Файл: Целью психологического сопровождения является сохранение психического здоровья учащихся, создание социальнопсихологических условий в образовательной среде, способствующих социализации личности и успешному обучению. Психолог решает следующие задачи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


8. Арттерапевтические методы. Отечественное арттерапевтиче-ское направление представлено работами А.И. Копытина, Л.Д. Ле­бедевой и др. Арттерапия предполагает занятия разнообразными видами искусства и творчества: рисованием, изготовлением поде­лок, мозаики, резьбой по дереву, лепкой, работой со стеклом, фольгой и др. Арттерапевтические методы снимают психологиче­ское напряжение, тревогу, повышают творческие способности ре­бенка, содействует его самовыражению. Важнейший принцип арт-терапии — безусловное принятие и одобрение всех продуктов твор­ческой деятельности ребенка независимо от их содержания и качества. В нашей программе психологических занятий активно применяются рисование, лепка (создание образов из пластилина), работа со стеклом, фольгой (создание кукол) и др.

9. Упражнения, развивающие исследовательскую деятельность де­тей. Эти методы заключаются в том, что дети проводят самостоятельные исследования на выбранные ими или заданные взрослым темы. Известно, что исследовательское обучение развивает познава­тельную активность и креативность, творческие способности ребен­ка. В нашей программе эти приемы чаше всего встречаются в форме специфических домашних заданий: например, в уроке на тему друж­бы дается задание — провести за неделю мини-исследование самого себя (подумать, что ты готов сделать для друга такого, чего не делал раньше, и сделать это) или побывать у себя дома в роли журналиста и расспросить своих близких об их друзьях детства, записав сведения в специальную анкету. Исследовательские методы обычно очень нравятся детям, поскольку возбуждают их природный интерес, лю­бопытство и стимулируют свободные, активные действия.

10. Методы релаксации. Релаксация — это достижение общего состояния покоя, отдыха, расслабленности, которое характеризует­ся уменьшением нервного напряжения. Релаксация необходима ре­бенку периодически, чередуясь с напряжением. Обычно состояние релаксации достигается серией повторяющихся упражнений (в том числе и дыхательных), направленных на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц. Поскольку детям младшего школьного возраста зачастую бывает сложно сидеть спокойно и на­правленно заниматься расслаблением, мы полагаем, что с ними бо­лее эффективно использовать релаксацию в сочетании с активной визуализацией каких-либо приятных картин, образов. Вообще, с детьми нужно использовать «легкую» релаксацию, не уходя на ее глубинные уровни. На уроке релаксация может применяться как в начале с целью визуализации какого-то образа, связанного с основ­ным содержанием занятия, так и в заключение, чтобы снять воз­буждение и напряжение детей.


Цели и задачи программы.

Основной целью программы психопрофилактических занятий по психологии «Четыре путешествия» является формирование и профилактика нарушений психологического здоровья детей в соот­ветствии с его трехкомпонентной структурой, описанной выше, а также выполнение возрастных задач развития.

Соответственно можно выделить следующие задачи программы:

1) формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и не­достатки;

2) развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоиии, чувства, причины своих и чужих поступков;

3) формирование потребности в саморазвитии и самоизмене­нии у ребенка;

4) развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя;.

5) расширение пассивного и активного психологического сло­варя детей.

Помимо общих задач, характеризующих всю программу в це­лом, мы выделили также специфические задачи для каждого кон­кретного класса и возраста. Таким образом, мы учитывали не толь­ко универсальные возрастные особенности младших школьников, но и те возрастные задачи и проблемы, которые по научным дан­ным и нашим собственным наблюдениям характерны для учеников каждого класса начальной школы. Ниже в таблице представлены выделенные нами приоритеты в психопрофилактической группо­вой работе с учениками разных классов начальной школы.

Задачи психопрофилактической групповой работы психолога в разных классах начальной школы

Класс

Задачи работы

1-й класс. «Путешествие в Мир Эмоций»


1. Развитие позиции школьника.

2. Развитие умения распознавать и владеть собственными эмоциями, обучение навыкам саморегуляции (способности эмоционального интеллекта).

3. Снижение страха ошибки.

4. Повышение самооценки детей.

5. Развитие рефлексии.

6. Развитие сплоченности детского коллектива

2-й класс.

«Путешествие в Мир Дружбы и Сотрудниче­ства»


1. Развитие толерантности и сотрудничества детей.

2. Развитие умения принимать ситуацию и изменять ее.

3. Работа с симпатиями и антипатиями в классе.

4. Профилактика и разбор конфликтных ситуаций в классе.

5. Коррекция страха отметки

3-й класс. «Путешествие по Внутренне­му Миру»


1. Развитие самосознания детей через совершенствование рефлексии.

2. Осознание детьми своего образа «Я» глазами Другого.

3. Развитие положительного отношения, принятия себя и Другого.

4. Развитие самостоятельности детей.

5. Развитие сплоченности детского коллектива

4-5 класс. «Путешествие в Мир Будущего»

1. Работа с психологическим временем личности: осозна­ние прошлого, простраивание перспективы будущего, целей, средств их достижения.

2. Коррекция страха будущего.

3. Развитие осознания сферы прав и обязанностей.

4. Развитие самостоятельности детей