Файл: Диссертация по направлению 44. 04. 01 Педагогическое образование Поликультурное образование в многонациональном социуме.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 201
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Крупская Н. К. подчеркивала важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе изучения детьми жизни и деятельности выдающихся организаторов советского государства и участия в общественно-трудовой жизни страны. Именно она ввела понятие «военное воспитание», которое сегодня трактуется как «военно-патриотическое воспитание». В её трудах обстоятельно раскрывается содержание, методика и средства дифференцированного подхода, учета возрастных особенностей в формировании патриотических чувств. Она доказывала, что патриотизм должен воспитываться «с молоком матери» и продолжаться всю жизнь2.
Большой вклад внес A. C. Макаренко в решение проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения. Рассматривая цели воспитания в советской школе, он отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом»1. При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная»2. Макаренко A. C. отмечал, что «патриотическое поведение – это не просто добросовестное выполнение обязанностей, а непоколебимое стремление человека к выполнению: важного дела для Родины»3.
Большой вклад в теорию патриотического воспитания подрастающего поколения внес В. А. Сухомлинский4. Созданная им система представляет большую значимость и сегодня. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В. А. Сухомлинский подчеркивал, что одной их главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, к патриотической деятельности, причем сама деятельность включает готовность защищать свою социалистическую Родину, трудовой энтузиазм, любовь к свободе, борьбу за мир5.
Активно разрабатывали теорию патриотического воспитания подрастающего поколения, проблемы советского патриотизма Н. И. Губанова, Н. М. Конжиев, И. Е. Кравцева, Т. Н. Мальковская. Патриотическое воспитание школьников было одним из приоритетных направлений советской школы. У учащихся формировали чувства патриотизма, большого и глубокого уважения к подвигу старших поколений; готовность защищать и укреплять Родину; самоотверженно служить в рядах Советской Армии и Военно-Морского Флота; свято чтить память мужественных воинов, отдавших жизнь за Отчизну, приумножать славу ратного подвига
1. В современных условиях, когда отсутствует приемлемая для большинства граждан России общенациональная идея как основа всеобщего единства, согласия и прочного гражданского мира, многие педагоги и представители общественности справедливо ставят вопрос о значимости патриотического воспитания учащихся.
Сегодня у общеобразовательных учреждений есть мощный потенциал, способный возродить всё лучшее в деле воспитания подрастающего поколения. Потенциал этот связан, прежде всего, с возрождением России, а это дело рук людей увлеченных, патриотически мыслящих, граждански зрелых2. В активную творческую жизнь наступившего нового века и третьего тысячелетия вступило новое поколение юных граждан, воспитываемых в условиях нового понимания демократии, строительства гражданского общества. Именно на плечи этого поколения ложится в будущем основная нагрузка в деле защиты и восстановления величия и могущества нашего славного Отечества3.
В настоящее время идет многосторонний и интенсивный поиск подходов к новой стратегии патриотического воспитания школьников. Была принята Государственные программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», в которой патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»1.
Для обоснования исходных теоретических позиций нашего исследования рассмотрим педагогический смысл понятий «патриотизм», «воспитание», «патриотическое воспитание». Так, в толковом словаре В. И. Даля слово «патриот» означает любитель отечества, ревнитель о благе его2.
Патриотизм, по мнению Г. Х. Валеевой, включает чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвятить свой труд, силы и способности расцвету родины3. Валеева Г. Х. выделяет два ключевых понятия, используемых для характеристики патриотизма – Родина и Отечество. Разграничение понятий Родина и Отечество обуславливает включение в определение патриотизма таких составляющих, как отношение к Родине и верность Отечеству. Патриотизм выражает отношение человека к Родине и Отечеству, т.е. любовь к Родине и верность Отечеству выступают в качестве объектов ценностного отношения, иными словами патриотизм представляет «предметную» и (или) «субъектную» ценность».
Датский В. А. выделяет следующие подходы к определению понятия «патриотизм»: компетентностный, эмоционально-аксиологический, акмеологический, комплексный, социально-психологический1.
По его мнению, компетентностный подход рассматривает патриотизм как готовность к защите Родины. На протяжении многих веков «любить Родину» означало «защищать Родину», и такое понимание продолжает оказывать влияние на распространённость данного подхода и сегодня. Защита Родины рассматривается не как профессиональное, а как общенародное дело.
Под компетенцией понимается готовность к мобилизации определённых знаний, умений и навыков для совершения правильных действий в необходимой ситуации. Достоинство рассматриваемого подхода – в осмысленности единства чувства и действия: любовь к Родине не просто прочувствована гражданином, но и проявляется в его конкретной деятельности. Патриот - человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины.
Недостаток такого понимания чувства патриотизма проявляется в его узости: «оборонный» аспект – лишь один из множества аспектов патриотизма, хотя бы и носящий сам по себе комплексный характер.
Эмоционально-аксиологический подход трактует патриотизм как особое чувство. Этот подход преобладает в обыденном сознании; здесь делаётся упор на эмоциональную окраску рассматриваемого явления. Наиболее распространённое с точки зрения эмоционально-аксиологического подхода определение понятия «патриотизма» – это эмоционально окрашенное стремление своими действиями служить интересам Родины, защищать её от врагов, любовь к Отечеству, языку, традициям, обычаям. В рамках данного подхода патриотизм – политический и нравственный принцип, содержанием которого является любовь и преданность к Отечеству, стремление защищать интересы Родины1.
Согласно акмеологическому подходу, патриотизм – высший духовный идеал человека. Данная традиция понимания патриотизма рассматривалась ещё К. Д. Ушинским. Разрабатывая свою теорию воспитания, Ушинский пришел к выводу, что краеугольным камнем педагогической теории должен стать принцип народности, базирующийся на духовно-нравственной традиции православия. Ушинский К. Д. считал патриотическое чувство самым сильным нравственным чувством в человеке.
Комплексный подход (индивидуально-психологический): рассматривает патриотизм как совокупность личностных психологических качеств – составляющих патриотизма. С точки зрения комплексного подхода в содержание комплексного понятия «патриотизм» могут входить следующие составляющие: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; забота об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому
Родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету Родины2.
Социально-психологический подход определяет патриотизм как особое состояние общества. Над разработкой данного подхода, относительно нового для отечественной педагогической науки, в настоящее время работают М. П. Бузский и А. Н. Вырщиков1. С позиций социально-психологического подхода патриотизм представляется как особое внутреннее состояние общества, особый способ обособления и формирования самобытности, в рамках которого формируются самосознание данного сообщества, его мировоззрение, ориентиры, уровень активности, условия самореализации. Иначе говоря, патриотизм как состояние духовной мобилизации народа определяется в виде особого «внутреннего перенапряжения» общества2.
Мы рассматриваем патриотизм с позиции комплексного подхода и формируем его определение следующим образом. Патриотизм – это интегративное качество личности, включающее патриотические знания, взгляды, убеждения, патриотические чувства, уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям, эмоционально-ценностное отношение к служению интересам Родины, стремление нести ответственность за неё, вставать на её защиту; готовность к выполнению гражданского долга и служению в Вооруженных силах РФ; стремление своей деятельностью способствовать расцвету Родины3.
Мы считаем, что анализ сущности понятия «патриотическое воспитание» невозможен без понимания более широкой категории, коей является воспитание. Понятие «воспитание» в научной литературе трактовалось и сегодня трактуется неоднозначно. Имеется значительное количество его определений и целей, а от исходного понимания сущности воспитания зависит оценка его результатов и эффективность. Так, К. Д. Ушинский воспитание трактовал как широкое понятие, включающее собственно воспитание, образование и обучение1.
Это привело к тому, что педагогику стали определять, как науку о воспитании. В последние 20 лет исследователи стали отходить от такого широкого понимания воспитания. Например, в учебнике «Педагогика» под редакцией Ю. К. Бабанского даётся следующее определение: «Воспитание, в специальном педагогическом смысле, есть процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности, её отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе»
2. Ильина Т. А. воспитание определяет как двусторонний процесс «взаимодействия» воспитателя и воспитанника, что более правильно отражает специфику воспитательного процесса3. Андреев В. И. считает, что «воспитание – это один из видов человеческой деятельности, которая преимущественно осуществляется в ситуациях педагогического взаимодействия воспитателя с воспитанником при управлении игровой, трудовой и' другими видами деятельности и общения воспитанника с целью развития его личности или отдельных личностных качеств, включая и развитие его способностей к самовоспитанию»4. В своем исследовании мы придерживаемся вышеприведенного определения воспитания.
Таким образом, в большинстве случаев воспитание определяется как целенаправленный процесс организации и управления воспитательным воздействием, причем акцент делается на создание условий развития и саморазвития личности воспитуемого, на совместную деятельность и сотрудничество субъектов воспитательного процесса – учащихся и педагогов.
Анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что в настоящее время в педагогической науке нет единой точки зрения на понятие «патриотическое воспитание». Так, М. В. Талдина считает, что патриотическое воспитание – это воспитание патриота, способного к активной и преобразующей деятельности в обществе, обладающего чувством гордости за свою Родину и ответственностью перед ней1. Дьяченко В. В. отмечает, что патриотическое воспитание направлено на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины2.
Исходя из совокупности понятий, мы отмечаем, что «патриотическое воспитание» – это один из аспектов целостного воспитательного, процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во благо интересов Родины и служение ей. Цель патриотического воспитания – формирование патриотизма как интегративного качества личности.
В настоящее время разрабатываются различные направления в патриотическом воспитании школьников: патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание