Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результаты проведённой опытно-экспериментальной работы дают основания для следующих выводов:

  1. Духовно-нравственное воспитание представляет собой важнейший компонент воспитания детей младшего школьного возраста в семье, представляющий собой формирование у них родителями воспитанности в духовно-нравственной сфере, основанной на информированности детей о базовых духовно-нравственных категориях, позитивном отношении к ним, осмысленности своего поведения с духовно-нравственных позиций и следовании им в своём поведении.

  2. Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста как усвоение ими духовно-нравственных ценностных ориентаций и готовность к их практической реализации в повседневной жизнедеятельности характеризуется развитием четырех компонентов: когнитивного, аффективного, конативного и оценочно-смыслового.

Когнитивный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста образуется имеющимися у них знаниями о духовно-нравственных ценностях.

Аффективный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой сформировавшуюся у них эмоциональную окраску отношения к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.

Конативный компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой наличие у них практики использования духовно-нравственных ценностей.

Оценочно-смысловой компонент духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к осмыслению духовно-нравственной стороны своего поведения.

Духовно-нравственная воспитанность детей младшего школьного возраста определяется уровнем сформированности у них названных компонентов.

3. Изучению состояния духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста способствует разработанная диагностическая тестовая карта, основанная на оценивании данной воспитанности по четырем критериям. Первым критерием в диагностической карте выступает сформированность у ребёнка системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей. Вторым критерием является отношение ребёнка к соблюдению духовно-нравственных ценностей. Третьим критерием – использование младшим школьником духовно-нравственных знаний, умений и навыков на практике. Четвертым критерием – осмысление ребёнком совершаемого поведения с позиции соблюдения духовно-нравственных ценностей. В качестве базисных духовно-нравственных категорий в данной тестовой карте используются следующие категории: 1) «добро-зло»; 2) «хорошо- плохо»; 3) «правда-ложь»;4) «можно-нельзя»; 5) «вежливость-грубость»; 6) «сострадание-равнодушие»; 7) «терпимость-нетерпимость»; 8) «отзывчи­вость-черствость»; 9) «милосердие-жестокость»; 10) «щедрость-жадность».


4. Формирование духовно-нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста определяется состоянием семейной среды. Наиболее значимыми для духовно-нравственной воспитанности младших школьников являются её ориентации на функции воспитания, общность интересов членов семьи, внешнюю социальную активность и эмоционально-терапевтическую функцию, а также используемый родителями стиль воспитания детей. Для родителей, достигающих успеха в духовно-нравственном воспитании своих детей, характерными являются: ориентация на личность ребёнка, сформированность в семье помогающих отношений, реализация компетентного общения с ребёнком.

  1. Педагогическим условием духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в семье выступает создание родителями семейной среды, благоприятной духовно-нравственному воспитанию ребёнка. Семейная среда, благоприятствующая духовно-нравственному воспитанию ребёнка, характеризуется эмпатийностью родителей, использованием ими демократического стиля воспитания, диалогичного, доверительного общения, культивированием в семье взаимопомощи и взаимоподдержки.

6. Важным условием формирования духовно-нравственных ценностей детей младшего школьного возраста в семье является подготовленность их родителей к реализации такого воспитания. Подготовленность родителей к духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста представляет собой их способность к созданию семейной среды, благоприятной для такого воспитания, и обладание знаниями и умениями по оказанию целенаправленного воспитательного воздействия на своих детей с целью формирования у них готовности к использованию духовно-нравственных ценностей на практике.

Проведённое нами исследование ещё раз подтвердило актуальность выработки подходов к осуществлению духовно-нравственного воспитания детей. Мы исходили из того, что особое внимание данному воспитанию в семье следует уделять в младшем школьном возрасте, когда у детей происходит расширение сферы социальной активности, и они становятся уязвимыми негативному влиянию чужих людей.



Список использованной литературы


  1. Абдуллаева, H. A. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания младшего школьника в семье / Н. А. Абдуллаева // Гуманизация образования. – 2010. – № 5. – С. 32-38.

  2. Абдуллаева, Н. А. Семейные традиции как основа духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н. А. Абдуллаева // Современные информационные технологии в работе с молодёжью: педагогика, психология, менеджмент и коммуникация : материалы Международной научно-практической конференции, 16-18 сентября 2010 г. В 2 томах. – Махачкала, 2010. – С. 236.

  3. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 19-44.

  4. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер ; предисл. Р. А. Валеевой. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. – 412 с.

  5. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания : сборник статей / отв. ред. Э. В. Бурмакин. – Томск : Изд-во Томского университета, 1982. – 156 с.

  6. Актуальные вопросы теории и практики сознательного отношения школьников к труду : межвузовский сборник научных трудов / отв. ред. А. П. Сидельковский. – Ставрополь : СГПИ, 1983. – 154 с.

  7. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. – Москва ; Воронеж, 1998. – 539 с.

  8. Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. В 2 томах. Том 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. – Москва : Педагогика, 1980. – С. 9–127.

  9. Аплетаев, М. Н. Воспитание нравственных основ личности в процессе обучения. Методика и опыт : учебное пособие / М. Н. Аплетаев. – Омск : ОГПИ, 1989. – 89 с.

  10. Арутюнянц, Э. Педагогический потенциал семьи и проблема социального инфантилизма молодёжи / Э. Арутюнянц // Отец в современной семье. – Вильнюс, 1988. – С. 26-33.

  11. Асеев, В. Г. Единство содержательной и динамической сторон личности в воспитательном процессе / В. Г. Асеев // Психология формирования и развития личности / под ред. Л. И. Анцыферовой. – Москва : Наука, 1981. – С. 198-222.

  12. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности: методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе : учебно-методическое пособие / А. Г. Асмолов. – Москва : Изд-во МГУ, 1986. – 96 с.

  13. Асмолов, А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа : учебник для студентов вузов / А. Г. Асмолов. – Москва : Смысл : Академия, 2002. – 414 с.

  14. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура, Р. Уолтерс ; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – Москва : Апрель Пресс : ЭКСМО-Пресс, 2000. – 509 с.

  15. Бандура, А. Теория социального научения / А. Бандура. – Санкт-Петербург : Евразия, 2000. – 319 с.

  16. Басов, М. Я. Проблема развития человека / М. Я. Басов // Избранные психологические произведения / под ред. В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина. – Москва : Педагогика, 1975. – URL: https://studfile.net/preview/3239415/page:13/ (дата обращения: 15.03.2022).

  17. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – Москва : Прогресс, 1986. – 422 с.

  18. Библер, B. C. Нравственность. Культура. Современность: философские размышления о жизненных проблемах / В. С. Библер. – Москва : Знание, 1990. – 64 с.

  19. Блонский, П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 томах. Том 1 / П. П. Блонский ; под ред. А. В. Петровского ; сост., вступ. ст. М. Г. Данильченко, А. А. Никольской. – Москва : Педагогика, 1979. – 304 с.

  20. Блюмкин, В. А. Нравственное воспитание : (философско-этические основы) / В. А. Блюмкин, Г. Н. Гумницкий, Т. В. Цырлина. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1990. – 143 с.

  21. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте : психологическое исследование / Л. И. Божович. – Москва : Просвещение, 1988. – 464 с.

  22. Большаков, В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения / В. Ю. Большаков. – Санкт-Петербург : Социально-психологический центр, 1996. – 380 с.

  23. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 2007. – № 8. – С. 44-53.

  24. Бонк, И. Г. Возрастной аспект нравственного самосознания в системе здоровье охранных технологий / И. Г. Бонк // Психологическая наука и практика : материалы областной научно-практической конференции. – Иркутск : ИГПУ, 2004. – С. 21-28.

  25. Братусь, Б. С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. – Москва : Роспедагенство, 1994. – 60 с.

  26. Вадковская, H. H. Развитие духовных потребностей как условие повышения качества жизни / H. H. Вадковская // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – Тамбов, 2007. – № 11 (55). – С. 217-223.

  27. Варга, А. Я. Структура и типы родительского отношения : специальность 19.00.01 «Общая психология» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Варга Анна Яковлевна. – Москва, 1987. – 29 с.

  28. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники : учебное пособие / И. В. Вачков. – Москва : Ось-89, 2009. – 255 с.

  29. Волченко, Л. Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет : ценности культуры и морали / Л. Б. Волченко. – Москва : Изд-во Московского университета, 1992. – 119 с.

  30. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании : материалы всероссийской конференции, Зеленоград, октябрь 1995 г. / под ред. О. С. Газмана. – Москва : Инноватор, 1996. – 75 с.

  31. Выготский, Л. C. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ : Астрель : Люкс, 2005. – 671 с.

  32. Выготский, Л. C. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина ; [сост.: Д. Б. Эльконин, Г. Л. Выготская]. – Москва : Педагогика, 1984. – 433 с.

  33. Гаврилова, Т. П. О воспитании нравственных чувств / Т. П. Гаврилова. – Москва : Знание, 1984. – 79 с.

  34. Гавриловец, К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников : книга для учителя / К. В. Гавриловец, И. И. Казимирская. – Минск : Народная асвета, 1988. – 128 с.

  35. Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. И. Голод ; под ред. Г. М. Романенковой. – Ленинград : Наука, 1984. – 136 с.

  36. Горбачев, А. Л. Психологические особенности духовно-нравственной подготовки педагога воспитателя / A. Л. Горбачев // Вестник университета. Серия: Социология и управление персоналом. – 2007. – № 6 (32). – С. 71-77.

  37. Горьковая, И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И. А. Горьковая // Психологический журнал. – 1994. – Том 15, № 2. – С. 57-65.

  38. Гуманизация воспитания в современных условиях : сборник статей / под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. – Москва : Инноватор, 1995. – 115 с.

  39. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / ред.-сост.: Е. И. Соколова; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – Москва : Педагогическое общество России, 1998. – 333 с.

  40. Гумницкий, Г. Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности / Г. Н. Гумницкий. – Москва : Знание, 1983. – 64 с.

  41. Гуткина, Н. И. Концепция Л. И. Божович о строении и формировании личности (культурно-исторический подход) / Н. И. Гуткина // Культурно-историческая психология. – 2018. – Том 14, № 2. – С. 116-128. – URL: https://psyjournals.ru/files/94167/chp_2018_n2_Gootkina.pdf (дата обращения: 15.03.2022).

  42. Дмитриева, М. А. Формирование ценностного отношения к семье у старших школьников : специальность 19.00.07 «Педагогическая психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Дмитриева Марина Александровна. – Ростов-на-Дону, 1999. – 203 с.

  43. Добрынина, O. A. Проблема формирования благоприятного социально-психологического климата семьи : (на примере рабочих-металлургов) : специальность 19.00.05 «Социальная психология» : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Добрынина Ольга Александровна. – Новокузнецк, 1992. – 205 с.

  44. Додонов, В. И. Приоритетные национальные ценности духовной культуры и образования в трактовке отечественных философов и педагогических мыслителей конца XIX – начала XX вв. / В. И. Додонов // Национальные ценностные приоритеты сферы образования и воспитания : (вторая половина XIX – 90-e гг. XX в.) : монография / под ред. З. И. Равкина. – Москва : Институт теории образования и педагогики РАО, 1997. – С. 18-60.

  45. Дружинин, В. Н. Структура и логика психологического исследования / В. Н. Дружинин. – Москва : ИПРАН, 1994. – 163 с.

  46. Ельницкий, К. В. Воспитание и обучение в семье и школе : для учебных заведений и для занимающихся воспитанием и обучением детей / К. В. Ельницкий. – Санкт-Петербург : М. М. Гутзац, 1914. – 239 с. – URL: https://mr.rgub.ru/search/book.php (дата обращения: 15.03.2022).

  47. Запорожец, A. B. Психология действия : избранные психологические труды / А. В. Запорожец. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2000. – 732 с.

  48. Захаров, А. И. Принятие детьми роли родителей в зависимости от характера семейных отношений / А. И. Захаров // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах) : тезисы докладов II Всесоюзной конференции, г. Краснодар, 31 мая – 2 июня 1979 г. / отв. ред. А. А. Бодалев. – Москва : НИИ общей и педагогической психологии, 1979. – С. 59-68.

  49. Зверева, O. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. – Москва : Академия, 2000. – 158 с.

  50. Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки российской психологии : учебник для студентов старших курсов, аспирантов и преподавателей философских и психологических факультетов университетов / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов ; науч. ред. В. М. Гордон. – Москва : Тривола, 1994. – 333 с.

  51. Зосимовский, A. B. Критерии нравственной воспитанности / A. B. Зосимовский // Педагогика. – 1999. – № 11–12. – С. 22-25.

  52. Зритнева, Е. И. Воспитание будущего семьянина в современной России : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зритнева Елена Игоревна. – Ставрополь, 2006. – 47 с.

  53. Зюбин, Л. M. Психология воспитания / Л. М. Зюбин. – Москва : Высшая школа, 1991. – 96 с.

  54. Исмагилова, Ю. С. К вопросу о духовно-нравственном компоненте в системе современного образования / Ю. С. Исмагилова // Психология славянской нравственности : материалы международной научно-практической конференции, 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. – Тамбов : Издательский дом Тамбовского университета им. Г. Р. Державина, 2009. – С. 159-167.

  55. Кант, И. О педагогике / И. Кант ; пер. с нем. Б. М. Бим-Бада // Библиотека Гумер : [сайт]. – URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kant/pedag.php (дата обращения: 17.12.2021).

  56. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев ; [вступ. ст. П. А. Лебедева ; под ред. А. М. Арсеньева]. – Москва : Педагогика, 1982. – 704 с.

  57. Каптерев, П. Ф. Педагогическая психология / П. Ф. Каптерев. – Санкт-Петербург : Земля, 1914. – 489 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/kapterev_pedagogicheskayapsihologiya_1914/go,494;fs,1/ (дата обращения: 7.03.2022).

  58. Карасева, Н. Социальное сиротство в России: тенденции и факты / Н. Карасева, А. Чупракова // Бюро добрых дел : благотворительный фонд помощи детям-отказникам и детям-сиротам : [сайт]. – URL: https://burodd.ru/socialnoe-sirotstvo-v-rossii-tendencii-i-fakty (дата обращения: 15.03.2022).

  59. Колесникова, И. А. Теоретико-методологические основы современного процесса воспитания : учебное пособие к спецкурсу / И. А. Колесникова. – Ленинград : ЛГПИ, 1988. – 83 с.

  60. Королев, Д. С. Развитие духовных потребностей в структуре духовности личности в юношеском возрасте // Социально-психологические проблемы профессионального развития специалиста в современных условиях : материалы первого международного семинара аспирантов, 17 марта 2008 г. / отв. ред. Н. А. Коваль. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2008. – С. 71-76.

  61. Котова, И. Б. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, E. H. Шиянов. – Ростов-на-Дону, 1997. – 112 с.

  62. Котова, И. Б. Философско-гуманистические основания педагогики / И. Б. Котова, E. H. Шиянов. – Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 1997. – 80 с.

  63. Котырло, В. К. Нравственное воспитание детей / В. К. Котырло // Дошкольное воспитание. – 1987. – № 4. – С. 37-41.

  64. Кузнецова, И. А. Особенности внутрисемейных взаимоотношений родителей и детей в семьях православных верующих / И. А. Кузнецова // Вестник психотерапии. – 2006. – № 17 (22). – С. 39-45.

  65. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2000. – 232 с.

  66. Культурная среда и духовное формирование личности : сборник статей / отв. ред. М. М. Хайруллаев. – Ташкент : Фан, 1981. – 156 с.

  67. Купрейченко, А. Б. Нравственное самоопределение личности: концептуальные основы и эмпирические типы / А. Б. Купрейченко, А. Е. Воробьева // Вестник университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. – 2009. – № 32. – С. 60-63. – URL: https://lib.ipran.ru/upload/papers/22423950.pdf (дата обращения: 17.03.2022).

  68. Лесгафт, П. Ф. Психология нравственного и физического воспитания : избранные психологические труды / П. Ф. Лесгафт ; под ред. М. П. Ивановой. – Москва : Институт практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. – 410 с.

  69. Лесгафт, П. Ф. Собрание педагогических сочинений. В 5 томах. Том 4. Основы естественной гимнастики ; Отношение анатомии к физическому воспитанию ; Приготовление учителей гимнастики ; Статьи и выступления : 1874–1890 / П. Ф. Лесгафт ; сост. и подгот. к печати Г. Г. Шахвердов. – Москва : Физкультура и спорт, 1953. – 369 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/lesgaft_sps-t4_osnovy_1953/go,0;fs,1/ (дата обращения: 17.09.2021).

  70. Липкина, А. И. Психология ребёнка и формирование нравственных компонентов его мировоззрения / А. И. Липкина // Вопросы психологии. – 1980. – № 1. – С. 11-21. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1980/801/801011.htm (дата обращения: 17.12.2021).

  71. Лихачев, Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей : (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX вв.) / Б. Т. Лихачев. – Самара : СИУ, 1997. – 84 с.

  72. Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс ; пер. с англ. З. Замчук. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 793 с.

  73. Макаренко, A. C. Педагогические сочинения. В 8 томах. Том 7. Публицистические работы, статьи о детской литературе, литературно-критические выступления, рецензии, киносценарии / А. С. Макаренко ; гл. ред. М. И. Кондаков. – Москва : Педагогика, 1986. – 319 с.

  74. Макарова, К. В. Проблемы духовных способностей и их развития / К. В. Макарова // Мир психологии. – 2007. – № 1. – С. 164-169.

  75. Марасанов, Г. И. Социально-психологический тренинг / Г. И. Марасанов. – Москва : Когито-Центр, 2019. – 251 с. // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. – URL: https://www.iprbookshop.ru/88390.html (дата обращения: 17.12.2021). – Режим доступа: для авториз. пользователей.

  76. Маслоу, А. Самоактуализация / А. Маслоу. – Москва, 2012. – 68 с.

  77. Мацковский, М. С. Социология семьи: проблемы теории, методологии и методики / М. С. Мацковский ; отв. ред. Г. С. Батыгин – Москва : Наука, 1989. – 116 с.

  78. Мельникова, Н. В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника / Н. В. Мельникова, Р. И. Овчарова. – Санкт-Петербург : Амалтея, 2008. – 304 с.

  79. Мирзоев, Ш. А. Духовно-нравственное воспитание школьников на этнокультурном потенциале произведений Расула Гамзатова / Ш. А. Мирзоев, Э. А. Абдулатипова, А. Ш. Мирзоева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого- педагогические науки. – 2008. – № 4 (5). – С. 73-79.

  80. Митюхина, Н. П. Формирование духовного мира гармонично развитой личности / Н. П. Митюхина // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека : материалы II Всероссийской научно- практической конференции, 24–25 июня 2005 года / под общ. ред. Г. В. Мухаметзяновой. – Казань : КСЮИ, 2005. – С. 111-115.

  81. Михайлик, Е. В. Православное воспитание – один из факторов духовного развития личности учащихся / Е. В. Михайлик // Актуальные проблемы психологии воспитания : материалы региональной научно- практической конференции. – Иркутск, 2005. – С. 55-58.

  82. Михалец, И. В. К проблеме духовно-нравственного воспитания и развития личности / И. В. Михалец, С. А. Деева // VIII Державинские чтения. Психология и педагогика. Физическая культура и спорт : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов, февраль 2003 г. / редкол. В. Н. Косырев [и др.]. – Тамбов, 2003. – С. 30-31.

  83. Мудрик, A. B. О воспитании старшеклассников : книга для классных руководителей / А. В. Мудрик. – Москва : Просвещение, 1981. – 176 с.

  84. Мудрик, A. B. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. – Москва : Педагогика, 1984. – 111 с.

  85. Мудрик, A. B. Общение как фактор воспитания школьников : специальность 13.00.01 «Теория и история педагогики» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Мудрик Анатолий Викторович. – Москва, 1980. – 414 с.

  86. Мухина, B. C. Развитие, воспитание и психологическое сопровождение личности в системе непрерывного образования: концепция и опыт работы ИРЛ РАО / В. С. Мухина, В. А. Горянина // Воспитание и развитие личности : материалы международной научно-практической конференции. – Москва, 1997. – С. 4-12.

  87. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. – 399 с.

  88. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания / Н. Д. Никандров // Педагогика. – 1998. – № 3. – С. 3-10.

  89. Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. – Москва : Новая школа, 1993. – 112 с.

  90. Нравственная культура : сущность, содержание, специфика : сборник статей / отв. ред. В. Жямайтис. – Вильнюс : Минтис, 1981. – 271 с.

  91. Оболенский, Л. E. Нравственность у детей и нравственное воспитание / Л. E. Оболенский // Русская школа. – 1996. – № 1. – С. 77-95 ; № 2. – С. 82-88.

  92. Орлов, Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания / Ю. М. Орлов, Н. Д. Творогова, И. И.  Косарев. – Москва : Высшая школа, 1989. – 63 с.

  93. Парыгин, Б. Д. Анатомия общения : учебное пособие / Б. Д. Парыгин. – Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 1999. – 300 с.

  94. Петровская, Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи / Л. А. Петровская // Введение в практическую социальную психологию : учебное пособие / под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой. – Москва : Смысл, 1999. URL: https://psyinst.moscow/biblioteka/?part=article&id=1068 (дата обращения: 17.12.2021).

  95. Петровская, Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская. – Москва : Изд-во МГУ, 1982. – 168 с.

  96. Петровский, A. B. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Ереван : Луйс, 1983. – 121 с.

  97. Петровский, A. B. Проблемы развития личности с позиции социальной психологии / A. B. Петровский // Вопросы психологии. – 1984. – № 4. – С. 15-29. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1984/844/844015.htm (дата обращения: 17.12.2021).

  98. Петровский, A. B. Трехфакторная модель значимого другого / A. B. Петровский // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 7-18. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/911/911007.htm (дата обращения: 03.03.2022).

  99. Петровский, В. А. Личностно-развивающее взаимодействие / В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова. – Ростов-на-Дону : Цветная печать, 1996. – 86 с.

  100. Петрунек, В. П. Младший школьник : (заметки врачей-психоневрологов) / В. П. Петрунек, Л. Н. Таран. – Москва : Знание, 1981. – 95 с.

  101. Пиаже, Ж. Генетическая эпистемология / Ж. Пиаже ; пер. с фр. М. Малеева. – Москва : Питер, 2004. – 159 с.

  102. Пиаже, Ж. Психология ребёнка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер ; науч. ред. пер. С. Л. Соловьева. – Москва : Питер, 2003. – 160 с.

  103. Подласый, И. В. Педагогика начальной школы : учебник для студентов педагогических училищ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И. П. Подласый. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 463 с.

  104. Подольский, Д. А. Детско-родительские отношения и решение подростками моральных дилемм / Д. А. Подольский // Психологические проблемы современной российской семьи : тезисы второй Всероссийской научной конференции. В 3 частях. Часть 3 / под общ. ред. В. К. Шабельникова, А. Г. Лидерса. – Москва, 2005 // Детская психология : [сайт]. – URL: http://childpsy.ru/lib/articles/id/10318.php (дата обращения: 7.03.2022).

  105. Пономаренко, В. А. Психология духовности / В. А. Пономаренко. – Москва : Магистр, 1998. – 163 с.

  106. Полевничая, Е. Б. Формирование готовности будущих учителей к воспитанию нравственных чувств школьников : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Полевничая Евгения Борисовна. – Одесса, 1991. – 136 с.

  107. Поливанова, К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К. Н. Поливанова // Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 61-69. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1994/941/941061.htm (дата обращения: 17.12.2021).

  108. Психология славянской нравственности : материалы Международной научно-практической конференции, 14 мая 2009 г. / отв. ред. Н. А. Коваль.– Тамбов : Изд-во ТГУ, 2009. – 204 с.

  109. Развитие, социализация и воспитание личности: гуманистическая парадигма : монография / [Е. Н. Шиянов и др.]. – Ставрополь : СКСИ, 2007. – 487 с.

  110. Раченко, И. П. Технология развития педагогического творчества. Учебное пособие. 6 цикл авторской школы. Принципы и методы организации педагогической деятельности / И. П. Раченко. – Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 1997. – 53 с.

  111. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. – Москва : ИОИ, 2017. – 239 с.

  112. Родионова, A. A. Личностный рост через реализацию нравственной потребности в прощении / A. A. Родионова // Актуальные проблемы личности в современных условиях : сборник научных статей / редкол.: Н. А. Коваль (отв. ред.), Т. В. Казакова. – Тамбов, 2006. – С. 107-111.

  113. Роков, Г. И. О выработке идеалов в нравственном воспитании / Г. И. Роков // Вестник воспитания. – 1986. – № 3. – С. 1-29.

  114. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 508 с.

  115. Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский. – Москва : Изд-во МГУ, 1981. – 204 с.

  116. Рувинский, Л. И. Психология самовоспитания : учебное пособие по спецкурсу для педагогических институтов / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьева. – Москва : Просвещение, 1982. – 143 с.

  117. Рувинский, Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников / Л. И. Рувинский. – Москва : Педагогика, 1981. – 128 с.

  118. Руссо, Ж. Ж. Педагогические сочинения. В 2 томах. Том 1. Эмиль, или О воспитании ; Эмиль и Софи, или Одинокие / Ж. Ж. Руссо ; под ред. Г. Н. Джибладзе. – Москва : Педагогика, 1981. – 653 с.

  119. Сатир, В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир ; пер. с англ. Е. В. Новиковой, М. А. Макарушкиной. – Москва : Прогресс, 1992. – 192 с.

  120. Семья и дети: воспитание трудолюбия / А. К. Бешенков, И. И. Зарецкая, Г. А. Зверева [и др.]. – Москва : Профиздат, 1988. – 254 с.

  121. Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Симеон Полоцкий ; подгот. текста, ст. и коммент. И. П. Еремина. – Санкт-Петербург : Наука, 2004. – 280 с.

  122. Симонов, П. В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) / П. В. Симонов // Вопросы философии. – 1981. – № 5. – С. 39-48.

  123. Слободчиков, В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Вопросы психологии. – 1986. – № 6. – С. 14–22. – URL: http://voppsy.ru/issues/1986/866/866014.htm (дата обращения: 17.12.2021).

  124. Смирнов, М. И. Психологические проблемы воспитания : учебное пособие / М. И. Смирнов. – Киров : КГПИ, 1985. – 64 с.

  125. Снайдер, М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитание совести / М. Снайдер, Р. Снайдер, Р. Снайдер-мл. ; под ред. и с предисл. В. Кагана. – Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Гармония, 1994. – 238 с.

  126. Спиваковская, A. C. Как быть родителями : (о психологии родительской любви) / А. С. Спиваковская. – Москва : Педагогика, 1986. – 159 с.

  127. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека: (этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / В. А. Сухомлинский ; сост. О. В. Сухомлинская. – Москва : Педагогика 1990. – 288 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0138/index.shtml (дата обращения: 15.03.2022).

  128. Столин, В. В. Семья как объект психодиагностики и внебрачной психотерапии / В. В. Столин // Семья и формирование личности : сборник научных трудов / под ред. А. А. Бодалева. – Москва : НИИОП, 1981. – С. 26-38.

  129. Сучкова, Т. В. Особенности развития нравственных качеств личности студентов технического вуза / Т. В. Сучкова // Образование и саморазвитие. – 2007. – № 3. – С. 139-145.

  130. Титова, Е. В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики : специальность 13.00.01 «Общая педагогика» : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Титова Елена Владимировна. – Санкт-Петербург, 1995. – 311 с.

  131. Трофимова, Н. Б. Развитие духовно-нравственного потенциала учащихся в образовательном процессе (психолого-педагогический аспект) : монография / Н. Б. Трофимова. – Воронеж : ВГПУ, 2008. – 283 с.

  132. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. – 416 с.

  133. Фельдштейн, Д. И. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с. – URL: https://www.studmed.ru/view/feldshteyn-di-psihologiya-stanovleniya-lichnosti_a89068c81e4.html (дата обращения: 15.03.2022).

  134. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Педагогика, 1989. – 208 с.

  135. Фельдштейн, Д. И. Формализм в воспитании и неформалы / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 1989. – № 4. – С. 24-31. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1989/894/894024.htm (дата обращения: 15.03.2022).

  136. Франк, С. Л. Духовные основы общества : сборник / С. Л. Франк ; сост. и авт. вступ. ст. П. В. Алексеев. – Москва : Республика, 1992. – 511 с.

  137. Харламов, И. Ф. Теория нравственного воспитания : история и современная проблематика, и основные педагогические идеи. – Минск : Изд-во БГУ, 1982. – 363 с.

  138. Хоментаускас, Г. Семья глазами ребёнка : дети и психологические проблемы в семье / Г. Хоментаускас. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 189 с.

  139. Шадриков, В. Д. Духовные способности / В. Д. Шадриков. – Москва : Институт психологии РАН, 2020. – 181 с.

  140. Шацкий, С. Т. Педагогические сочинения. В 4 томах. Том 4 / под ред. И. А. Каирова [и др.]. – Москва : Просвещение, 1965. – 328 с. – URL: http://elib.gnpbu.ru/text/shatsky_ped-soch_t4_1965/go,0;fs,1/ (дата обращения: 15.03.2022).

  141. Шварцман, К. А. Проблемы нравственного воспитания : (в поиске решений) / К. А. Шварцман. – Москва : Знание, 1988. – 64 с.

  142. Шиянов, Е. Н. Социализация и воспитание / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. – Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1997. – 144 с.

  143. Штольц, Х. Как воспитывать нравственное поведение : книга для учителя / Х. Штольц, Р. Рудольф. – Москва : Просвещение, 1986. – 80 с.

  144. Эйдемиллер, Э. Г. Групповая психотерапия в контексте мировой культуры / Э. Г. Эйдемиллер // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2005. – № 2. – С. 45-55.

  145. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи : монография / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 668 с.

  146. Эйдемиллер, Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии : методическое пособие / Э. Г. Эйдемиллер ; ред. Л. И. Вассерман. – Москва : Санкт-Петербург : Фолиум, 1996. – 63 с.

  147. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. – Москва : Педагогика, 1989. – 555 с.

  148. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Г. Эриксон ; пер. и науч. ред.: А. А. Алексеев. – Санкт-Петербург : Речь, 2000. – 415 с.

  149. Якобсон, П. М. Чувства, их развитие и воспитание / П. М. Якобсон. – Москва : Знание, 1976. – 64 с.




Приложение 1

Анкета для родителей (по определению стиля семейного воспитания)
В ходе беседы родителям ставились следующие примерные вопросы:

Как Вы думаете, что важнее для родителей:

а) контроль за поведением ребёнка или установление с ним взаимопо­нимания?

б) полное удовлетворение всех материальных потребностей ребёнка или присутствие в его жизни, сопереживание тому, что с ним происходит каждый день?

Сколько времени Вы проводите с ребёнком (каждый день, в неделю, в месяц)?

Какие важные события произошли с Вашим ребёнком за последнюю неделю?

Как Вы принимаете решения о том, где ребенок проведет выходные, каникулы и т.д.?

Какой стратегии Вы придерживаетесь в воспитании ребёнка?
Источник: Варга А. Я. Тестовая методика диагностики родительского отношения. М. 1989.

Приложение 2

Пакет заданий для размышления


  1. На выходных в семье был выезд за город на природу. Когда семья уехала, на месте осталось много мусора. Как можно оценить такое поведе­ние?

  2. У кошки родилось несколько котят. Их выбросили на улицу. Как можно оценить такое поведение?

  3. На стенах домов некоторые школьники делают графические изобра­жения, нарушая, таким образом, красоту и аккуратность их внешнего вида. Как можно оценить такое поведение?

  4. В школе проводится акция помощи воспитанников детского дома. Ты отдашь им свою любимую книгу?

  5. На улице ты увидел, что человек упал. Ты поможешь ему?

  6. Если тебе грубят, как ты будешь отвечать?

  7. Какие чувства возникают в ответ на добро? На зло? На грубость? На равнодушие? На жестокость?

  8. В каких ситуациях ты готов проявить сострадание? Милосердие? Щедрость?


Источник: Варга А. Я. Тестовая методика диагностики родительского отношения. М. 1989.

Приложение 3
Диагностическая тестовая карта оценки готовности младшего школьника к реализации духовно-нравственных ценностей
Первым критерием в диагностической карте выступила сформированность у него системы знаний, обеспечивающих его самостоятельную деятельность по удовлетворению своих духовно-нравственных потребностей.