Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– системный подход и общая теория систем (И. В. Блауберг, М. С. Коган, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин);
– концепция системного понимания воспитания (М.В. Емельянова, Г. Н. Григорьев, Ю. П. Сокольников);
– теория деятельности и развития личности (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин);
– проблема воспитательных коллективов (О. С. Богданова, М. Д. Демакова, Л. Ю. Гордин, В. И. Петрова, В. А. Сухомлинский, Н. Е. Щуркова).
– теория воспитания подрастающего поколения, отвечающая особенностям социокультурной ситуации и задачам обновления системы образования (И. А. Амонашвили, В. А. Караковский, A. B. Мудрик, Э. И. Сокольникова, М. Г. Тайчинов).
Для решения поставленной в работе цели использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение учебных программ и опыта работы школ по патриотическому воспитанию младших школьников; педагогический эксперимент; диагностические методы: анкетирование, индивидуальные беседы, коллективный опрос, анализ результатов деятельности.
Опытно-экспериментальной базой исследования были школа № 1 с. Родино Родинского района Алтайского края и детско-юношеский цент этого района. Исследованием было охвачено 40 учащихся начальных классов. Исследовательская работа осуществлялось с 2020 по 2022 гг.
Организация и этапы исследования.
Первый этап (2020-2021 гг.) – поисково-теоретический – изучение философской, психологической и педагогической литературы в избранной для исследования области, ознакомление с массовым и передовым педагогическим опытом патриотического воспитания младших школьников, осмысление и формулировка теоретических и методологических позиций исследования; проведение эксперимента; установление исходного уровня патриотической воспитанности младших школьников; разработка критериев оценки уровня патриотических понятий. Определение проблемы и других исходных параметров данного исследования, её общей гипотезы.
Второй этап (2021-2022 гг.) – экспериментально-заключительный. На этом этапе с целью проверки общей гипотезы исследования осуществлено внедрение модели системы патриотического воспитания младших школьников в педагогической деятельности, осуществлено обобщение результатов экспериментальной работы, сформулированы выводы.
Научная новизна исследования:
На основе концепции системного понимания воспитания рассмотрена с новых научно-педагогических позиций проблема патриотического воспитания, отвечающая актуальным потребностям общества на современном этапе.
Определены критерии, показатели, уровни сформированности патриотической воспитанности младших школьников:
1) когнитивный критерий и его показатели:
– полнота и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России;
– степень проявления интереса к усвоению патриотических знаний;
-
эмоциональный критерий и его показатель:
– проявление чувства гордости за свою Родину, её свершения;
-
деятельностный критерий и его показатели:
– сформированность патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ;
– стремление быть творцом во благо интересов Родины.
Разработана и внедрена модель системы патриотического воспитания младших школьников, включающая следующие компоненты: цель, задачи, закономерности, принципы, факторы, содержание, методы, средства, организационные формы, педагогические условия, результат.
Обоснованы и апробированы основные педагогические условия патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе (постоянная целенаправленная деятельность педагогов по организации и сплочению детского коллектива; систематическое воздействие на сознание младших школьников с использованием различных средств с целью формирования патриотических представлений и понятий; организация разнообразной внеурочной деятельности; вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность; совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников; осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в деятельности патриотического воспитания во внеурочной деятельности).
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты вносят определенный вклад в теорию воспитания. Показана возможность решения проблемы патриотического воспитания
младших школьников во внеурочной деятельности, дальнейшего развития научных представлений о патриотическом воспитании младших школьников.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования результатов при разработке методики оценки эффективности патриотического воспитания младших школьников; уровневые характеристики сформированности патриотической воспитанности младших школьников могут служить основой для создания фонда оценочных средств в общеобразовательном учреждении.
Подготовленная модель системы патриотического воспитания младших школьников позволит обеспечить и повысить эффективность патриотического воспитания младших школьников.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в работах автора.
– Гофман, И.Н. Патриотическое воспитание во внеклассной работе с младшими школьниками / И.Н. Гофман // Научно-практический журнал «Устойчивое развитие науки и образования» : сб. ст. / отв. ред. М.А. Шаталов. – Воронеж : Изд-во ООО «АМиСта», 2020. – С. 97-99.
– Гофман, И.Н Влияние гаджетов на детей как социокультурный феномен / И.Н. Гофман // XXII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодёжь-Барнаулу». – Барнаул. 2020 г. – С. 117-120.
– Гофман, И.Н. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в общеобразовательной школе / И.Н. Гофман// Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы современного образования: сб. ст. / отв. ред. В.А. Скопа. – Барнаул: Изд-во ФГБОУВО «АлтГПУ»,2020. – С. 135-137.
Гофман, И.Н. Патриотическое воспитание как педагогическая проблема / И.Н. Гофман // XXII городская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодёжь-Барнаулу». – Барнаул. 2021г. – С. 95-98.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1 Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников в системе общего образования
-
Патриотическое воспитание как педагогическая проблема
Современный этап развития нашего государства характеризуется пристальным вниманием к личности, её формированию, повышением значения человеческого фактора. В это связи возрастает роль системы воспитания и всех её звеньев. Проблема воспитания любви к своему отечеству, преданности, готовности, служить совей Родине, всегда занимала главенствующее положение в теории и практике патриотического воспитания и представляет исключительную важность на современном этапе развития общества1.
Проблемы патриотического воспитания подрастающих поколений всегда волновало умы отечественных просветителей и педагогов. Как известно, ещё Владимир Мономах в своём «Поучении детям» говорил о необходимости беречь, охранять и защищать родную землю, сберегая её для детей и внуков2. В условиях упорной борьбы с иноземными захватчиками русский народ придавал большое значение воспитанию подрастающего поколения в духе горячей любви к Родине.
Свой неоспоримый вклад в формировании патриотической мысли в России в XVIII-XIX вв. внесли многие выдающиеся ученые. Так, М. В. Ломоносов российский гений, энциклопедист рассматривал природу человека иерархически: «нижняя» – чувственная, эгоистическая, и «высшая» – духовная, патриотическая1. Отсюда и цель просвещения – научное образование человека, которое приводит к пониманию главенства пользы общественных интересов над личными, к достижению одной из ведущих целей патриотического воспитания в современном его понимании2.
Во многих работах общественных деятелей и педагогов особенно XVIII века, когда происходило оформление и развитие русской педагогической мысли, слова «патриот» и «гражданин» синонимичны. Смысловая нагрузка слова «гражданин» была не просто иной, она была скорее противоположной современному пониманию. Гражданин – это не законопослушный обыватель, а деятельный, борющийся за справедливость и благо народа, нации, страны прогрессивный человек3. Взгляды Е. Р. Дашковой на патриотическое воспитание подрастающего поколения заключалась в том, чтобы укоренить в «...нежные сердца воспитанников любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским», уважение к родителям и убеждение в той истине, «что благополучным быть невозможно, когда не выполнишь долгу звания своего»
4.
Известный педагог-просветитель второй половины XVIII в. А. Н. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё отечество. Отечественный историк Н. М. Карамзин в статье «О любви к отечеству и народной, гордости» выделил три взаимосвязанных и иерархически подчиненных вида любви к Отечеству (физическая, нравственная и политическая)1.
Определить и рассмотреть место, цель, и содержание патриотического воспитания в 19 веке пытались А. И. Герцен, А. Ф. Афанасьев, В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, H. A. Добролюбов, Д. И. Писарев. Среди русских ученых, которых привлекала проблема патриотического воспитания, следует особое внимание уделить А. Ф. Афанасьеву, который определил, что воспитание должно приготовить человека для общества и ля жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятия, чувствования и волю по духу, законам и требованиям того общества, в котором человек будет жить; по обширности того поприща, на котором он; предназначается действовать»2. Он отметил главные основания, на которых формируется патриотизм, выступают нравственное и умственное воспитание.
Русские демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, H. A. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский утверждали, что патриотическое воспитание это один из путей преобразования России, а его цель подготовка патриота-гражданина, широко образованного и трудолюбивого3.
Велико значение известного патриота России, великого русского педагога К. Д. Ушинского в решение проблемы патриотического воспитания. Через всё его педагогическое наследие прошла мысль о воспитании патриотизма и национального самосознания. Он утверждал, что воспитание должно воспитывать у подрастающего поколения чувство долга перед Отчизной, национальной гордости и уважения к другим народам. «Любовь к Родине, – отмечал он, – это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке»1. По его мнению, национальное самосознание человека, его любовь к Родине закладывается с детства в семье, школе.
Особое внимание вопросам формирования патриотизма уделял отечественный педагог XIX в. Л. Н. Толстой. В своей философской системе Л. Н. Толстой «патриотизм» рассматривает через призму христианской религии, и в этой связи он выделял два способа постижения божественной благодати: через правильное отношение к другим людям и правильное отношение к самому себе.