Файл: Диссертация по направлению подготовки 44. 04. 01. Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.
Понятие «воспитательная функция» является производным от понятия «воспитание», относящегося к ключевым категориям педагогики. Педагогическое понятие «воспитание» утвердилась в XVIII веке, одновременно с развитием гуманистических взглядов М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева.
На сегодняшний день понимание статуса, содержания и принципов воспитания сохраняет достаточную неоднозначность среди теоретиков и практиков педагогики и психологии. Мы будем придерживаться трактовки, предложенной И. Б. Котовой и E. H. Шияновым, согласно которой воспитание есть процесс и механизм целенаправленной и сознательно контролируемой социализации в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой2. Под содержанием воспитания будет пониматься система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которым она должна овладеть в соответствии с поставленными целями и задачами3.
Одной из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, отличительным признаком которой является сочетание целенаправленных действий родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным, выступает семейное воспитание4. Изучение роли семьи в нравственном воспитании ребёнка имеет уже достаточно значительную историю. Ещё Ж.-Ж. Руссо уникальность домашнего воспитания объяснял, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребёнка в силу его биологической и психологической зависимости1.
В отечественной науке проблемы семейного воспитания и развития личности ребёнка под влиянием семейного окружения также составили важнейшую область исследований. Значительный вклад в разработку теории семейного воспитания внес П. Ф. Каптерев, который считал, что нравственные элементы воспитания должны получать приоритет над умственными элементами. Обоснование этому положению он видел в том, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности2.
Значительное развитие идеи воспитания нравственности ребёнка в семье было предпринято П. Ф. Лесгафтом. По его мнению, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себя выработал человека, гармонически развитого, высоконравственного, критически мыслящего, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности. Ученый подчеркивал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребёнка, признавая за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть продуманными, помогающими выработке навыков спокойного, дисциплинированного поведения, сознательного отношения к своим поступкам, а также умения преодолевать трудности
3. Тайну семейного воспитания П. Ф. Лесгафт видел в том, чтобы, основываясь на знании внутреннего мира ребёнка, дать ему возможность самому развиваться, считая, что взрослые должны относиться к ребёнку с полным признанием его личности1.
Воспитательная функция семьи особо подчеркивается в работах С. Т. Шацкого. Используя термин «воспитание» в широком и узком смыслах, воспитание, осуществляемое в стенах школы, он называл «малым педагогическим процессом», а воздействие семьи, сверстников, взрослых - «большим педагогическим процессом»2. Педагог был убежден, что воспитание детей только «в стенах» школы, обрекает усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные жизнью, или не будут приняты учащимися, или будут способствовать воспитанию «двуликих янусов», соглашающихся с установками педагогов на словах, но поступающих вопреки им.
В воспитании детей заинтересовано всё общество, это не только личное дело родителей. Семейное воспитание – часть общественного воспитания. Уникальность его состоит, во-первых, в том, что оно даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых3. Центральное место в семейном воспитании занимает духовно-нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
В настоящее время, к сожалению, в обществе происходят сложные процессы деградации семейного образа жизни. Наблюдается упадок духовных и нравственных ценностей семьи. Снижается потребность иметь детей в браке. Всё чаще имеет место насилие в семье. Растет количество разводов, пополняя армию одиноких матерей и их детей. Ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребёнком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тыс. браков, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска
1.
Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовершеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством2. Под влиянием этих и многих других факторов семья претерпевает значительные трансформации, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В то же время именно семья, современное состояние которой можно характеризовать как кризисное, остаётся основным фактором сбережения национальной культуры, менталитета и духовности нации. В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в ней сохраняются многие непреходящие духовные ценности. Это особенно важно, ведь семья является первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности3.
Как бы не определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность – это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одно из главнейших забот общества во все времена1. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение2.
Выстраиваясь на определенных принципах, семейное воспитание имеет содержательную определенность и типичные способы реализации. В качестве таких принципов, обеспечивающих эффективность отношений «родители-дети», выделяются следующие: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях; готовность оказывать помощь ребёнку, отвечать на вопросы3. Именно следование данным принципам, по мнению ряда зарубежных авторов позволяет семье реализовать её основную функцию – обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребёнка любого возраста при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования4.
Вместе с тем, влияние семьи на ребёнка не всегда однозначно. По мнению таких исследователей, как Балинский И. М., Захаров А. И., Сикорский И. А. семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в его воспитании
5. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья1. Нарушение реализации воспитательной функции семьи может вызываться: аморальным поведением родителей (алкоголизм, девиантное поведение); недостаточным уровнем знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативностью отношений между родителями; конфликтностью семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи); вмешательством со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей2. Кроме того, воспитательный процесс осложняется в неполной семье.
Построение гуманистического семейного общения предполагает присутствие в нем диалога. Признаками такого диалога являются наличие в семье личностно и духовно ориентированного взаимодействия, проникнутого духовно-нравственными ценностями добра, любви, искренности, открытости, прошения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребёнка. Такое общение делает возможным развитие здоровой, духовно-нравственной личности3.
Сила воспитательного воздействия, оказываемого семьей на ребёнка, во многом заключена в том, что воспитание в семье осуществляется через её жизнедеятельность путём индивидуального воздействия на ребёнка4. Если рассматривать факторы, определяющие практику семейного воспитания, то по большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, необходимо выделить культурный и исторический контекст, в котором существует семья1. Вместе с тем, необходимо учитывать то, что в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
В данном случае речь идет о формировании в семье некоторой воспитательной системы2. Петровский A. B. справедливо отмечал, что определенная система воспитания объективно складывается в каждой семье, но далеко не всегда она осознана ею. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка
3.
В качестве системообразующего фактора воспитания, по A. C. Макаренко, выступает его цель. Данная цель может формулироваться по-разному, но одним из первых её емкое определение предложил П. Ф. Каптерев. Педагог утверждал, что цель воспитания – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту4. Исследователи указывают, что воспитательная система семьи формируется эмпирическим путём. Стройной и упорядоченную форму она может принимать при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят её в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребёнка и перспективы его развития1. Авторы обращают внимание на то, что реализация воспитательной функции семьи зависит от её структуры, т.е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между её членами. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. На протяжении какого-то времени семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социальных взаимодействий. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает такие особенности семьи, как её тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль, социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое2. Они определяют действенность влияния семьи на воспитание в ней ребёнка. В качестве факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания называются такие факторы как: постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую деятельность семьи3. Если оценивать воспитательный потенциал семьи, исходя из места детей во внутрисемейных отношениях, можно выделить три варианта психологических типов семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая)
Понятие «воспитательная функция» является производным от понятия «воспитание», относящегося к ключевым категориям педагогики. Педагогическое понятие «воспитание» утвердилась в XVIII веке, одновременно с развитием гуманистических взглядов М. В. Ломоносова, И. И. Бецкого, Н. И. Новикова, В. Н. Татищева.
На сегодняшний день понимание статуса, содержания и принципов воспитания сохраняет достаточную неоднозначность среди теоретиков и практиков педагогики и психологии. Мы будем придерживаться трактовки, предложенной И. Б. Котовой и E. H. Шияновым, согласно которой воспитание есть процесс и механизм целенаправленной и сознательно контролируемой социализации в отличие от социализации, происходящей в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой2. Под содержанием воспитания будет пониматься система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которым она должна овладеть в соответствии с поставленными целями и задачами3.
Одной из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, отличительным признаком которой является сочетание целенаправленных действий родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи, то есть стихийным, выступает семейное воспитание4. Изучение роли семьи в нравственном воспитании ребёнка имеет уже достаточно значительную историю. Ещё Ж.-Ж. Руссо уникальность домашнего воспитания объяснял, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребёнка в силу его биологической и психологической зависимости1.
В отечественной науке проблемы семейного воспитания и развития личности ребёнка под влиянием семейного окружения также составили важнейшую область исследований. Значительный вклад в разработку теории семейного воспитания внес П. Ф. Каптерев, который считал, что нравственные элементы воспитания должны получать приоритет над умственными элементами. Обоснование этому положению он видел в том, что нравственность деятельна, заключается в труде для других, выражает общественную направленность личности2.
Значительное развитие идеи воспитания нравственности ребёнка в семье было предпринято П. Ф. Лесгафтом. По его мнению, нельзя ребёнка сделать человеком, можно только этому содействовать и не мешать тому, чтобы он сам в себя выработал человека, гармонически развитого, высоконравственного, критически мыслящего, трудолюбивого, физически здорового, стремящегося к общественной деятельности. Ученый подчеркивал, что в семье следует с уважением относиться к личности ребёнка, признавая за ним право на свободную разумную деятельность. Действия родителей должны быть продуманными, помогающими выработке навыков спокойного, дисциплинированного поведения, сознательного отношения к своим поступкам, а также умения преодолевать трудности
3. Тайну семейного воспитания П. Ф. Лесгафт видел в том, чтобы, основываясь на знании внутреннего мира ребёнка, дать ему возможность самому развиваться, считая, что взрослые должны относиться к ребёнку с полным признанием его личности1.
Воспитательная функция семьи особо подчеркивается в работах С. Т. Шацкого. Используя термин «воспитание» в широком и узком смыслах, воспитание, осуществляемое в стенах школы, он называл «малым педагогическим процессом», а воздействие семьи, сверстников, взрослых - «большим педагогическим процессом»2. Педагог был убежден, что воспитание детей только «в стенах» школы, обрекает усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные жизнью, или не будут приняты учащимися, или будут способствовать воспитанию «двуликих янусов», соглашающихся с установками педагогов на словах, но поступающих вопреки им.
В воспитании детей заинтересовано всё общество, это не только личное дело родителей. Семейное воспитание – часть общественного воспитания. Уникальность его состоит, во-первых, в том, что оно даёт «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем, во-вторых, в том, что семейное воспитание очень результативно, так как осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности. Оно строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Причем речь идет не только об естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущениях детьми своей безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых3. Центральное место в семейном воспитании занимает духовно-нравственное воспитание. В первую очередь это воспитание таких качеств, как доброта, внимание, милосердие к людям, честность, трудолюбие.
В настоящее время, к сожалению, в обществе происходят сложные процессы деградации семейного образа жизни. Наблюдается упадок духовных и нравственных ценностей семьи. Снижается потребность иметь детей в браке. Всё чаще имеет место насилие в семье. Растет количество разводов, пополняя армию одиноких матерей и их детей. Ежегодно каждый четвертый-пятый новорожденный становится ребёнком из неполной семьи, относимой обычно к группе риска. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тыс. браков, образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска
1.
Катастрофические размеры приобрело социальное сиротство несовершеннолетних. По данным социологических исследований, от 2 до 4 млн. безнадзорных детей заняты бродяжничеством, попрошайничеством2. Под влиянием этих и многих других факторов семья претерпевает значительные трансформации, в том числе и в духовно-нравственной сфере. В то же время именно семья, современное состояние которой можно характеризовать как кризисное, остаётся основным фактором сбережения национальной культуры, менталитета и духовности нации. В силу богатства веками выработанных традиций и обычаев в ней сохраняются многие непреходящие духовные ценности. Это особенно важно, ведь семья является первой воспитательной средой, закладывающей основы развития каждой личности3.
Как бы не определялась цель воспитания, духовно-нравственное воспитание личности всегда будет занимать ведущее место среди различных аспектов воспитательного процесса. Нравственность – это тот стержень, на котором образован человеческий род. Поэтому духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одно из главнейших забот общества во все времена1. Его задача сделать достоянием каждого члена общества принципы и нормы морали, принятые в том или ином обществе, превратить их в глубокие нравственные убеждения и реальное поведение2.
Выстраиваясь на определенных принципах, семейное воспитание имеет содержательную определенность и типичные способы реализации. В качестве таких принципов, обеспечивающих эффективность отношений «родители-дети», выделяются следующие: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников; открытость и доверительность отношений с детьми; оптимистичность взаимоотношений в семье; последовательность в своих требованиях; готовность оказывать помощь ребёнку, отвечать на вопросы3. Именно следование данным принципам, по мнению ряда зарубежных авторов позволяет семье реализовать её основную функцию – обеспечение базисного чувства безопасности, гарантируя безопасность ребёнка любого возраста при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования4.
Вместе с тем, влияние семьи на ребёнка не всегда однозначно. По мнению таких исследователей, как Балинский И. М., Захаров А. И., Сикорский И. А. семья может выступать в качестве положительного или отрицательного фактора в его воспитании
5. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья1. Нарушение реализации воспитательной функции семьи может вызываться: аморальным поведением родителей (алкоголизм, девиантное поведение); недостаточным уровнем знаний и навыков родителей по воспитанию детей; негативностью отношений между родителями; конфликтностью семьи (не только по вопросам воспитания, но и по иным проблемам, касающимся жизнедеятельности семьи); вмешательством со стороны родственников в дела семьи и воспитание детей2. Кроме того, воспитательный процесс осложняется в неполной семье.
Построение гуманистического семейного общения предполагает присутствие в нем диалога. Признаками такого диалога являются наличие в семье личностно и духовно ориентированного взаимодействия, проникнутого духовно-нравственными ценностями добра, любви, искренности, открытости, прошения, принятия, доверия, признания уникальности и неповторимости ребёнка. Такое общение делает возможным развитие здоровой, духовно-нравственной личности3.
Сила воспитательного воздействия, оказываемого семьей на ребёнка, во многом заключена в том, что воспитание в семье осуществляется через её жизнедеятельность путём индивидуального воздействия на ребёнка4. Если рассматривать факторы, определяющие практику семейного воспитания, то по большому счету, согласно мнению Э. Эриксона, необходимо выделить культурный и исторический контекст, в котором существует семья1. Вместе с тем, необходимо учитывать то, что в каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений, специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием.
В данном случае речь идет о формировании в семье некоторой воспитательной системы2. Петровский A. B. справедливо отмечал, что определенная система воспитания объективно складывается в каждой семье, но далеко не всегда она осознана ею. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка
3.
В качестве системообразующего фактора воспитания, по A. C. Макаренко, выступает его цель. Данная цель может формулироваться по-разному, но одним из первых её емкое определение предложил П. Ф. Каптерев. Педагог утверждал, что цель воспитания – вспомоществование правильному развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту4. Исследователи указывают, что воспитательная система семьи формируется эмпирическим путём. Стройной и упорядоченную форму она может принимать при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят её в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребёнка и перспективы его развития1. Авторы обращают внимание на то, что реализация воспитательной функции семьи зависит от её структуры, т.е. строения семьи, выступающей как единство устойчивых взаимосвязей между её членами. Внутрисемейные отношения для ребёнка – первый специфический образец общественных отношений. На протяжении какого-то времени семья является для ребёнка единственным местом получения опыта социальных взаимодействий. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.
Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или воспитательным потенциалом. Понятие «воспитательный потенциал семьи» включает такие особенности семьи, как её тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, нравственная атмосфера жизни семьи, её уклад, стиль, социальные установки, система ценностей семьи, нравственные идеалы, потребности семьи, уровень культуры и образования родителей и многое другое2. Они определяют действенность влияния семьи на воспитание в ней ребёнка. В качестве факторов, обеспечивающих действенность, силу, стойкость семейного воспитания называются такие факторы как: постоянство и длительность воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи; наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую деятельность семьи3. Если оценивать воспитательный потенциал семьи, исходя из места детей во внутрисемейных отношениях, можно выделить три варианта психологических типов семьи: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая)