Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты проведённой опытно-экспериментальной работы дают основания для следующих выводов:
-
Духовно-нравственное воспитание представляет собой важнейший компонент воспитания детей младшего школьного возраста в семье, представляющий собой формирование у них родителями воспитанности в духовно-нравственной сфере, основанной на информированности детей о базовых духовно-нравственных категориях, позитивном отношении к ним, осмысленности своего поведения с духовно-нравственных позиций и следовании им в своём поведении. -
Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста как усвоение ими духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовность к их практической реализации в повседневной жизнедеятельности характеризуется развитием четырех компонентов: когнитивного, аффективного, конативного и оценочно-смыслового.
Когнитивный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста образуется имеющимися у них знаниями о духовно-нравственных ценностях.
Аффективный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой сформировавшуюся у них эмоциональную окраску отношения к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.
Конативный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой наличие у них практики использования духовно-нравственных ценностей.
Оценочно-смысловой компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения.
Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста определяется уровнем сформированности у них названных компонентов.
3. Изучению состояния духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста способствует разработанная диагностическая тестовая карта, основанная на оценивании данной воспитанности по четырем критериям. Первым критерием в диагностической карте выступает сформированность у ребёнка системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей. Вторым критерием является отношение ребёнка к соблюдению духовно-нравственных ценностей. Третьим критерием – использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике. Четвертым критерием – осмысление ребёнком совершаемого поведения с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей. В качестве базисных духовно-нравственных категорий в данной тестовой карте используются следующие категории: 1) «добро-зло»; 2) «хорошо- плохо»; 3) «правда-ложь»;4) «можно-нельзя»; 5) «вежливость-грубость»; 6) «сострадание-равнодушие»; 7) «терпимость-нетерпимость»; 8) «отзывчивость-черствость»; 9) «милосердие-жестокость»; 10) «щедрость-жадность».
4. Формирование духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для духовно-нравственной воспитанности младших школьников являются её ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию, а также используемый родителями стиль воспитания детей. Для родителей, достигающих успеха в духовно-нравственном воспитании своих детей, характерными являются: ориентация на личность ребёнка, сформированность в семье помогающих отношений, реализация компетентного общения с ребёнком.
-
Педагогическим условием духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье выступает создание родителями семейной среды, благоприятной духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Семейная среда, благоприятствующая духовно-нравственному воспитанию ребёнка, характеризуется эмпатийностью родителей, использованием ими демократического стиля воспитания, диалогичного, доверительного общения, культивированием в семье взаимопомощи и взаимоподдержки.
6. Важным условием формирования духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания. Подготовленность родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к созданию семейной среды, благоприятной для такого воспитания, и обладание знаниями и умениями по оказанию целенаправленного воспитательного воздействия на своих детей с целью формирования у них готовности к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.
Проведённое нами исследование ещё раз подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей. Мы исходили из того, что особое внимание данному воспитанию в семье следует уделять в младшем школьном возрасте, когда у детей происходит расширение сферы социальной активности, и они становятся уязвимыми негативному влиянию чужих людей.
Список использованной литературы
-
Абдуллаева, H. A. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье / Н. А. Абдуллаева // Гуманизация образования. – 2010. – № 5. – С. 32-38. -
Абдуллаева, Н. А. Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н. А. Абдуллаева // Современные информационные технологии в работе с молодёжью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация : материалы Международной научно-практической конференции, 16-18 сентября 2010 г. В 2 томах. – Махачкала, 2010. – С. 236. -
Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 19-44. -
Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер ; предисл. Р. А. Валеевой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 412 с. -
Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания : сборник статей / отв. ред. Э. В. Бурмакин. – Томск : Изд-во Томского университета, 1982. – 156 с. -
Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду : межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. А. П. Сидельковский. – Ставрополь : СГПИ, 1983. – 154 с. -
Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – Москва ; Воронеж, 1998. – 539 с. -
Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. – Москва : Педагогика, 1980. – С. 9–127. -
Аплетаев, М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения. Методика и опыт : учебное пособие / М. Н. Аплетаев. – Омск : ОГПИ, 1989. – 89 с. -
Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. – Вильнюс, 1988. – С. 26-33. -
Асеев, В. Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе / В. Г. Асеев // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 198-222. -
Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе : учебно-методическое пособие / А. Г. Асмолов. – Москва : Изд-во МГУ, 1986. – 96 с. -
Асмолов, А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа : учебник для студентов вузов / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл : Академия, 2002. – 414 с. -
Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 509 с. -
Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург : Евразия, 2000. – 319 с. -
Басов, М. Я. Проблема развития человека / М. Я. Басов // Избранные психологические произведения / под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. – Москва : Педагогика, 1975. – URL: https://studfile.net/preview/3239415/page:13/ (дата обращения: 15.03.2022). -
Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 1986. – 422 с. -
Библер, B. C. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. – Москва : Знание, 1990. – 64 с. -
Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 томах. Том 1 / П. П. Блонский ; под ред. А. В. Петровского ; сост., вступ. ст. М. Г. Данильченко, А. А. Никольской. – Москва : Педагогика, 1979. – 304 с. -
Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание : (философско-этические основы) / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1990. – 143 с. -
Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 1988. – 464 с. -
Большаков, В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков. – Санкт-Петербург : Социально-психологический центр, 1996. – 380 с. -
Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 44-53. -
Бонк, И. Г. Возрастной аспект нравственного самосознания в системе здоровье охранных технологий / И. Г. Бонк // Психологическая наука и практика : материалы областной научно-практической конференции. – Иркутск : ИГПУ, 2004. – С. 21-28. -
Братусь, Б. С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. – Москва : Роспедагенство, 1994. – 60 с. -
Вадковская, H. H. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни / H. H. Вадковская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. – № 11 (55). – С. 217-223. -
Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : специальность 19.00.01 «Общая психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Варга Анна Яковлевна. – Москва, 1987. – 29 с. -
Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учебное пособие / И. В. Вачков. – Москва : Ось-89, 2009. – 255 с. -
Волченко, Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет : ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. – Москва : Изд-во Московского университета, 1992. – 119 с. -
Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании : материалы всероссийской конференции, Зеленоград, октябрь 1995 г. / под ред. О. С. Газмана. – Москва : Инноватор, 1996. – 75 с. -
Выготский, Л. C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. – 671 с. -
Выготский, Л. C. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина ; [сост.: Д. Б. Эльконин, Г. Л. Выготская]. – Москва : Педагогика, 1984. – 433 с. -
Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилова. – Москва : Знание, 1984. – 79 с. -
Гавриловец, К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников : книга для учителя / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. – Минск : Народная асвета, 1988. – 128 с. -
Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. И. Голод ; под ред. Г. М. Романенковой. – Ленинград : Наука, 1984. – 136 с. -
Горбачев, А. Л. Психологические особенности духовно-нравственной подготовки педагога воспитателя / A. Л. Горбачев // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – № 6 (32). – С. 71-77. -
Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. – 1994. – Том 15, № 2. – С. 57-65. -
Гуманизация воспитания в современных условиях : сборник статей / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. – Москва : Инноватор, 1995. – 115 с. -
Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / ред.-сост.: Е. И. Соколова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – Москва : Педагогическое общество России, 1998. – 333 с. -
Гумницкий, Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности / Г. Н. Гумницкий. – Москва : Знание, 1983. – 64 с. -
Гуткина, Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14, № 2. – С. 116-128. – URL: https://psyjournals.ru/files/94167/chp_2018_n2_Gootkina.pdf (дата обращения: 15.03.2022). -
Дмитриева, М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Дмитриева Марина Александровна. – Ростов-на-Дону, 1999. – 203 с. -
Добрынина, O. A. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи : (на примере рабочих-металлургов) : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Добрынина Ольга Александровна. – Новокузнецк, 1992. – 205 с. -
Додонов, В. И. Приоритетные национальные ценности духовной культуры и образования в трактовке отечественных философов и педагогических мыслителей конца XIX – начала XX вв. / В. И. Додонов // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания : (вторая половина XIX – 90-e гг. XX в.) : монография / под ред. З. И. Равкина. – Москва : Институт теории образования и педагогики РАО, 1997. – С. 18-60. -
Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования / В. Н. Дружинин. – Москва : ИПРАН, 1994. – 163 с. -
Ельницкий, К. В. Воспитание и обучение в семье и школе : для учебных заведений и для занимающихся воспитанием и обучением детей / К. В. Ельницкий. – Санкт-Петербург : М. М. Гутзац, 1914. – 239 с. – URL: https://mr.rgub.ru/search/book.php (дата обращения: 15.03.2022). -
Запорожец, A. B. Психология действия : избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 732 с. -
Захаров, А. И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений / А. И. Захаров // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах) : тезисы докладов II Всесоюзной конференции, г. Краснодар, 31 мая – 2 июня 1979 г. / отв. ред. А. А. Бодалев. – Москва : НИИ общей и педагогической психологии, 1979. – С. 59-68. -
Зверева, O. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – Москва : Академия, 2000. – 158 с. -
Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии : учебник для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов ; науч. ред. В. М. Гордон. – Москва : Тривола, 1994. – 333 с. -
Зосимовский, A. B. Критерии нравственной воспитанности / A. B. Зосимовский // Педагогика. – 1999. – № 11–12. – С. 22-25. -
Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зритнева Елена Игоревна. – Ставрополь, 2006. – 47 с. -
Зюбин, Л. M. Психология воспитания / Л. М. Зюбин. – Москва : Высшая школа, 1991. – 96 с. -
Исмагилова, Ю. С. К вопросу о духовно-нравственном компоненте в системе современного образования / Ю. С. Исмагилова // Психология славянской нравственности : материалы международной научно-практической конференции, 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. – Тамбов : Издательский дом Тамбовского университета им. Г. Р. Державина, 2009. – С. 159-167. -
Кант, И. О педагогике / И. Кант ; пер. с нем. Б. М. Бим-Бада // Библиотека Гумер : [сайт]. – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant/pedag.php (дата обращения: 17.12.2021). -
Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; [вступ. ст. П. А. Лебедева ; под ред. А. М. Арсеньева]. – Москва : Педагогика, 1982. – 704 с. -
Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. – Санкт-Петербург : Земля, 1914. – 489 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/kapterev_pedagogicheskayapsihologiya_1914/go,494;fs,1/ (дата обращения: 7.03.2022). -
Карасева, Н. Социальное сиротство в России: тенденции и факты / Н. Карасева, А. Чупракова // Бюро добрых дел : благотворительный фонд помощи детям-отказникам и детям-сиротам : [сайт]. – URL: https://burodd.ru/socialnoe-sirotstvo-v-rossii-tendencii-i-fakty (дата обращения: 15.03.2022). -
Колесникова, И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания : учебное пособие к спецкурсу / И. А. Колесникова. – Ленинград : ЛГПИ, 1988. – 83 с. -
Королев, Д. С. Развитие духовных потребностей в структуре духовности личности в юношеском возрасте // Социально-психологические проблемы профессионального развития специалиста в современных условиях : материалы первого международного семинара аспирантов, 17 марта 2008 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2008. – С. 71-76. -
Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, E. H. Шиянов. – Ростов-на-Дону, 1997. – 112 с. -
Котова, И. Б. Философско-гуманистические основания педагогики / И. Б. Котова, E. H. Шиянов. – Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 1997. – 80 с. -
Котырло, В. К. Нравственное воспитание детей / В. К. Котырло // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 4. – С. 37-41. -
Кузнецова, И. А. Особенности внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей в семьях православных верующих / И. А. Кузнецова // Вестник психотерапии. – 2006. – № 17 (22). – С. 39-45. -
Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2000. – 232 с. -
Культурная среда и духовное формирование личности : сборник статей / отв. ред. М. М. Хайруллаев. – Ташкент : Фан, 1981. – 156 с. -
Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы / А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2009. – № 32. – С. 60-63. – URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/22423950.pdf (дата обращения: 17.03.2022). -
Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания : избранные психологические труды / П. Ф. Лесгафт ; под ред. М. П. Ивановой. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. – 410 с. -
Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. В 5 томах. Том 4. Основы естественной гимнастики ; Отношение анатомии к физическому воспитанию ; Приготовление учителей гимнастики ; Статьи и выступления : 1874–1890 / П. Ф. Лесгафт ; сост. и подгот. к печати Г. Г. Шахвердов. – Москва : Физкультура и спорт, 1953. – 369 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/lesgaft_sps-t4_osnovy_1953/go,0;fs,1/ (дата обращения: 17.09.2021). -
Липкина, А. И. Психология ребёнка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А. И. Липкина // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 11-21. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801011.htm (дата обращения: 17.12.2021). -
Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей : (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.) / Б. Т. Лихачев. – Самара : СИУ, 1997. – 84 с. -
Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс ; пер. с англ. З. Замчук. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 793 с. -
Макаренко, A. C. Педагогические сочинения. В 8 томах. Том 7. Публицистические работы, статьи о детской литературе, литературно-критические выступления, рецензии, киносценарии / А. С. Макаренко ; гл. ред. М. И. Кондаков. – Москва : Педагогика, 1986. – 319 с. -
Макарова, К. В. Проблемы духовных способностей и их развития / К. В. Макарова // Мир психологии. – 2007. – № 1. – С. 164-169. -
Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 251 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/88390.html (дата обращения: 17.12.2021). – Режим доступа: для авториз. пользователей. -
Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу. – Москва, 2012. – 68 с. -
Мацковский, М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский ; отв. ред. Г. С. Батыгин – Москва : Наука, 1989. – 116 с. -
Мельникова, Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника / Н. В. Мельникова, Р. И. Овчарова. – Санкт-Петербург : Амалтея, 2008. – 304 с. -
Мирзоев, Ш. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова / Ш. А. Мирзоев, Э. А. Абдулатипова, А. Ш. Мирзоева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого- педагогические науки. – 2008. – № 4 (5). – С. 73-79. -
Митюхина, Н. П. Формирование духовного мира гармонично развитой личности / Н. П. Митюхина // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека : материалы II Всероссийской научно- практической конференции, 24–25 июня 2005 года / под общ. ред. Г. В. Мухаметзяновой. – Казань : КСЮИ, 2005. – С. 111-115. -
Михайлик, Е. В. Православное воспитание – один из факторов духовного развития личности учащихся / Е. В. Михайлик // Актуальные проблемы психологии воспитания : материалы региональной научно- практической конференции. – Иркутск, 2005. – С. 55-58. -
Михалец, И. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания и развития личности / И. В. Михалец, С. А. Деева // VIII Державинские чтения. Психология и педагогика. Физическая культура и спорт : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов, февраль 2003 г. / редкол. В. Н. Косырев [и др.]. – Тамбов, 2003. – С. 30-31. -
Мудрик, A. B. О воспитании старшеклассников : книга для классных руководителей / А. В. Мудрик. – Москва : Просвещение, 1981. – 176 с. -
Мудрик, A. B. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – Москва : Педагогика, 1984. – 111 с. -
Мудрик, A. B. Общение как фактор воспитания школьников : специальность 13.00.01 «Теория и история педагогики» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Мудрик Анатолий Викторович. – Москва, 1980. – 414 с. -
Мухина, B. C. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В. С. Мухина, В. А. Горянина // Воспитание и развитие личности : материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 1997. – С. 4-12. -
Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 399 с. -
Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3-10. -
Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. – Москва : Новая школа, 1993. – 112 с. -
Нравственная культура : сущность, содержание, специфика : сборник статей / отв. ред. В. Жямайтис. – Вильнюс : Минтис, 1981. – 271 с. -
Оболенский, Л. E. Нравственность у детей и нравственное воспитание / Л. E. Оболенский // Русская школа. – 1996. – № 1. – С. 77-95 ; № 2. – С. 82-88. -
Орлов, Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И. Косарев. – Москва : Высшая школа, 1989. – 63 с. -
Парыгин, Б. Д. Анатомия общения : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 300 с. -
Петровская, Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Л. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию : учебное пособие / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – Москва : Смысл, 1999. URL: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=1068 (дата обращения: 17.12.2021). -
Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. – Москва : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с. -
Петровский, A. B. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Ереван : Луйс, 1983. – 121 с. -
Петровский, A. B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии / A. B. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15-29. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844015.htm (дата обращения: 17.12.2021). -
Петровский, A. B. Трехфакторная модель значимого другого / A. B. Петровский // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 7-18. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911007.htm (дата обращения: 03.03.2022). -
Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. – Ростов-на-Дону : Цветная печать, 1996. – 86 с. -
Петрунек, В. П. Младший школьник : (заметки врачей-психоневрологов) / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. – Москва : Знание, 1981. – 95 с. -
Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже ; пер. с фр. М. Малеева. – Москва : Питер, 2004. – 159 с. -
Пиаже, Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер ; науч. ред. пер. С. Л. Соловьева. – Москва : Питер, 2003. – 160 с. -
Подласый, И. В. Педагогика начальной школы : учебник для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И. П. Подласый. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 463 с. -
Подольский, Д. А. Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм / Д. А. Подольский // Психологические проблемы современной российской семьи : тезисы второй Всероссийской научной конференции. В 3 частях. Часть 3 / под общ. ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. – Москва, 2005 // Детская психология : [сайт]. – URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10318.php (дата обращения: 7.03.2022). -
Пономаренко, В. А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. – Москва : Магистр, 1998. – 163 с. -
Полевничая, Е. Б. Формирование готовности будущих учителей к воспитанию нравственных чувств школьников : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Полевничая Евгения Борисовна. – Одесса, 1991. – 136 с. -
Поливанова, К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 61-69. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1994/941/941061.htm (дата обращения: 17.12.2021). -
Психология славянской нравственности : материалы Международной научно-практической конференции, 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль.– Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. – 204 с. -
Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма : монография / [Е. Н. Шиянов и др.]. – Ставрополь : СКСИ, 2007. – 487 с. -
Раченко, И. П. Технология развития педагогического творчества. Учебное пособие. 6 цикл авторской школы. Принципы и методы организации педагогической деятельности / И. П. Раченко. – Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 1997. – 53 с. -
Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – Москва : ИОИ, 2017. – 239 с. -
Родионова, A. A. Личностный рост через реализацию нравственной потребности в прощении / A. A. Родионова // Актуальные проблемы личности в современных условиях : сборник научных статей / редкол.: Н. А. Коваль (отв. ред.), Т. В. Казакова. – Тамбов, 2006. – С. 107-111. -
Роков, Г. И. О выработке идеалов в нравственном воспитании / Г. И. Роков // Вестник воспитания. – 1986. – № 3. – С. 1-29. -
Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 508 с. -
Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – Москва : Изд-во МГУ, 1981. – 204 с. -
Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания : учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. – Москва : Просвещение, 1982. – 143 с. -
Рувинский, Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л. И. Рувинский. – Москва : Педагогика, 1981. – 128 с. -
Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2 томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании ; Эмиль и Софи, или Одинокие / Ж. Ж. Руссо ; под ред. Г. Н. Джибладзе. – Москва : Педагогика, 1981. – 653 с. -
Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир ; пер. с англ. Е. В. Новиковой, М. А. Макарушкиной. – Москва : Прогресс, 1992. – 192 с. -
Семья и дети: воспитание трудолюбия / А. К. Бешенков, И. И. Зарецкая, Г. А. Зверева [и др.]. – Москва : Профиздат, 1988. – 254 с. -
Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий ; подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина. – Санкт-Петербург : Наука, 2004. – 280 с. -
Симонов, П. В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) / П. В. Симонов // Вопросы философии. – 1981. – № 5. – С. 39-48. -
Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1986. – № 6. – С. 14–22. – URL: http://voppsy.ru/issues/1986/866/866014.htm (дата обращения: 17.12.2021). -
Смирнов, М. И. Психологические проблемы воспитания : учебное пособие / М. И. Смирнов. – Киров : КГПИ, 1985. – 64 с. -
Снайдер, М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. ; под ред. и с предисл. В. Кагана. – Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Гармония, 1994. – 238 с. -
Спиваковская, A. C. Как быть родителями : (о психологии родительской любви) / А. С. Спиваковская. – Москва : Педагогика, 1986. – 159 с. -
Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская. – Москва : Педагогика 1990. – 288 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0138/index.shtml (дата обращения: 15.03.2022). -
Столин, В. В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии / В. В. Столин // Семья и формирование личности : сборник научных трудов / под ред. А. А. Бодалева. – Москва : НИИОП, 1981. – С. 26-38. -
Сучкова, Т. В. Особенности развития нравственных качеств личности студентов технического вуза / Т. В. Сучкова // Образование и саморазвитие. – 2007. – № 3. – С. 139-145. -
Титова, Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики : специальность 13.00.01 «Общая педагогика» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Титова Елена Владимировна. – Санкт-Петербург, 1995. – 311 с. -
Трофимова, Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект) : монография / Н. Б. Трофимова. – Воронеж : ВГПУ, 2008. – 283 с. -
Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 416 с. -
Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с. – URL: https://www.studmed.ru/view/feldshteyn-di-psihologiya-stanovleniya-lichnosti_a89068c81e4.html (дата обращения: 15.03.2022). -
Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Педагогика, 1989. – 208 с. -
Фельдштейн, Д. И. Формализм в воспитании и неформалы / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 24-31. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894024.htm (дата обращения: 15.03.2022). -
Франк, С. Л. Духовные основы общества : сборник / С. Л. Франк ; сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. – Москва : Республика, 1992. – 511 с. -
Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания : история и современная проблематика, и основные педагогические идеи. – Минск : Изд-во БГУ, 1982. – 363 с. -
Хоментаускас, Г. Семья глазами ребёнка : дети и психологические проблемы в семье / Г. Хоментаускас. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 189 с. -
Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. – Москва : Институт психологии РАН, 2020. – 181 с. -
Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения. В 4 томах. Том 4 / под ред. И. А. Каирова [и др.]. – Москва : Просвещение, 1965. – 328 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/shatsky_ped-soch_t4_1965/go,0;fs,1/ (дата обращения: 15.03.2022). -
Шварцман, К. А. Проблемы нравственного воспитания : (в поиске решений) / К. А. Шварцман. – Москва : Знание, 1988. – 64 с. -
Шиянов, Е. Н. Социализация и воспитание / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. – 144 с. -
Штольц, Х. Как воспитывать нравственное поведение : книга для учителя / Х. Штольц, Р. Рудольф. – Москва : Просвещение, 1986. – 80 с. -
Эйдемиллер, Э. Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры / Э. Г. Эйдемиллер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – № 2. – С. 45-55. -
Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи : монография / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 668 с. -
Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер ; ред. Л. И. Вассерман. – Москва : Санкт-Петербург : Фолиум, 1996. – 63 с. -
Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 1989. – 555 с. -
Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Г. Эриксон ; пер. и науч. ред.: А. А. Алексеев. – Санкт-Петербург : Речь, 2000. – 415 с. -
Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. – Москва : Знание, 1976. – 64 с.
Приложение 1
Анкета для родителей (по определению стиля семейного воспитания)
В ходе беседы родителям ставились следующие примерные вопросы:
Как Вы думаете, что важнее для родителей:
а) контроль за поведением ребёнка или установление с ним взаимопонимания?
б) полное удовлетворение всех материальных потребностей ребёнка или присутствие в его жизни, сопереживание тому, что с ним происходит каждый день?
Сколько времени Вы проводите с ребёнком (каждый день, в неделю, в месяц)?
Какие важные события произошли с Вашим ребёнком за последнюю неделю?
Как Вы принимаете решения о том, где ребенок проведет выходные, каникулы и т.д.?
Какой стратегии Вы придерживаетесь в воспитании ребёнка?
Источник: Варга А. Я. Тестовая методика диагностики родительского отношения. М. 1989.
Приложение 2
Пакет заданий для размышления
-
На выходных в семье был выезд за город на природу. Когда семья уехала, на месте осталось много мусора. Как можно оценить такое поведение? -
У кошки родилось несколько котят. Их выбросили на улицу. Как можно оценить такое поведение? -
На стенах домов некоторые школьники делают графические изображения, нарушая, таким образом, красоту и аккуратность их внешнего вида. Как можно оценить такое поведение? -
В школе проводится акция помощи воспитанников детского дома. Ты отдашь им свою любимую книгу? -
На улице ты увидел, что человек упал. Ты поможешь ему? -
Если тебе грубят, как ты будешь отвечать? -
Какие чувства возникают в ответ на добро? На зло? На грубость? На равнодушие? На жестокость? -
В каких ситуациях ты готов проявить сострадание? Милосердие? Щедрость?
Источник: Варга А. Я. Тестовая методика диагностики родительского отношения. М. 1989.
Приложение 3
Диагностическая тестовая карта оценки готовности младшего школьника к реализации духовно-нравственных ценностей
Первым критерием в диагностической карте выступила сформированность у него системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей.