Файл: Нормирование точности и контроль деталей сборочной единицы.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
и
.
Это соответствует 7 квалитету для отверстия и 7 – для вала.
Определим отклонения вала и отверстия.
Так как посадка назначена в системе отверстия, то на отверстие назначаем интервал допуска основного отверстия H7 с EI = 0.
Второе отклонение:
.
Для =60H7 по ГОСТ 25346 [1, табл. 1.1] IT = 0,030 мм
Получили:
=60H7 .
Определим основное отклонение вала.
Так как назначена посадка в системе вала, основным отклонением поля допуска вала будет нижнее предельное отклонение:
По ГОСТ 25346-2013 подбираем стандартное поле допуска вала. Ближайшим будет поле допуска вала с основным отклонением
Второе отклонение:
.
Для =68 по ГОСТ 25346 [1, табл. 1.1] IT = 0,030 мм
Получили:
=60s6 .
Назначена посадка
Рассчитаем предельные характеристики и допуск посадки
Предельные размеры отверстия:
Предельные размеры вала:
Максимальный натяг:
Минимальный натяг:
Средневероятный натяг:
Допуск посадки:
или
Проверка правильности расчёта и подбора посадки.
Определим погрешность подбора посадки по допуску:
Сравнение стандартных значений предельных натягов с заданными:
Следовательно, посадка назначена верно.
Схема расположения интервалов допусков посадки
Назначим шероховатость, допуски формы вала и отверстия расчётным методом.
Выбираем уровень относительной геометрической точности А, так как соединение втулки и червяка станка работает в нормальных условиях.
Коэффициент шероховатости [1, табл. 2.2].
Рассчитаем .
Для =60H7
Для =60s6
Округлим расчётные значения до стандартных [1, табл. В1]:
Для
;
Для .
Рассчитаем допуск формы посадочных поверхностей.
Для цилиндрических поверхностей может быть задан допуск цилиндричности или допуски круглости и профиля продольного сечения. Выбираем допуск цилиндричности, контроль на координатно-измерительной машине.
Коэффициент формы [1, табл. 2.2].
Коэффициент жёсткости .
Рассчитаем допуск формы.
Для ;
Для .
Округлим до стандартных значений [1, табл. В6]:
Соединение зубчатого колеса и вала:
а – вал; б – отверстие; в – сборочный узел.
Карта исходных данных
Задание. Для заданного по варианту подшипника назначить посадки внутреннего и наружного колец на вал и в корпус, построить схемы расположения интервалов допусков назначенных посадок. Задание оформить в виде карты исходных данных. Назначить технические требования к посадочным поверхностям деталей, к которым присоединяется подшипник. Вычертить эскиз подшипникового узла, эскизы посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипник.
Решение.
Расшифруем условное обозначение подшипника 160607:
07 – код диаметра отверстия
6 – серия по диаметру
0 – тип подшипника
160000 – конструктивное исполнение подшипника
0 – серия по ширине
600 – размерная серия
0 – класс точности
Расшифровка
- код внутреннего диаметра – 07 – код, получаемый частным от деления номинального диаметра dна 5;
- тип подшипника – 0 –
радиальный шариковый;
- конструктивное исполнение – 160000 – однорядный с односторонним уплотнением;
- класс точности – 0 – характеризует значения предельных отклонений.
Определяем конструктивные размеры подшипника 160607 по ГОСТ 8338-75 [1, табл. 3.2]:
Внутренний диаметр подшипника d = 35 мм.
Наружный диаметр подшипника D = 80 мм.
Ширина подшипника B = 31-0,12 мм.
Радиусы закруглений внутреннего
и наружного колец r = 2,5 мм.
Эскиз подшипника 160607
Определим предельные отклонения на наружное и внутреннее кольца подшипника по ГОСТ 520 [1, табл. 3.9.]:
Для любого подшипника верхнее отклонение внутреннего и наружного колец равны 0: ES=0, es=0.
Для радиального шарикового подшипника 0 класса точности с диаметром внутреннего кольца 35 мм имеем: EI= -12 мкм;
Для радиального шарикового подшипника 0 класса точности с диаметром внешнего кольца 80 мм имеем: ei= -13 мкм.
Интервал допуска внутреннего кольца - ;
Интервал допуска внешнего кольца - .
Определим виды нагружения колец подшипника.
Вращающаяся деталь – вал, поэтому внутреннее кольцо подшипника испытывает циркуляционный вид нагружения, наружное кольцо испытывает местный вид нагружения, так как не вращается.
Назначим посадки внутреннего и наружного колец на вал и корпус соответственно.
Вращающееся кольцо подшипника испытывает циркуляционный вид нагружения, что требует обеспечения неподвижного соединения с сопрягаемой деталью. Величина минимального натяга зависит от интенсивности радиальной нагрузки, определяемой по формуле:
где P – интенсивность радиальной нагрузки, кН/м;
R – радиальная нагрузка на подшипник, кН;
B – ширина подшипника, мм;
r и r1 – радиусы закруглений внутреннего кольца подшипника, мм;
К1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от допустимой перегрузки, К
.
Это соответствует 7 квалитету для отверстия и 7 – для вала.
Определим отклонения вала и отверстия.
Так как посадка назначена в системе отверстия, то на отверстие назначаем интервал допуска основного отверстия H7 с EI = 0.
Второе отклонение:
.
Для =60H7 по ГОСТ 25346 [1, табл. 1.1] IT = 0,030 мм
Получили:
=60H7 .
Определим основное отклонение вала.
Так как назначена посадка в системе вала, основным отклонением поля допуска вала будет нижнее предельное отклонение:
По ГОСТ 25346-2013 подбираем стандартное поле допуска вала. Ближайшим будет поле допуска вала с основным отклонением
Второе отклонение:
.
Для =68 по ГОСТ 25346 [1, табл. 1.1] IT = 0,030 мм
Получили:
=60s6 .
Назначена посадка
Рассчитаем предельные характеристики и допуск посадки
Предельные размеры отверстия:
Предельные размеры вала:
Максимальный натяг:
Минимальный натяг:
Средневероятный натяг:
Допуск посадки:
или
Проверка правильности расчёта и подбора посадки.
Определим погрешность подбора посадки по допуску:
Сравнение стандартных значений предельных натягов с заданными:
Следовательно, посадка назначена верно.
Схема расположения интервалов допусков посадки
Назначим шероховатость, допуски формы вала и отверстия расчётным методом.
Выбираем уровень относительной геометрической точности А, так как соединение втулки и червяка станка работает в нормальных условиях.
Коэффициент шероховатости [1, табл. 2.2].
Рассчитаем .
Для =60H7
Для =60s6
Округлим расчётные значения до стандартных [1, табл. В1]:
Для
;
Для .
Рассчитаем допуск формы посадочных поверхностей.
Для цилиндрических поверхностей может быть задан допуск цилиндричности или допуски круглости и профиля продольного сечения. Выбираем допуск цилиндричности, контроль на координатно-измерительной машине.
Коэффициент формы [1, табл. 2.2].
Коэффициент жёсткости .
Рассчитаем допуск формы.
Для ;
Для .
Округлим до стандартных значений [1, табл. В6]:
-
мкм (соответствует 6 степени точности для 60H7 ); -
мкм (соответствует 5 степени точности для 60s6 ).
Соединение зубчатого колеса и вала:
а – вал; б – отверстие; в – сборочный узел.
1.2. Допуски и посадки подшипников качения на вал и в корпус
Карта исходных данных
Наименования исходных данных | Значения исходных данных |
Условное обозначение подшипника | 160607 |
Номер позиции по чертежу | 10 |
Радиальная нагрузка , кН | 25 |
Режим работы, перегрузки в % | Допускаются перегрузки до 300% |
Вращающаяся деталь | Вал |
Конструкция вала | Сплошной |
Конструкция корпуса | Неразъёмный |
Задание. Для заданного по варианту подшипника назначить посадки внутреннего и наружного колец на вал и в корпус, построить схемы расположения интервалов допусков назначенных посадок. Задание оформить в виде карты исходных данных. Назначить технические требования к посадочным поверхностям деталей, к которым присоединяется подшипник. Вычертить эскиз подшипникового узла, эскизы посадочных поверхностей вала и корпуса под подшипник.
Решение.
Расшифруем условное обозначение подшипника 160607:
07 – код диаметра отверстия
6 – серия по диаметру
0 – тип подшипника
160000 – конструктивное исполнение подшипника
0 – серия по ширине
600 – размерная серия
0 – класс точности
Расшифровка
- код внутреннего диаметра – 07 – код, получаемый частным от деления номинального диаметра dна 5;
- тип подшипника – 0 –
радиальный шариковый;
- конструктивное исполнение – 160000 – однорядный с односторонним уплотнением;
- класс точности – 0 – характеризует значения предельных отклонений.
Определяем конструктивные размеры подшипника 160607 по ГОСТ 8338-75 [1, табл. 3.2]:
Внутренний диаметр подшипника d = 35 мм.
Наружный диаметр подшипника D = 80 мм.
Ширина подшипника B = 31-0,12 мм.
Радиусы закруглений внутреннего
и наружного колец r = 2,5 мм.
Эскиз подшипника 160607
Определим предельные отклонения на наружное и внутреннее кольца подшипника по ГОСТ 520 [1, табл. 3.9.]:
Для любого подшипника верхнее отклонение внутреннего и наружного колец равны 0: ES=0, es=0.
Для радиального шарикового подшипника 0 класса точности с диаметром внутреннего кольца 35 мм имеем: EI= -12 мкм;
Для радиального шарикового подшипника 0 класса точности с диаметром внешнего кольца 80 мм имеем: ei= -13 мкм.
Интервал допуска внутреннего кольца - ;
Интервал допуска внешнего кольца - .
Определим виды нагружения колец подшипника.
Вращающаяся деталь – вал, поэтому внутреннее кольцо подшипника испытывает циркуляционный вид нагружения, наружное кольцо испытывает местный вид нагружения, так как не вращается.
Назначим посадки внутреннего и наружного колец на вал и корпус соответственно.
Вращающееся кольцо подшипника испытывает циркуляционный вид нагружения, что требует обеспечения неподвижного соединения с сопрягаемой деталью. Величина минимального натяга зависит от интенсивности радиальной нагрузки, определяемой по формуле:
где P – интенсивность радиальной нагрузки, кН/м;
R – радиальная нагрузка на подшипник, кН;
B – ширина подшипника, мм;
r и r1 – радиусы закруглений внутреннего кольца подшипника, мм;
К1 – динамический коэффициент посадки, зависящий от допустимой перегрузки, К