Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 188

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3. Рассмотрим эти направления подробнее.

Патриотическое воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России. Патриотическое воспитание охватывает большой спектр ценностей и затрагивает разные аспекты жизни. Оно развивает и формирует чувство патриотизма, которое включает в себя заботу об интересах нашей великой страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Родине в период военных испытаний, гордость за прошлое нашей страны, за научно-технический и культурный вклад нашей страны в мировую цивилизацию, отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважительное отношение к историческому прошлому и традициям нашей Родины1.

Военно-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания и его высшая форма, ориентированная на формирование у школьников высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, привитие гордости за русское оружие, любви к русской военной истории, военной службе и военной форме одежды, сохранение и преумножение славных воинских традиций. Военно-патриотическое воспитание – это самое важное направление воспитания. Оно традиционно ближе и понятнее современной молодежи потому, что их деды, отцы, близкие являлись и являются непосредственными участниками событий, связанных с войнами2.

Героико-патриотическое воспитание – то также составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сопричастность к деяниям предков и их традициям.

Национально-патриотическое воспитание – это составная часть патриотического воспитания, основанная на христианских заповедях, любви к Отечеству, уважении к родителям и старшим, стремлении к созданию семьи, на высокой нравственности и высочайшем понятии чести.

Гражданско-патриотическое – воспитание базируется, прежде всего, на сложившейся между государством и гражданином правовой базе, которая на практике даёт молодежи всё необходимые права и способствует их реализации, что вызывает у неё законную гордость за свою страну.


В работах В. Ю. Микрюкова по военно-патриотическому воспитанию школьников в современной России рассматриваются различные проблемы, решение которых он видит в совершенствовании воспитательного процесса в средней школе1. Анализ литературных источников по военно-патриотическому воспитанию детей и подростков в современной России выявил отсутствие в них комплексного системного подхода к вопросу военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Вместо типологии военно-патриотического воспитания в ряде случаев анализировались формы и способы военно-патриотической работы. История нашей страны, пишет В. Ю. Микрюков, свидетельствует о том, что чем больше внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию, укреплению Вооружённых Сил, тем крепче была страна2. И наоборот, – забвение военно-патриотического воспитания, пренебрежение к нуждам армии и флота неизбежно приводили государство Российское к самым тяжелым последствиям. Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины – 42%, а в 1998 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных1. Поэтому отдельными мерами по улучшению патриотического воспитания учащихся не обойтись. Нужна реорганизация всей системы патриотического воспитания в России на основе инновационных преобразований. А начинать эту реорганизацию необходимо с уточнения основополагающих понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», «военно-патриотическое воспитание» и усвоения их уже учащимися младших классов школы.

Определяющую роль в патриотической работе образовательного учреждения играет уровень профессиональных знаний и духовно-нравственных качеств администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения. Патриотическое воспитание учащихся осуществляется, прежде всего, во внеурочной деятельности, на что администрации образовательного учреждения необходимо акцентировать внимание учителей-воспитателей. Уже в младших классах учащиеся осмысливают такие понятия, как «Родина», «Подвиг», «Патриот», «Воин-освободитель», узнают о победах российского народа, учатся любить родную природу2.

В нашем исследовании мы исходим из того, что патриотизм – социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражается, прежде всего, в привязанности к родным местам, так называемой, Малой родине, привычному укладу жизни. С развитием государства

патриотизм наполнился политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в войнах, в отстаивании интересов отечества.

К настоящему времени в русской историографии обозначенной проблемы, как отмечает А. Г. Вороненко, выделяются три традиции, толкования, направления, понимания патриотизма. Это: военный патриотизм, гражданский и духовно-религиозный1. Это три разных понимания и три разных варианта организации, три модели патриотического воспитания. И именно с этим разночтением приходится иметь дело общеобразовательной школе. Вороненко А. Г. отмечает, что сегодня сложились и функционируют концептуальные модели патриотического воспитания, перспективные для России, среди которых он выделяет следующие:

а) предметно-тематическая модель (введение в систему общего образования новых учебных курсов граждановедческого характера);

б) надпредметная, ценностная модель (актуализация педагогическими средствами в процессе образования ценностей патриотического характера, иной смысловой контекст общего образования);

в) институциональная модель (моделирование жизни образовательного учреждения по сценариям патриотического общества и направленность на формирование патриотической культуры – школьное самоуправление, формирование демократического уклада школьной жизни, создание в школе правового пространства);

г) проектная модель (участие педагогического и ученического коллективов в осмыслении и решении общественно значимых проблем своего города или населенного пункта).

Примерные модели школьной системы патриотического воспитания учащихся позволяют конкретизировать их содержательное наполнение в контексте реализации школьных курсов и внешкольных мероприятий, занятиями по призванию в соответствии с комфортностью организационно- педагогических условий развития системы патриотического воспитания учащихся.

Таким образом, на основании проведенного анализа литературных источников нами выявлены современные подходы к формированию ценностных ориентаций патриотической направленности у школьников. Переживания, связанные с деятельностью и её результатом, выступают не только в виде непосредственного отклика на сам процесс её осуществления, но и приобретают для человека нравственный смысл, выявляя то личностное значение, какое получает для него учебная и трудовая деятельность.

Сущность высших чувств требует освоения индивидом системы соответствующих знаний, на основе которых формируются оценочные суждения и разнообразные чувства человека, становясь обоснованными и достаточными. Среда, окружающая личность, на познание и овладение которой направлена её активность, является средой «очеловеченной», т.е. воплощающей в себе социально организованный, исторически сложившийся опыт людей, данный в форме предметов материальной и духовной культур.


Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве и усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений.


1.2 Особенности и специфика патриотического воспитания младших школьников

С позиции концепции системного понимания воспитания система патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности является «частичной» системой воспитания1. Она может организовываться не как отдельный, самостоятельный процесс, а лишь как момент функционирования педагогических систем. Коллектив учащихся начальных классов, образовательное учреждение и семья являются целостными педагогическими системами, поэтому обеспечить высокую эффективность системы патриотического воспитания младших школьников возможно только при условии организации оптимального функционирования целостных педагогических систем в общеобразовательных учреждениях. Патриотическое воспитание младших школьников имеет с ними общие основы, но вместе с тем этот процесс имеет свою специфику.

Настоящее исследование выполнено применительно к младшему школьному возрасту, и мы, естественно, сконцентрируем свое внимание на характеристике особенностей этого возраста и определим их влияние на задачи и организацию патриотического воспитания младших школьников. Нам представляется необходимым выделить те специфические стороны личности младших школьников, которые могут стать необходимой базой при осуществлении их патриотического воспитания.

Как отмечает В. В. Давыдов, младший школьный возраст – это период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его обозначение связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования2. Содержание среднего образования и его задачи ещё окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными. По мнению В. В. Давыдова, можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Существенным моментом в развитии ребенка, вступившего в новый для него вид деятельности, является то, что у детей этого возраста сформирован достаточно устойчивый интерес к познанию и способность переживать социальную значимость учения. При этом, как отмечает Л. И. Божович, их привлекают именно серьезные занятая и значительно отвлеченно они относятся к тем видам работы, которые им напоминают занятия дошкольного типа