Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.

Значимым воспитательным ресурсом обладает доверие, культивируемое в семейной среде. Доверие предполагает авансирование возможностей развития любому человеку. Авансирование моделирует реальную ситуацию успеха, предполагающую соединение положительных ожиданий, предвосхищающей оценки и выделения значимых мотивов. Отношения истинного доверия предполагают взаимность.

Взаимное доверие субъектов предполагает отношения, которые строятся на взаимопроникновении взаимодействующих людей в личностные смыслы друг друга, что порождает новые смыслы. Доверие подразумевает авансирование и всегда предполагает ценностное отношение к личности другого, основанное на позитивном прогнозировании его будущих поступков2. Таким образом, доверие строится на основе отношения к потенциальным позитивным возможностям личности другого.

Доверие предполагает авансирование возможностей развития любому человеку, что, в свою очередь, моделирует реальную ситуацию успеха. Д. Майерс, ссылаясь на данные экспериментов, указывал, что руками каждого из нас творится своя собственная социальная действительность. Если детям говорить, например, о том, что они трудолюбивы и доброжелательны, они могут подняться до этой планки1. В трактовке Б. Г. Ананьева, только деятельность, реально приносящая успех и максимальное удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития2. Таким образом, доверие, проявляемое по отношению к ребёнку, может выступить фактором, стимулирующим формирование у него лучших качеств личности, в первую очередь, духовно-нравственного плана.

Столь же созидающе действует на ребёнка младшего школьного возраста и родительская забота. Проявление родителями заботы представляет собой важнейшее условие построения ими отношений с ребёнком, т.к. она наполняет его жизнь смыслом, раскрывает неисчерпаемый источник нежности и поддержки. Важность данного чувства трудно переоценить.

Ещё Р. Мэй предполагалось, что наполнение человеческих отношений заботой может спасти человека от апатии. Забота рассматривалась исследователем в качестве состояния, когда что-то действительно имеет смысл. Это особый вид интенциональности, проявление тенденции к склонности, концентрации своего влияния на данном аспекте, движение, источник любви и воли. Он отмечал, что в каждом акте любви и воли мы одновременно формируем самих себя и наш мир.

Родительская забота является для ребёнка реальным подтверждением того, что рядом для него имеется сочувственную помощь близкого, наличие рядом того, кто любит, прощает и защищает. Это позволяет ему быть более открытым позитиву, исходящему от родителей, а, следовательно,
позволяет сформироваться и лучшим характеристикам, в частности, его духовно- нравственной воспитанности.

Реализация в семье помогающих отношений, как условия духовно-нравственного воспитания ребёнка в семье, возможна только при условии наличия в ней полноценного общения, построенного на принципах диалога. Речь идет о следующем выделенном нами условии духовно-нравственного воспитания в семье, – о построении в ней гуманистического, компетентного общения родителей с ребёнком.

Под компетентным общением родителей с ребёнком нами понимается общение, выстроенное с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка и способствующее решению широкого спектра воспитательных задач, включая его духовно-нравственное воспитание.

Создание семейной среды, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей, предъявляет повышенные требования к родителям. Так, в частности, только достижение понимания чужих переживаний и правильному суждению о личности другого, по мнению Г. Оллпорта, способствуют такие качества личности как:

– жизненный опыт;

– общая зрелость, сходство между оценивающим и оцениваемым субъектами (то, что человек сам пережил, понять легче, чем нечто чуждое, постороннее);

– интеллект (люди с более высоким умственным развитием являются лучшими «судьями»);

– знание самого себя (это в определенной степени предохраняет против стереотипных и формальных суждений о других);

– эмоциональная устойчивость (люди тревожные, с неустойчивой психикой, чаще склонны проецировать на других свои собственные качества;

– отчужденность, созерцательность характера (позволяют принимать других дружественно, более-менее беспристрастно);

– интерацептивность, т.е. впечатлительность, чувствительность к внутреннему миру, собственному и чужому.

Построение компетентного воспитывающего взаимодействия с ребёнком невозможно без коммуникативной компетентности родителей. Говорить об обладании человеком коммуникативной компетентностью невозможно без его умения слушать, доказывать, быть убедительным1.

Некоторые родители ошибочно полагают, что воспитанность образуется сама по себе. Они считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность - это удел взрослых, и потому говорят: «Всё придет с возрастом. А пока что с него спросишь. Ребенок!» А это не верно. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания. А. С. Макаренко указывал на то, что «культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»

2.

Общение «ребенок-родители» происходит повседневно в различных жизненных ситуациях. Соприкасаясь с близкими людьми, он постигает азы общественного поведения, воспитывается его характер. Духовно-нравственное развитие личности ребёнка требует от родителей не только знания его возрастных и индивидуальных особенностей, но и умение использовать эти знания для формирования у детей готовности к следованию в своём поведении духовно-нравственным ценностям. Но и первые уроки безнравственности, к большому сожалению, дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие и многое, многое другое формируют сегодня нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума. Необходимо исключить дурные примеры из общения детей с взрослыми, а также резкий недоброжелательный тон, окрики, грубость в отношениях взрослых1.

Необходимо, чтобы семья хорошо владела конкретными методами нравственного воспитания: методам приучения к формам общественного поведения, методам организации творческой беседы, но ещё более важен сам стиль отношений родителей с детьми – стиль доброжелательности и заинтересованности, внимания и участия. Необходимо отметить, что дети легко ранимы и особенно чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые.

Дети словно какими-то щупальцами чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Бывает так, что в семье ребёнка происходит разлад между родителями. Но разрыв ещё только назревает, не произнесено ещё ни одно резкое слово при ребёнке, а холод, отчужденность их отношений уже ребенок улавливает, и у ребёнка формируется чувство неясного беспокойства, страх покинутости, общая нервозность в поведении. Оценки и суждение родителей, высказанные непосредственно в ходе совместной деятельности, легко усваиваются детьми и влияют на их собственные оценки и суждения.

Важную роль в духовно-нравственном воспитании школьников играют взаимоотношения школы и семьи. Они должны основываться на принципах взаимосвязи, взаимопрееметвенности и взаимодополнении в воспитательной деятельности. Если родителям удаётся до школы сформировать у ребёнка прочный нравственный опыт, положительные привычки и устойчивые мотивы поведения, то школа получает наиболее благоприятные условия дальнейшей успешной работы по нравственному воспитанию детей. Сухомлинский писал: «Не тот честен, смел, дисциплинирован, кто может поступать честно, дисциплинированно, смело, а тот, кто не может поступать иначе»
1.

Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения.

В процессе взаимообщения не только педагоги должны обращать внимание родителей на недостатки в методах и содержании семейного воспитания, но и родители указывать педагогам на аналогичные «сбои» в работе школы. Однако взаимная критика должна быть обоснованной и конструктивной. Не общие слова, а конкретные факты и предложения должны лежать в её основе. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи и сама семья в целом как коллектив.

Для создания реальных условий духовно-нравственного воспитания младших школьников в семье нами совместно с педагогами 98 и 113 школ была разработана программа «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье», направленная на создание семейной среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию ребёнка младшего школьного возраста, и на вооружение родителями знаниями и умениями в области духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Программа была направлена на овладение родителями технологией духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Практическая часть программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» предусматривала работу с родителями в направлении их личностного развития. Данная цель достигалась на основе использования возможностей: игрового моделирования, моделирования духовно-нравственных ситуаций в семье; анализа семейных и жизненных конфликтных и игровых ситуаций; решения моральных и духовных дилемм; рефлексии, вербализации нравственных чувств; элементов социально-психологического тренинга.

Для участия в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» была составлена выборка родителей младших школьников, участвующих в нашем эксперименте. Основные условия участия родителей в программе:

1) добровольное согласие на участие в программе;

2) полученные на первом этапе эксперимента низкие показатели духовно-нравственной воспитанности их детей - младших школьников.

В качестве контрольных показателей качества участия родителей в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье» выступала их самооценка:


– информированности относительно организации в семье духовно-нравственного воспитания детей;

– осмысленности собственных действий по духовно-нравственному воспитанию своих детей;

– результативности своей деятельности по духовно-нравственному вос­питанию детей в семье.

В целом, оценивая результаты внедрения программы «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье», можно отметить её позитивную роль в развитии подготовленности родителей к реализации духовно-нравственного воспитания своих детей в семьях. Произошел значимый рост их информированности в отношении того, что и как необходимо делать, чтобы сформировать у своих детей готовность к использованию духовно-нравственных ценностей в своём поведении.

Отмечен достаточно существенный прирост осмысленности предпринимаемых ими усилий по повышению духовно-нравственной воспитанности детей. В итоговых беседах с исследователем родители отмечали, что их действия по воспитанию детей стали спланированными, они стали фиксировать особенности нравственных поступков детей и своевременно на них реагировать должным образом. Родительское поведение в связи с нравственными проступками детей стало более спокойным и разумным. При этом ими используется достаточно широкий арсенал воспитательных методов, включая словесные, наглядные и практические методы.

Важным выводом, который можно сделать на основе полученных от родителей откликов, состоит в том, что участие в программе помогло им создать в семьях воспитательную среду, стимулирующую детей на соблюдение духовно-нравственных принципов в своём поведении. Родители отметили, что они стали больше времени уделять на общение с детьми, внимательнее, более понимающе и с большим уровнем доверия выстраивать отношения с ними. В семьях в значительной степени уменьшились деструктивные конфликты в супружеских отношениях. Родители стали более ориентированы на осуществление в семье практики взаимопомощи и взаимоподдержки, а также на стимулирование позитивных изменений личности ребёнка.
2.3 Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье

Заключительный этап эксперимента своей целью имел изучение особенностей духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в результате использования родителями предложенных рекомендаций.

На данном этапе эксперимента проверялось предположение