Файл: Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся, создание социальнопсихологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению. Психолог решает следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся, создание социально-психологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению.

Психолог решает следующие задачи:

  1. обеспечивает контроль за развитием учащихся; учет особенностей развития каждого ребенка в процессе обучения, соответствие этого процесса его индивидуальным возможностям;

  2. дает оценку комфортности образовательной среды;




  1. проводит психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности;

  2. участвует в диагностике сформированности универсальных учебных действий, достижения планируемых личностных и метапредметных результатов обучения;

  3. прогнозирует социальные риски образовательного процесса, проводит профилактическую работу;

  4. оказывает качественную психолого-педагогическую и социальную помощь всем участникам образовательного процесса;

  5. ведет психологическое просвещение педагогов и родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций.




Консультирование(индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, влияющих на процесс обучения. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.


Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Просвещение и образование (психологическое)детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

Экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения).

Психологическое сопровождение участников образовательного процесса позволит повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов могут стать основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволит сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

Модель психологического сопровождения .
Iэтап (I класс) Поступление ребенка в школу


  1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу.

  2. Проведение консультационной и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями адаптационного периода.




  1. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД и повышение уровня социально-психологической адаптации обучающихся. В рамках реализации этого направления может быть использована программа по психологии для учащихся начальной школы Т.А.Аржакаевой «Психологическая азбука»



IIэтап
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся IIIII классов


  1. Коррекционно-развивающая работа по формированию УУД.

  2. Индивидуальное и групповое консультирование.



IIIэтап
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся I

V-V классов

  1. Проведение диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.

  2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей в 5 классе.

  3. Индивидуальное и групповое консультирование.


Диагностическое направление.


УУД

Инструментарий

1 класс


Личностные

1. Методика «Лесенка» (В.Г. Щур)

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

3. «Дом.Дерево.Человек»

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1 субтест (Э.Ф.Замбацявичене)

Коммуникативные

1. Методика «Рукавички» (Цукерман)

Адаптация

1. Методика «Домики» (Орехова)

2. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

2-3 класс


Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

Регулятивные

1. Методика «Тест простых поручений»

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-2/1-3 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)

Коммуникативные

1. Методика «Рукавички» (Цукерман)

Выявление одаренных детей

1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)

4-5 класс


Личностные

1. Методика «Самооценка Дембо – Рубинштейна»

2. Опросник мотивации Н.Г. Лускановой

Регулятивные

1. Методика «Интеллектуальная лабильность» модификации С.Н.Костроминой.

Познавательные

1. Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» 1-4 субтесты (Э.Ф.Замбацявичене)

Коммуникативные

1. Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся Э. М. Александровская, Ст. Громбах(модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Выявление одаренных детей

1. Методика «Палитра интересов» (Савинов)

Готовность к переходу в 5 класс (для 4 классов)

1. Тест школьной тревожности Филлипса

2. Методика сочинения (Е.И. Афанасьева, Н.Л. Васильева)



Коррекционно – развивающее направление.

(Программа «Психологическая азбука» 1-4 класс» Т.А.Аржакаева,И.В.Вачков,А.Х.Попова)
Цель развивающей деятельности – помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со сверстниками, учителями и родителями, найти свое место в школьной жизни.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей – установку преодоления.

4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.

6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.

7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

Структура группового занятия со школьниками.

  • Ритуалы приветствияпрощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

  • Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).

  • Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).



При проведении занятий используются методы:

  • психолого-педагогические игры;

  • развивающие упражнения;

  • диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);

  • рисуночные методы.


Принципы реализации программы:

1. Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, учёт типа детско-родительских отношений, уровня общего состояния ребёнка.

2. Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.

3. Принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.

4. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.

5. Принцип научности лежит в основе всех технологий, способствующих коммуникативным способностям детей старшего дошкольного возраста.

6. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей, укрепление психологического здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.

Программа психопрофилактических занятий «Четыре путешествия».


Теоретические и методические основы программы

Представленная нами программа психопрофилактических раз­вивающих занятий (уроков) по психологии в начальной школе в своей теоретической основе опирается на понятие психологическо­го здоровья, введенное И.В. Дубровиной и в последующем развитое О.В. Хухлаевой. Ввиду особой значимости концепции психологи­ческого здоровья для раскрытия содержания данной программы остановимся на ней подробнее.

Под психологическим здоровьем И.В. Дубровина понимает прежде всего психологические аспекты психического здоровья, вза­имосвязанные со всей личностью в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа. Она подчер­кивает особое отношение психологического здоровья к духовно­сти — к полноте и богатству развития личности, ориентации чело­века на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким об­разом, если у личности нет этической базы, то нельзя говорить о ее психологическом здоровье. Кроме того, И.В. Дубровина полагает, что психологическое здоровье основано на полноценном и сохран­ном психическом здоровье.

По мнению О.В. Хухлаевой, психологическое здоровье пред­ставляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями инди­вида и общества и являющихся предпосылкой ориентации лично­сти на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной сторо­ны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой — обеспе­чивает личности возможность непрерывного развития на протяже­нии всей жизни. К тому же психологическое здоровье напрямую связано с физическим здоровьем: первое является предпосылкой второго. Об этом свидетельствуют данные и психологии здоровья, и психосоматической медицины.