Файл: Нормирование точности и контроль деталей сборочной единицы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 194

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- по внутреннему диаметру d: Ø32 - посадка предпочтительная;
- по внешнему диаметру D: Ø40 -посадка предпочтительная;
- по ширине b: 5 -посадка предпочтительная.
Стандартное комплексное обозначение для шлицевого соединения по ГОСТ 1139:



Стандартное комплексное обозначение для вала шлицевого соединения по ГОСТ 1139:



Стандартное комплексное обозначение для отверстия шлицевого соединения по ГОСТ 1139:




Схема расположения полей допусков по внутреннему диаметру d



Схема расположения полей допусков по внутреннему диаметру D

Схема расположения полей допусков по ширине b







Оформление поперечных сечений шлицевого соединения:
а – шлицевое соединение в сборе, б – сечение вала, в – сечение отверстия




2.4. Нормирование точности цилиндрических зубчатых колёс и передач


Карта исходных данных


Наименования исходных данных

Значения исходных данных

Вид изделия (автомобиль, пресс, робот и т. д.)

Часть механизма подач металлорежущего станка

Номер позиции по чертежу

20

Межосевое расстояние (МОР) а, мм

120

Модуль m, мм

3

Исходный контур

По ГОСТ 13755-81

Число зубьев Z

26

Коэффициент смещения исходного контура χ

0

Окружная скорость V, м/с

10

Допустимая температура нагрева передачи

+60 °C

Допустимая температура нагрева корпуса

+40 °C

Задание. Рассчитать геометрические параметры прямозубой цилиндрической зубчатой передачи. Определить число зубьев сопрягаемого колеса и передаточное отношение. Назначить степень точности и вид сопряжения для зубчатого колеса и передач, исходя из заданных условий; выбрать контрольный комплекс для проверки их годности. Выполнить рабочий чертеж зубчатого колеса в соответствии с требованиями ЕСКД.
Решение.

Рассчитаем основные геометрические параметры зубчатого колеса:

  • диаметр делительной окружности — d = mZ= 3×26 = 78 мм;

  • диаметр окружности выступов da = d+2т = 78 + 2×3 = 84 мм;

  • диаметр окружности впадин — df= d – 2,5m = 78 – 2,5×3 = 70,5 мм;

  • диаметр основной окружности — db= dcos = 78×0,9397 = 73,3 мм;

  • ширина зубчатого венца B=10m=30 мм;

  • окружной шаг (шаг по делительной окружности) — pt= 360/Z = πm =
    = 3,14×3 = 9,42 мм;

  • шаг зацепления или основной шаг (шаг по основной
    окружности) — pb= ptcos = πmcos = 8,85 мм;

  • высота головки зуба — ha= m = 3мм;

  • высота ножки — hf= 1,25m = 1,25×3 = 3,75мм;

  • толщина зуба по делительной окружности на высоте головки зуба —
    S = pt /2 = πm/2 = 4,71 мм.



Определим число зубьев сопрягаемого колеса и передаточное отношение, используя формулу межосевого расстояния a = m (z1 + z2)/2:



Рассчитаем длину общей нормалипо формуле W=m[1,476 (2zw- 1) +0,014 z]:



Проверим результаты расчёта по [1, табл. 4.17]:
По таблице для z=26 при m=1 → мм;
Длина общей нормали данного колеса
Расчёты совпадают.
Определим вид передачи.

Так как зубчатая передача, рассматриваемая в данной курсовой работе, находится в механизме подачи металлорежущего станка, то принимаем скоростной вид передачи.
Назначим степень точности по нормам плавности работы зубчатой передачи по [1, табл. 4.19].
Для заданного изделия (металлорежущий станок) и окружной скорости V=10 м/с в интервале скоростей от 6 до 10 рекомендуется 7 – я степень.
Назначим степени точности по нормам контакта зубьев и кинематической точности.

Степень точности по нормам контакта может быть более точной или равной степени по норме плавности. Принимаем тоже 7 – ю степень. Степень кинематической точности для скоростной передачи может быть равна или на одну степень грубее нормы плавности. Принимаем 7 – ю степень, учитывая вид изделия – металлорежущий станок.

Определим вид сопряжения.
Рассчитаем минимальный боковой зазор по рекомендациям в зависимости от модуля, температурного режима работы и окружной скорости Vи по таблице [1, табл. 4.20] вид сопряжения:

где – величина, обеспечивающая нормальные условия смазки;


– величина бокового зазора, соответствующая температурной
компенсации.

Ориентировочно для размещения смазки боковой зазор можно принять в зависимости от модуля. Зубчатая передача с окружной скоростью V=8 м/с относится к среднескоростным передачам, поэтому принимаем :



Боковой зазор, соответствующий температурной компенсации , определяется по формуле

при ,
где – межосевое расстояние передачи, и – коэффициенты линейного расширения для материалов соответственно зубчатых колес и корпуса; и – предельные температуры, для которых рассчитывается боковой зазор, соответственно зубчатых колёс и корпуса.
Зубчатые выполнены из стали и венец закалён, следовательно

.

Корпус выполнен из чугуна, следовательно .
Рассчитаем :

=

=0,022 мм.
В итоге имеем:



По таблице [1, табл. 4.20] возьмём ближайшее стандартное значение , большее чем 0,082 мм. Для межосевого расстояния 125 принимаем