Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 204
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. выводится общий балл, характеризующий уровень развития каждого из 5 показателей по классу в целом; для этого все цифры по данной вертикальной графе показателей складываются и делятся на число учеников в классе;
3. в заключении выводится итоговый балл, характеризующий уровень патриотической воспитанности младших школьников в классе в целом.
Анализ материалов среза, проведенных на основе диагностической программы, позволяет субъекту диагностического исследования выделить типичные уровни патриотической воспитанности младших школьников.
Название уровней | Пределы, в которых колеблются баллы, характеризующие этот уровень |
Высокий | от 2,8 до 3 |
Средний | от 2 до 2,8 |
Низкий | от 1 до 2 |
Вместе с тем отнесение учащихся к ним позволяет:
1. подсчитать по результатам срезов количество воспитанников, имеющих тот или иной уровень патриотической воспитанности; сопоставить полученные результаты и тем самым судить о динамике её развития в процессе воспитательной работы. Сочетание такого способа замера патриотической воспитанности учащихся класса с изложенными ранее способами служит средством их взаимопроверки, взаимообогащения;
2. вместе с тем отнесение учащихся класса к группам с тем или иным уровнем патриотической воспитанности создаёт возможности для осуществления дифференцированного подхода к ним, разработки по отношению к каждой из этих групп общих мер воздействия.
Источник: Петренко Е. Л. Воспитательная деятельность классного руководителя: учебное пособие. – Ульяновск, 2013. – 40 с.
Приложение 2
Тест «Что такое Родина или с чего начинается Родина»
(Метод незаконченных предложений)
Фамилия, имя__________________________
Что такое Родина? Родина – это…
Что такое малая Родина? Малая Родина – это
Как называется твоя Родина? Моя Родина называется…
Как называется твоя малая Родина? Моя малая Родина называется…
Какие чувства ты испытываешь к Родине? Свою Родину я…
Что значит «любить свою Родину»? Любить свою Родину – это значит…
Что значит «защищать свою Родину»? Защищать свою родину, значит…
Какой должна быть твоя Родина? Моя Родина должна быть…
Чем ты можешь быть полезен своей Родине? Для своей Родины я могу…
Источник: Степанов П. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: методическое пособие. – М., 2007. – 96 с.
Приложение 3
Тест «Достопримечательности нашей Родины»
(Метод «Незаконченное предложение»)
Фамилия, имя__________________________
Какие города России ты знаешь? Я знаю…
Какие реки России ты знаешь? Я знаю…
Что такое достопримечательность? Достопримечательность – это…
Какие интересные (особые) места есть в России, где бы ты хотел побывать или узнать о них? Я бы хотел (а) увидеть…Я бы хотел(а) узнать о…
Если ты приедешь в незнакомый город, то, как ты будешь знакомиться с ним? Я буду…
Если бы к тебе приехали гости из другого города, то куда бы ты их повел, чтобы познакомить с с.Родино и его окрестностями? Я бы повел своих гостей…
Что есть в с.Родино, чем ты гордишься? Я горжусь…
Чем знаменито с.Родино? Наше село знаменито…
Источник: Степанов П. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе: методическое пособие. – М., 2007. – 96 с.
Приложение 4
Характеристика уровней патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста
Диагностические показатели | Уровни | ||
низкий | средний | высокий | |
когнитивный | - в объяснении понятий допускает ошибки, поскольку имеет достаточно скудные представления о родной стране; - путает названия страны и города, не знает символики страны, её способенностей; - не интересуется историей страны. | - объясняет понятия не полностью, неточно; имеет неточные представления о стране - её символике, городах, культуре; - рассказывает о стране; знакомится с историческим прошлым только при побуждении старших. | - знает и может объяснить все основные понятия: «Родина», «государство», «малая родина», «патриот», «служение отечеству», символы России; - имеет разнообразные представления о родной стране, его представления носят разносторонний характер; - с удовольствием рассказывает о её городах, истории, природе; - проявляет активный познавательный интерес к знакомству со страной задает вопросы о разных сторонах жизни страны. |
эмоциональноценностный | - не проявляет чувств во взаимосвязи с основными понятиями патриотической направленности; - на вопросы педагога отвечает односложно, неэмоционально. | - проявляет сдержанно чувства к историческим событиям, знаменитым людям своей страны; - не активен, но с удовольствием отвечает на вопросы взрослого. | - проявляет чувство гордости к историческим событиям; - уважительно с гордостью относится к людям своей страны; -проявляет положительное эмоционально - окрашенное отношение к своей стране; - эмоционально, с чувством гордости рассказывает о родном городе, стране. |
деятельностный | - в делах класса участвует при побуждении; - не проявляет интереса к мультфильмам патриотической тематики. | - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; - участвует в делах класса и школы без проявления личной инициативы; - может выбрать мультфильм о России, но свой выбор аргументирует косвенными доказательствами, не связанными с патриотической направленностью. | - активно участвует в делах класса, школы, проявляет инициативу, привлекает других; - осознанно проявляет выбор мультфильмов о России, патриотической направленности. |
Источник: Вагурина С. Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II.: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – Белгород, – 2005. – 86 с.
Приложение 5
Диагностическая программа изучения уровней патриотической воспитанности младших школьников
Критерий | Показатель | Признак проявления | Уровень | Балл |
I. Когнитивный | - полнота и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России | знания полные, разносторонние, всегда применяются на практике | Высокий | 3 |
знания достаточные, сравнительно разносторонние, не всегда применяются на практике | Средний | 2 | ||
знания отрывочные, бессистемные, редко применяются на практике | Низкий | 1 | ||
- степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний | интерес устойчив и разносторонен | Высокий | 3 | |
интерес не устойчив, часто проявляется под педагогическим воздействием | Средний | 2 | ||
интерес не проявляется | Низкий | 1 | ||
П. Эмоциональный | - проявление чувства гордости за свою Родину, её свершения | сформировано, проявляется в реальном поведении | Высокий | 3 |
сформировано частично, в большинстве случаев, проявляется в реальном поведении | Средний | 2 | ||
почти не сформировано | Низкий | 1 | ||
Ш. Деятельностный | - сформированность патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ | сформированы, систематически проявляются в деятельности | Высокий | 3 |
сформированы и проявляются в деятельности частично | Средний | 2 | ||
сформированы в частности и редко проявляются в деятельности | Низкий | 1 | ||
- стремление быть творцом во благо интересов Родины | активен, инициативен, самостоятелен, с желанием участвует в жизни коллектива | Высокий | 3 | |
активен, но инициативы и самостоятельности не проявляет, эпизодически участвует в жизни коллектива | Средний | 2 | ||
не активен, редко участвует в жизни коллектива | Низкий | 1 |
Источник: Вагурина С. Д. Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса: часть II.: Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений. – Белгород, – 2005. – 86 с.
Приложение 6
Ведомость среза уровня патриотической воспитанности младших школьников Класс____ Дата среза 20___ год
№ | Ф.И.О. ученика класса | Оценка показателей | Общая оценка | |||||||
п/п | | патриотической | ученика | |||||||
| | воспитанности | | |||||||
| | учащихся | | |||||||
| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | | | ||
1 | | | | | | | | | ||
2 | | | | | | | | | ||
3 | | | | | | | | | ||
4 | | | | | | | | | ||
5 | | | | | | | | |
1 Фролов, В. Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях / В. Ф. Фролов // Проблемы развития личности в современном российском обществе. – Москва, 1996. – С. 101–107
2 Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / сост.: С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. – Москва : Педагогика, 1985. – 367 с.
1Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся : на материале школ Республики Саха (Якутия) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Васильев Герасим Иванович. – Якутск, 1999. – 16 с.
2 Аронов, A. A. Воспитывать патриотов : книга для учителя / А. А. Аронов. – Москва : Просвещение, 1989. – 175 с.
3 Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : специальность 13.00.08 : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ипполитова Наталья Викторовна. – Челябинск, 2000. – 50 с.
4 Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» : сочинения, письма, документы / Е. Р. Дашкова. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. – 456 c.
1 Рождественская, Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI–XX вв.) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Рождественская Римма Леонидовна. – Белгород, 1997. – 19 с.
2 Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся : на материале школ Республики Саха (Якутия) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Васильев Герасим Иванович. – Якутск, 1999. – 16 с.
3 Добролюбов, H. A. Избранные педагогические высказывания / Н. А. Добролюбов. – Москва : Государственное учебное педагогическое издательство, 1936. – 387 с.
1 Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 2 томах / К. Д. Ушинский. – Москва, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857–1861 гг. – С. 69–166. – URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom02_1948_text.pdf (дата обращения: 06.01.2022).
2 Крупская, Н. К. О воспитании в семье : избранные статьи и речи / Н. К. Крупская ; [сост. и предисл. Н. И. Стриевской]. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 208 с.