Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, согласно которому деятельность родителей способствует формированию у детей готовности к использованию духовно-нравственных ценностей в своём поведении, если она ориентирована на:

1) расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,

– развитие у них духовно-нравственных качеств,

– формирование у них готовности к повседневному следованию духовно-нравственным ценностям;

  1. предусматривает использование:

– серии мини-бесед, направленных на расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,

– примеров следования духовно-нравственным ценностям,

– возможностей практической психологии для развития духовно-нравственных качеств детей в семье;

– ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях для обретения ими практического опыта духовно-нравственного поведения;

  1. протекает в контексте семейной среды, способствующей духовно- нравственному воспитанию ребёнка.

Для проверки выдвинутого предположения и достижения поставленной цели использовались следующие методы: эксперимент, диагностическая тестовая карта, беседа, наблюдение.

Метод эксперимента состоял в реализации родителями в своих семьях под нашим руководством программы «Духовно-нравственный идеал», составленной на основе тестовой методики диагностики родительского отношения А. Я. Варга.

Данная программа предусматривала:

1. Проведение с детьми серии мини-бесед, посвященных базовым духовно-нравственным категориям: хорошо-плохо, добро-зло, можно-нельзя, правда-ложь, вежливость-грубость, отзывчивость-черствость, сострадание-равнодушие, милосердие-жестокость, терпимость-нетерпимость, щедрость-жадность.

Особенностью технологии проведения данных мини-бесед было соблюдение родителями следующих требований:

– оперативность проведения беседы при наступлении той или иной ситуации, потребовавшей от ребёнка реализации духовно-нравственного выбора;

– наиболее полная «привязка» к контексту ситуации духовно- нравственного выбора, в которой оказывался ребенок;

– компактность материала, излагаемого в рамках беседы;

– отсутствие давления на ребёнка, без оценочного внушения ему необходимости определенного поведения;


– особая структура беседа, позволяющая осуществить переход от анализа поведения вымышленного персонажа к осмыслению поведения самого ребёнка;

– привлечение для аргументации приоритетности определенной духовно-нравственной ценности фактов из собственного жизненного опыта;

– проведение мини-беседы в спокойной обстановке, исключающей вмешательство посторонних лиц.

2. Использование родителями демонстрации своим детям примеров следования духовно-нравственным ценностям.

Особенностью технологии использования данных демонстраций в воспитательных целях было соблюдение родителями следующих требований:

– демонстрируемый пример следования духовно-нравственным ценностям по своему смысловому содержанию должен «увязываться» с содержанием актуального поведения ребёнка;

– пример должен подбираться с такой ситуацией, которая изначально допускает вариативность духовно-нравственного выбора своего персонажа;

– приоритет должен отдаваться примерам из собственной жизни, т.к. родители для младших школьников относятся к числу «значимых взрослых»;

– максимально полно должны использоваться примеры духовно-нравственного поведения отечественных художественных (фольклорных, литературных, телевизионных) персонажей, которые для детей младшего школьного возраста вызывают потребность личностной и поведенческой идентификации;

– примеры следования духовно-нравственным ценностям должны предусматривать однозначно позитивную трактовку последствий своей реализации как для самих персонажей, так и для лиц, их окружающих;

– демонстрация примеров следования духовно-нравственным ценностям должна сопровождаться управляемой родителями рефлексией ребёнком качеств, которые проявились у их персонажей и помогли им «достойно» преодолеть возникшие трудности;

– по итогам демонстрации примеров следования духовно-нравственным ценностям ребёнком с помощью родителей должен быть составлен перечень возможных вариантов поведения в ситуациях, тождественных и схожих с ситуацией, рассмотренной в качестве примера.

3. Использование родителями возможностей практической психологии.

В данном случае предусматривалось привлечение родителями для воспитания детей развивающих игр и психо-гимнастических упражнений. Основное отличие понятий «развивающая игра» и «психо-гимнастическое упражнение» нами выделялось в том, что развивающая игра выстраивается на основе определенного сюжета и предусматривает определенное разделение ролей между родителями и детьми. Психо-гимнастика, в отличие от игры, предусматривает осуществление некоторых упражнений, т.е. некоторой последовательности действий, предусматривающей отработку и закрепление у ребёнка некоторого новообразования, в нашем случае, духовно- нравственного плана

1.

Привлечение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений в рамках предложенной программы решало следующие задачи:

– приобретение ребёнком знаний относительно духовно-нравственных ценностей;

– формирование у него умений и навыков следования духовно- нравственным ценностям в различных игровых ситуациях;

– развитие установок, определяющих построение ребёнком своего поведения на основе духовно-нравственных ценностей;

– коррекция и развитие системы духовно-нравственных отношений личности.

Практика привлечения развивающих игр и психотехнических упражнений в рамках духовно-нравственного воспитания родителями младших школьников предусматривала соблюдение ими следующих технологических моментов:

– выбор развивающей игры или психо-гимнастического упражнения должен основываться на текущем состоянии духовно-нравственной воспитанности ребёнка;

– проведение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений определяется четкостью, ясностью, лаконичностью инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию; родителям не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями; не допустима ситуация, когда родитель инструктирует ребёнка дольше, чем длится выполнение самого упражнения;

– игры и психо-гимнастические упражнения должны использоваться с учетом возможности максимальной включенности в них ребёнка; только те игры и упражнения эффективны, которые стимулируют его максимальную активность, свидетельствующую об его заинтересованности в происходящем;

– для наиболее полного использования развивающих ресурсов игр и упражнений родителям необходимо заранее конструировать и организовывать такие ситуации духовно-нравственного выбора, которые давали бы возможность ребёнку осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними; основными характеристиками создаваемой родителями воспитывающей среды при этом должны быть проблемность, неопределенность, принятие;

– проведение родителями с ребёнком игр и упражнений должно обязательно предусматривать обратную связь от него; родителям необходимо по­лучать объективную информацию относительно успешности формирования у ребёнка умений, навыков, установок духовно-нравственного поведения;


– проведение игр и упражнений должно сопровождать партнерское общение родителей и ребёнка, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаётся ценность их личности; только в этом случае создаётся необходимая для духовно-нравственного воспитания атмосфера безопасности, доверия, открытости, позволяющая ребёнку экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Для проведения родителям рекомендованы игры и психо-гимнастические упражнения.

4. Организацию ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях. Использование данного приема в проведении родителями воспитательной работы с ребёнком в семье было основано на том, что успех влечет за собой возникновение у него целого ряда положительных эмоций, поведенческих и личностных изменений.

В рамках практики создания ситуаций достижения детьми ситуаций успеха родителям было рекомендовано следующее:

– на начальных этапах проведения воспитательной работы с ребёнком в семье предпочтение следует отдавать ситуациям достижения успеха в игровых отношениях; такие ситуации являются наиболее безопасными для ребёнка и позволяют ему проверить разные варианты поведения без значительного ущерба для себя;

– к созданию ситуаций достижения успеха в реальных отношениях следует переходить тогда, когда ребенок усвоит основные духовно-нравственные ценности и осознаёт необходимость и возможность следования им в любых жизненных ситуациях;

– проектирование ситуаций достижения детьми младшего школьного возраста успеха должно предусматривать охват максимально возможного спектра духовно-нравственных ценностей, не только органично входящих в повседневную жизнедеятельность каждого человека (например: добро, правда, вежливость), но и те, которые актуализируются в особых жизненных ситуациях (например, отзывчивость, милосердие, терпимость);

– проектирование ситуаций достижения успеха для детей младшего школьного возраста должно осуществляться с учетом возможностей и ограничений возраста; как слишком простая, так и слишком трудная ситуация может вызвать утрату к себе интереса ребёнка и возникновение трудностей для последующей отработки практики реализации соответствующей духовно-нравственной ценности.

Для участия в формирующем эксперименте была создана экспериментальная выборка детей младшего школьного возраста. В неё вошли дети, родители которых приняли участие в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье». Их численность, таким образом, составила 30 детей младшего школьного возраста.


Для получения числовых результатов замеров использовались следующие исследовательские методы – диагностическая тестовая карта, беседа и наблюдение.

Обобщая выявленные изменения, можно утверждать, что целенаправленная воспитательная работа родителей со своими детьми позволила им освоить достаточно сложные духовно-нравственные категории, которые не входят в повседневный обиход ребёнка младшего школьного возраста. Целенаправленное воспитательное воздействие родителей способствовала росту осмысленности поведения детей младшего школьного возраста.

На основе полученных эмпирических материалов можно говорить о том, что целенаправленное воздействие родителей на духовно-нравственную сферу ребёнка младшего школьного возраста по своим результатам отличается от пассивного воздействия на него просто благоприятной семейной среды. Эти изменения носят комплексный характер и касаются не только информированности ребёнка относительно базовых духовно-нравственных ценностей, но и осмысленности своего поведения с точки зрения соблюдения духовно-нравственных ценностей, а также реального использования их в своей повседневной деятельности. Данные проявления свидетельствуют о сформированности у младших школьников духовно-нравственной воспитанности.

Таким образом, проведённый нами эксперимент оказался результативным. Полученные позитивные изменения позволили подтвердить эффективность разработанной программы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье.

Заключение
Как показал анализ проблематики, проблемы духовности и нравственности никогда не были безразличны для общества. В силу этого они получили значительную разработку в рамках философии, социологии, филологии, права и др. отраслей науки. Немалый интерес духовно-нравственная проблематика вызывала в психолого-педагогических науках.

Согласно сформировавшимся подходам, получившим отражение в научных источниках, духовно-нравственное воспитание выступает важной составляющей социализации детей младшего школьного возраста. Духовно-нравственное воспитание позволяет ребёнку усвоить основные ценности, определяющие поведение в разных социальных контекстах, сопровождается личностными изменениями, позволяющими органично вписаться в межличностное взаимодействие в рамках различных видов деятельности и достичь личностной самореализации. В свою очередь, отсутствие должной духовно-нравственной воспитанности влечет за собой различные формы асоциальности и криминальности.