Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 185

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2. выводится общий балл, характеризующий уровень развития каждого из 5 показателей по классу в целом; для этого все цифры по данной вертикальной графе показателей складываются и делятся на число учеников в классе;

3. в заключении выводится итоговый балл, характеризующий уровень патриотической воспитанности младших школьников в классе в целом.

Анализ материалов среза, проведенных на основе диагностической программы, позволяет субъекту диагностического исследования выделить типичные уровни патриотической воспитанности младших школьников.

Название уровней

Пределы, в которых колеблются баллы, характеризующие этот уровень

Высокий

от 2,8 до 3

Средний

от 2 до 2,8

Низкий

от 1 до 2


Вместе с тем отнесение учащихся к ним позволяет:

1. подсчитать по результатам срезов количество воспитанников, имеющих тот или иной уровень патриотической воспитанности; сопоставить полученные результаты и тем самым судить о динамике её развития в процессе воспитательной работы. Сочетание такого способа замера патриотической воспитанности учащихся класса с изложенными ранее способами служит средством их взаимопроверки, взаимообогащения;

2. вместе с тем отнесение учащихся класса к группам с тем или иным уровнем патриотической воспитанности создаёт возможности для осуществления дифференцированного подхода к ним, разработки по отношению к каждой из этих групп общих мер воздействия.
Источник: Петренко Е. Л. Воспитательная деятельность классного руководителя: учебное пособие. – Ульяновск, 2013. – 40 с.

Приложение 2

Тест «Что такое Родина или с чего начинается Родина»

(Метод незаконченных предложений)

Фамилия, имя__________________________

Что такое Родина? Родина – это…

Что такое малая Родина? Малая Родина – это

Как называется твоя Родина? Моя Родина называется…

Как называется твоя малая Родина? Моя малая Родина называется…


Какие чувства ты испытываешь к Родине? Свою Родину я…

Что значит «любить свою Родину»? Любить свою Родину – это значит…

Что значит «защищать свою Родину»? Защищать свою родину, значит…

Какой должна быть твоя Родина? Моя Родина должна быть…

Чем ты можешь быть полезен своей Родине? Для своей Родины я могу…

Источник: Степанов П. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: методическое пособие. – М., 2007. – 96 с.

Приложение 3
Тест «Достопримечательности нашей Родины»

(Метод «Незаконченное предложение»)

Фамилия, имя__________________________

Какие города России ты знаешь? Я знаю…

Какие реки России ты знаешь? Я знаю…

Что такое достопримечательность? Достопримечательность – это…

Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них? Я бы хотел (а) увидеть…Я бы хотел(а) узнать о…

Если ты приедешь в незнакомый город, то, как ты будешь знакомиться с ним? Я буду…

Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с с.Родино и его окрестностями? Я бы повел своих гостей…

Что есть в с.Родино, чем ты гордишься? Я горжусь…

Чем знаменито с.Родино? Наше село знаменито…

Источник: Степанов П. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: методическое пособие. – М., 2007. – 96 с.


Приложение 4
Характеристика уровней патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста

Диагностические показатели

Уровни

низкий

средний

высокий

когнитивный

- в объяснении понятий допускает ошибки, поскольку имеет достаточно скудные представления о родной стране;

- путает названия страны и города, не знает символики страны, её способенностей;

- не интересуется историей страны.

- объясняет понятия не полностью, неточно;

имеет неточные представления о стране - её символике, городах, культуре;

- рассказывает о стране;

знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших.

- знает и может объяснить все основные понятия: «Родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение отечеству», символы России;

- имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер;

- с удовольствием рассказывает о её городах, истории, природе;

- проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной

задает вопросы о разных сторонах жизни страны.



эмоционально­ценностный

- не проявляет чувств во взаимосвязи с основными понятиями патриотической направленности;

- на вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально.

- проявляет сдержанно чувства к историческим событиям, знаменитым людям своей страны;

- не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого.

- проявляет чувство гордости к историческим событиям;

- уважительно с гордостью относится к людям своей страны;

-проявляет положительное эмоционально - окрашенное отношение к своей стране;

- эмоционально, с чувством гордости рассказывает о родном городе, стране.


деятельностный


- в делах класса участвует при побуждении;

- не проявляет интереса к мультфильмам патриотической тематики.


- участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;

- участвует в делах класса и школы без проявления личной инициативы;

- может выбрать мультфильм о России, но свой выбор аргументирует косвенными доказательствами, не связанными с патриотической направленностью.


- активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других;

- осознанно проявляет выбор мультфильмов о России, патриотической направленности.




Источник: Вагурина С. Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II.: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – Белгород, – 2005. – 86 с.

Приложение 5
Диагностическая программа изучения уровней патриотической воспитанности младших школьников

Критерий

Показатель

Признак проявления

Уровень

Балл


I. Когнитивный

- полнота и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России

знания полные, разносторонние,

всегда применяются на практике

Высокий

3

знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике

Средний

2

знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике

Низкий

1

- степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний

интерес устойчив и разносторонен

Высокий

3

интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием

Средний

2

интерес не проявляется

Низкий

1


П. Эмоциональный

- проявление чувства гордости за свою Родину, её свершения

сформировано, проявляется в реальном поведении

Высокий

3

сформировано частично, в большинстве случаев, проявляется в реальном поведении

Средний

2

почти не сформировано

Низкий

1

Ш. Деятельностный

- сформированность патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ

сформированы, систематически проявляются в деятельности

Высокий

3

сформированы и проявляются в деятельности частично

Средний

2

сформированы в частности и редко проявляются в деятельности

Низкий

1

- стремление быть творцом во благо интересов Родины

активен, инициативен, самостоятелен, с желанием участвует в жизни коллектива

Высокий

3

активен, но инициативы и самостоятельности не проявляет, эпизодически участвует в жизни коллектива

Средний

2

не активен, редко участвует в жизни коллектива

Низкий

1



Источник: Вагурина С. Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II.: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – Белгород, – 2005. – 86 с.
Приложение 6
Ведомость среза уровня патриотической воспитанности младших школьников Класс____ Дата среза 20___ год




Ф.И.О. ученика класса

Оценка показателей

Общая оценка

п/п




патриотической

ученика







воспитанности










учащихся










1

2

3

4

5







1

























2

























3

























4

























5





























1 Фролов, В. Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях / В. Ф. Фролов // Проблемы развития личности в современном российском обществе. – Москва, 1996. – С. 101–107

2 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / сост.: С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. – Москва : Педагогика, 1985. – 367 с.

1Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся : на материале школ Республики Саха (Якутия) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Васильев Герасим Иванович. – Якутск, 1999. – 16 с.

2 Аронов, A. A. Воспитывать патриотов : книга для учителя / А. А. Аронов. – Москва : Просвещение, 1989. – 175 с.

3 Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : специальность 13.00.08 : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ипполитова Наталья Викторовна. – Челябинск, 2000. – 50 с.

4 Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» : сочинения, письма, документы / Е. Р. Дашкова. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. – 456 c.

1 Рождественская, Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI–XX вв.) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Рождественская Римма Леонидовна. – Белгород, 1997. – 19 с.

2 Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся : на материале школ Республики Саха (Якутия) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Васильев Герасим Иванович. – Якутск, 1999. – 16 с.

3 Добролюбов, H. A. Избранные педагогические высказывания / Н. А. Добролюбов. – Москва : Государственное учебное педагогическое издательство, 1936. – 387 с.

1 Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 2 томах / К. Д. Ушинский. – Москва, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857–1861 гг. – С. 69–166. – URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom02_1948_text.pdf (дата обращения: 06.01.2022).

2 Крупская, Н. К. О воспитании в семье : избранные статьи и речи / Н. К. Крупская ; [сост. и предисл. Н. И. Стриевской]. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 208 с.