Файл: Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся, создание социальнопсихологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению. Психолог решает следующие задачи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.
Психолог решает следующие задачи:
-
обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям; -
дает оценку комфортности образовательной среды;
-
проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности; -
участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения; -
прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу; -
оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса; -
ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.
Консультирование(индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Просвещение и образование (психологическое)детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).
Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Модель психологического сопровождения .
Iэтап (I класс) Поступление ребенка в школу
-
Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу. -
Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.
-
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для учащихся начальной школы Т.А.Аржакаевой «Психологическая азбука»
IIэтап
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся II–III классов
-
Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД. -
Индивидуальное и групповое консультирование.
IIIэтап
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся I
V-V классов
-
Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии. -
Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе. -
Индивидуальное и групповое консультирование.
Диагностическое направление.
УУД | Инструментарий |
1 класс | |
Личностные | 1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур) 2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой 3. «Дом.Дерево.Человек» |
Регулятивные | 1. Методика «Тест простых поручений» |
Познавательные | 1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1 субтест (Э.Ф.Замбацявичене) |
Коммуникативные | 1. Методика «Рукавички» (Цукерман) |
Адаптация | 1. Методика «Домики» (Орехова) 2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) |
2-3 класс | |
Личностные | 1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна» 2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой |
Регулятивные | 1. Методика «Тест простых поручений» |
Познавательные | 1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-2/1-3 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене) |
Коммуникативные | 1. Методика «Рукавички» (Цукерман) |
Выявление одаренных детей | 1. Методика «Палитра интересов» (Савинов) |
4-5 класс | |
Личностные | 1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна» 2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой |
Регулятивные | 1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой. |
Познавательные | 1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-4 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене) |
Коммуникативные | 1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот) |
Выявление одаренных детей | 1. Методика «Палитра интересов» (Савинов) |
Готовность к переходу в 5 класс (для 4 классов) | 1. Тест школьной тревожности Филлипса 2. Методика сочинения (Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева) |
Коррекционно – развивающее направление.
(Программа «Психологическая азбука» 1-4 класс» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова)
Цель развивающей деятельности – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.
Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.
Структура группового занятия со школьниками.
-
Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия. -
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. -
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей). -
Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
При проведении занятий используются методы:
-
психолого-педагогические игры; -
развивающие упражнения; -
диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика); -
рисуночные методы.
Принципы реализации программы:
1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.
2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.
6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
Программа психопрофилактических занятий «Четыре путешествия».
Теоретические и методические основы программы
Представленная нами программа психопрофилактических развивающих занятий (уроков) по психологии в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологического здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Ввиду особой значимости концепции психологического здоровья для раскрытия содержания данной программы остановимся на ней подробнее.
Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает прежде всего психологические аспекты психического здоровья, взаимосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Она подчеркивает особое отношение психологического здоровья к духовности — к полноте и богатству развития личности, ориентации человека на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье. Кроме того, И.В. Дубровина полагает, что психологическое здоровье основано на полноценном и сохранном психическом здоровье.
По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной стороны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой — обеспечивает личности возможность непрерывного развития на протяжении всей жизни. К тому же психологическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем: первое является предпосылкой второго. Об этом свидетельствуют данные и психологии здоровья, и психосоматической медицины.