Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 174
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, согласно которому деятельность родителей способствует формированию у детей готовности к использованию духовно-нравственных ценностей в своём поведении, если она ориентирована на:
1) расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,
– развитие у них духовно-нравственных качеств,
– формирование у них готовности к повседневному следованию духовно-нравственным ценностям;
– серии мини-бесед, направленных на расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,
– примеров следования духовно-нравственным ценностям,
– возможностей практической психологии для развития духовно-нравственных качеств детей в семье;
– ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях для обретения ими практического опыта духовно-нравственного поведения;
Для проверки выдвинутого предположения и достижения поставленной цели использовались следующие методы: эксперимент, диагностическая тестовая карта, беседа, наблюдение.
Метод эксперимента состоял в реализации родителями в своих семьях под нашим руководством программы «Духовно-нравственный идеал», составленной на основе тестовой методики диагностики родительского отношения А. Я. Варга.
Данная программа предусматривала:
1. Проведение с детьми серии мини-бесед, посвященных базовым духовно-нравственным категориям: хорошо-плохо, добро-зло, можно-нельзя, правда-ложь, вежливость-грубость, отзывчивость-черствость, сострадание-равнодушие, милосердие-жестокость, терпимость-нетерпимость, щедрость-жадность.
Особенностью технологии проведения данных мини-бесед было соблюдение родителями следующих требований:
– оперативность проведения беседы при наступлении той или иной ситуации, потребовавшей от ребёнка реализации духовно-нравственного выбора;
– наиболее полная «привязка» к контексту ситуации духовно- нравственного выбора, в которой оказывался ребенок;
– компактность материала, излагаемого в рамках беседы;
– отсутствие давления на ребёнка, без оценочного внушения ему необходимости определенного поведения;
– особая структура беседа, позволяющая осуществить переход от анализа поведения вымышленного персонажа к осмыслению поведения самого ребёнка;
– привлечение для аргументации приоритетности определенной духовно-нравственной ценности фактов из собственного жизненного опыта;
– проведение мини-беседы в спокойной обстановке, исключающей вмешательство посторонних лиц.
2. Использование родителями демонстрации своим детям примеров следования духовно-нравственным ценностям.
Особенностью технологии использования данных демонстраций в воспитательных целях было соблюдение родителями следующих требований:
– демонстрируемый пример следования духовно-нравственным ценностям по своему смысловому содержанию должен «увязываться» с содержанием актуального поведения ребёнка;
– пример должен подбираться с такой ситуацией, которая изначально допускает вариативность духовно-нравственного выбора своего персонажа;
– приоритет должен отдаваться примерам из собственной жизни, т.к. родители для младших школьников относятся к числу «значимых взрослых»;
– максимально полно должны использоваться примеры духовно-нравственного поведения отечественных художественных (фольклорных, литературных, телевизионных) персонажей, которые для детей младшего школьного возраста вызывают потребность личностной и поведенческой идентификации;
– примеры следования духовно-нравственным ценностям должны предусматривать однозначно позитивную трактовку последствий своей реализации как для самих персонажей, так и для лиц, их окружающих;
– демонстрация примеров следования духовно-нравственным ценностям должна сопровождаться управляемой родителями рефлексией ребёнком качеств, которые проявились у их персонажей и помогли им «достойно» преодолеть возникшие трудности;
– по итогам демонстрации примеров следования духовно-нравственным ценностям ребёнком с помощью родителей должен быть составлен перечень возможных вариантов поведения в ситуациях, тождественных и схожих с ситуацией, рассмотренной в качестве примера.
3. Использование родителями возможностей практической психологии.
В данном случае предусматривалось привлечение родителями для воспитания детей развивающих игр и психо-гимнастических упражнений. Основное отличие понятий «развивающая игра» и «психо-гимнастическое упражнение» нами выделялось в том, что развивающая игра выстраивается на основе определенного сюжета и предусматривает определенное разделение ролей между родителями и детьми. Психо-гимнастика, в отличие от игры, предусматривает осуществление некоторых упражнений, т.е. некоторой последовательности действий, предусматривающей отработку и закрепление у ребёнка некоторого новообразования, в нашем случае, духовно- нравственного плана
1.
Привлечение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений в рамках предложенной программы решало следующие задачи:
– приобретение ребёнком знаний относительно духовно-нравственных ценностей;
– формирование у него умений и навыков следования духовно- нравственным ценностям в различных игровых ситуациях;
– развитие установок, определяющих построение ребёнком своего поведения на основе духовно-нравственных ценностей;
– коррекция и развитие системы духовно-нравственных отношений личности.
Практика привлечения развивающих игр и психотехнических упражнений в рамках духовно-нравственного воспитания родителями младших школьников предусматривала соблюдение ими следующих технологических моментов:
– выбор развивающей игры или психо-гимнастического упражнения должен основываться на текущем состоянии духовно-нравственной воспитанности ребёнка;
– проведение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений определяется четкостью, ясностью, лаконичностью инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию; родителям не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями; не допустима ситуация, когда родитель инструктирует ребёнка дольше, чем длится выполнение самого упражнения;
– игры и психо-гимнастические упражнения должны использоваться с учетом возможности максимальной включенности в них ребёнка; только те игры и упражнения эффективны, которые стимулируют его максимальную активность, свидетельствующую об его заинтересованности в происходящем;
– для наиболее полного использования развивающих ресурсов игр и упражнений родителям необходимо заранее конструировать и организовывать такие ситуации духовно-нравственного выбора, которые давали бы возможность ребёнку осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними; основными характеристиками создаваемой родителями воспитывающей среды при этом должны быть проблемность, неопределенность, принятие;
– проведение родителями с ребёнком игр и упражнений должно обязательно предусматривать обратную связь от него; родителям необходимо получать объективную информацию относительно успешности формирования у ребёнка умений, навыков, установок духовно-нравственного поведения;
– проведение игр и упражнений должно сопровождать партнерское общение родителей и ребёнка, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаётся ценность их личности; только в этом случае создаётся необходимая для духовно-нравственного воспитания атмосфера безопасности, доверия, открытости, позволяющая ребёнку экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Для проведения родителям рекомендованы игры и психо-гимнастические упражнения.
4. Организацию ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях. Использование данного приема в проведении родителями воспитательной работы с ребёнком в семье было основано на том, что успех влечет за собой возникновение у него целого ряда положительных эмоций, поведенческих и личностных изменений.
В рамках практики создания ситуаций достижения детьми ситуаций успеха родителям было рекомендовано следующее:
– на начальных этапах проведения воспитательной работы с ребёнком в семье предпочтение следует отдавать ситуациям достижения успеха в игровых отношениях; такие ситуации являются наиболее безопасными для ребёнка и позволяют ему проверить разные варианты поведения без значительного ущерба для себя;
– к созданию ситуаций достижения успеха в реальных отношениях следует переходить тогда, когда ребенок усвоит основные духовно-нравственные ценности и осознаёт необходимость и возможность следования им в любых жизненных ситуациях;
– проектирование ситуаций достижения детьми младшего школьного возраста успеха должно предусматривать охват максимально возможного спектра духовно-нравственных ценностей, не только органично входящих в повседневную жизнедеятельность каждого человека (например: добро, правда, вежливость), но и те, которые актуализируются в особых жизненных ситуациях (например, отзывчивость, милосердие, терпимость);
– проектирование ситуаций достижения успеха для детей младшего школьного возраста должно осуществляться с учетом возможностей и ограничений возраста; как слишком простая, так и слишком трудная ситуация может вызвать утрату к себе интереса ребёнка и возникновение трудностей для последующей отработки практики реализации соответствующей духовно-нравственной ценности.
Для участия в формирующем эксперименте была создана экспериментальная выборка детей младшего школьного возраста. В неё вошли дети, родители которых приняли участие в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье». Их численность, таким образом, составила 30 детей младшего школьного возраста.
Для получения числовых результатов замеров использовались следующие исследовательские методы – диагностическая тестовая карта, беседа и наблюдение.
Обобщая выявленные изменения, можно утверждать, что целенаправленная воспитательная работа родителей со своими детьми позволила им освоить достаточно сложные духовно-нравственные категории, которые не входят в повседневный обиход ребёнка младшего школьного возраста. Целенаправленное воспитательное воздействие родителей способствовала росту осмысленности поведения детей младшего школьного возраста.
На основе полученных эмпирических материалов можно говорить о том, что целенаправленное воздействие родителей на духовно-нравственную сферу ребёнка младшего школьного возраста по своим результатам отличается от пассивного воздействия на него просто благоприятной семейной среды. Эти изменения носят комплексный характер и касаются не только информированности ребёнка относительно базовых духовно-нравственных ценностей, но и осмысленности своего поведения с точки зрения соблюдения духовно-нравственных ценностей, а также реального использования их в своей повседневной деятельности. Данные проявления свидетельствуют о сформированности у младших школьников духовно-нравственной воспитанности.
Таким образом, проведённый нами эксперимент оказался результативным. Полученные позитивные изменения позволили подтвердить эффективность разработанной программы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье.
Заключение
Как показал анализ проблематики, проблемы духовности и нравственности никогда не были безразличны для общества. В силу этого они получили значительную разработку в рамках философии, социологии, филологии, права и др. отраслей науки. Немалый интерес духовно-нравственная проблематика вызывала в психолого-педагогических науках.
Согласно сформировавшимся подходам, получившим отражение в научных источниках, духовно-нравственное воспитание выступает важной составляющей социализации детей младшего школьного возраста. Духовно-нравственное воспитание позволяет ребёнку усвоить основные ценности, определяющие поведение в разных социальных контекстах, сопровождается личностными изменениями, позволяющими органично вписаться в межличностное взаимодействие в рамках различных видов деятельности и достичь личностной самореализации. В свою очередь, отсутствие должной духовно-нравственной воспитанности влечет за собой различные формы асоциальности и криминальности.
1) расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,
– развитие у них духовно-нравственных качеств,
– формирование у них готовности к повседневному следованию духовно-нравственным ценностям;
-
предусматривает использование:
– серии мини-бесед, направленных на расширение информированности детей об основных духовно-нравственных категориях,
– примеров следования духовно-нравственным ценностям,
– возможностей практической психологии для развития духовно-нравственных качеств детей в семье;
– ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях для обретения ими практического опыта духовно-нравственного поведения;
-
протекает в контексте семейной среды, способствующей духовно- нравственному воспитанию ребёнка.
Для проверки выдвинутого предположения и достижения поставленной цели использовались следующие методы: эксперимент, диагностическая тестовая карта, беседа, наблюдение.
Метод эксперимента состоял в реализации родителями в своих семьях под нашим руководством программы «Духовно-нравственный идеал», составленной на основе тестовой методики диагностики родительского отношения А. Я. Варга.
Данная программа предусматривала:
1. Проведение с детьми серии мини-бесед, посвященных базовым духовно-нравственным категориям: хорошо-плохо, добро-зло, можно-нельзя, правда-ложь, вежливость-грубость, отзывчивость-черствость, сострадание-равнодушие, милосердие-жестокость, терпимость-нетерпимость, щедрость-жадность.
Особенностью технологии проведения данных мини-бесед было соблюдение родителями следующих требований:
– оперативность проведения беседы при наступлении той или иной ситуации, потребовавшей от ребёнка реализации духовно-нравственного выбора;
– наиболее полная «привязка» к контексту ситуации духовно- нравственного выбора, в которой оказывался ребенок;
– компактность материала, излагаемого в рамках беседы;
– отсутствие давления на ребёнка, без оценочного внушения ему необходимости определенного поведения;
– особая структура беседа, позволяющая осуществить переход от анализа поведения вымышленного персонажа к осмыслению поведения самого ребёнка;
– привлечение для аргументации приоритетности определенной духовно-нравственной ценности фактов из собственного жизненного опыта;
– проведение мини-беседы в спокойной обстановке, исключающей вмешательство посторонних лиц.
2. Использование родителями демонстрации своим детям примеров следования духовно-нравственным ценностям.
Особенностью технологии использования данных демонстраций в воспитательных целях было соблюдение родителями следующих требований:
– демонстрируемый пример следования духовно-нравственным ценностям по своему смысловому содержанию должен «увязываться» с содержанием актуального поведения ребёнка;
– пример должен подбираться с такой ситуацией, которая изначально допускает вариативность духовно-нравственного выбора своего персонажа;
– приоритет должен отдаваться примерам из собственной жизни, т.к. родители для младших школьников относятся к числу «значимых взрослых»;
– максимально полно должны использоваться примеры духовно-нравственного поведения отечественных художественных (фольклорных, литературных, телевизионных) персонажей, которые для детей младшего школьного возраста вызывают потребность личностной и поведенческой идентификации;
– примеры следования духовно-нравственным ценностям должны предусматривать однозначно позитивную трактовку последствий своей реализации как для самих персонажей, так и для лиц, их окружающих;
– демонстрация примеров следования духовно-нравственным ценностям должна сопровождаться управляемой родителями рефлексией ребёнком качеств, которые проявились у их персонажей и помогли им «достойно» преодолеть возникшие трудности;
– по итогам демонстрации примеров следования духовно-нравственным ценностям ребёнком с помощью родителей должен быть составлен перечень возможных вариантов поведения в ситуациях, тождественных и схожих с ситуацией, рассмотренной в качестве примера.
3. Использование родителями возможностей практической психологии.
В данном случае предусматривалось привлечение родителями для воспитания детей развивающих игр и психо-гимнастических упражнений. Основное отличие понятий «развивающая игра» и «психо-гимнастическое упражнение» нами выделялось в том, что развивающая игра выстраивается на основе определенного сюжета и предусматривает определенное разделение ролей между родителями и детьми. Психо-гимнастика, в отличие от игры, предусматривает осуществление некоторых упражнений, т.е. некоторой последовательности действий, предусматривающей отработку и закрепление у ребёнка некоторого новообразования, в нашем случае, духовно- нравственного плана
1.
Привлечение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений в рамках предложенной программы решало следующие задачи:
– приобретение ребёнком знаний относительно духовно-нравственных ценностей;
– формирование у него умений и навыков следования духовно- нравственным ценностям в различных игровых ситуациях;
– развитие установок, определяющих построение ребёнком своего поведения на основе духовно-нравственных ценностей;
– коррекция и развитие системы духовно-нравственных отношений личности.
Практика привлечения развивающих игр и психотехнических упражнений в рамках духовно-нравственного воспитания родителями младших школьников предусматривала соблюдение ими следующих технологических моментов:
– выбор развивающей игры или психо-гимнастического упражнения должен основываться на текущем состоянии духовно-нравственной воспитанности ребёнка;
– проведение развивающих игр и психо-гимнастических упражнений определяется четкостью, ясностью, лаконичностью инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию; родителям не следует перегружать инструкцию деталями, излишними пояснениями; не допустима ситуация, когда родитель инструктирует ребёнка дольше, чем длится выполнение самого упражнения;
– игры и психо-гимнастические упражнения должны использоваться с учетом возможности максимальной включенности в них ребёнка; только те игры и упражнения эффективны, которые стимулируют его максимальную активность, свидетельствующую об его заинтересованности в происходящем;
– для наиболее полного использования развивающих ресурсов игр и упражнений родителям необходимо заранее конструировать и организовывать такие ситуации духовно-нравственного выбора, которые давали бы возможность ребёнку осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними; основными характеристиками создаваемой родителями воспитывающей среды при этом должны быть проблемность, неопределенность, принятие;
– проведение родителями с ребёнком игр и упражнений должно обязательно предусматривать обратную связь от него; родителям необходимо получать объективную информацию относительно успешности формирования у ребёнка умений, навыков, установок духовно-нравственного поведения;
– проведение игр и упражнений должно сопровождать партнерское общение родителей и ребёнка, при котором учитываются интересы всех участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признаётся ценность их личности; только в этом случае создаётся необходимая для духовно-нравственного воспитания атмосфера безопасности, доверия, открытости, позволяющая ребёнку экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Для проведения родителям рекомендованы игры и психо-гимнастические упражнения.
4. Организацию ситуаций достижения детьми успеха в реализации духовно-нравственных ценностей в игровых и реальных отношениях. Использование данного приема в проведении родителями воспитательной работы с ребёнком в семье было основано на том, что успех влечет за собой возникновение у него целого ряда положительных эмоций, поведенческих и личностных изменений.
В рамках практики создания ситуаций достижения детьми ситуаций успеха родителям было рекомендовано следующее:
– на начальных этапах проведения воспитательной работы с ребёнком в семье предпочтение следует отдавать ситуациям достижения успеха в игровых отношениях; такие ситуации являются наиболее безопасными для ребёнка и позволяют ему проверить разные варианты поведения без значительного ущерба для себя;
– к созданию ситуаций достижения успеха в реальных отношениях следует переходить тогда, когда ребенок усвоит основные духовно-нравственные ценности и осознаёт необходимость и возможность следования им в любых жизненных ситуациях;
– проектирование ситуаций достижения детьми младшего школьного возраста успеха должно предусматривать охват максимально возможного спектра духовно-нравственных ценностей, не только органично входящих в повседневную жизнедеятельность каждого человека (например: добро, правда, вежливость), но и те, которые актуализируются в особых жизненных ситуациях (например, отзывчивость, милосердие, терпимость);
– проектирование ситуаций достижения успеха для детей младшего школьного возраста должно осуществляться с учетом возможностей и ограничений возраста; как слишком простая, так и слишком трудная ситуация может вызвать утрату к себе интереса ребёнка и возникновение трудностей для последующей отработки практики реализации соответствующей духовно-нравственной ценности.
Для участия в формирующем эксперименте была создана экспериментальная выборка детей младшего школьного возраста. В неё вошли дети, родители которых приняли участие в программе «Активизация духовно-нравственного ресурса ребёнка в семье». Их численность, таким образом, составила 30 детей младшего школьного возраста.
Для получения числовых результатов замеров использовались следующие исследовательские методы – диагностическая тестовая карта, беседа и наблюдение.
Обобщая выявленные изменения, можно утверждать, что целенаправленная воспитательная работа родителей со своими детьми позволила им освоить достаточно сложные духовно-нравственные категории, которые не входят в повседневный обиход ребёнка младшего школьного возраста. Целенаправленное воспитательное воздействие родителей способствовала росту осмысленности поведения детей младшего школьного возраста.
На основе полученных эмпирических материалов можно говорить о том, что целенаправленное воздействие родителей на духовно-нравственную сферу ребёнка младшего школьного возраста по своим результатам отличается от пассивного воздействия на него просто благоприятной семейной среды. Эти изменения носят комплексный характер и касаются не только информированности ребёнка относительно базовых духовно-нравственных ценностей, но и осмысленности своего поведения с точки зрения соблюдения духовно-нравственных ценностей, а также реального использования их в своей повседневной деятельности. Данные проявления свидетельствуют о сформированности у младших школьников духовно-нравственной воспитанности.
Таким образом, проведённый нами эксперимент оказался результативным. Полученные позитивные изменения позволили подтвердить эффективность разработанной программы, способствующей духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста в семье.
Заключение
Как показал анализ проблематики, проблемы духовности и нравственности никогда не были безразличны для общества. В силу этого они получили значительную разработку в рамках философии, социологии, филологии, права и др. отраслей науки. Немалый интерес духовно-нравственная проблематика вызывала в психолого-педагогических науках.
Согласно сформировавшимся подходам, получившим отражение в научных источниках, духовно-нравственное воспитание выступает важной составляющей социализации детей младшего школьного возраста. Духовно-нравственное воспитание позволяет ребёнку усвоить основные ценности, определяющие поведение в разных социальных контекстах, сопровождается личностными изменениями, позволяющими органично вписаться в межличностное взаимодействие в рамках различных видов деятельности и достичь личностной самореализации. В свою очередь, отсутствие должной духовно-нравственной воспитанности влечет за собой различные формы асоциальности и криминальности.