Файл: Директор Тренинг центра ипо кфу Ахмадуллина Э. А., к псх н. доцент кафедры психологии развития и клинической психологии, к пс н. Абитов И. Р.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Последующая динамика состояния и самочувствия пострадавших во многом определяется спецификой воздействия экстремальных факторов, полученными поражениями и морально-психологической ситуацией после трагических событий. Вслед за «психофизиологической демобилизацией» (при относительно высокой индивидуальной вариативности сроков) с достаточным постоянством наблюдалось развитие 4-й стадии — «стадии разрешения» (от 3 до 12 суток). В этот период, по данным субъективной оценки, постепенно стабилизировались настроение и самочувствие. Однако по результатам объективных данных и включенного наблюдения у абсолютного большинства обследованных сохранялись пониженный эмоциональный фон, ограничение контактов с окружающими, гипомимия (маскообразность лица), снижение интонационной окраски речи, замедленность движений, нарушения сна и аппетита, а также различные психосоматические реакции (преимущественно со стороны сердечно- сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и гормональной сферы). К концу этого периода у большинства пострадавших появлялось желание
«выговориться», реализуемое избирательно, направленное преимущественно на лиц, не являвшихся очевидцами трагических событий, и сопровождавшееся некоторой ажитацией. Этот феномен, входящий в систему естественных механизмов психологической защиты («отторжение воспоминаний путем их вербализации»), в ряде случаев приносил пострадавшим существенное облегчение. Одновременно восстанавливались сны, отсутствовавшие в предшествующие периоды, в том числе — тревожного и кошмарного содержания, в различных вариантах трансформировавшие впечатления трагических событий.
На фоне субъективных признаков некоторого улучшения состояния объективно отмечалось дальнейшее снижение психофизиологических резервов (по типу гиперактивации), прогрессивно нарастали явления переутомления, существенно уменьшались показатели физической и умственной работоспособности.
Один из методов профилактики психопатологии и успешности последующей реабилитации Решетников М.М. отметил возможность «выговориться»
(дебрифинг) . При этом дебрифинг наиболее эффективен, если он проводится до введения транквилизаторов и до того, как пострадавшим предоставлена возможность сна (то есть — в первые сутки); естественно — если для этого имеются возможности и достаточное количество квалифицированных специалистов, способных проводить дебрифинг. В случаях, когда дебрифинг оказывается по тем или иным причинам отложенным, происходит консолидация следов памяти, сопровождаемая рядом психопатологических феноменов, хорошо
известных специалистам. Однако это не снижает самостоятельной значимости методически обоснованного дебрифинга на последующих этапах. Один специалист может квалифицированно провести в день не более 5-6 (максимум —
10) индивидуальных дебрифингов, что определяет расчет сил и средств психологических служб экстренного реагирования.
В соответствии с обоснованными данными, в подобных ситуациях, как правило, требуется многоуровневый дебрифинг, в том числе — для спасателей и психологов, действующих на «первом уровне» (участвующих в непосредственной работе с пострадавшими и членами их семей; при этом специалисты «второго уровня» вообще не контактируют с последними).
5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в
10) индивидуальных дебрифингов, что определяет расчет сил и средств психологических служб экстренного реагирования.
В соответствии с обоснованными данными, в подобных ситуациях, как правило, требуется многоуровневый дебрифинг, в том числе — для спасателей и психологов, действующих на «первом уровне» (участвующих в непосредственной работе с пострадавшими и членами их семей; при этом специалисты «второго уровня» вообще не контактируют с последними).
5. «Стадия восстановления» психофизиологического состояния (5-я) начиналась преимущественно с конца второй недели после воздействия экстремального фактора и первоначально наиболее отчетливо проявлялась в поведенческих реакциях: активизировалось межличностное общение, начинала нормализоваться эмоциональная окраска речи и мимических реакций, впервые появлялись шутки, вызывавшие эмоциональный отклик у окружающих, восстанавливались сновидения у большинства обследованных. В состоянии физиологической сферы позитивной динамики и в этой стадии выявлено не было. Клинических форм психопатологии, за исключением транзиторных и ситуационных реакций, в
1 2 3 4
«острый» период (до двух недель) после воздействия экстремальных факторов не наблюдалось. Основными формами транзиторной психопатологии (по ведущему признаку) у пострадавших, как правило, являются: астенодепрессивные состояния
— 56%; психогенный ступор — 23%; общее психомоторное возбуждение — 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации — 4%; бредово- галлюцинаторные реакции (преимущественно в просоночный период) — 3%; неадекватность, эйфория — 3%.
6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших
(«стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Отдаленные
— 56%; психогенный ступор — 23%; общее психомоторное возбуждение — 11%; выраженный негативизм с явлениями аутизации — 4%; бредово- галлюцинаторные реакции (преимущественно в просоночный период) — 3%; неадекватность, эйфория — 3%.
6. В более поздние сроки (через месяц) у 12% — 22% пострадавших выявлялись стойкие нарушения сна, немотивированные страхи, повторяющиеся кошмарные сновидения, навязчивости, бредово-галлюцинаторные состояния и некоторые другие, а признаки астено-невротических реакций в сочетании с психосоматическими нарушениями деятельности желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и эндокринной систем определялись у 75% пострадавших
(«стадия отставленных реакций»). Одновременно нарастали внутренняя и внешняя конфликтогенность, требующая специальных подходов. Отдаленные
последствия, которые можно было бы выделить в самостоятельную (7-ю) стадию, нами не изучались.
Существует необходимость создания специальные государственных реабилитационных мер по оказанию помощи людям, пережившим экстремальные ситуации .
Существует необходимость создания специальные государственных реабилитационных мер по оказанию помощи людям, пережившим экстремальные ситуации .
Список литературы:
1. Абитов И.Р. «Антиципационная состоятельность в структуре совладающего поведения»/ Дисс, конд. психол.н.,19.00.01,19.00.04. Казань 2007-134с
2. Ахмадуллина Э.А. Психические состояния эмигрантов в процессе их аккультурации / Э.А. Ахмадуллина // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Проблемы развития личности».
Личность в современных исследованиях. Вып. 7. −Рязань: Рязанский государственный медицинский университет, 2004. − C. 6-9 (0,25 п.л.).
3. Диагностика, профилактика и коррекция стрессовых расстройств среди сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России»:
Методические рекомендации. Изд. 2-е. - М.: 2001. - 256 с.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологические свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1999.;
5. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1999.;
6. Климов
Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми
(психологический аспект) Учебное пособие М.: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Изд-во НПС "МОДЭК", 2001. (Серия "Библиотека психолога").;
7. Климов
Е.А.
Личность, профессия и научно-практическая профконсультация , Молодёжь и труд. М.: Молодая гвардия, 1990, С.;
8. Кружкова О.В. Психологические защиты личности: учебное пособие /
О.В.Кружкова, О.Н.Шахматова– Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2006 – 153с
9. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования
//Эмоциональный стресс. / Р.С.Лазарус; под ред. Л.Леви: Пер. с англ. –
Л.,1970. – С.178-180.
10. Ляшенко А.И., Тиунов С.В., Шатило В.Н. Практика участия психологов
МСПП в работе по оказанию экстренной психологической помощи //
Психология экстремальных ситуаций / Под ред. В.В.Рубцова, С.Б.Малых.
М.: Психологический институт РАО, 2007. С. 199-205
11. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. –
960 с.
–
(Справочник практического психолога). http://www.litmir.co/br/?b=202111 12. Марьин М.Н. и др. Профессиография основных видов деятельности сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России. - М.:
ВНИИПО, 1998. - 114с.
13. Межведомственная инструкция «О Порядке оказания экстренной психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах» http://www.mchs.gov.ru/document/396339 14. Мещеряков В.П. Большой психологический словарь/ Сост.и общ.ред.Б.Г.
Зинченко. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2007. – 672. – (Большая университетская библиотека c 172)
15. Миллер
Л.В. Модель экстренной психологической помощи //
Теоретические и прикладные аспекты деятельности Центра экстренной психологической помощи МГППУ. Портал психологических изданий
PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/cepp/issue/45300_full.shtml
16. Никитина Т.Н. К вопросу о задачах экстренной психологической помощи //
Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь:
Сборник статей / Под ред. О.В. Красновой. М: МПГУ; Обнинск: Принтер,
2002. С.190-204.
17. Осипов А.В. Профессионально важные качества сотрудников пожарно- спасательных формирований на разных этапах профессионального становления. Автореферат дисс. На соиск. Ученой степени кандидата психологических наук. - Ростов-на-Дону, 2009 18. Основные подходы центра экстренной психологической помощи МЧС РФ к организации работы в экстремальных ситуациях. Фрагменты и коррективы по материалам Учебного пособия ЦЭПП МЧС РФ http://10- cabinet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=189&Itemid=35 19. Попова Р.Р. Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. – Казань: Издательство Казанского ун-та,
2013.
– с http://www.al24.ru/wp- content/uploads/2015/02/%D0%BF%D0%BE%D0%BF_1.pdf
20. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред.
Ю.С.
Шойгу.
М.:
Смысл,
2007.
–
319 с. http://psi.mchs.gov.ru/upload/userfiles/file/books/psihologija_ekstremalnyh_situa tsij.pdf )
21. Психология экстремальных ситуаций: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / [Т.Н. Гуренкова, И.Н.Елисеева, Т.Ю.Кузнецова,
О.Л. и др.]: Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл; Академия, 2009 http://www.academia- moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_19599.pdf
22. Федунина Н.Ю. Экстренная психологическая помощь: законы жанра //
Московский психотерапевтический журнал (теоретико-аналитическое издание). Специальный выпуск: экстренная психологическая помощь. М.,
2006, №4 (51). С.6-25.
23. Шувалов М.Г. Основы пожарного дела: Учеб. для рядового и мл. нач. состава противопожар. Службы. - 4-е изд., испр. И доп. - М.: Стройиздат,
1998. - 472 с
24. Электронный журнал
«Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru
25. Электронный журнал
«Психологическая наука и образование» www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru 2013, №1 2 26. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2010, №5 www.psyedu.ru / ISSN: 2074-5885 / E-mail: psyedu@mgppu.ru
27. http://eprudius.narod.ru/igrovaya/ddt4.htm
28. Решетников М.М. «Особенности состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных ситуациях с витальной угрозой: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, теракты» http://anthropology.ru/ru/person/reshetnikov-mm/text/osobennosti-sostoyaniya- povedeniya-i-deyatelnosti-lyudey-v-ekstremalnyh