Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию.
Мы рассматриваем патриотическое воспитание как целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, патриотических чувств, уважительного отношения к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, эмоционально окрашенного стремления служить интересам Родины, нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к выполнению гражданского долга: служить в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.
Цель патриотического воспитания – формирование патриотизма как интегративного качества личности.
На основе определения понятия «патриотическое воспитание» и выявленных структурных компонентов были определены показатели патриотической воспитанности: когнитивный; эмоционально-ценностный; деятельностный.
В заявленном исследовании рассматриваются особенности патриотического воспитания младших школьников. На особенности патриотического воспитания младших школьников оказывают влияние: назначение и традиции общеобразовательной школы; специфика воспитательной деятельности и особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки; особенности классного коллектива; возраст и индивидуальность младших школьников. В диссертации рассматривается содержание воспитательной деятельности учителя начальных классов в патриотическом воспитании младших школьников, организуемая по двум основным направлениям: первое – воспитание патриотизма у младших школьников; второе – приобщение учащихся к такому социально-нравственному опыту, как защита Отечества, в основе которого лежит любовь к Родине.
С учетом выявленных теоретических положений обобщения передового опыта нами была разработана «Модель патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе». Построение модели системы патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности было выполнено в русле системного подхода.
Система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является системой частичной. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как грань, момент функционирования педагогических систем. Этими целостными педагогическими системами являются и класс, и семья, и образовательное учреждение. Её структурными компонентами выступают: цель, задачи, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.
Анализ накопленных теоретических и экспериментальных материалов, позволил нам обосновать условия эффективности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, которые могут быть сформулированы следующим образом как постулаты:
– постоянная целенаправленная работа педагогов по организации и сплочению детского коллектива;
– систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий, организация разнообразной внеучебной деятельности;
– вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность;
– совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников;
– осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания во внеучебной деятельности.
Как показал анализ результатов экспериментальной работы, уровень патриотической воспитанности младших школьников экспериментального класса к концу исследования вырос по сравнению с контрольными классами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Абдуллатипов, Р. Г. Феномен патриотизма в условиях рынка / Р. Г. Абдуллатипов. – Москва : Знание, 1991. – 234 с. -
Агапова, И. А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия. 1–11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва : ВАКО, 2008. – 366 с. -
Агапова, И. А. Патриотическое воспитание в школе / Ирина Агапова, Маргарита Давыдова. – Москва : Айрис пресс, 2002. – 214 с. -
Адаева, Н. В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н. В. Адаева // Человек и образование. – 2012. – № 1. – 130-133 с. -
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Книга 1 / В. И. Андреев. – Казань : Изд-во Казанского университета, 1996. – 567 с. -
Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV–XVII вв. / сост.: С. Д. Бабишина, Б. Н. Митюрова. – Москва : Педагогика, 1985. – 367 с. -
Аронов, A. A. Воспитывать патриотов : книга для учителя / А. А. Аронов. – Москва : Просвещение, 1989. – 175 с. -
Артюхова, И. С. Ценности и воспитание / И. С. Артюхова // Педагогика. – 1999 – № 4. – 78-80 с. -
Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – 18-22 с. -
Асташова, H. A. Воспитательная система школы: теория, практика, мониторинг : учебно-методическое пособие / Н. А. Асташова, В. И. Борисова. – Брянск, 1999. – 130 с. -
Афанасьев, В. Г. Моделирование как метод исследования социальных систем / В. Г. Афанасьев // Системные исследования : методологические проблемы : ежегодник. – Москва, 1982. – 26-46 с. -
Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю. К. Бабанский. – Москва : Просвещение, 1985. – 208 с. -
Беляев, А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Беляев Александр Васильевич. – Ставрополь, 1997. – 311 с. -
Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков : методическое пособие / Н. К. Беспятова, Д. Е. Яковлев. – Москва : Айрис-Пресс : Айрис-Дидактика, 2006. – 191 с. -
Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 398 с. -
Бондаревская, E. B. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону : Булат, 2000. – 351 с. -
Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания : монография / Н. М. Борытко. – Волгоград : Перемена, 2001. – 214 с. -
Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение / Л. П. Буева. – Москва : Мысль, 1978. – 216 с. -
В помощь педагогу-экспериментатору по теме «Система работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя)». Методические материалы. Выпуск 1 / рук. авт. коллектива О. С. Газман. – Москва : РИПКРО МО РСФСР, 1991. – 60 с. -
Валеева, Г. Х. Патриотическое воспитание младших школьников в образовательном процессе средствами этнопедагогики : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Валеева Гузель Хусаиновна. – Челябинск, 2006. – 190 с. -
Васильев, Г. И. Исторические традиции как средство формирования патриотических чувств и поведения учащихся : на материале школ Республики Саха (Якутия) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Васильев Герасим Иванович. – Якутск, 1999. – 16 с. -
Вороненко, А. Г. Модель школьной системы патриотического воспитания учащихся / А. Г. Вороненко. – Тюмень : ТГПУ, 2005. – 135 с. -
Воронова, E. H. Воспитать патриота: программы, мероприятия игры / Е. Н. Воронова. – Москва : Феникс, 2008. – 282 с. -
Воропаев, М. В. Воспитательные системы образовательных учреждений: основы типологии / М. В. Воропаев. – Тамбов : Тамбовский областной институт повышения квалификации работников образования, 2002. – 141 с. -
Воспитание молодёжи на общечеловеческих нравственных ценностях / под ред. В. И. Новиковой. – Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2000. – 310 с. -
Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры : (материалы областной научно-практической конференции педагогов дополнительного образования, Волгоград, 29 мая 2001 г.) / сост.: Е. Ю. Ткачева, А. Н. Кузибецкий. – Волгоград : Изд-во ВГИПКРО, 2002. – 167 с. -
Воспитательная работа в школе : пособие для директоров и педагогов общеобразовательных учреждений / [сост. Г.С. Семенов]. – Москва : Школьная пресса, 2002. – 160 с. -
Воспитательный процесс: изучение эффективности : методические рекомендации / авт.-сост. Е. Н. Степанов [и др.] ; под ред. Е. Н. Степанова. – Москва : Сфера, 2000. – 122 с. -
Воспитать человека : сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / сост. В. А. Березина, Л. И. Виноградова. – Москва : Вентана-Граф, 2003. – 382 с. -
Выготский, Л. C. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 4. Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. – Москва : Педагогика, 1984. – 432 с. – URL: https://litlife.club/books/317322/read (дата обращения: 06.04.2022). -
Вырщиков, А. Н. Военно-патриотическое воспитание молодежи / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. – Волгоград : ПринТерра, 2008. – 162 с. -
Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание : методологический аспект / А. Н. Вырщиков, М. П. Бузский. – Волгоград : Издатель, 2001. – 47 с. -
Гольдберг, В. А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие / В. А. Гольдберг. – Москва : Новая школа, 2001. – 175 с. -
Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива / Л. Ю. Гордин. – Москва : Просвещение, 1984. – 175 с. -
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021–2024 годы» // Федеральное архивное агентство : официальный сайт. – URL: http://archives.ru/programs/patriot_2021.shtml (дата обращения: 03.01.2022). -
Гуткина, JI. Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе / Л. Д. Гуткина. – Москва : Педагогический поиск, 2002. – 160 с. -
Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. – Москва : ОПЦ «ИНТОР», 1996. – 542 с. -
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 23 с. -
Датский, В. А. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Датский Виктор Анатольевич. – Москва, 2006. – 153 с. -
Дашкова, Е. Р. О смысле слова «воспитание» : сочинения, письма, документы / Е. Р. Дашкова. – Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2001. – 456 c. -
Детско-юношеский туризм и краеведение в воспитании гражданственности и патриотизма : сборник документов / Северо-Восточное окружное управление Московского комитета образования. – Москва, 2001. – 119 с. -
Дмитров, А. Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы / А. Г. Дмитров. – Москва : Триумф, 2005. – 299 с. -
Добролюбов, H. A. Избранные педагогические высказывания / Н. А. Добролюбов. – Москва : Государственное учебное педагогическое издательство, 1936. – 387 с. -
Дырин, И. А. Патриотическая идея и военная доктрина для будущей России в литературе русского зарубежья первой половины XX века : монография / А. И. Дырин, И. А. Дырин. – Москва : Мегапир, 2008. – 215 с -
Дьяченко, В. В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Дьяченко Владлен Владленович. – Москва, 2001. – 396 с. -
Женщина, мужчина, семья в России: последняя треть XX века : проект «Таганрог» : монография / Н. М. Римашевская, Л. М. Прокофьева, И. В. Рывкина [и др.]. – Москва : ИСЭПН, 2001. – 319 с. -
Зюганов, Г. А. Россия – Родина моя : идеология государственного патриотизма / Г. А. Зюганов. – Москва : Изд-во ИТРК РСПП «Информпечать», 1996. – 333 с. -
Иванов, H. A. Ориентация школьников на ценности гражданина и патриота России : (методические рекомендации) / Н. А. Иванов, Э. Р. Амерханова, Л. Б. Железнова. – Оренбург : Оренбург. ОИПКРО, 1999. – 35 с. -
Ильина, Т. А. Педагогика : курс лекций / Т. А. Ильина. – Москва : Просвещение, 1984. – 495 с. -
Ипполитова, Н. В. Патриотическое воспитание в современных условиях : особенности, подходы, подготовки будущих учителей / Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Факел, 1997. – 216 с. -
Ипполитова, Н. В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся : специальность 13.00.08 : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Ипполитова Наталья Викторовна. – Челябинск, 2000. – 50 с. -
Исмаилов, Ш. И. Педагогика дружбы народов, веротерпимости, патриотизма / Ш. И. Исмаилов // Педагогика. – 2000.– № 2. – 107-108 с. -
Калаев, A. B. Новые технологии воспитания : курс лекций по теории и методики воспитания / А. В. Калаев. – Казань, 1998. – 255 с. -
Караковский, В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика школьных воспитательных систем / В. А. Караковский, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова ; под общ. ред. Н. Л. Селивановой. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 253 с. -
Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. – 2-е изд., доп. – Москва : Наука, 2003. – 486 с. -
Козлова, Т. В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т. В. Козлова // Интеграция образования. – 2012. – № 1. – С. 67-70. -
Кокуева, JI. В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста : специальность 13.00.01, 13.00.07 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Кокуева Людмила Васильевна. – Ярославль, 2002. – 228 с. -
Конвенция о правах ребенка : (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) : (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 04.12.2022). -
Конжиев, H. M. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / Н. М. Конжиев. – Москва : Педагогика, 1986. – 143 с. -
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. – Москва, 2021. – 95 с. -
Коротов, В. М. Теоретические основы воспитания : учебное пособие / В. М. Коротов, С. А. Пуйман. – Балашов : Изд-во БГПИ, 1993. – 71 с. -
Краевский, В. В. Методология педагогического исследования / В. В. Краевский. – Самара, 1994. – 169 с. -
Кривых, C. B. Педагогические основы патриотического воспитания школьников / C. B. Кривых, Г. А. Коновалова. – Новокузнецк : Изд-во ИПК, 2002. – 100 с. -
Крумова, А. А. Значение внеурочной деятельности в воспитании младших школьников / А. А. Крумова, Г. Н. Мусс // Новое слово в науке: перспективы развития. – 2015. – № 1. – С. 55–56 . -
Крупская, Н. К. О воспитании в семье : избранные статьи и речи / Н. К. Крупская ; [сост. и предисл. Н. И. Стриевской]. – Москва : Изд-во АПН РСФСР, 1962. – 208 с. -
Куделич, A. A. Соотношение категорий «ценности» и «ценностные ориентации» в контексте воспитательной деятельности образовательных учреждений / А. А. Куделич // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития. – Санкт-Петербург, 2007. – С. 124–139 . -
Кузнецова, Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2006. – № 9. – С. 10-18 . -
Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. – 2-е изд. – Москва : Политиздат, 1980. – 312 с. -
Кукушин, В. С. Теория и методика воспитания : учебное пособие для студентов педагогических вузов / В. С. Кукушин. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 507 с. -
Кульневич, C. B. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию : учебно-методическое пособие / С. В. Кульневич. – Ростов-на-Дону : Учитель, 2000. – 192 с. -
Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников : учебно-методическое пособие / авт-сост. С. В. Подгорнова. – Санкт-Петербург : СПб АППО, 2011. – 113 с. -
Кутьев, В. О. Воспитание в школе: оптимистическая гипотеза : (ретроспективный и прогностический анализ воспитательных процессов) / В. О. Кутьев. – Новосибирск : НИПКиПРО, 1999. – 103 с. -
Лизинский, В. М. Практическое воспитание в школе. В 2 частях. Часть 2 / В. М. Лизинский. – Москва : Центр Педагогический поиск, 2002. – 160 с. -
Лизичев, А. Д. Защита Отечества: человеческий фактор / А. Д. Лизичев. – Москва : Воениздат, 1986. – 112 с. -
Лихачев, Б. Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Владос, 2010. – 647 с. -
Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – Москва : Наука, 1999. – 350 с. -
Лукьянова, В. П. Педагогические условия патриотического воспитания старшеклассников в учебно-воспитательном процессе современной школы : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Лукьянова Валентина Павловна. – Москва, 2003. – 165 с. -
Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи – будущее России : пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодёжью / В. И. Лутовинов. – Москва : Фонд Андрея Первозванного, 1999. – 206 с. -
Лутовинов, В. И. Патриотизм: история, современность и будущее России / В. И. Лутовинов. – Москва, 1997. – 214 с. -
Лутовинов, В. И. Развитие патриотизма в России ХХI века : концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / В. И. Лутовинов, И. И. Мельниченко. – Москва : Светотон, 2004. – 254 с. -
Макаренко, A. C. О воспитании : [сборник] / А. С. Макаренко. – Москва : Политиздат, 1988. – 256 с. – URL: http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/ (дата обращения: 06.04.2022). -
Маленкова, Л. И. Воспитание в современной школе : книга для учителя-воспитателя / Л. И. Маленкова. – Москва : Ноосфера, 1999. – 299 с. -
Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. – 2-е изд., перераб. – Москва ; Нижний Новгород : Университет Российской академии образования, 2002. – 155 с. -
Матушкин, С. Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителю / С. Е. Матушкин, Н. В. Ипполитова. – Челябинск : Южно-Уральский научно-образовательный центр РАО, 2000. – 19 с. -
Методика воспитательной работы : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика» / Л. А. Байкова [и др.] ; под ред. В. А. Сластенина. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2006. – 159 с. -
Микрюков, В. Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе : 1–11 классы / В. Ю. Микрюков. – Москва : ВАКО, 2009. – 192 с. -
Микрюков, В. Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной России / В. Ю. Микрюков. – Москва : АВН, 2005. – 166 с. -
Михнеев, H. H. Национальные традиции как средство военно-патриотического воспитания молодёжи в условиях поликультурного региона : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Михнев Николай Николаевич. – Ставрополь, 2002. – 203 с. -
Мудрик A. B. Социальная педагогика : учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» / А. В. Мудрик. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва : Академия, 2013. – 240 с. -
Мухарева, Л. Д. Краеведение как средство формирования гражданской позиции школьников / Л. Д. Мухарева // Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 7. – С. 30-32 . -
Мясоедова, Е. А. Воспитательная среда школы: понятие, содержание, методы изучения : методические рекомендации / Е. А. Мясоедова. – Астрахань : Изд-во АГПУ, 2000. – 25 с. -
Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025. – URL: https://nevinka–school1.ru/cont/profrab/nd.pdf (дата обращения: 15.11.2021). -
Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. – Москва : Педагогическое общество России, 2000. – 304 с. -
Новик, И. Б. О моделировании сложных систем : (философский очерк) / И. Б. Новик. – Москва : Мысль, 1965. – 335 с. -
Организация воспитательной работы в школе : пособие для директоров общеобразовательных учреждений / [сост. Г. С. Семенов]. – Москва : Школьная Пресса, 2004. – 158 с. -
Основы военно-патриотического воспитания / Л. А. Бублик, Ю. С. Васютин, А. Н. Вырщиков [и др.] ; под ред. Г. В. Средина. – Москва : Просвещение, 1988. – 192 с. -
Патриотическое воспитание музейными средствами: возможности, опыт, проблемы : материалы научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 19–21 октября 1998 г. – Екатеринбург : Банк культурной информации, 1999. – 138 с. -
Педагогическая диагностика учебно-воспитательного процесса. Часть 2. Методические рекомендации для педагогов образовательных учреждений / сост.: С. Д. Вагурина [и др.]. – Белгород : БелРИПКППС, 2005. – 86 с. -
Петренко, Е. Л. Вариативность деятельности классного руководителя : учебное пособие / Е. Л. Петренко. – Ульяновск : УИПКПРО, 2008. – 48 с. -
Петров, С. Н. Направления героико-патриотического воспитания / С. Н. Петров. – Москва : Знание, 1996. – 212 с. -
Планирование воспитательной работы в классе : методическое пособие / авт.-сост.: Н. А. Алексеева [и др.] ; под ред. Е. Н. Степановой. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – Москва : Сфера, 2008. – 154 с. -
Подберёзкин, А. И. Комплекс организационно-педагогических мероприятий по формированию военно-патриотических качеств / А. И. Подберёзкин // Сборник научных трудов. – Томск, 1999. – С. 15–17 . -
Подласый, И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. В 2 книгах. Книга 2. Процесс воспитания / И. П. Подласый. – Москва : Владос, 2000. – 256 с. -
Поляков, С. Д. Технологии воспитания : учебно-методическое пособие / С. Д. Поляков. – Москва : ВЛАДОС, 2002. – 144 с. -
Проблемы коллектива и воспитания коллективизма : тезисы заочной научно-практической конференции педагогов (декабрь 2001 – январь 2002) / редкол.: Л. К. Кленевская [и др.]. – Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2002. – 74 с. -
Развитие патриотизма у младших школьников во внеурочной деятельности. – URL: https://library/patrioticheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov_kak o032910.html (дата обращения: 21.09.2021). -
Рождественская, Р. Л. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной педагогики (XI–XX вв.) : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Рождественская Римма Леонидовна. – Белгород, 1997. – 19 с. -
Рожков, М. И. Воспитание учащихся: теория и методика : курс лекций / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2002. – 281 с. -
Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе : учебное пособие для студентов вузов / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – Москва : Владос, 2000. – 254 с. -
Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 712 с. -
Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Изд-во АН СССР, 1958. – 147 с. – URL: http://www.e-heritage.ru/Catalog/ShowPub/15929 (дата обращения: 06.04.2022). -
Рыжкин, Ю. Е. Военно-патриотическое воспитание : методическое пособие / Ю. Е. Рыжкин. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 18 с. -
Синицына, Г. П. Воспитание современного школьника : учебное пособие / Г. П. Синицына. – Омск, 2000. – 167 с. -
Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан : учебно-методическое пособие / [Бачевский В. И.]. – Москва : Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 183 с. -
Следзевский, И. В. Основные направления гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. Следзевский // Внешкольник. – 2007. – № 1. – С. 25–28 . -
Современные концепции воспитания: опыт, проблемы, пути решения : тезисы региональной научно-практической конференции, 23–24 ноября 2000 г. / редкол.: И. А. Семенова [и др.]. – Кемерово, 2000. – 181 с. -
Сокольников, Ю. П. Всеобщая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности / Ю. П. Сокольников. – Чебоксары, 2001. – 182 с. -
Сокольников, Ю. П. Логика и планирование деятельности школы : методические материалы к опытной работе / Ю. П. Сокольников. – Москва, 1992. – 49 с. -
Сокольников, Ю. П. Системный анализ воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. – Москва : Педагогика, 1986. – 137 с. -
Сокольников, Ю. П. Теория и логика педагогической деятельности / Ю. П. Сокольников. – Белгород : Изд-во Белгородского государственного университета, 2000. – 150 с. -
Стариков, Л. П. Патриотизм как моральная ценность : специальность 09.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Стариков Леонид Петрович. – Волгоград, 1981. – 18 с. -
Степанов, E. H. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения : теория, технология, практика / Е. Н. Степанов. – Псков : Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, 1998. – 263 с. -
Степанов, E. H. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Сфера, 2008. – 221 с. -
Степанов, Е. Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса : методическое пособие / Е. Н. Степанова. – Москва : Педагогический поиск, 2000. – 124 с. -
Степанов, П. В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе : методическое пособие / П. В. Степанов, И. В. Степанова. – Москва : Педагогический поиск, 2007. – 96 с. -
Столяренко, Л. Д. Педагогика : учебник для учащихся педагогических колледжей / Л. Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. – 445 с. -
Сухомлинский, В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников : из опыта работы сельской школы / В. А. Сухомлинский. – Москва : Учпедгиз, 1995. – 148 с. -
Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. – Москва : Молодая гвардия, 1991. – 336 с. -
Табарданова, Т. Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы / Т. Б. Табарданова, Е. В. Федотова, И. В. Скворцова. – Димитровград : УИПКПРО, 2013. – 63с. -
Тайчинов, М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании подрастающего поколения / М. Г. Тайчинов ; под ред. Г. Н. Волкова. – Сыктывкар, 1994. – 121 с. -
Талдина, М. В. Системный подход в патриотическом воспитании младших подростков в общеобразовательных учреждениях : специальность 13.00.01 : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Талдина Мария Владимировна. – Москва, 2006. – 149 с. -
Толковый словарь Даля // Gufo.me : [сайт]. – URL: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 06.04.2022). -
Троицкий, В. Ю. О патриотическом воспитании / В. Ю. Троицкий // Русский вестник. – 2004. – № 16. – 14 с. -
Уколова, Е. В. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников / Е. В. Уколова, И. Л. Друбочевская. – Москва, 1999. –128 с. -
Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского [и др.]. – Москва : Педагогическое сообщество России, 1999. – 264 с. -
Устякин, В. Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла : специальность 13.00.01 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Устякин Владимир Николаевич. – Москва, 1996. – 23 с. -
Ушинский, К. Д. О народности в общественном воспитании / К. Д. Ушинский // Собрание сочинений : в 2 томах / К. Д. Ушинский. – Москва, 1948. – Т. 2 : Педагогические статьи. 1857–1861 гг. – 69–166 с. – URL: https://imwerden.de/pdf/ushinsky_sobranie_sochineny_tom02_1948_text.pdf (дата обращения: 06.01.2022). -
Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания : опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. – Москва : Фаир-Пресс, 2004. – 575 с. -
Ушкалова, А. И. Историческая реконструкция – основа военно-патриотического воспитания / А. И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. – 2014. – № 10. – 17-20 с. -
Фарфаровский, В. Ф. Патриотическое воспитание школьников в национальной школе / В. Ф. Фарфоровский, И. И. Валеев. – Москва, 1991. – 109 с. -
ФГОС нового поколения: локальный опыт системно-деятельного подхода к реализации / И. Н. Тоболкина [и др.] // Одарённый ребенок. – 2009. – № 3. – 48-59 с. -
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) : с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г. // ГАРАНТ.РУ : информационно-правовой портал. – URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 06.01.2022). -
Федеральный проект «Патриотическое воспитание» // Минпросвещения России : официальный интернет-ресурс. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/patriot/ (дата обращения: 06.01.2022). -
Фельдштейн, Д. И. Социальное развитие в пространстве–времени детства / Д. И. Фельдштейн. – Москва : Флинта, 1997. – 158 с. -
Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / О. С. Богданова, Л. П. Буева, В. М. Басова [и др.] ; под ред. Г. Н. Филонова. – Москва : Педагогика, 1983. – 256 с. -
Фролов, В. Ф. Проблемы патриотического воспитания личности в современных условиях / В. Ф. Фролов // Проблемы развития личности в современном российском обществе. – Москва, 1996. – 101-107 с. -
Харламов, И. Ф. Нравственное воспитание школьников : пособие для классных руководителей / И. Ф. Харламов. – Москва : Просвещение, 2003. – 160 с. -
Циулина, М. Патриотическое воспитание школьников возможностями социообразовательной среды : монография / М. В. Циулина. – Челябинск : Цицеро, 2012. – 202 с. -
Чудный, B. C. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи / В. С. Чудный. – Москва : Изд-во ДОСААФ, 1985. – 94 с. -
Швырев, B. C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании / В. С. Швырев. – Москва : Наука, 1978. – 382 с. -
Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников / М. И. Шилова. – Москва : Педагогика, 1990. – 144 с. -
Щуркова, Н. Е. Классное руководство : рабочие диагностики / Н. Е. Щуркова. – Москва : Педагогическое общество России, 2001. – 96 с. -
Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. – 384 с.
Приложение 1
Инструкция о проведении среза уровней патриотической воспитанности младших школьников
Для проведения среза уровней патриотической воспитанности младших школьников необходимо своевременно подготовить бланки: «Диагностическая программа изучения уровней патриотической воспитанности младших школьников» и «Ведомость среза уровня патриотической воспитанности младших школьников» (см. приложения 5 и 6). Такая подготовка осуществляется отдельными учителями, участвующими в диагностическом исследовании.
В «Диагностической программе изучения уровней патриотической воспитанности младших школьников» определены 5 показателей патриотической воспитанности, даны характеристики признаков их проявления. Это: 1) полнота и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России; 2) степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний; 3) проявление чувства гордости за свою Родину, её свершения; 4) сформированность патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ; 5) стремление быть творцом во благо интересов Родины.
Эти показатели даны в определенной градации. Каждый из них имеет 3 последовательных уровня (высокий, средний, низкий).
Точно такие же показатели патриотической воспитанности младших школьников помещены в «Ведомости среза уровня патриотической воспитанности младших школьников». Оформив в ведомости список учащихся, субъект диагностического исследования анализирует свои выводы, полученные в ходе изучения учащихся с помощью диагностических методов и методик. Далее он проставляет в графах для каждого учащегося баллы (от 1 до 3), характеризирующие уровень развития у него выделенных показателей патриотической воспитанности. В заключении проводится математическая обработка полученных результатов. Её основные этапы:
1. для каждого ученика выводится среднее арифметическое, характеризующее уровень патриотической воспитанности младших школьников; для этого 5 цифр в графах у данного ученика складываются и делятся на 5;