологического равновесия пострадавшего.
6. Экологичность. Оказывая помощь, важно помнить принцип «не навреди».
Важно тщательно выбирать техники и приемы кризисной работы, не провоцируя и не усиливая тяжести состояния. Кроме того, важно помнить, что кризисная помощь представляет собой частичный вклад в восстановление психического