Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В экспериментальном классе проводились следующие формы патриотическом воспитания: тематические классные часы «Я – гражданин и патриот России»; «Героические страницы истории и культуры России», «Россия – ведущая мировая держава в области освоения космоса». Как показала работа, в ходе проведения воспитательных мероприятий необходимо создавать положительное отношение к рассматриваемой теме у младших школьников, обеспечивать активное участие всех учащихся класса, предоставить возможность проявлять инициативу, предприимчивость, самостоятельность и независимость, в противном случае учащиеся становятся бесстрастными созерцателями, и воспитательное воздействие дела резко снижается.

3. Вовлечение младших школьников в разнообразную практическую патриотическую деятельность.

Наша работа подтвердила значение этого условия для повышения эффективности патриотического воспитания младших школьников. Формирование патриотической воспитанности младших школьников осуществляется в процессе активного их участия в организованной учителем практической деятельности. Вполне понятны такие нравственные качества, как дружелюбие, вежливость, толерантность не формируются вне практической деятельности и общения младших школьников друг с другом и взрослыми людьми. Совокупность качеств личности патриота внешне проявляются в конкретных поступках в форме нравственных умений, навыков и привычек личности и составляет её поведенческо-волевую сферу1. С другой стороны, в процессе своей жизнедеятельности младший школьник занимает различные социальные позиции, выполняет различные роли, вступает в определенные взаимоотношения, которые стимулируют его деятельность и общение, способствуют закреплению поведения и деятельности и становятся устойчивыми в результате многократного повторения поступков и действия.

Наша исследовательская работа показала, что в классе, где были достигнуты наилучшие воспитательные результаты учитель уделял много внимания формированию у учащихся умений проявлять заботы об окружающих, учил планировать дела на пользу своей микро-группы, класса, родителей, других людей. Дети учились на практике оказанию помощи друг другу. Они охотно участвовали в благотворительных акциях, посвященных «Дню пожилого человека»; операциях «Милосердие», «Салют ветеранам».

Наша экспериментальная работа показала, что организация разнообразной практической патриотической деятельности способствует изменению характера отношений между младшими школьниками, которые становятся более теплыми, человечными, они начинают прислушиваться к мнению одноклассников, лучше понимают их и самих себя. Дети, имеющие опыт совместной работы с ровесниками, точнее оценивают свои возможности и способности, лучше себя контролируют, проявляют отзывчивость, чуткость, умеют строить свои взаимоотношения с окружающими, у них появляются гуманистические мотивы поведения.


4. Совместная деятельность педагогов и семьи по патриотическому воспитанию младших школьников.

Экспериментальная работа подтвердила, что обеспечить эффективность патриотического воспитания младших школьников без активнейшего участия в нем семьи, родителей невозможно. Даже в законе РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте»1. От согласованности воспитательных усилий семьии общеобразовательной школы, как полагает большинство современных специалистов, во многом зависит успех воспитания1.

Семья – одна из наиболее древних социальных общностей, она возникла значительно раньше классов, наций и государств, в недрах первобытнообщинной формации. Непреходящая ценность её обусловлена тем, что она связана с производством и воспроизводством населения, воспитанием детей, а также передачей им трудовых навыков, традиций, формированием индивидуального и социального сознания. Как отмечает Н. М. Римашевская, в рамках семьи сосредотачивается большая часть деятельности человека, лежащей по ту сторону общественного производства и связанной с удовлетворением многообразных материальных и духовных потребностей2. Из этой особенности семьи как социального института, существующего для удовлетворения потребностей человека, логически вытекают функции семьи - виды деятельности, которые она призвана реализовать.

Роль семьи в патриотическом воспитании школьника значительна. Неосознанное чувство Родины возникает у детей в семье задолго до школы. Оно формируется под влиянием всей окружающей среды. Даже такой, совсем простой факт, состоящий в том, что ребенку хорошо и радостно жить с папой и мамой в светлом и теплом доме, способствует воспитанию любви к людям, построившим дом, тому месту, где ребенок живет. Это ещё не патриотизм в полном значении слова, но это чувство, обогащаясь и развиваясь, станет основой любви к Родине3. Расширяется мир детства. Двор, где так всё интересно, увлекательные игры с друзьями, природа – всё это оставляет в восприимчивой душе дошкольника неизгладимые впечатления. Родители имеют возможность помогать постепенному осознанию ребенком чувства родины. Рассказывание и чтение народных сказок, беседы о наиболее выдающихся событиях общественной жизни страны, о собственном участии в трудовых буднях родителей способствуют формированию патриотических понятий, чувств, реальных мотивов поведения

1. Именно семья является первым источником, заставляющим испытывать ребенком чувство причастности к своей великой Родине, чувство быть россиянином. Эти чувства составляют основу не просто патриотического воспитания, но и незыблемый фундамент всех подлинно человеческих и нравственных качеств личности.

В нашей работе использовалась следующая система работы учителей:

– изучение родителей младших школьников, других членов их семей и использование результатов изучения в повседневной практике;

– просвещение родителей воспитанников по организации патриотического воспитания младших школьников с использованием разнообразных форм совместной деятельности общеобразовательного учреждения и семьи (родительский лекторий, консультации, беседы, родительские собрания, конференции по обмену опытом, диспуты по проблемам правового воспитания детей и др.);

– совместное изучение педагогами и родителями проявлений младшими школьников патриотической воспитанности и разработка на этой основе программы совместной работы по патриотическому воспитанию младших школьников;

– привлечение родителей и других членов семей к участию в разнообразных коллективных делах патриотической направленности во внеучебной деятельности.

Эти элементы совместной работы учителей и семей, направленные на патриотическое воспитание младших школьников, использовались в экспериментальном классе во взаимосвязи. Учителя привлекали родителей к диагностике патриотической воспитанности своих детей. Для более успешного проведения эксперимента нами была разработана тематика родительских встреч и занятий с учетом пожеланий, прозвучавших на родительских собраниях, высказанных в индивидуальных беседах с учителями, родителями, наблюдений за младшими школьниками.

Нами были определены активные формы работы с родителями с учетом следующих факторов:

– желание и готовность самих родителей учащихся к участию в жизни класса;

– стремление с первого года обучения в школе своего ребенка обеспечить взаимодействие семьи и педагогов школы.

Одним из важных условий успешного осуществления патриотического воспитания младших школьников является привлечение родителей учащихся к участию в жизни классного коллектива1. Для того чтобы участие родителей в патриотическом воспитании младших школьников было организованным, целенаправленным и эффективным, мы проводили выявление реальных возможностей семей в воспитании детей.


В итоге, как показала экспериментальная работа, результаты совместной деятельности учителя и семьи в области патриотического воспитания младших школьников выражались в проявлении взаимопонимания, в повышении педагогической культуры родителей, во включении их в специально организованное общение с детьми и совместную с ними деятельность.

5. Осуществление индивидуального подхода к младшим школьникам в процессе патриотического воспитания во внеучебной деятельности.

Как показала экспериментальная работа, патриотическое воспитание младших школьников может быть эффективным, если осуществляется на основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

В определении сущности индивидуального подхода мы исходили из понимания его как важнейшего принципа отечественной педагогики, который находит свое обоснование в материалистической диалектике, в учении о личности и обществе, утверждающем, что только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков1.

Сущность индивидуального подхода состоит в том, чтобы приспособить методы и формы работы к индивидуальным особенностям личности и обеспечить, таким образом, в наибольшей мере развитие личности в том, чтобы умело побуждать и направлять её развитие, опираясь на актуальный уровень развития, всё больше приближать её к достижению «зоны ближайшего развития»2.

Необходимой стороной педагогического руководства деятельностью воспитанников является осуществление индивидуального подхода к ним. Он должен быть направлен, прежде всего, на создание для каждого воспитанника наиболее благоприятных условий для его физического и духовного развития в каждой из воспитательных систем, в которые он включен. Частные задачи индивидуального подхода могут быть весьма разнообразными. Ими могут быть задачи использования тех или иных видов деятельности для всестороннего развития школьника – с учетом его особенностей, задачи формирования у воспитанника тех или иных социально ценных интересов.

Главное направление индивидуального подхода – последовательное формирование у каждого воспитанника гуманного и вместе с тем многогранного отношения к людям - потребности и способности заботиться о других людях и о себе, положительного отношения к коллективу, в котором он живет и трудится, к его членам, целям и деятельности, патриотизма, интернационализма. Только на фоне решения этой ведущей задачи возможно эффективное решение других задач индивидуального подхода:


– использование тех или иных видов деятельности воспитанников для решения задач всестороннего их развития – с учетом индивидуальных особенностей;

– целенаправленная работа по формированию у воспитанников тех или иных интересов, склонностей, способностей;

– корректировка развития у воспитанников тех или иных нравственных, интеллектуальных, эстетических и других качеств.

Учителя в своей деятельности опирались на требования индивидуального подхода. Они старались всесторонне изучить личность школьника, выбирать формы, методы, средства процесса патриотического воспитания младших школьников, которые наиболее соответствуют особенностям личности, и состоянию, в котором он в данное время находится.

При организации индивидуальной работы со школьниками педагоги опирались на следующие принципы: установление и развитие деловых и межличностных контактов в ученическом коллективе, уважение самооценки личности учащегося, включение его в патриотическую деятельность, постоянное усложнение и повышение требовательности к школьнику в деятельности, стимулирование самообразования, самовоспитания. В тоже время, когда в классе 30 человек, индивидуальный подход к каждому из них возможен лишь в сочетании с дифференцированным. Дифференцированный подход предполагает мысленную разбивку на группы младших школьников, имеющих одинаковые индивидуальные особенности, и осуществление общего подхода к ним с учетом этих особенностей. Овладение дифференцированным подходом как разновидностью индивидуального подхода к учащимся позволяет учителю работать более рационально, не проявляя растерянности, охватывая педагогическим вниманием каждого из них.
Заключение
Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем - развитию патриотического воспитания младших школьников во внеклассной работе в системе общего образования.

Патриотизм – это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины; стремление нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины.